СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ С ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Философский анализ процесса общения эталонного зрителя с образцовым произведением изобразительного искусства показывает, что на уровне ощущений реципиент имеет дело прежде всего с вещной картинной поверхностью, доступной органам чувств. В этом случае зритель может быть квалифицирован как наблюдатель некоего искусственного и искусно созданного физического предмета в виде объективно существующих сгустков краски картинной плоскости, рожденных в итоге процессуального игрового диалога художника с материалом искусства. Для наблюдателя художественное произведение - простая вещь, обладающая определенными свойствами и существующая вместе с реципиентом в реальности, понимаемой как наличное, ограниченное бытие в форме предметов, качеств, дискретных индивидов. Непосредственно видимое наблюдателем на картинной поверхности характеризуется достоверностью, т.е. соответствием содержания ощущений данным эмпирических объектов.
Живописная поверхность, составленная из совокупности красочных элементарных пятен-цветоформ, есть целостная система знако-предметов, служащих замещению, предоставлению других предметов (свойств или отношений) и используемых для хранения и передачи сообщения. Искушающая суть знаков заключается в присущей им двусторонней структуре, т.е. в нерасторжимом единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Задача красочной поверхности - демонстрация изображенного и выраженного в картине. Знаки живописной поверхности вне общения с реципиентом мертвы, выступая лишь материальной стороной потенциально возможного художественного образа. Для оживления и раскрытия значения знаков требуется специальный игровой диалог красочных пятен со зрителем, т.е. форма человеческо-нечеловеческих действий и взаимодействий, в которой как наблюдатель, так и цветоформы вышли бы за рамки своих профанных функций, попав тем самым в искусственный мир масок художественной игры, тайна которой заключается в искусности превращения.
Игр в одиночку не бывает. Для наблюдателя, надевающего в игровом пространстве апперцепции маску зрителя, тем, с кем он поведет игру, становится красочная поверхность, обретающая в игре маску живописной картины. В период зачина умозрительной игры с живописным произведением красочная поверхность, приоткрывая свою тайну перед зрителем, есть не что иное, как набор знаков-индексов. Подобно пальцам руки, что способны указать на тот или иной объект, знаки-индексы метят свою смежность в иллюзорном пространстве картины. И тогда не хаос индексных меток предстает перед зрителем-игроком, а тонко продуманное знаковое единство, режиссура и правила которого впечатаны в красочные элементарные ячейки, формы и фон поверхности произведения. Реально-вещный фон живописной поверхности превращается для зрителя в иллюзорное художественное пространство, а красочные формы, обретая цвет, трансформируются в пластические тела, погруженные в резервуар изображенной среды.
Как только соблазнение иллюзорным в живописной картине случилось, знаковые тела поверхности произведения, заражая и испытывая умозрение зрителя-игрока, тут же меняют свои значения, гутируя из знаков-индексов-указателей в иконические знаки, несущие в себе «принцип подобия» и призванные раскрыть картинную образность художественного текста.
Для партнеров умозрительной игры, соблазненных возможностью идеального отношения, мир реальности превращается в мир действительности как единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного и вещественного, идеи и вещи, идеального и реального. В мире действительности оба члена игрового диалога становятся сотворцами художественного o6paзa. Художественный образ приобретает качество наглядности, когда зритель, используя язык системы знаков картинной плоскости, совершает внутренние речевые действия и субъективно экстраполирует полученное знание на сверхчувственную реальность, занимаясь смыслообразованием. В художественном образе как новом качестве (эмердженте) сливаются воедино, с одной стороны, «картинность» самого внешнего предмета искусства (как отдельной материальной вещи) с продуктами умозрения зрителя, а с другой - объективно-выразительный искус знака - с субъективной обозначающей способностью человека. Получается, что художественный образ есть эмерджент, в котором всегда ´присутствуют два слившихся и отождествившихся содержания играющих сторон. Художественный образ предстает не просто как отношение какой-либо одной стороны игрового диалога к другой, а взаимоотношение человеческого и нечеловеческого, понимаемое не в духе банальной теории отражения, а в духе гегелевской теории рефлексии.
Пропорция и гармония сущностей зрителя и живописной картины в их конкретном идеальном тождестве может быть различной, В зависимости от доминирования в деятельностных установках зрителя случается либо преобладание чувственно явленной сути произведения искусства, либо, наоборот, онтологизированных образов сущности самого человека-зрителя. Однако важно, что зритель в ходе художественной игры, постигая значения и смыслы знаков вещной поверхности картины, незаметно осваивает не только внешнюю сторону диалога, но и качество собственной сущности.
