КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В сложившихся условиях производственной деятельности для работодателя на первый план выдвигается компетентность специалиста, его способности эффективно выполнять конкретные производственные функции и практически решать многие классы задач [2].
Одна из точек зрения предлагает понимать под компетентностью специалиста отдельные качества и умения, другая - их группы. Но в том и другом случае компетентности специалиста должны соответствовать классам задач. Одним из классов задач, обязательных для исполнения, является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в производственных условиях. Специалисту, решающему вопросы безопасности жизнедеятельности, присущи свойства четырех профессиональных групп: «человек - человек»; «человек-техника»; «человек - живая природа»; «человек - знаковая система».
Использование компетентностей как результативно-целевой основы обучения безопасности жизнедеятельности обусловливает смещение (или уход) от традиционной, преимущественно знаниево-ориентированной схемы построения учебного процесса на схему, позволяющую обеспечить развитие компетентностей в инженерном образовании, а оценку качества результата подготовки будущего специалиста целесообразно осуществлять с помощью понятия «компетентность». При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Такая способность, конечно же, предполагает наличие научных знаний, которые, как указывает в своих работах И.А. Зимняя [4], являются когнитивной основой всех компетентностей. В тоже время, как справедливо указывается в теоретических разработках, посвященных обоснованию компетентностного подхода в образовании, нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации (А.Л. Андреев [1]).
Знакомство с позициями ученых-педагогов: А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов и В.В. Сериков, А.А. Вербицкий, И.Г. Галямина, Н.А. Гришанова, Э. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Ищенко, Е.А. Коган, Б.К. Коломиец, О.Г. Ларионова, М.И. Лукьянова, О.Н. Огай, Н.А. Рыбакина и Е.А. Самойлов, А.А. Пинский, Равен Дж., Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин, М.Ю. Холстед и Орджи Т., А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др., позволяет сделать следующие обобщения, которые необходимо учесть при разработке технологии в инженерном образовании по вопросам безопасности жизнедеятельности, а её результативно-целевая основа должна быть направлена на формирование и развитие компетентностей:
1. Понятие «компетентность» многоаспектно и сложно по структуре; компоненты компетентности специалиста обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, кумулятивности, социальной и личностной значимости.
2. Компетентности выпускника учебного профессионального заведения характеризуются социальностью, культуросообразностью, межпредметностью, надпредметностью, системностью, практикоориентированностью, ситуативностью, мотивированностью использования.
3. Компетентность представляет собой системное качество специалиста, которое возникает, проходит становление, развивается в процессе обучения (деятельности) и совершенствуется в процессе освоения практической деятельности.
4. В группах профессиональных действий и взаимоотношений «человек - человек», «человек-техника», «человек-знак», «человек - живая природа» от специалистов требуются разные наборы компетентностей.
5. Каждая из групп компетентностей содержит в себе совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частных компетентностей, которые включают в себя обязательные компоненты знаний, умений и навыков, реализуемых в деятельности.
6. Компетентность рассматривается как система базовых характеристик, которые определяют профессиональный успех и могут быть описаны в терминах поведения, может быть оценена качественно и количественно, т.е. «компетенция/компетентность» технологична и диагностируема.
7. Формирование и развитие компетентностей происходит на уровне личности студента, что находит выражение в вариативности и возможности индивидуализации образовательного процесса.
8. Каждая компетентность реализуется на индивидуально-личностном, личностно-смысловом, операционном, информационном уровнях, что дает основы для управляемого и самоуправляемого развития компетентностей с помощью новых педагогических технологий.
9. Компетентность личности, по сути, потенциальна; она проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, так как ее оценка, как правило, дается другими субъектами.
10. Все компетентности социальны (в широком смысле этого слова), ибо они вырабатываются, формируются в социуме, они социальны по своему содержанию, они и появляются и функционируют в этом социуме.
С позиций настоящей работы в рамках деятельностного подхода весьма подходит определение компетентности, которое сформулировал Ю.Г. Татур: «... компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [5].
Интегральная структура компетентности личности специалиста-профессионала, как следует из цитируемого определения, представлена когнитивным, мотивационно-ценностным, операционно-деятельностным и социально-психологическим компонентами.
Когнитивный компонент компетентности в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до определенного уровня знания.
Мотивационно-ценностный компонент компетентности определяет избирательную направленность на деятельность. Отражая в себе нравственно-психологическое содержание профессионализма, этот компонент несет в себе потребность специалиста в творчестве, потребность самостоятельно ставить цели профессионально-творческой деятельности и достигать их, стремление к волевому напряжению при достижении этих целей, комплекс представлений о себе как о профессионале (профессиональная Я-концепция). Без мотивационной направленности на овладение избранной профессией эффективность процесса профессионального самосовершенствования будет минимальной даже в том случае, если специалист имеет в достаточной степени развитой интеллект и склонность к творческой деятельности. Изначальная личностная позиция отражает характер вовлеченности специалиста как целостного «Я» в развертывающуюся деятельность, что соответственно влияет и на организацию деятельности и на её продуктивность.
