ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Инновационная деятельность лежит в основе научно-технического и социального прогресса любого общества. Понимание тупиковости развития страны за счет сырьевых ресурсов существовало и во времена СССР. С развитием в России рыночных отношений в 90-е годы прошлого века появились реальные предпосылки для глубокой модернизации экономики страны и ее перехода к интенсивному пути развития, основанному на использовании инноваций и высоких технологий. Понимание необходимости такого перехода утвердилось в политическом руководстве и на всех уровнях государственной власти. К настоящему времени правительством и органами законодательной власти принят ряд решений, направленных на поддержку инновационного развития.
Среди таких решений можно отметить Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127 ФЗ от 23.08.1996 г., постановление Правительства РФ от 3.02.1994 г. №65 (с изменениями от 12.12.1995 г. и 6.03.1996 г., в соответствии с которым был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, постановление Правительства РФ от 26.08.1995 г. № 827 (с дополнениями от 2.11.1995 г.), в соответствии с которым был образован Федеральный Фонд производственных инноваций, создание приказом Минобразования РФ от 22.05.1997 г. Инновационного совета в сфере науки и научного обслуживания Министерства общего и профессионального образования РФ, Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 1.04.1996 г. и другие.
В последние годы у государства и российского бизнеса появилась и финансовые возможности поддержать развитие наукоемкого сектора экономики. Были разработаны и утверждены государственные программы и ряд конкретных проектов в этом направлении и выделены весьма значительные средства.
Однако сколько-нибудь заметной отдачи от вложенных средств до сих пор не видно. Очевидно, дело здесь не в объеме средств или отсутствии политической воли. Главная проблема - это острый недостаток высококвалифицированных специалистов, умеющих работать в рыночной среде и не боящихся инноваций. Ведь понятно, что программы и проекты не заработают сами по себе, их осуществляют конкретные люди, специалисты в соответствующих областях. Между тем качество подготовки выпускников вузов продолжает снижаться. Дошло до того, что стало трудно найти подходящего специалиста даже для работы в правительстве. В реальном секторе экономики положение не лучше. Предпринимательское сообщество уже сейчас недовольно уровнем подготовки специалистов, указывая, что этот уровень не отвечает современным требованиям. На предприятиях ждут не просто грамотных, но еще и умеющих организовать инновационный цикл специалистов.
Таким образом, для формирования в России инновационной среды, помимо организационных и законодательных мер настоятельно необходимо наладить подготовку современных специалистов.
Создание сети федеральных университетов, федеральных исследовательских центров, организацию конкурсов по отбору вузов, реализующих инновационные программы (так называемых инновационных вузов) можно рассматривать как реакцию государства на современную ситуацию с подготовкой кадров. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2006 г. в 2006 и 2007 годах проведено 2 таких конкурса, отобрано 57 победителей инновационных проектов. Для реализации заявленных проектов победители получили средства, соизмеримые с годовыми бюджетами этих вузов. Каковы же результаты? Полученные средства в основном были израсходованы и расходуются на ремонт зданий, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации преподавателей и персонала, то есть по статьям, которые могут и должны финансироваться прямо из бюджета даже в отсутствие у вуза инновационного проекта.
К сожалению приходится констатировать, что кардинальных сдвигов ни в организации учебного процесса, ни в научной и научно-внедренческой сферах не произошло.
Анализ проблем, связанных с подготовкой специалистов в инновационных вузах, можно найти в ряде исследований. Однако, важнейшим, на наш взгляд, факторам, препятствующим инновационному развитию вузов, как и путям ускорения перехода вузов к инновационной модели развития, уделяется неоправданно мало внимания.
В настоящем сообщении предпринята попытка анализа таких фундаментальных проблем современного высшего образования как мотивация инновационного развития и содержание инновационной деятельности вуза.
