IT-Reviews    

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ МОРДВЫ В РЕЛИГИОЗНО-ОБРЯДОВОЙ СФЕРЕ

c78089d0 Источник:
Корнишина Г.А. Статья в формате PDF 124 KB

В настоящее время, когда обострились проблемы, связанные с экологией человека и охраной окружающей среды, весьма актуальным представляется изучение адаптивной значимости традиционных систем природопользования этносов, которые проявлялись как в материальной, так и в духовной сферах. В этом отношении большой интерес представляет исследование экологических воззрений, отраженных в культуре мордвы.

Мордовский народ, постоянно живущий на территории Волго-Окского региона, выработал экологически оптимальные способы самоорганизации хозяйства, позволяющие обеспечивать равновесие с природой, поддерживать телесно-духовную целостность. Сложившийся уклад жизни народа по отношению к миру, окружающей среде был ориентирован не на модель господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Отсюда вытекает и традиционное мировосприятие: все, что окружает человека - растения, животные, люди - создание единой природы, в которой все находятся в постоянном взаимодействии. Это не механический набор явлений, а естественная система, способствующая достижению гармонии в отношениях человека и природы, способ его бытия. Основополагающие элементы этой системы заложены в мифологических представлениях, обрядах и этических нормах мордвы. Именно они регулировали взаимоотношения человека и природной среды.

В обрядовой культуре мордвы прослеживаются следы почитания стихий (огня, воды, земли), а также растительности, которых олицетворяли божества, в основном женские (Тол ава - покровительница огня, Ведь ава - покровительница воды, Вирь ава - покровительница леса и др.). В их честь проводились моления (озксы) на предполагаемых местах обитания духов-покровителей: в лесах, у рек, родников и т.д. Чтобы божества были милостивы к людям, им приносились различные дары и совершались жертвоприношения.

На основе почитания законов природы в лице богов вырабатывались общепринятые нормы поведения, включавшие в себя морально-этическую культуру, ряд требований и запретов, основанных на гуманистическом принципе отношения к окружающей среде. Они не задавались как божьи заповеди или требования закона, но осуществлялись под влиянием мистической боязни определенных явлений или существ. Отголоски подобных верований зафиксированы во многих произведениях устно-поэтического творчества мордвы (мифах, сказках, песнях и т.п.). Огромный пласт правил социального поведения по отношению к различным объектам природы заключен и в обрядовых церемониях. Они не только формировали традиции, но и способствовали приобщению к ним молодого поколения. Во время обрядов и праздников мордвы бытовало множество действий адресованных как абиотическим (вода, атмосфера, погодные явления), так и биотическим (человек, животные, растения) сферам окружающего мира. Часто участники ритуалов обращались сразу ко всем природным силам в совокупности. Таким образом, они хотели символически соединиться с природой и с помощью нее получить жизненную энергию (то есть здоровье и плодовитость) для людей, скота, земли, а также избежать опасности от чуждых сил. В этих целях в обрядности широко использовались и сами природные элементы (земля, огонь, вода, растительность), которые выполняли разнообразные ритуальные функции.

Например, многие обрядовые действия с огнем и его производными (углями, золой, головнями) принадлежат к магии плодородия. Широко распространенное удобрение почвы золой породило поверье, что костры несут в себе некую благодатную силу. Поэтому, люди стали разбрасывать головни или рассыпать искры по полям. Плодородие земли всегда соединялось в сознании человека с плодородием и здоровьем людей и животных (перепрыгивание через костры, окуривание дымом людей, скота).

Люди издревле использовали обеззараживающие, очищающие свойства огня, придавая им сверхъестественное значение. Поэтому он применялся в катартических (очистительных) обрядах, которые часто проводились в преддверии больших событий: перед началом годовых сезонов, важных моментов в хозяйственной и личной жизни людей. В эти периоды человек старался очиститься духовно и физически, отгородиться от всякого зла и несчастий. Это очищение иногда принимало реальные формы: сжигание старых вещей, различного мусора, а иногда  - иррациональные: уничтожение масок ряженых, ритуальных чучел, человеческих волос. С очистительными обрядами тесно соседствуют апотропеические и лечебные. Во время них с помощью пламени, или его производных (дыма, золы, углей), старались спугнуть и излечить болезни, прогнать смерть, колдунов и т.п.