Операционально-деятельностный компонент содержит в себе, помимо антиципации, саморегуляции и умения принимать решения, профессиональное творчество, коммуникативную компетентность и адекватную профессиональную самооценку. Последняя непосредственно связана с интеллектуальной, личностной и межличностной рефлексией. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление специалистом движения в содержании проблемной ситуации, на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания. Личностная - направлена на самоорганизацию через осмысление специалистом себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего «Я». Межличностная - направлена на самоорганизацию своей деятельности через осмысление личности и действий партнера по совместной деятельности.
Социально-психологический компонент включает в себя рефлексию, эмпатию, общение, понимание и др., определяет социализацию личности в общении, как одном из видов деятельности и, представляет процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в результате воздействия на развивающуюся личность различных направленных факторов общественного бытия, в т.ч. воспитания. Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, определяющие избирательность личности как объекта социализации. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Социально-психологическая компонента личности имеет самое прямое отношение к теории «Я-концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». Складываясь из отражения социальных оценок (мнений других людей), социально-психологическое «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем указывает на ее роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешними воздействиями когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора.
Рассмотрение компетентностей как результативно-целевой основы инженерного образования в области безопасности жизнедеятельности, и исходя из интегрального характера структуры компетентности личности, представляется возможным сделать обобщающие выводы в пользу деятельностного похода в обучении:
- все компетентности (учебные, профессиональные и социальные) формируются, развиваются и проявляются в деятельности;
- компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют результативный, практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в предметном действии и/или поступке, несущем в себе свойства, как предметности, так и социальности;
- будучи интегративным образованием, любая компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать в деятельности, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку усваивать социальный опыт и саморазвиваться;
- в активно разрабатываемой в настоящее время компетентностной концепции профессионального образования категория деятельности играет определяющую роль, ─ она позволяет уточнить и разграничить понятия компетенции и компетентности. Под последней понимаются приобретенные в результате образования способности личности к выполнению определенной деятельности. Она жестко не связана с конкретной профессией. В ней воплощаются качества, необходимые для успешной работы в производственной и общественной сферах (совокупность познавательных и деятельностных отношений), в мироощущении своего "Я" (рефлексивные отношения), в коммуникативном взаимодействии с другими людьми.
Выводы. Дефиниция «компетентность» фиксирует качественные характеристики, имеющие отношение ко всем «компонентам» действующего профессионала, что предполагает соответствующие психолого-педагогические технологии развития компетентностей специалиста через учебную деятельность в процессе его подготовки в профессиональном учебном заведении.
Психолого-педагогическая теория, которую можно и нужно положить в основу реализации компетентностного подхода, формирования и развития компетентностей должна «схватывать» не только предметно-технологическую, но и социально-нравственную стороны деятельности обучающихся, реализовывать цели обучения и воспитания в одном потоке социальной по своей сути образовательной деятельности. Существенным потенциалом в этом отношении обладает деятельностная теория усвоения социального опыта. В наибольшей мере, отмечает А.А. Вербицкий [3], подходит теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, основанная на деятельностной теории, вошедшая в практику инженерных наук (и соответствующих им кафедр) во многом в силу именно своей технологичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. №4. С. 19.
- Бондаренко Н.В. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников // Вестник общественного мнения. 2005, №3. С.41.
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.34.
- Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 18 с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 100 KB...
22 01 2021 8:54:58
Статья в формате PDF 107 KB...
21 01 2021 7:38:55
Статья в формате PDF 145 KB...
20 01 2021 10:41:17
Статья в формате PDF 112 KB...
19 01 2021 17:23:29
Статья в формате PDF 120 KB...
17 01 2021 20:34:56
Статья в формате PDF 107 KB...
16 01 2021 4:47:29
Статья в формате PDF 130 KB...
15 01 2021 1:40:15
Статья в формате PDF 110 KB...
14 01 2021 5:19:19
Статья в формате PDF 109 KB...
12 01 2021 21:38:41
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
11 01 2021 21:36:51
Статья в формате PDF 113 KB...
10 01 2021 16:51:25
Статья в формате PDF 103 KB...
09 01 2021 19:19:36
Статья в формате PDF 119 KB...
08 01 2021 1:45:42
Статья в формате PDF 114 KB...
07 01 2021 15:59:33
Статья в формате PDF 162 KB...
06 01 2021 10:10:15
Статья в формате PDF 102 KB...