Так что же такое инновационный вуз и каким образом он должен осуществлять деятельность в рыночной среде?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, нужно проанализировать само понятие инновации, инновационной деятельности. Ввиду многогранности упомянутых понятий существует и множество их определений. Мы полагаем правильным, в наиболее общей форме, определить инновационную деятельность как создание и использование новых знаний с целью получения материальных и нематериальных благ.
В инновационной деятельности выделяют два этапа: «интеллектуальный» и этап практической реализации новшеств.
Инновационная деятельность чрезвычайно близка к предпринимательству. Многие исследователи даже отождествляют эти два понятия. С нашей точки зрения инновационная деятельность включает предпринимательство, но является более широким понятием, поскольку стимулом для «интеллектуального» этапа инновационной деятельности может являться не только прибыль, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса научного исследования, научных открытий.
Какие же условия необходимо создать для того, чтобы вуз стал не только восприимчив к инновациям, но и стремился постоянно генерировать их сам? Другими словами, какова мотивация инновационного вуза быть таковым? Здесь следует упомянуть о двойственной природе вузов в рыночных условиях: с одной стороны вуз является субъектом рынка, являясь предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научно-техническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию, с другой стороны он выполняет важный социальный заказ общества - готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства.
Мотивация рыночных предприятий, прибегающих к использованию инноваций проста: они делают это в условиях острой конкурентной борьбы, когда они проигрывают эту борьбу, то есть только от отчаяния, при угрозе разорения. Если предприятие работает устойчиво, не испытывает давления со стороны конкурентов - нет и желания рисковать, без нужды терять деньги. Предприятие, впервые выходящее на рынок, может закрепиться на нем, если найдет свою уникальную нишу, либо с помощью инноваций добивается конкурентных преимуществ в уже существующих сегментах рынка.
Таким образом, если рассматривать вуз как рыночное предприятие, то, чтобы сделать его восприимчивым к инновациям, нужно поставить его в положение полноценного субъекта рыночных отношений, когда он будет иметь эффективного собственника, свободно распоряжаться получаемой прибылью и существовать в конкурентной среде, имея реальную угрозу банкротства.
С точки зрения рынка, менеджмент современных российских государственных вузов представляет собой временных управляющих на предприятиях-банкротах, у них нет стимулов ни к эффективному расходованию средств, ни к, тем более, долгосрочным рисковым вложениям, каковыми являются вложения в инновации. Таким образом, без глубоких институциональных изменений в системе высшего образования (прежде всего разгосударствления вузов), при ненадлежащем контроле со стороны неэффективного собственника (а государство всегда неэффективный собственник), нынешнем уровне коррупции и состоянии правоохранительной системы, выделяемые на инновационные программы средства заведомо будут потрачены, в основном, нецелевым образом.
При разгосударствлении вузов, на наш взгляд, целесообразно вернуться к идее их акционирования. Акции крупнейших российских вузов должны котироваться на фондовой бирже (как это происходит с акциями ведущих университетов США). Курс акций и капитализация вуза в этом случае будут давать наиболее объективную рыночную оценку эффективности менеджмента вуза и определять его рейтинг.
С другой стороны, как мы уже отмечали, вуз - это не просто предприятие по производству услуг, он готовит кадры для народного хозяйства, выполняя важнейшую социальную функцию. Поэтому государство не может позволить погибнуть в конкурентной борьбе большинству вузов, особенно таких, которые готовят специалистов, необходимых для поддержания обороноспособности страны, устойчивого функционирования экономики.