Обрядовая роль огня в культуре мордвы не оставалась неизменной. Магические свойства, приписываемые пламени костров и домашнего очага постепенно перешли к церковным свечам, которые фигурируют во многих современных обрядах мордовского народа. Окуривание дымом людей, животных, помещений, производимое ранее пучками соломы, факелами, теперь в основном проводится ладаном или богородской травой. В тех же случаях, когда на каком-либо празднике жгут костры, это воспринимается уже не как ритуальное действо, а как зрелищный момент, который усиливает веселье.

Значительную роль в обрядности мордвы играла вода. Почитание воды, страх перед ней был вызван, в первую очередь, неспособностью понять и объяснить те или иные явления, связанные с ней. Вначале появились различные магические приемы, которые должны были оградить от водной стихии людей, их постройки, суда. Затем зарождаются верования в духов водоемов, породившие различные жертвоприношения (в том числе на ранних этапах и человеческие), которые должны были задобрить божеств. С развитием земледелия появляются молитвы и магические действия не только апотропеического, но и продуцирующего характера, направленные на повышение плодородия полей, скота, а также и людей. Наиболее распространенным магическим приемом при этом является обрызгивание водой посевов, животных и людей. Обливание водой имело и еще одну функцию - очистительную. В ее основе, вероятнее всего, лежат реальные очищающие свойства воды, которые человек возвел в сверхъестественную способность и пытался с ее помощью устранить влияние всякого зла. Впоследствии подобную роль стали преимущественно отводить воде, освященной в церкви.

С катартическими обрядами тесно переплеталась вера в целительные свойства воды. Действенным средством от многих болезней считалась ведь пря (ведь - вода, пря - голова, поверхность). Эта вода, которую брали из родника в полночь или рано утром, и к которой до этого никто не прикасался. Лечебной считалась и вода, взятая из трех источников. Особенно часто вода употреблялась при лечении глазных болезней, лихорадки, бесплодия.

Велика была вера народа и в мантическую (пророческую) силу воды. Широко было распространено использование заговоренной воды, которую, нередко, применяют и сейчас от сглаза, порчи и т.п. Ей умывают лицо, обмывают все тело, три раза обносят вокруг больного. При различных гаданиях на воду лили расплавленное олово или воск, сыпали золу.

После укрепления в быту мордвы православия, прежние языческие верования, связанные с водой, стали дополняться элементами христианского культа. В первую очередь, это широкое применение воды, освященной в церкви или каком-либо другом месте. Святую воду используют и в лечебных, очищающих целях. Ею умываются, поят больных людей, скот, окропляют дом и пр. По-прежнему существует вера и в сакральную силу заговоренной воды. При ее «получении», кроме вербальных средств, теперь часто используются культовые предметы христианства: иконы (их обмывание), кресты, ладан.

Что касается обрядов, связанных с растительностью, то их можно разделить на две большие группы: обряды с живыми растущими деревьями и с деревьями срубленными, а также с ветвями, цветами и прочей зеленью. Видимо, первая группа является более древней, она связана с культом священных рощ и деревьев. Это, в частности, выразилось в образе мирового дерева или древа жизни. Около него концентрировалась энергия солнца, воды и огня. К нему прикреплялись и штатолы (священные свечи). Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали жертвоприношения, проводились поклонения силам земли и неба. Около них проводились народные собрания, протекал смотр общественных сил социума, жрецы судили людей.

Деревья были символами плодовитости и благополучия, поэтому до сих пор на эрзянской свадьбе в восточных районах Мордовии используется украшенная лентами и бумажными цветами ветка сосны или ели. Схожими причинами (обеспечение плодовитости людей и скота, благосостояния хозяев) был вызван и обычай сажать около места строительства нового дома какое-либо дерево, чаще всего яблоню, рябину, березу. Деревьям приписывалась и целительная сила. Вера в подобные их свойства, вероятно, берет свое начало от древнейших воззрений людей, которые видели в дереве «умирающем» зимой и «возрождающемся» весной средство для борьбы с болезнями, а также источник здоровья и физических сил.

В обрядовой культуре мордвы, помимо деревьев, широко была распространены также: ветви, травы, цветы. Из них во время весенне-летних праздников делали чучела людей и животных, их использовали в своих костюмах обрядовые персонажи (Спужалат, Калинат, Вирь ломать, Куклат). Зеленью и цветами, чаще всего венками, украшали себя девушки. Их применяли и в кулинарии, народной медицине, различных гаданиях.

Встречался у мордвы и обычай хлестанья людей и скота, так называемым, «прутом жизни» с целью передачи им живительных сил растений. Данный ритуал совершался на Вербное воскресенье, во время первого выгона скота, на свадьбе, при первом обмывании новорожденного.

