СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ
Интенсивное развитие отечественной и зарубежной медицинской науки ставит сложные задачи перед системой последипломного образования врачей. Современный специалист должен располагать новой информацией, обучен применению наиболее эффективных методов диагностики, лечения и профилактики болезней, самостоятельно, а при необходимости коллегиально принимать наиболее ответственные и адекватные решения в сложных клинических ситуациях. Занимаясь актуальными вопросами последипломного образования враче с 1978 года сначала в Крымском медицинской университете в течение 9 лет, затем в Северо-Осетинской медицинской академии (опыт 18 лет) нами накапливался достаточно весомый опыт совершенствования педагогического процесса и его внедрения в практику последипломного образования. Если на начальном этапе в сферу нашей деятельности попадали врачи из всех союзных республик, то в последующем подобная работа стала распространяться только на регион Северного Кавказа. За этот период нами были апробированы и освоены все профили обучения - специализация, общее и тематическое усовершенствование, декадники, а в последние годы курсы сертификации специалистов. Основным объектом работы кафедры являются патология органов дыхания (пульмонология, фтизиатрия торакальная онкология), аллергология и клиническая иммунология и др. В этом аспекте обучение врачей в основном производилась на основе унифицированных и типовых программ, утвержденных МЗ РФ. В соответствии с ними профессиональная переподготовка врачей производилась раз в пятилетие. При этом цикловыми программами трафаретно предусматривалось преподавание теории и практики строго по профилю дисциплины. Однако жизнь и развитие науки вносили в учебный процесс новые коррективы, потребовалась более углубленная подготовка специалистов с расширением диапазона врачебного мышления, с задачей активного внедрения более совершенных способов оказания действенной помощи больным на базе достижений современной медицины. В практических же условиях узкая направленность клинического отделения базового лечебного учреждения не может укладываться в рамки одной патологии. В связи с этим высококвалифицированная помощь больным возможна только при глубоком знании профильной патологии, а также при достаточной компетентности в понимании сопутствующих болезней и состояниях, которые нередко бывают взаимообусловленными. В этом плане требуется четкое позиционирование в сложных вопросах дифференциальной диагностики, понимание прогноза и обоснованного выбора лекарственной и других видов нефармакологической терапии и реабилитации. Несмотря на оправданность разовых консультаций смежников современный врач помимо достаточного знания своей специальности должен квалифицированно знать близкие по профилю и часто встречающиеся видов патологии. От современного врача также требуется знание передовых, достаточно апробированных лечебно- диагностических и восстановительных пособий. В условиях современных средств продвижения фармпрепаратов малокомпетентный врач может легко заблудиться в лекарственных «джунглях». С учетом этого помимо достаточного знания основного профиля своей профессии новацией на кафедре признано овладение другой, наиболее актуальной для лечебного и педагогического процесса специальностью. Таким образом, сотрудниками кафедры были достаточно емко освоены на центральных базах общая и лабораторная аллергология и иммунология, лучевая диагностика, клиническая эндоскопия, физиотерапия, торакальная хирургия, онкопатология органов дыхания, лазеротерапия и др. Практика последних лет и результаты деятельности кафедры подтвердили правильность избранной тактики. Дополнительная специализация каждого из преподавателей и последующая их интеграция в лечебно-диагностическом и учебном процессах значительно повысили эффективность и результативность подготовки слушателей, а также приоритет клинического отделения. В реализации учебного процесса в виде семинар-конференций, семинар -дискуссий, мозгового штурма, клинических разборов и тематических обходов использовались также защита слушателями учебно-исследовательских работ, симпозиумы по обмену опытом и др. Наряду с расширением диапазона теоретической подготовки достигалась масштабность в практическом освоении новых методологий необходимых квалифицированному специалисту. Повышению качества обучения слушателей, как показывает опыт, также способствуют технологически более совершенные аудио-визуальные средства (дистанционная проекция рентгено- и томограмм, сменная графическая информация и др.), а также такие технические средства, как тематические видеофильмы (часть собственного производства), мультимедийные