IT-Reviews    

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рекомендуем: Узнай Китай!
Источник:
Зарецкий А.Д. Статья в формате PDF 132 KB

Как известно, частная собственность на средства производства и конкуренция являются основным двигателем экономических процессов в мире. В этом контексте весьма актуальной для России начала XXI в., идентифицируемой себя в глобальный мир, представляется проблема разработки и внедрения социальных технологий социализации существующей системы высшего образования в стране тем требованиям, которые определены в Болонской декларации (1999 г.)

Болонский процесс - это название Болонской декларации, которая подписана 19 июня 1999 г. министрами образования 29 стран Европы. Россия официально присоединилась к процессу осенью 2003 г., а ряд постсоветских стран - Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина - стали формальными членами этого процесса в мае 2005 г. В настоящее время число стран участниц Болонского процесса достигло 45.

Безусловно, российское общество интересуют экономические причины побудившие вступить Россию в Болонский процесс. Постараемся разобраться в этом.

Первое. Во второй половине XX века весь мир постепенно вступил в эпоху постмодернизма. Философия постмодернистского воззрения предполагает формирование особой культуры жизнеобеспечения, включает в себя разумное использование уже имеющихся накопленных естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний для комфортной жизни человеческого сообщества. Человечество научилось добывать для физического выживания минимальное количество продуктов питания и одежды, строительных материалов и пр. В разных странах получены и разработаны уникальные технологии для этого. Унификация образовательного процесса должна способствовать разным странам правильно использовать имеющиеся в мире звания. Кроме того, необходимо отметить, что постмодернизм усилил влияние гедонизма во всём мире(свидетельство этому - распространение СПИДа, наркозависимости и др.), а также он принёс угрозу распространения ядерного оружия, что чревато апокалипсистическими тенденциями. Противодействовать этому можно только совместными образовательными усилиями мирового сообщества.

Второе. Постмодернизм принёс такое явление как глобализация. Этому способствует интенсивное распространение средств связи и информации. Термин «глобализация» впервые концептуально был использован в 1981 г. американским социологом Дж. Маклионом.

Безусловно, мы не должны забывать, что, например, ускоренное экономическое развитие России в конце XIX века или США в начале XX века как мировой экономической державы, проходили за счёт внутренних эволюционных социальных ресурсов этих стран. Указанные нации при этом развивались изолированно от внешнего мира. Современная Россия осуществляет выбор пути своего дальнейшего социально-экономического развития. В мире, как известно, существуют две модели экономического развития: рыночная и нерыночная. Бывшая советская экономическая управленческая система оказалась разрушенной, а новой эффективной пока не создано. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) обозначен стратегический курс экономического и социального развития - построение демократического общества с рыночной экономической системой.

Очевидно, что открытая система высшего образования в России может позволить осуществить подготовку таких специалистов, которые смогут компетентно определить необходимый выбор экономического пути для страны. Образовательный процесс должен разумно использовать глобализацию. В этом контексте, как считают многие отечественные специалисты, единственным примером «позитивной» глобализации является Европейский союз, который выгодно отличается от других хозяйственных примеров современного мира. Такими особенностями союза являются:

  • Единая историческая реальность сплачивающая страны и народы;
  • Самодостаточность хозяйственного и экономического пространства;
  • Сбалансированная внешняя торговая политика стран Союза;
  • Отсутствие резких различий в экономическом развитии стран Союза;
  • Развитие системы поддержания социального мира в Союзе.

В этой связи, Болонский процесс является следствием экономической политики Европейского Союза и участие России в этом процессе всячески обосновано. Конечно, ей нужно найти свою формулу академической образовательной системы высшего образования для встраивания её принятую в западных странах (бакалавр-магистр).

Третье. В 1960-е года усилиями американских ученых Т. Щульца и Г. Беккера экономическая наука обогатилась новой категорией под названием «человеческий капитал». Экспертный анализ показывает, что эта категория способна эффективно развиваться только в рыночной экономической системе, которая предполагает индивидуализированный характер накопления, развития и использования творческого потенциала человеческих возможностей и их применения в креативной экономической культуре. Без понимания философии «человеческого капитала» невозможно понять рыночный характер его экономического применения в социально-трудовых отношениях.