Сюжетный художественный образ, формируясь и развиваясь, рано или поздно сам становится виртуальным объектом пристального внимания реципиента, перенося интерес игрового диалога из сферы «зритель - вещная картинная поверхность» в сферу «зритель - художественный образ». Заражая и испытывая партнеров, процесс игры входит в новый этап, направленный на освоение как причин чувственного многообразия художественного образа, так и глубинных причин тяги зрителя к игре с произведением искусства, что приводит к новому изменению значения знаков картинной плоскости. Теперь важную роль начинают играть не столько индексные или иконические значения и смыслы знаков, сколько знаки-символы, суть которых, согласно древнегреческому определению, быть разделением единого и единением двойственности.
Постижение символики знаков художественного текста неминуемо переводит партнеров художественной игры из мира действительности в состояние кажимости бытия, т.е. иллюзию мира абсолютной полноты, в которой все возможные противоположности - духа и материи, реального и идеального - сняты, совпадают и образуют конкретное единство.
Искус символизации предполагает погружение зрителя в сущность первопричины, заставившей художника когда-то взяться за мучительное рождение картины. А сущность эта, не зависимо от жанра, сюжета, темы или названия произведения, - в извечной жажде мастеров искусства, преодолевая противоречие между всеобщим и единичным, сконструировать в чувственно доступном виде некий предельно целостный ковчег-модель, который в случае игры с ним способен вызвать у зрителя доверие, возможность встречи и слияния с абсолютностью бытия как «истины».
Можно сказать, что зритель, осваивая художественный объект, идет в направлении, обратном направлению художника, создавшего живописную картину. Если автор творения, вступая в игру с материалом искусства при создании «произведения», движется от досознательной потребности «изведения», «извлечения», «явления» некоего исконного, начального, предкового «про» или «пра» как пращурного, древнейшего представления об Абсолюте к овеществлению этого идеала-идеи, то зритель - наоборот. Вступая в игру с красочной поверхностью по отрежессированной художником колее, он устремляется через дебри индексных, иконических и символических значений знаков картинной плоскости к постижению той максимальной целостности основы мира, которую художнику в меру его таланта удалось выразить, обогащая и преображая при этом свое мироотношение. Однако тяга к игре у художника и реципиента одна - глубинная вера в обретение человеком полноты совершенства.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 129 KB...
05 03 2021 23:14:57
Статья в формате PDF 253 KB...
04 03 2021 2:43:10
Статья в формате PDF 110 KB...
03 03 2021 20:51:14
Статья в формате PDF 250 KB...
01 03 2021 13:32:59
Статья в формате PDF 302 KB...
28 02 2021 14:11:54
Статья в формате PDF 315 KB...
27 02 2021 23:21:48
Статья в формате PDF 123 KB...
26 02 2021 15:17:39
Статья в формате PDF 102 KB...
25 02 2021 14:18:36
Статья в формате PDF 257 KB...
24 02 2021 22:16:39
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
23 02 2021 13:10:28
Статья в формате PDF 225 KB...
22 02 2021 3:10:49
В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...
21 02 2021 14:38:23
Статья в формате PDF 285 KB...
20 02 2021 17:42:54
Статья в формате PDF 110 KB...
19 02 2021 18:30:10
Статья в формате PDF 104 KB...
16 02 2021 14:15:32
Статья в формате PDF 104 KB...
15 02 2021 10:34:55
Статья в формате PDF 138 KB...
14 02 2021 12:39:52
Статья в формате PDF 376 KB...
13 02 2021 12:36:51
Статья в формате PDF 314 KB...
12 02 2021 8:45:55
Статья в формате PDF 498 KB...
11 02 2021 16:24:41
Статья в формате PDF 101 KB...
10 02 2021 9:59:42
Статья в формате PDF 98 KB...
09 02 2021 6:12:23
Статья в формате PDF 1235 KB...
08 02 2021 11:31:24
Статья в формате PDF 275 KB...
07 02 2021 13:20:20
Статья в формате PDF 115 KB...
06 02 2021 7:23:59
Статья в формате PDF 121 KB...
05 02 2021 17:31:11
Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...
04 02 2021 4:24:31
Статья в формате PDF 99 KB...
03 02 2021 19:51:25
Статья в формате PDF 133 KB...
02 02 2021 13:41:27
Статья в формате PDF 102 KB...
01 02 2021 21:26:38
В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...
31 01 2021 19:27:54
Статья в формате PDF 98 KB...
30 01 2021 23:24:43
Статья в формате PDF 103 KB...
28 01 2021 15:31:59
Статья в формате PDF 1797 KB...
27 01 2021 12:44:46
Статья в формате PDF 141 KB...
26 01 2021 5:43:19
Статья в формате PDF 92 KB...
