ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Источник:
Как известно, частная собственность на средства производства и конкуренция являются основным двигателем экономических процессов в мире. В этом контексте весьма актуальной для России начала XXI в., идентифицируемой себя в глобальный мир, представляется проблема разработки и внедрения социальных технологий социализации существующей системы высшего образования в стране тем требованиям, которые определены в Болонской декларации (1999 г.)
Болонский процесс - это название Болонской декларации, которая подписана 19 июня 1999 г. министрами образования 29 стран Европы. Россия официально присоединилась к процессу осенью 2003 г., а ряд постсоветских стран - Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина - стали формальными членами этого процесса в мае 2005 г. В настоящее время число стран участниц Болонского процесса достигло 45.
Безусловно, российское общество интересуют экономические причины побудившие вступить Россию в Болонский процесс. Постараемся разобраться в этом.
Первое. Во второй половине XX века весь мир постепенно вступил в эпоху постмодернизма. Философия постмодернистского воззрения предполагает формирование особой культуры жизнеобеспечения, включает в себя разумное использование уже имеющихся накопленных естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний для комфортной жизни человеческого сообщества. Человечество научилось добывать для физического выживания минимальное количество продуктов питания и одежды, строительных материалов и пр. В разных странах получены и разработаны уникальные технологии для этого. Унификация образовательного процесса должна способствовать разным странам правильно использовать имеющиеся в мире звания. Кроме того, необходимо отметить, что постмодернизм усилил влияние гедонизма во всём мире(свидетельство этому - распространение СПИДа, наркозависимости и др.), а также он принёс угрозу распространения ядерного оружия, что чревато апокалипсистическими тенденциями. Противодействовать этому можно только совместными образовательными усилиями мирового сообщества.
Второе. Постмодернизм принёс такое явление как глобализация. Этому способствует интенсивное распространение средств связи и информации. Термин «глобализация» впервые концептуально был использован в 1981 г. американским социологом Дж. Маклионом.
Безусловно, мы не должны забывать, что, например, ускоренное экономическое развитие России в конце XIX века или США в начале XX века как мировой экономической державы, проходили за счёт внутренних эволюционных социальных ресурсов этих стран. Указанные нации при этом развивались изолированно от внешнего мира. Современная Россия осуществляет выбор пути своего дальнейшего социально-экономического развития. В мире, как известно, существуют две модели экономического развития: рыночная и нерыночная. Бывшая советская экономическая управленческая система оказалась разрушенной, а новой эффективной пока не создано. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) обозначен стратегический курс экономического и социального развития - построение демократического общества с рыночной экономической системой.
Очевидно, что открытая система высшего образования в России может позволить осуществить подготовку таких специалистов, которые смогут компетентно определить необходимый выбор экономического пути для страны. Образовательный процесс должен разумно использовать глобализацию. В этом контексте, как считают многие отечественные специалисты, единственным примером «позитивной» глобализации является Европейский союз, который выгодно отличается от других хозяйственных примеров современного мира. Такими особенностями союза являются:
- Единая историческая реальность сплачивающая страны и народы;
- Самодостаточность хозяйственного и экономического пространства;
- Сбалансированная внешняя торговая политика стран Союза;
- Отсутствие резких различий в экономическом развитии стран Союза;
- Развитие системы поддержания социального мира в Союзе.
В этой связи, Болонский процесс является следствием экономической политики Европейского Союза и участие России в этом процессе всячески обосновано. Конечно, ей нужно найти свою формулу академической образовательной системы высшего образования для встраивания её принятую в западных странах (бакалавр-магистр).
Третье. В 1960-е года усилиями американских ученых Т. Щульца и Г. Беккера экономическая наука обогатилась новой категорией под названием «человеческий капитал». Экспертный анализ показывает, что эта категория способна эффективно развиваться только в рыночной экономической системе, которая предполагает индивидуализированный характер накопления, развития и использования творческого потенциала человеческих возможностей и их применения в креативной экономической культуре. Без понимания философии «человеческого капитала» невозможно понять рыночный характер его экономического применения в социально-трудовых отношениях.
Безусловно, это невозможно без использования западной системы высшего образования, которая является высшей составной частью экономики знаний. Дело в том, что в современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций, в том числе и отдачу от использования «человеческого капитала». Нужно отметить, что по всем этим проблемам российская экономика имеет значительное отставание от экономически развитых стран.