Безусловно, это невозможно без использования западной системы высшего образования, которая является высшей составной частью экономики знаний. Дело в том, что в современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций, в том числе и отдачу от использования «человеческого капитала». Нужно отметить, что по всем этим проблемам российская экономика имеет значительное отставание от экономически развитых стран.

Таким образом, Болонский процесс является важнейшим направлением для усиления экономических перспектив России в области высшего образования, и одновременно вызовом российскому обществу и государству на трех условиях экономическом, социальном и культурном. Для академической отечественной элиты важно понять, что интеграция в западную образовательную систему - это вопрос решенный и к нему нужно приспосабливаться.

Экономическая составляющая высшего образования заключается для России в создании устойчивого и понятного социального механизма в молодежной академической среде, показывающего преимущества частной собственности и конкуренции в формировании жизнеобеспечивающей системы общества и государства.

Работа представлена на VII научную общероссийскую конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 4-7 сентября 2006 г.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

Статья в формате PDF 121 KB...

16 04 2021 8:37:30

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА

Статья в формате PDF 104 KB...

13 04 2021 17:50:29

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

06 04 2021 15:11:58

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

05 04 2021 17:56:37

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

04 04 2021 22:29:39

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

02 04 2021 15:10:50

Фенологическая характеристика Ивановской области

Статья в формате PDF 267 KB...

01 04 2021 22:15:36

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

24 03 2021 18:34:54

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

17 03 2021 1:23:47

СИНТЕЗ САМАРИЙ-ХРОМАЛЮМИНИЕВОГО ГРАНАТА

Статья в формате PDF 273 KB...

16 03 2021 20:50:31

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

Статья в формате PDF 257 KB...

13 03 2021 7:37:12

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

08 03 2021 23:51:30

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

06 03 2021 3:29:20

КРИТЕРИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА

Статья в формате PDF 116 KB...

03 03 2021 21:48:42

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

02 03 2021 7:54:41

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

28 02 2021 2:52:41

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

23 02 2021 23:24:16

ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА

Статья в формате PDF 242 KB...

22 02 2021 13:57:54

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...

21 02 2021 14:47:34

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

14 02 2021 15:49:36

РАСЧЕТ И КОМПЕНСАЦИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ

Статья в формате PDF 157 KB...

13 02 2021 16:15:30

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

06 02 2021 1:33:37

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ ИЗ ПИЖМЫ ОБЫКНОВЕННОЙ

Статья в формате PDF 193 KB...

31 01 2021 12:13:59

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

29 01 2021 18:33:41

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

Статья в формате PDF 65 KB...

27 01 2021 2:30:17

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

25 01 2021 12:51:54

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА»

Статья в формате PDF 311 KB...

24 01 2021 19:17:24

ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA)

Статья в формате PDF 140 KB...

16 01 2021 12:58:17

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья в формате PDF 321 KB...

12 01 2021 1:15:48

ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОФЛОРЫ У БОЛЬНЫХ, ОПЕРИРОВАННЫХ НА ПОВРЕЖДЕННОЙ СЕЛЕЗЕНКЕ

Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...

07 01 2021 14:21:17

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

03 01 2021 18:14:48

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

Статья в формате PDF 87 KB...

02 01 2021 11:31:45

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

Статья в формате PDF 77 KB...

29 12 2020 6:36:42

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

Статья в формате PDF 412 KB...

27 12 2020 11:45:51

ПОЛИТРАВМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Статья в формате PDF 244 KB...

26 12 2020 8:45:54

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»

Статья в формате PDF 244 KB...

24 12 2020 21:36:10

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 252 KB...

22 12 2020 7:12:31

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

15 12 2020 12:33:20

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА

Статья в формате PDF 84 KB...

05 12 2020 17:12:15

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

28 11 2020 0:41:21

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

27 11 2020 17:22:54

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Статья в формате PDF 154 KB...

25 11 2020 17:29:33

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!