сюжеты, аудиосопровождения, видеоповтор и обсуждение клинического обхода и др. При этом следует отметить владение этими средствами обучения каждым преподавателем. В лечебно-диагностическую работу клинического отделения и в сам учебный процесс внедряем комплексирование на принципе постоянного сотрудничества с высококвалифицированными специалистами базовой клинической больницы. Такое комплексирование с участием слушателей всегда обеспечивает достоверную диагностику и дифференциальную диагностику в наиболее сложных случаях. Подобный вид рабочего комплексирования в клинике и в учебном процессе наиболее часто нами реализуется с эндоскопистами, гастроэнтерологами, специалистами по ультразвуковой диагностике, эхокардиографии, онкологами и др. В результате повышается фактическая ценность обучения, качество, своевременность и уровень оказываемой помощи больным. Такое комплексирование всегда повышает информативность учебного материала. Этому способствуют еженедельные конференции по обмену опытом, а также ежедневный контроль по реализации методов диагностики и лечения. Как правило, в них активное участие принимают слушатели, лечащие врачи и кураторы. В современных условиях получение новой информации немыслимо без привлечения интернет-материалов. Более 45% слушателей в подготовке к занятиям используют интернет-сайты, несколько реже информацию извлекают из системы Медлайн. В практику последипломного обучения включаем и очно-заочную форму организации учебного процесса. Ежегодное проведения двух таких циклов расширило сферу вовлечения врачей в учебный процесс без ущерба для работы практического учреждения. При этом четко контролировалась самостоятельная работа слушателей по конкретным заданиям апробированной нами программе. С целью совмещения обучения с конкретными условиями работы врачей, приближения учебного процесса к реальной ситуации в лечебном учреждении, а также внедрения новых методик нами проводятся выездные циклы усовершенствования. Их перспективность несомненна и экономически целесообразна. За последнее время подобные циклы нами были проведены в больнично-поликлинических Центрах Беслана, Алагира, Октябрьской ЦРБ и др. Важное значение имеет также факт региональной близости учебной базы и лечебно-профилактических структур, знание ситуации по здравоохранению в зоне возможного влияния, оснащенности аппаратурой практических учреждений, возможности выработки совместных мероприятий по улучшению общей и специализированной медицинской помощи населению и как конечная цель повысить эффективность работы врачей и самого лечебного учреждения. Важно также, что подобная организация последипломного образования в регионе экономически целесообразна (значительно сокращаются командировочные расходы, нет отрыва от производственной базы, сохраняется семейный комфорт и др.). Следует отметить и высокую эффективность участия преподавательского звена в международных и российских конгрессах, съездах и конференциях. Комплексирование в научной работе позволяет представлять на таких форумах результаты научной работы. Кроме того, участники этих мероприятий получают новую весьма необходимую информацию, которая реализуется как в научно-исследовательской работе, так и в учебном процессе. По нашему мнению, такая форма получения ценных научных сведений должна поощряться и быть обязательной для преподавателей кафедр. В резюме следует отметить, что по разработанным учебным программам и с учетом перспектив и потребностей практического здравоохранения ежегодно нами подготавливается до 300 слушателей. Только за последние 5 лет последипломное образование на кафедре получило около 1500 слушателей. При этом значительное внимание уделяется обучению клинических ординаторов и интернов всех профилей. Исходное и заключительное тестирование знаний врачей достоверно подтверждает перспективность избранной нами тактики по специализации и интеграции в учебном процессе. По мере накопления опыта возможно выработать новые стандарты повышения квалификации врачей и такая педагогическая модификация должна совершенствоваться и дополняться с учетом достижений медицины и научно-технического прогресса.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 97 KB...
25 01 2021 18:45:21
Статья в формате PDF 414 KB...
24 01 2021 10:28:46
Статья в формате PDF 112 KB...
23 01 2021 16:30:22
Статья в формате PDF 263 KB...
22 01 2021 15:59:57
Статья в формате PDF 145 KB...
21 01 2021 5:11:49
Статья в формате PDF 103 KB...
20 01 2021 13:35:44
Статья в формате PDF 257 KB...
18 01 2021 4:35:42
Статья в формате PDF 234 KB...
17 01 2021 23:21:25
Статья в формате PDF 284 KB...
16 01 2021 6:10:34
Статья в формате PDF 129 KB...
12 01 2021 3:10:38
Статья в формате PDF 240 KB...