Таким образом, Болонский процесс является важнейшим направлением для усиления экономических перспектив России в области высшего образования, и одновременно вызовом российскому обществу и государству на трех условиях экономическом, социальном и культурном. Для академической отечественной элиты важно понять, что интеграция в западную образовательную систему - это вопрос решенный и к нему нужно приспосабливаться.
Экономическая составляющая высшего образования заключается для России в создании устойчивого и понятного социального механизма в молодежной академической среде, показывающего преимущества частной собственности и конкуренции в формировании жизнеобеспечивающей системы общества и государства.
Работа представлена на VII научную общероссийскую конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 4-7 сентября 2006 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 281 KB...
19 04 2021 22:16:11
Статья в формате PDF 299 KB...
18 04 2021 12:46:41
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2021 13:46:24
Статья в формате PDF 189 KB...
15 04 2021 13:44:43
Статья в формате PDF 314 KB...
14 04 2021 15:32:58
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2021 12:38:29
Статья в формате PDF 223 KB...
11 04 2021 23:18:30
Статья в формате PDF 170 KB...
10 04 2021 8:31:25
Статья в формате PDF 321 KB...
09 04 2021 14:39:46
Статья в формате PDF 323 KB...
08 04 2021 14:16:53
Статья в формате PDF 129 KB...
07 04 2021 9:10:48
Статья в формате PDF 108 KB...
06 04 2021 15:11:58
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2021 23:47:44
Статья в формате PDF 284 KB...
31 03 2021 18:51:50
Статья в формате PDF 240 KB...
30 03 2021 20:22:30
Статья в формате PDF 285 KB...
29 03 2021 9:42:29
Статья в формате PDF 180 KB...
28 03 2021 14:32:44
Статья в формате PDF 115 KB...
27 03 2021 18:28:25
Статья в формате PDF 288 KB...
26 03 2021 2:55:39
Статья в формате PDF 293 KB...
25 03 2021 2:57:27
Статья в формате PDF 109 KB...
23 03 2021 8:45:54
Статья в формате PDF 123 KB...
22 03 2021 8:35:32
Статья в формате PDF 101 KB...
21 03 2021 19:59:39
Статья в формате PDF 92 KB...
20 03 2021 2:30:36
Статья в формате PDF 110 KB...
19 03 2021 3:33:37
Статья в формате PDF 115 KB...
18 03 2021 16:27:14
Статья в формате PDF 113 KB...
15 03 2021 4:47:33
Статья в формате PDF 120 KB...
14 03 2021 4:46:42
Статья в формате PDF 125 KB...
12 03 2021 13:14:35
Статья в формате PDF 129 KB...
11 03 2021 16:24:32
Статья в формате PDF 127 KB...
10 03 2021 21:12:11
Статья в формате PDF 103 KB...
09 03 2021 18:38:15
Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
08 03 2021 23:51:30
Статья в формате PDF 113 KB...
07 03 2021 3:42:56
Статья в формате PDF 130 KB...
05 03 2021 7:29:49
Статья в формате PDF 151 KB...
04 03 2021 3:50:31
Статья в формате PDF 722 KB...
01 03 2021 16:57:32
Статья в формате PDF 274 KB...
27 02 2021 11:50:15
Статья в формате PDF 98 KB...
26 02 2021 13:33:43
Статья в формате PDF 102 KB...
25 02 2021 21:55:57
Статья в формате PDF 114 KB...
24 02 2021 12:48:40
Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...
21 02 2021 14:47:34
Статья в формате PDF 127 KB...
20 02 2021 7:44:43
Статья в формате PDF 95 KB...
19 02 2021 15:59:53
Статья в формате PDF 448 KB...
18 02 2021 11:27:28
Статья в формате PDF 124 KB...
17 02 2021 2:19:26
Статья в формате PDF 117 KB...
16 02 2021 10:42:11
Статья в формате PDF 127 KB...
15 02 2021 22:35:48
Статья в формате PDF 105 KB...
12 02 2021 23:23:34
Статья в формате PDF 120 KB...
11 02 2021 15:32:28
Статья в формате PDF 108 KB...
10 02 2021 1:59:15
Статья в формате PDF 255 KB...
09 02 2021 14:28:35
Статья в формате PDF 113 KB...
08 02 2021 23:55:11
Статья в формате PDF 86 KB...
07 02 2021 2:34:22
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
06 02 2021 1:33:37
Статья в формате PDF 274 KB...
