IT-Reviews    

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

c78089d0 Источник:
Басиев З.Г. Басиева О.З. Статья в формате PDF 177 KB

Интенсивное развитие  отечественной  и  зарубежной медицинской  науки ставит  сложные  задачи перед системой последипломного образования  врачей. Современный специалист   должен  располагать новой информацией, обучен применению наиболее эффективных методов  диагностики, лечения и профилактики болезней, самостоятельно, а при  необходимости  коллегиально принимать  наиболее ответственные и адекватные решения в сложных  клинических ситуациях. Занимаясь актуальными  вопросами  последипломного образования  враче с  1978 года сначала  в Крымском  медицинской  университете  в течение  9  лет,  затем в  Северо-Осетинской  медицинской  академии  (опыт 18 лет) нами  накапливался  достаточно весомый  опыт  совершенствования педагогического  процесса  и  его  внедрения  в   практику  последипломного  образования. Если на начальном  этапе  в сферу нашей  деятельности  попадали  врачи  из  всех союзных  республик, то в  последующем  подобная  работа  стала  распространяться только  на  регион  Северного Кавказа. За  этот  период  нами были  апробированы  и  освоены  все  профили  обучения  - специализация, общее и  тематическое  усовершенствование, декадники, а  в  последние  годы курсы  сертификации  специалистов. Основным  объектом работы  кафедры  являются патология  органов дыхания (пульмонология, фтизиатрия  торакальная  онкология), аллергология и клиническая  иммунология и др. В  этом  аспекте  обучение врачей  в  основном  производилась  на  основе  унифицированных и  типовых  программ, утвержденных МЗ РФ. В  соответствии с ними  профессиональная переподготовка врачей производилась раз  в  пятилетие. При этом цикловыми  программами трафаретно  предусматривалось преподавание теории  и практики  строго  по  профилю  дисциплины. Однако  жизнь  и  развитие науки  вносили  в учебный  процесс  новые коррективы, потребовалась более углубленная  подготовка  специалистов с расширением  диапазона  врачебного  мышления, с  задачей  активного  внедрения более совершенных  способов  оказания  действенной  помощи больным  на  базе  достижений  современной  медицины. В практических  же условиях узкая  направленность клинического отделения  базового  лечебного учреждения  не  может  укладываться в  рамки одной патологии. В  связи  с  этим высококвалифицированная помощь  больным возможна  только  при  глубоком знании  профильной патологии,  а также  при  достаточной  компетентности в  понимании  сопутствующих болезней и состояниях, которые нередко  бывают взаимообусловленными. В этом  плане  требуется четкое  позиционирование в  сложных вопросах  дифференциальной  диагностики, понимание  прогноза  и  обоснованного  выбора  лекарственной и других  видов  нефармакологической  терапии  и реабилитации. Несмотря  на  оправданность разовых  консультаций  смежников  современный  врач  помимо достаточного  знания  своей  специальности  должен  квалифицированно  знать близкие  по  профилю  и  часто  встречающиеся   видов  патологии. От  современного  врача также требуется  знание   передовых,  достаточно апробированных лечебно- диагностических  и восстановительных пособий. В условиях  современных  средств продвижения  фармпрепаратов  малокомпетентный  врач  может легко  заблудиться  в  лекарственных  «джунглях». С учетом  этого помимо достаточного  знания  основного  профиля своей  профессии новацией  на  кафедре  признано  овладение  другой, наиболее актуальной для  лечебного и  педагогического  процесса  специальностью. Таким  образом, сотрудниками  кафедры  были  достаточно  емко  освоены на  центральных  базах общая  и  лабораторная  аллергология  и  иммунология,  лучевая  диагностика, клиническая  эндоскопия, физиотерапия, торакальная  хирургия, онкопатология  органов  дыхания,  лазеротерапия  и др. Практика  последних  лет  и  результаты  деятельности  кафедры подтвердили  правильность  избранной  тактики. Дополнительная  специализация  каждого  из  преподавателей и последующая их интеграция  в  лечебно-диагностическом  и  учебном  процессах значительно  повысили эффективность и  результативность  подготовки  слушателей, а также  приоритет  клинического отделения. В  реализации учебного процесса в виде семинар-конференций, семинар -дискуссий, мозгового  штурма, клинических  разборов и тематических обходов использовались также защита слушателями учебно-исследовательских работ,  симпозиумы  по  обмену  опытом  и др. Наряду с расширением диапазона  теоретической  подготовки достигалась масштабность  в  практическом  освоении  новых  методологий  необходимых  квалифицированному  специалисту. Повышению  качества обучения слушателей, как  показывает  