11 01 2021 9:53:59
Статья в формате PDF 109 KB...
10 01 2021 11:12:28
Статья в формате PDF 120 KB...
09 01 2021 7:21:38
Статья в формате PDF 173 KB...
07 01 2021 13:13:40
Статья в формате PDF 99 KB...
06 01 2021 22:45:22
Статья в формате PDF 276 KB...
05 01 2021 5:58:21
Статья в формате PDF 141 KB...
02 01 2021 13:34:55
Статья в формате PDF 120 KB...
01 01 2021 15:41:29
Статья в формате PDF 129 KB...
31 12 2020 11:23:10
Статья в формате PDF 104 KB...
30 12 2020 9:52:47
Статья в формате PDF 87 KB...
29 12 2020 14:26:18
Статья в формате PDF 257 KB...
28 12 2020 6:23:52
Статья в формате PDF 254 KB...
27 12 2020 18:28:30
Статья в формате PDF 210 KB...
26 12 2020 10:57:24
Статья в формате PDF 150 KB...
25 12 2020 19:31:58
Статья в формате PDF 288 KB...
24 12 2020 9:10:48
Статья в формате PDF 112 KB...
22 12 2020 23:22:35
Статья в формате PDF 114 KB...
21 12 2020 3:30:37
Статья в формате PDF 107 KB...
20 12 2020 4:47:56
Статья в формате PDF 120 KB...
18 12 2020 7:58:39
Статья в формате PDF 148 KB...
17 12 2020 15:42:55
Статья в формате PDF 303 KB...
16 12 2020 22:16:33
Статья в формате PDF 117 KB...
15 12 2020 5:10:52
Статья в формате PDF 97 KB...
14 12 2020 21:16:51
Статья в формате PDF 288 KB...
13 12 2020 18:29:27
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
12 12 2020 7:30:24
Статья в формате PDF 116 KB...
11 12 2020 9:50:35
Статья в формате PDF 103 KB...
09 12 2020 22:46:47
Статья в формате PDF 192 KB...
08 12 2020 12:39:22
Статья в формате PDF 104 KB...
07 12 2020 7:34:36
Статья в формате PDF 291 KB...
05 12 2020 15:48:12
Статья в формате PDF 112 KB...
04 12 2020 7:52:53
Статья в формате PDF 108 KB...
03 12 2020 14:48:27
Статья в формате PDF 117 KB...
02 12 2020 6:16:12
Статья в формате PDF 245 KB...
01 12 2020 21:13:28
Статья в формате PDF 122 KB...
29 11 2020 8:19:27
Статья в формате PDF 146 KB...
28 11 2020 8:33:33
Статья в формате PDF 117 KB...
26 11 2020 14:27:44
Статья в формате PDF 101 KB...
25 11 2020 13:13:50
Статья в формате PDF 130 KB...
24 11 2020 0:17:27
Статья в формате PDF 261 KB...
23 11 2020 13:44:11
Статья в формате PDF 262 KB...
22 11 2020 19:34:39
Статья в формате PDF 111 KB...
21 11 2020 6:46:26
Статья в формате PDF 227 KB...
20 11 2020 5:15:27
Статья в формате PDF 148 KB...
19 11 2020 23:26:48
Статья в формате PDF 173 KB...
18 11 2020 20:29:29
Статья в формате PDF 127 KB...
17 11 2020 4:15:39
Статья в формате PDF 327 KB...
16 11 2020 14:10:40
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...
14 11 2020 9:11:56
Статья в формате PDF 99 KB...
13 11 2020 11:38:50
Статья в формате PDF 124 KB...
12 11 2020 15:58:25
Статья в формате PDF 169 KB...
10 11 2020 21:12:50
Статья в формате PDF 1797 KB...
09 11 2020 12:27:38
Статья в формате PDF 117 KB...
07 11 2020 16:31:32
Статья в формате PDF 779 KB...
06 11 2020 0:49:29
Статья в формате PDF 147 KB...
05 11 2020 1:13:48
Статья в формате PDF 216 KB...
04 11 2020 12:42:45
Статья в формате PDF 110 KB...
02 11 2020 18:56:43
Статья в формате PDF 114 KB...
01 11 2020 22:29:36
Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...