05 02 2021 16:53:53
Статья в формате PDF 163 KB...
04 02 2021 20:59:51
Статья в формате PDF 162 KB...
03 02 2021 0:23:12
Статья в формате PDF 109 KB...
02 02 2021 13:32:17
Статья в формате PDF 117 KB...
01 02 2021 12:49:56
Статья в формате PDF 252 KB...
30 01 2021 2:11:21
Статья в формате PDF 250 KB...
28 01 2021 16:29:59
Статья в формате PDF 127 KB...
26 01 2021 15:34:35
Статья в формате PDF 112 KB...
25 01 2021 12:51:54
Статья в формате PDF 311 KB...
24 01 2021 19:17:24
Статья в формате PDF 118 KB...
23 01 2021 6:20:28
Статья в формате PDF 101 KB...
22 01 2021 15:57:14
Статья в формате PDF 452 KB...
21 01 2021 8:44:29
Статья в формате PDF 110 KB...
20 01 2021 5:34:38
Статья в формате PDF 113 KB...
19 01 2021 8:49:19
Статья в формате PDF 257 KB...
18 01 2021 20:20:12
Статья в формате PDF 117 KB...
17 01 2021 8:39:47
Статья в формате PDF 140 KB...
16 01 2021 12:58:17
Статья в формате PDF 153 KB...
15 01 2021 18:37:21
Статья в формате PDF 110 KB...
14 01 2021 10:34:44
Статья в формате PDF 115 KB...
13 01 2021 8:25:43
Статья в формате PDF 112 KB...
11 01 2021 6:30:59
Статья в формате PDF 100 KB...
10 01 2021 11:25:58
Статья в формате PDF 284 KB...
09 01 2021 7:39:12
Статья в формате PDF 86 KB...
08 01 2021 21:28:43
Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...
07 01 2021 14:21:17
Статья в формате PDF 121 KB...
06 01 2021 13:26:59
Статья в формате PDF 392 KB...
05 01 2021 9:18:49
Статья в формате PDF 98 KB...
04 01 2021 9:47:15
Статья в формате PDF 111 KB...
01 01 2021 20:40:28
Статья в формате PDF 115 KB...
31 12 2020 10:27:41
Статья в формате PDF 269 KB...
30 12 2020 14:56:18
Статья в формате PDF 129 KB...
28 12 2020 14:39:49
Статья в формате PDF 124 KB...
25 12 2020 14:23:20
Статья в формате PDF 115 KB...
23 12 2020 23:19:39
Статья в формате PDF 131 KB...
21 12 2020 12:10:13
Статья в формате PDF 124 KB...
20 12 2020 10:46:52
Статья в формате PDF 254 KB...
19 12 2020 12:35:35
Статья в формате PDF 113 KB...
18 12 2020 12:19:24
Статья в формате PDF 108 KB...
17 12 2020 2:13:35
Статья в формате PDF 121 KB...
16 12 2020 16:20:37
Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...
15 12 2020 12:33:20
Статья в формате PDF 98 KB...
14 12 2020 4:36:29
Статья в формате PDF 212 KB...
13 12 2020 10:39:28
Статья в формате PDF 255 KB...
12 12 2020 3:41:49
Статья в формате PDF 270 KB...
11 12 2020 0:48:43
Статья в формате PDF 118 KB...
10 12 2020 0:18:38
Статья в формате PDF 103 KB...
09 12 2020 12:37:52
Статья в формате PDF 92 KB...
08 12 2020 3:52:32
Статья в формате PDF 154 KB...
07 12 2020 12:32:43
Статья в формате PDF 100 KB...
06 12 2020 3:45:46
Статья в формате PDF 110 KB...
04 12 2020 14:14:47
Статья в формате PDF 124 KB...
03 12 2020 21:38:39
Статья в формате PDF 151 KB...
02 12 2020 17:29:43
Статья в формате PDF 120 KB...
01 12 2020 18:59:53
Статья в формате PDF 103 KB...
30 11 2020 22:51:36
Статья в формате PDF 106 KB...
29 11 2020 7:38:38
Статья в формате PDF 139 KB...
26 11 2020 10:56:37
Статья в формате PDF 138 KB...
24 11 2020 4:59:16
Статья в формате PDF 108 KB...
23 11 2020 16:21:24
Статья в формате PDF 114 KB...
22 11 2020 15:27:23
Статья в формате PDF 352 KB...
21 11 2020 10:53:29
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::