Вот здесь и можно провести разграничение между обычными, государственными, вузами, и инновационными вузами. Инновационные вузы не должны иметь прямого бюджетного финансирования, они должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки специалистов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Такие вузы - это вузы-лидеры, вузы-новаторы. Остальные вузы, находящиеся на бюджетном финансировании, будут оставаться в своем нынешнем состоянии и смогут реализовать сценарий догоняющего развития, что, впрочем, также важно, особенно в областях знаний, где намечается отставание отечественной науки и технологий
Чтобы инновационные вузы смогли существовать, необходимо создать внешний спрос на их продукцию. Требуется в сотни раз увеличить финансирование на проведение прикладных исследований со стороны предприятий и организаций, что вполне реально, если законодательно закрепить возможность использования некоей части прибыли предприятий для проведения НИР и уменьшение на эту часть налога на прибыль. Кроме того, целесообразно отраслевые научно-исследовательские институты передать соответствующим вузам, то есть образовать научно-образовательные комплексы, поскольку в настоящее время в НИИ не хватает кадров, а в вузах очень слаба материальная база науки.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как подготовить специалистов с инновационным мышлением, чему и как их учить в вузе. Выше мы отмечали, что инновационный цикл включает 2 этапа: исследовательский и внедренческий. Первый этап предполагает умение вести научную, исследовательскую работу, второй - склонность к предпринимательству и умение работать в условиях конкуренции. Оба этапа требуют от специалиста обладания творческими способностями и навыками практической работы.
Таких специалистов можно подготовить только в творческой обстановке, когда внутренняя жизнь вуза тесно связана с реалиями рынка, то есть - в инновационных вузах. Однако: а можно ли научить инновационной деятельности? На наш взгляд - конечно нет, как нельзя научить творчеству, таланту. В вузе, как и в любом образовательном учреждении, можно лишь развить творческие задатки, воспитать талант.
Как известно, вуз выполняет двуединую задачу образования и воспитания. Образование дает знания, формирует умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности, воспитание же раскрывает творческий потенциал личности, прививает культуру научной и производственной работы.
Таким образом, при зачислении абитуриентов в инновационный вуз нужен особый отбор, учитывающий не только уровень подготовки, но и творческие способности. Кроме того, в учебных планах инновационных вузов следует увеличить количество часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, организовать научную работу студентов в реальных условиях научных и производственных коллективов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Для форсированного перехода экономики России на инновационный путь развития совершенно недостаточно образовать несколько госкорпораций и федеральных университетов и назвать их инновационными. Необходимо сформировать внешние условия (законодательные и социальные), в которых предприятия и вузы могли бы существовать только в режиме непрерывного внедрения инноваций.
2. Инновационный вуз - это учебно-научно-производственный комплекс, университет предпринимательского типа, самостоятельно зарабатывающий средства на свое существование и самостоятельно расходующий эти средства. Для создания эффективной, системно организованной инновационной среды целесообразно приступить к разгосударствлению и акционированию вузов.
3. Отбор абитуриентов для обучения в инновационных вузах следует осуществлять с учетом не только уровня подготовки, но и их творческих способностей и склонности к предпринимательству. В учебных планах подготовки специалистов целесообразно увеличить количество академических часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, научно-исследовательскую работу студентов и производственные практики осуществлять в реальных научных и производственных коллективах.
Работа представлена на научную международную конференцию «Актуальные проблемы образования», Греция (Афины-Дельфы-Метеоры-Микены-Нафплио-Эпидавр), 15-22 октября 2008 г. Поступила в редакцию 09.10.2008.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 250 KB...
25 01 2021 5:36:19
Статья в формате PDF 153 KB...
24 01 2021 15:37:21
Статья в формате PDF 112 KB...
22 01 2021 19:19:34
Статья в формате PDF 119 KB...
21 01 2021 13:57:52
Статья в формате PDF 108 KB...
20 01 2021 4:14:29
Статья в формате PDF 169 KB...
19 01 2021 4:26:53
Статья в формате PDF 134 KB...
18 01 2021 21:50:28
Статья в формате PDF 109 KB...
17 01 2021 3:11:46
Статья в формате PDF 124 KB...
16 01 2021 17:25:53
Статья в формате PDF 308 KB...
15 01 2021 23:27:52
Статья в формате PDF 117 KB...
14 01 2021 13:39:14
Статья в формате PDF 94 KB...
11 01 2021 0:31:54
Статья в формате PDF 263 KB...
10 01 2021 23:32:46
Статья в формате PDF 114 KB...
09 01 2021 5:44:12
Статья в формате PDF 120 KB...