31 10 2020 17:33:43
Статья в формате PDF 105 KB...
30 10 2020 20:47:45
Статья в формате PDF 143 KB...
29 10 2020 12:47:25
Статья в формате PDF 154 KB...
28 10 2020 11:35:51
Статья в формате PDF 109 KB...
27 10 2020 20:52:46
Статья в формате PDF 134 KB...
26 10 2020 10:26:55
Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...
25 10 2020 20:18:50
Статья в формате PDF 505 KB...
24 10 2020 12:13:10
Статья в формате PDF 153 KB...
22 10 2020 6:25:39
Статья в формате PDF 127 KB...
21 10 2020 3:58:13
Статья в формате PDF 89 KB...
20 10 2020 17:25:25
Статья в формате PDF 103 KB...
19 10 2020 0:57:50
Статья в формате PDF 102 KB...
18 10 2020 8:38:27
Статья в формате PDF 379 KB...
17 10 2020 15:12:44
Статья в формате PDF 109 KB...
16 10 2020 13:17:46
Статья в формате PDF 106 KB...
15 10 2020 6:12:54
Статья в формате PDF 130 KB...
14 10 2020 12:37:18
Статья в формате PDF 109 KB...
13 10 2020 2:54:32
Статья в формате PDF 281 KB...
12 10 2020 22:10:51
Статья в формате PDF 286 KB...
11 10 2020 3:57:10
Статья в формате PDF 111 KB...
10 10 2020 8:58:27
Статья в формате PDF 111 KB...
09 10 2020 18:32:32
Статья в формате PDF 123 KB...
08 10 2020 14:55:29
Статья в формате PDF 106 KB...
07 10 2020 5:32:38
Статья в формате PDF 100 KB...
06 10 2020 2:58:58
Статья в формате PDF 300 KB...
05 10 2020 8:42:29
Статья в формате PDF 113 KB...
04 10 2020 20:42:12
Статья в формате PDF 104 KB...
03 10 2020 15:47:31
Статья в формате PDF 106 KB...
02 10 2020 20:52:53
Статья в формате PDF 141 KB...
01 10 2020 11:19:28
Статья в формате PDF 129 KB...
30 09 2020 3:50:48
Статья в формате PDF 987 KB...
29 09 2020 17:45:12
Статья в формате PDF 108 KB...
28 09 2020 14:44:19
Статья в формате PDF 189 KB...
27 09 2020 13:10:17
Статья в формате PDF 136 KB...
26 09 2020 4:47:54
Статья в формате PDF 282 KB...
25 09 2020 15:55:21
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
23 09 2020 20:26:42
Статья в формате PDF 101 KB...
22 09 2020 0:14:10
Статья в формате PDF 304 KB...
21 09 2020 5:13:37
Статья в формате PDF 298 KB...
20 09 2020 11:53:32
Статья в формате PDF 315 KB...
19 09 2020 14:23:41
Статья в формате PDF 133 KB...
18 09 2020 13:27:27
Статья в формате PDF 103 KB...
17 09 2020 20:22:20
Статья в формате PDF 111 KB...
16 09 2020 14:49:41
Статья в формате PDF 103 KB...
15 09 2020 7:14:51
Статья в формате PDF 278 KB...
14 09 2020 5:39:33
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
13 09 2020 15:22:13
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...
12 09 2020 10:36:46
Статья в формате PDF 263 KB...
11 09 2020 17:49:45
Статья в формате PDF 116 KB...
10 09 2020 4:23:23
Статья в формате PDF 90 KB...
09 09 2020 3:10:15
В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпанальной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гуморальные звенья иммунной системы. ...
08 09 2020 15:11:21
Статья в формате PDF 132 KB...
07 09 2020 3:20:56
Статья в формате PDF 193 KB...
06 09 2020 3:38:32
Статья в формате PDF 121 KB...
05 09 2020 1:31:17
Статья в формате PDF 101 KB...
04 09 2020 6:33:47
Статья в формате PDF 104 KB...
03 09 2020 12:58:52
Статья в формате PDF 683 KB...
02 09 2020 3:26:45
Статья в формате PDF 688 KB...
01 09 2020 4:44:50
Статья в формате PDF 102 KB...
31 08 2020 7:13:47
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::