опыт, также  способствуют технологически  более  совершенные  аудио-визуальные  средства  (дистанционная  проекция  рентгено- и  томограмм, сменная  графическая  информация и др.), а также  такие технические  средства, как тематические видеофильмы (часть собственного производства), мультимедийные  сюжеты, аудиосопровождения, видеоповтор и  обсуждение клинического обхода  и др. При этом следует отметить владение этими средствами обучения каждым преподавателем. В лечебно-диагностическую  работу  клинического  отделения  и  в сам  учебный  процесс  внедряем  комплексирование на принципе постоянного  сотрудничества с высококвалифицированными  специалистами  базовой  клинической  больницы. Такое комплексирование с участием слушателей  всегда  обеспечивает достоверную диагностику и  дифференциальную диагностику в  наиболее  сложных случаях. Подобный вид рабочего комплексирования  в клинике  и  в  учебном  процессе  наиболее  часто нами  реализуется с эндоскопистами, гастроэнтерологами, специалистами по  ультразвуковой  диагностике, эхокардиографии, онкологами и др. В результате  повышается  фактическая  ценность обучения, качество, своевременность и  уровень  оказываемой  помощи  больным. Такое  комплексирование всегда  повышает информативность учебного  материала. Этому  способствуют  еженедельные конференции  по  обмену  опытом, а также  ежедневный  контроль  по  реализации методов  диагностики  и лечения. Как  правило,  в них активное  участие  принимают слушатели, лечащие  врачи  и кураторы. В  современных  условиях получение  новой  информации немыслимо  без  привлечения  интернет-материалов. Более  45%  слушателей  в подготовке к занятиям используют  интернет-сайты, несколько  реже  информацию  извлекают  из  системы  Медлайн. В  практику последипломного обучения  включаем  и очно-заочную  форму  организации  учебного  процесса. Ежегодное  проведения двух  таких  циклов расширило  сферу  вовлечения  врачей  в  учебный  процесс  без   ущерба  для  работы практического  учреждения. При  этом  четко  контролировалась  самостоятельная работа  слушателей  по  конкретным  заданиям  апробированной  нами  программе. С  целью  совмещения обучения  с  конкретными  условиями  работы  врачей, приближения  учебного  процесса к  реальной  ситуации  в лечебном  учреждении, а  также  внедрения новых  методик  нами проводятся   выездные  циклы  усовершенствования. Их перспективность несомненна и экономически  целесообразна. За последнее  время  подобные  циклы нами  были  проведены в больнично-поликлинических  Центрах  Беслана, Алагира, Октябрьской  ЦРБ  и др. Важное  значение  имеет также  факт  региональной  близости учебной  базы и лечебно-профилактических  структур,  знание ситуации по  здравоохранению  в  зоне  возможного  влияния,  оснащенности  аппаратурой практических  учреждений, возможности  выработки  совместных  мероприятий  по улучшению общей  и  специализированной медицинской  помощи  населению  и  как  конечная  цель повысить  эффективность работы врачей  и самого  лечебного  учреждения. Важно  также, что  подобная  организация последипломного  образования в  регионе  экономически  целесообразна (значительно сокращаются  командировочные  расходы, нет  отрыва  от  производственной базы,  сохраняется  семейный комфорт  и др.). Следует  отметить и  высокую  эффективность  участия  преподавательского  звена в международных и российских  конгрессах, съездах и  конференциях. Комплексирование  в научной работе  позволяет  представлять на  таких  форумах  результаты  научной  работы. Кроме того, участники  этих  мероприятий  получают  новую весьма необходимую информацию, которая реализуется как в научно-исследовательской  работе, так и  в учебном  процессе. По  нашему мнению, такая  форма  получения  ценных  научных  сведений  должна  поощряться  и быть обязательной  для  преподавателей  кафедр. В  резюме следует отметить, что по  разработанным  учебным  программам  и  с учетом  перспектив  и  потребностей  практического  здравоохранения  ежегодно  нами  подготавливается до  300  слушателей. Только  за  последние 5 лет  последипломное  образование  на кафедре получило около  1500  слушателей. При  этом  значительное  внимание  уделяется  обучению клинических  ординаторов и интернов  всех  профилей. Исходное и  заключительное  тестирование знаний врачей достоверно  подтверждает  перспективность избранной  нами  тактики  по  специализации  и интеграции в  учебном  процессе. По мере накопления  опыта  возможно  выработать новые  стандарты  повышения  квалификации врачей  и  такая  педагогическая  модификация  должна  совершенствоваться и  дополняться с  учетом  достижений  медицины  и научно-технического  прогресса.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