05 01 2021 7:24:14
Статья в формате PDF 98 KB...
04 01 2021 8:23:24
Статья в формате PDF 118 KB...
03 01 2021 4:53:15
Статья в формате PDF 281 KB...
02 01 2021 0:51:25
Статья в формате PDF 132 KB...
01 01 2021 10:54:44
Статья в формате PDF 120 KB...
31 12 2020 20:20:48
Статья в формате PDF 120 KB...
29 12 2020 5:29:43
Статья в формате PDF 114 KB...
27 12 2020 14:29:57
Статья в формате PDF 121 KB...
26 12 2020 18:17:19
Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина ( К Н) и гибберелловой кислоты ( Г К) и совместно с витаминами никотиновой кислотой ( Н К) и пантотеновой кислотой ( П К) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стебля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...
25 12 2020 23:46:49
Статья в формате PDF 120 KB...
24 12 2020 20:51:31
Статья в формате PDF 84 KB...
23 12 2020 19:36:29
Статья в формате PDF 92 KB...
22 12 2020 4:51:25
Статья в формате PDF 106 KB...
21 12 2020 18:10:50
Статья в формате PDF 120 KB...
20 12 2020 13:12:34
Статья в формате PDF 116 KB...
19 12 2020 3:35:58
Статья в формате PDF 119 KB...
18 12 2020 16:13:59
Статья в формате PDF 99 KB...
17 12 2020 3:35:21
Статья в формате PDF 313 KB...
16 12 2020 5:34:30
Статья в формате PDF 145 KB...
15 12 2020 1:51:57
Исследовано влияние вегетативной нервной системы на нелинейную динамику сердечного ритма. С этой целью рассмотрены две модели: первая основана на изучении нелинейных показателей у лиц с различным вегетативным балансом, который является важнейшим показателем состояния вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Вторая модель – это возрастные особенности нелинейной динамики сердечного ритма. Показано, что наибольшая сложность и «хаотичность» ритма сердца наблюдается у лиц с преобладающим влиянием парасимпатического отдела В Н С. Наоборот, смещение вегетативного баланса в сторону симпатического отдела приводит к упорядочению последовательности кардиоинтервалов, Однако конечный результат не является просто суммой данных воздействий, поскольку интегрированные влияния обеих отделов В Н С имеет форму нелинейных взаимосвязей. ...
14 12 2020 7:47:19
Статья в формате PDF 260 KB...
13 12 2020 16:11:57
Статья в формате PDF 102 KB...
12 12 2020 12:40:11
Статья в формате PDF 114 KB...
11 12 2020 14:41:56
Статья в формате PDF 124 KB...
10 12 2020 18:50:31
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...
09 12 2020 21:17:16
Статья в формате PDF 93 KB...
08 12 2020 22:22:52
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
07 12 2020 9:57:19
Статья в формате PDF 114 KB...
06 12 2020 9:20:32
Статья в формате PDF 116 KB...
05 12 2020 1:18:42
Статья в формате PDF 90 KB...
04 12 2020 2:47:25
Статья в формате PDF 115 KB...
03 12 2020 21:10:58
Статья в формате PDF 90 KB...
02 12 2020 13:45:21
Статья в формате PDF 807 KB...
30 11 2020 10:26:30
Статья в формате PDF 107 KB...
29 11 2020 6:30:16
Статья в формате PDF 170 KB...
28 11 2020 9:19:23
Статья в формате PDF 103 KB...
26 11 2020 20:54:12
Статья в формате PDF 105 KB...
25 11 2020 15:28:12
Статья в формате PDF 148 KB...
24 11 2020 4:31:32
Статья в формате PDF 122 KB...
23 11 2020 21:54:24
Статья в формате PDF 110 KB...
22 11 2020 18:51:19
Статья в формате PDF 98 KB...
21 11 2020 16:47:36
Статья в формате PDF 134 KB...
20 11 2020 16:41:57
Статья в формате PDF 251 KB...
19 11 2020 11:49:53
Статья в формате PDF 180 KB...
18 11 2020 7:24:53
Статья в формате PDF 145 KB...
17 11 2020 0:46:56
Статья в формате PDF 123 KB...
15 11 2020 7:24:48
Статья в формате PDF 167 KB...
13 11 2020 13:58:13
Статья в формате PDF 138 KB...
12 11 2020 19:49:43
Статья в формате PDF 121 KB...
11 11 2020 7:56:59
Статья в формате PDF 286 KB...
10 11 2020 14:37:44
Статья в формате PDF 252 KB...
09 11 2020 11:16:12
Статья в формате PDF 111 KB...
08 11 2020 4:16:31
Статья в формате PDF 197 KB...
07 11 2020 16:22:52
Статья в формате PDF 127 KB...