08 01 2021 12:40:29
Статья в формате PDF 197 KB...
07 01 2021 18:24:57
Статья в формате PDF 123 KB...
06 01 2021 22:43:55
Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...
05 01 2021 9:28:18
Статья в формате PDF 110 KB...
04 01 2021 21:31:18
Статья в формате PDF 133 KB...
03 01 2021 10:38:59
Статья в формате PDF 140 KB...
02 01 2021 14:57:30
Статья в формате PDF 108 KB...
01 01 2021 19:12:57
Статья в формате PDF 271 KB...
30 12 2020 5:59:24
Статья в формате PDF 138 KB...
29 12 2020 17:44:52
Статья в формате PDF 108 KB...
28 12 2020 18:31:57
Статья в формате PDF 120 KB...
27 12 2020 16:55:15
Статья в формате PDF 196 KB...
26 12 2020 9:52:53
Статья в формате PDF 107 KB...
25 12 2020 22:51:53
Статья в формате PDF 250 KB...
24 12 2020 5:58:20
Статья в формате PDF 222 KB...
23 12 2020 17:12:12
Статья в формате PDF 137 KB...
20 12 2020 4:46:54
Статья в формате PDF 119 KB...
19 12 2020 4:17:55
Статья в формате PDF 110 KB...
18 12 2020 19:42:56
Статья в формате PDF 292 KB...
17 12 2020 21:24:16
Статья в формате PDF 110 KB...
16 12 2020 19:43:30
Статья в формате PDF 89 KB...
15 12 2020 0:12:34
Статья в формате PDF 132 KB...
14 12 2020 22:28:12
Статья в формате PDF 114 KB...
13 12 2020 0:12:10
Статья в формате PDF 109 KB...
12 12 2020 22:40:13
Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотребления в процессе формирования адаптации. ...
11 12 2020 7:35:44
Статья в формате PDF 132 KB...
10 12 2020 9:53:39
Статья в формате PDF 141 KB...
09 12 2020 11:55:36
Статья в формате PDF 251 KB...
08 12 2020 22:54:59
Статья в формате PDF 90 KB...
07 12 2020 13:59:41
Статья в формате PDF 144 KB...
06 12 2020 22:15:16
Статья в формате PDF 274 KB...
05 12 2020 21:43:15
Статья в формате PDF 433 KB...
02 12 2020 1:25:45
Статья в формате PDF 109 KB...
01 12 2020 18:41:49
Статья в формате PDF 145 KB...
30 11 2020 11:32:29
Статья в формате PDF 128 KB...
29 11 2020 0:24:51
Статья в формате PDF 170 KB...
28 11 2020 0:43:57
Статья в формате PDF 704 KB...
27 11 2020 3:59:47
Статья в формате PDF 266 KB...
26 11 2020 11:52:36
Статья в формате PDF 241 KB...
25 11 2020 22:44:11
Статья в формате PDF 136 KB...
24 11 2020 6:27:47
Статья в формате PDF 97 KB...
23 11 2020 2:36:25
Статья в формате PDF 111 KB...
22 11 2020 18:35:33
Статья в формате PDF 224 KB...
20 11 2020 2:29:48
Статья в формате PDF 112 KB...
19 11 2020 11:55:22
Статья в формате PDF 173 KB...
18 11 2020 21:57:14
Статья в формате PDF 103 KB...
17 11 2020 3:33:16
Статья в формате PDF 104 KB...
16 11 2020 16:19:10
Статья в формате PDF 133 KB...
15 11 2020 10:36:38
Статья в формате PDF 140 KB...
14 11 2020 4:52:15
Статья в формате PDF 139 KB...
13 11 2020 0:46:54
Статья в формате PDF 259 KB...
12 11 2020 14:33:15
Статья в формате PDF 112 KB...
09 11 2020 13:21:28
Статья в формате PDF 127 KB...
08 11 2020 7:49:33
Статья в формате PDF 119 KB...