27 01 2021 9:31:14

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

Статья в формате PDF 271 KB...

26 01 2021 9:30:57

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

Статья в формате PDF 392 KB...

19 01 2021 19:35:35

НАДЕЖДА И РЕАЛЬНОСТЬ ОНКОИММУНОЛОГИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

15 01 2021 9:13:27

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

Статья в формате PDF 452 KB...

14 01 2021 14:14:58

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 220 KB...

13 01 2021 8:34:27

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

08 01 2021 11:22:14

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

04 01 2021 20:54:14

МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ «ДИАБЕТИЧЕСКИЙ»

Статья в формате PDF 244 KB...

03 01 2021 23:39:42

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов

Статья в формате PDF 131 KB...

23 12 2020 7:33:53

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

19 12 2020 17:49:29

АНАЛИЗ СТРУКТУР КРИСТАЛЛОВ ЗАМОРОЖЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ В 3D-ФОРМАТЕ

В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...

12 12 2020 7:30:24

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

10 12 2020 22:59:51

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

06 12 2020 1:42:43

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

Статья в формате PDF 83 KB...

30 11 2020 11:52:24

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

27 11 2020 16:15:54

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

Статья в формате PDF 423 KB...

15 11 2020 23:14:58

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

14 11 2020 9:11:56

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

11 11 2020 8:58:38

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья в формате PDF 169 KB...

10 11 2020 21:12:50

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

Статья в формате PDF 88 KB...

08 11 2020 9:33:49

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

03 11 2020 13:35:38

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АМИНОКИСЛОТ В ТРАВЕ ОВСА ПОСЕВНОГО

Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...

31 10 2020 17:33:43

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

25 10 2020 20:18:50

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ ИЗ ПИЖМЫ ОБЫКНОВЕННОЙ

Статья в формате PDF 193 KB...

23 10 2020 11:48:57

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

Статья в формате PDF 246 KB...

24 09 2020 5:14:22

ИТЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЯРНЫЙ ДИЗАЙН ДВУМЕРНЫХ НАНОСТРУКТУР

В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...

23 09 2020 20:26:42

Синтопия пищевода у 8-недельного предплода человека

Статья в формате PDF 103 KB...

15 09 2020 7:14:51

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

13 09 2020 15:22:13

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

12 09 2020 10:36:46

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпанальной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гуморальные звенья иммунной системы. ...

08 09 2020 15:11:21

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!