06 11 2020 6:38:52
Статья в формате PDF 256 KB...
04 11 2020 7:21:22
Статья в формате PDF 163 KB...
03 11 2020 19:21:48
Статья в формате PDF 107 KB...
02 11 2020 3:19:42
Статья в формате PDF 145 KB...
01 11 2020 10:34:32
Статья в формате PDF 307 KB...
31 10 2020 13:15:26
В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...
30 10 2020 8:16:34
Статья в формате PDF 308 KB...
29 10 2020 23:16:15
Статья в формате PDF 251 KB...
28 10 2020 3:57:53
Статья в формате PDF 131 KB...
27 10 2020 12:23:28
В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...
26 10 2020 9:41:58
Статья в формате PDF 117 KB...
25 10 2020 7:59:33
Статья в формате PDF 391 KB...
24 10 2020 16:16:45
Статья в формате PDF 121 KB...
23 10 2020 20:44:31
Статья в формате PDF 131 KB...
22 10 2020 22:25:17
Статья в формате PDF 111 KB...
21 10 2020 21:35:25
В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...
20 10 2020 14:11:32
Статья в формате PDF 125 KB...
19 10 2020 3:42:48
Статья в формате PDF 300 KB...
18 10 2020 14:12:49
Статья в формате PDF 117 KB...
17 10 2020 8:59:10
Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей. ...
16 10 2020 4:20:26
Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...
15 10 2020 3:16:55
Статья в формате PDF 172 KB...
14 10 2020 9:39:43
Статья в формате PDF 137 KB...
13 10 2020 11:28:29
Статья в формате PDF 140 KB...
12 10 2020 19:37:59
Статья в формате PDF 130 KB...
11 10 2020 2:26:30
Статья в формате PDF 263 KB...
10 10 2020 15:36:14
Статья в формате PDF 131 KB...
09 10 2020 5:32:56
Статья в формате PDF 228 KB...
08 10 2020 9:11:59
Статья в формате PDF 263 KB...
07 10 2020 17:12:17
Статья в формате PDF 99 KB...
06 10 2020 8:23:57
Статья в формате PDF 112 KB...
05 10 2020 20:48:22
Статья в формате PDF 130 KB...
04 10 2020 2:30:31
Статья в формате PDF 282 KB...
03 10 2020 4:57:42
Статья в формате PDF 118 KB...
02 10 2020 7:54:24
Статья в формате PDF 241 KB...
01 10 2020 20:40:37
Статья в формате PDF 117 KB...
30 09 2020 17:21:28
Статья в формате PDF 129 KB...
29 09 2020 14:10:25
Статья в формате PDF 263 KB...
28 09 2020 8:10:42
Статья в формате PDF 232 KB...
26 09 2020 3:44:38
Статья в формате PDF 126 KB...
25 09 2020 20:45:52
Статья в формате PDF 138 KB...
24 09 2020 1:30:13
Статья в формате PDF 134 KB...
23 09 2020 2:52:11
Статья в формате PDF 117 KB...
22 09 2020 4:48:51
Статья в формате PDF 119 KB...
21 09 2020 7:42:49
Статья в формате PDF 112 KB...
20 09 2020 6:57:37
Статья в формате PDF 117 KB...
19 09 2020 17:47:43
Статья в формате PDF 257 KB...
18 09 2020 20:56:54
Статья в формате PDF 84 KB...
16 09 2020 8:33:53
Статья в формате PDF 142 KB...
15 09 2020 10:13:43
Статья в формате PDF 163 KB...
14 09 2020 20:55:21
Статья в формате PDF 144 KB...
13 09 2020 13:12:40
Статья в формате PDF 107 KB...
12 09 2020 6:26:11
Статья в формате PDF 244 KB...
11 09 2020 1:51:59
Статья в формате PDF 327 KB...
10 09 2020 14:54:46
Статья в формате PDF 109 KB...
09 09 2020 21:55:21
Статья в формате PDF 296 KB...
08 09 2020 8:56:20
Статья в формате PDF 110 KB...
07 09 2020 4:14:15
Статья в формате PDF 95 KB...
06 09 2020 7:38:25
Статья в формате PDF 90 KB...
05 09 2020 12:22:16
Статья в формате PDF 119 KB...
04 09 2020 22:23:47
Статья в формате PDF 134 KB...
02 09 2020 19:42:38
Статья в формате PDF 115 KB...
01 09 2020 1:46:39
Статья в формате PDF 137 KB...
31 08 2020 14:48:16
Статья в формате PDF 311 KB...
30 08 2020 3:59:46
Статья в формате PDF 106 KB...
29 08 2020 20:50:34
Статья в формате PDF 121 KB...
28 08 2020 23:34:51
Статья в формате PDF 542 KB...
26 08 2020 22:24:13
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::