Ветви деревьев, травы, цветы фигурировали и в качестве апотропеев (оберегов). Как правило, для этого использовались растения с сильным запахом или горьким вкусом (рябина, сирень, татарник, ладан), что и должно было, вероятно, отпугивать «нечистую» силу. Их клали в люльку младенца, ставили в передний угол избы или втыкали в дверные косяки. В катартических (очищающих) целях часто применяли богородскую траву, которую сейчас часто заменяют ладаном.

В зимний период живая зелень обычно заменялась распаренными березовыми ветвями или украшенным веником. Веник или метла служили атрибутами и некоторых обрядовых персонажей, которые использовали их в качестве «средств передвижения», «наказания» нерадивых хозяев и непослушных детей, а также оберегов.

Полевые материалы автора и других исследователей, изучающих обрядность мордвы, свидетельствуют, что в настоящее время ритуалы, связанные с культом священных деревьев и рощ, почти не сохранились. Второй же вид обрядовых действий, где фигурируют ветви, цветы, травы довольно широко распространен и сейчас. Хотя постепенно забываются такие их функции, как апотропеическая, продуцирующая и др., а на первый план выдвигается эстетическая роль зелени. И в наше время на многие праздники, особенно в весенне-летний период, для украшения домов, улиц, церквей из цветов и веток деревьев плетут гирлянды, девушки надевают на голову венки. На Троицу зеленью и венками убирают могилы. Широко распространенным стал обычай дарения букетов цветов.

Таким образом, обрядовая культура мордвы являвшаяся, по сути, универсальной формой регламентации общественной жизни, концентрировала в себе мировоззренческие установки этноса, в том числе и представления об окружающем мире. Мифологические воззрения и обряды регулировали такие взаимоотношения человека и природной среды, которые позволяли обеспечивать равновесие с природой, вместе с тем давая возможность полноценного функционирования этноса в хозяйственной сфере.

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 07-01-23103 а/В




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА

Статья в формате PDF 84 KB...

21 10 2020 6:35:13

Фенологическая характеристика Ивановской области

Статья в формате PDF 267 KB...

11 10 2020 22:36:58

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ МОРФОРОЛИИ»

Статья в формате PDF 86 KB...

08 10 2020 22:17:33

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

07 10 2020 9:19:47

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

06 10 2020 11:20:12

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

05 10 2020 5:17:37

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

Статья в формате PDF 412 KB...

26 09 2020 12:45:59

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 319 KB...

23 09 2020 5:44:41

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВИДА 0/0

Статья в формате PDF 459 KB...

22 09 2020 15:55:57

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

20 09 2020 21:22:17

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 127 KB...

12 09 2020 7:43:28

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

07 09 2020 9:14:45

Системный анализ онтогенеза надпочечников человека

Статья в формате PDF 102 KB...

03 09 2020 22:35:35

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Статья в формате PDF 165 KB...

31 08 2020 18:50:10

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

26 08 2020 12:21:59

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

21 08 2020 5:42:40

АНАЛИЗ ПРОТОКОЛОВ КВАНТОВОЙ КРИПТОГРАФИИ ВВ84 И В92

Статья в формате PDF 151 KB...

10 08 2020 12:44:35

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

06 08 2020 1:16:44

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

04 08 2020 10:22:29

МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАРТОГРАФИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

30 07 2020 12:40:26

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...

25 07 2020 20:12:17

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской практике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

21 07 2020 3:13:57

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

20 07 2020 21:54:39

ПРИНЦИПЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ИШЕМИЧЕСКОМ ПОВРЕЖДЕНИИ МИОКАРДА

В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня А Т Ф и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрансферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...

19 07 2020 9:15:12

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

08 07 2020 12:32:50

ДИФРАКЦИОННО-РЕФРАКЦИОННЫЕ ИНТРАОКУЛЯРНЫЕ ЛИНЗЫ

Статья в формате PDF 111 KB...

07 07 2020 15:30:48

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

06 07 2020 23:29:36

«ПОСЛЕДСТВИЯ МОДЕРНОСТИ» В ФИЛОСОФИИ А. ГИДДЕНСА

Статья в формате PDF 125 KB...

03 07 2020 22:27:35

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА

Статья в формате PDF 152 KB...

29 06 2020 9:51:28

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

25 06 2020 13:16:47

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Статья в формате PDF 140 KB...

17 06 2020 9:32:21

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ

Статья в формате PDF 102 KB...

16 06 2020 8:42:29

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

09 06 2020 19:27:49

ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА

Статья в формате PDF 242 KB...

30 05 2020 0:19:58

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

27 05 2020 8:48:45

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!