07 11 2020 1:15:57
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
05 11 2020 6:56:32
Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...
03 11 2020 16:56:36
Статья в формате PDF 84 KB...
02 11 2020 11:41:27
Статья в формате PDF 104 KB...
30 10 2020 12:39:29
Статья в формате PDF 106 KB...
29 10 2020 13:12:19
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
28 10 2020 9:42:20
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гениталий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...
27 10 2020 11:58:43
Статья в формате PDF 313 KB...
26 10 2020 3:31:13
Статья в формате PDF 109 KB...
25 10 2020 2:43:37
Статья в формате PDF 99 KB...
24 10 2020 9:52:16
Статья в формате PDF 110 KB...
23 10 2020 8:47:10
Статья в формате PDF 102 KB...
22 10 2020 0:59:41
Статья в формате PDF 121 KB...
21 10 2020 9:22:51
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
20 10 2020 5:21:23
Статья в формате PDF 308 KB...
19 10 2020 16:29:42
Статья в формате PDF 119 KB...
18 10 2020 3:24:25
Статья в формате PDF 111 KB...
16 10 2020 11:30:30
Статья в формате PDF 102 KB...
14 10 2020 20:11:48
Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...
13 10 2020 15:40:40
Статья в формате PDF 267 KB...
12 10 2020 8:24:54
Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...
11 10 2020 5:11:27
Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...
09 10 2020 6:56:50
Статья в формате PDF 250 KB...
07 10 2020 18:23:42
Статья в формате PDF 120 KB...
06 10 2020 8:45:43
Статья в формате PDF 284 KB...
05 10 2020 8:40:55
Статья в формате PDF 104 KB...
04 10 2020 8:51:10
Статья в формате PDF 120 KB...
03 10 2020 19:47:34
Статья в формате PDF 193 KB...
02 10 2020 10:47:31
Статья в формате PDF 107 KB...
01 10 2020 8:41:31
Статья в формате PDF 101 KB...
30 09 2020 22:27:23
В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...
29 09 2020 6:16:48
Статья в формате PDF 253 KB...
28 09 2020 14:28:52
Статья в формате PDF 135 KB...
27 09 2020 13:27:26
Статья в формате PDF 124 KB...
26 09 2020 5:49:11
Статья в формате PDF 357 KB...
24 09 2020 22:17:56
Статья в формате PDF 129 KB...
23 09 2020 19:56:53
Статья в формате PDF 103 KB...
22 09 2020 18:26:36
Статья в формате PDF 269 KB...
21 09 2020 10:19:10
Статья в формате PDF 142 KB...
20 09 2020 11:10:45
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
19 09 2020 13:43:55
Статья в формате PDF 219 KB...
18 09 2020 20:13:21
Статья в формате PDF 130 KB...
17 09 2020 11:26:26
Статья в формате PDF 146 KB...
16 09 2020 6:17:34
Статья в формате PDF 117 KB...
15 09 2020 19:49:29
Статья в формате PDF 90 KB...
14 09 2020 6:14:47
Статья в формате PDF 240 KB...
12 09 2020 21:41:53
Статья в формате PDF 396 KB...
11 09 2020 5:41:50
Статья в формате PDF 301 KB...
10 09 2020 12:53:20
Статья в формате PDF 274 KB...
09 09 2020 16:59:37
Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...
08 09 2020 23:12:11
Статья в формате PDF 125 KB...
07 09 2020 15:17:54
Статья в формате PDF 104 KB...
06 09 2020 6:10:52
Статья в формате PDF 118 KB...
05 09 2020 15:22:24
Статья в формате PDF 143 KB...
04 09 2020 10:19:58
Статья в формате PDF 111 KB...
03 09 2020 2:21:18
Статья в формате PDF 116 KB...
01 09 2020 18:27:43
Статья в формате PDF 188 KB...
31 08 2020 8:32:24
Статья в формате PDF 98 KB...
30 08 2020 1:19:33
Статья в формате PDF 320 KB...
29 08 2020 10:38:56
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::