24 01 2021 13:48:23
Статья в формате PDF 112 KB...
23 01 2021 5:49:13
Статья в формате PDF 140 KB...
22 01 2021 21:20:42
Статья в формате PDF 126 KB...
21 01 2021 9:22:13
Статья в формате PDF 90 KB...
20 01 2021 5:15:26
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
19 01 2021 11:18:51
Статья в формате PDF 305 KB...
18 01 2021 17:26:37
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
17 01 2021 5:55:40
Статья в формате PDF 134 KB...
16 01 2021 23:23:19
Статья в формате PDF 105 KB...
15 01 2021 6:33:23
Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...
14 01 2021 12:55:14
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
13 01 2021 8:42:31
Статья в формате PDF 352 KB...
12 01 2021 12:33:49
Статья в формате PDF 273 KB...
11 01 2021 18:23:28
Статья в формате PDF 96 KB...
10 01 2021 6:29:47
Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...
09 01 2021 18:47:30
Статья в формате PDF 306 KB...
08 01 2021 19:50:46
Статья в формате PDF 120 KB...
07 01 2021 13:53:57
Статья в формате PDF 121 KB...
06 01 2021 12:54:45
Статья в формате PDF 274 KB...
03 01 2021 13:32:22
Статья в формате PDF 354 KB...
02 01 2021 11:34:21
Статья в формате PDF 127 KB...
01 01 2021 2:36:53
Статья в формате PDF 259 KB...
31 12 2020 20:22:13
Статья в формате PDF 245 KB...
30 12 2020 18:52:37
Статья в формате PDF 156 KB...
29 12 2020 23:45:32
Статья в формате PDF 113 KB...
28 12 2020 19:42:13
Статья в формате PDF 120 KB...
27 12 2020 10:12:20
Статья в формате PDF 245 KB...
25 12 2020 8:18:17
Статья в формате PDF 117 KB...
24 12 2020 23:30:24
Статья в формате PDF 263 KB...
23 12 2020 5:31:41
В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...
22 12 2020 2:52:16
Статья в формате PDF 106 KB...
21 12 2020 19:43:56
Статья в формате PDF 110 KB...
19 12 2020 3:10:28
Статья в формате PDF 308 KB...
18 12 2020 19:11:30
Статья в формате PDF 100 KB...
17 12 2020 8:28:52
Статья в формате PDF 111 KB...
16 12 2020 16:48:31
Статья в формате PDF 106 KB...
14 12 2020 10:45:12
Статья в формате PDF 116 KB...
13 12 2020 7:56:18
Статья в формате PDF 135 KB...
12 12 2020 13:30:52
Статья в формате PDF 216 KB...
11 12 2020 18:50:50
Статья в формате PDF 116 KB...
10 12 2020 3:51:16
Статья в формате PDF 112 KB...
09 12 2020 0:26:19
Статья в формате PDF 105 KB...
07 12 2020 4:51:27
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
05 12 2020 0:55:23
Статья в формате PDF 590 KB...
04 12 2020 22:43:33
Статья в формате PDF 118 KB...
03 12 2020 15:41:16
Статья в формате PDF 105 KB...
02 12 2020 6:49:27
Статья в формате PDF 80 KB...
01 12 2020 3:39:29
Статья в формате PDF 107 KB...
30 11 2020 23:42:44
Статья в формате PDF 113 KB...
29 11 2020 19:26:12
Статья в формате PDF 105 KB...
28 11 2020 16:12:35
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...
27 11 2020 10:13:28
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
26 11 2020 22:44:42
Статья в формате PDF 109 KB...
25 11 2020 16:39:33
Статья в формате PDF 96 KB...
24 11 2020 20:48:13
В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...
23 11 2020 23:48:26
Статья в формате PDF 266 KB...
22 11 2020 1:45:54
Статья в формате PDF 206 KB...
20 11 2020 22:54:12
Статья в формате PDF 119 KB...
19 11 2020 18:17:39
Статья в формате PDF 104 KB...
18 11 2020 6:49:25
Статья в формате PDF 100 KB...
17 11 2020 0:41:46
Статья в формате PDF 276 KB...
16 11 2020 13:42:21
Статья в формате PDF 214 KB...
15 11 2020 14:53:10
Статья в формате PDF 103 KB...
14 11 2020 22:19:59
Статья в формате PDF 110 KB...
13 11 2020 7:38:37
Статья в формате PDF 137 KB...
11 11 2020 13:49:30
Статья в формате PDF 158 KB...
10 11 2020 17:30:33
Статья в формате PDF 251 KB...
09 11 2020 0:43:42
Статья в формате PDF 130 KB...
08 11 2020 14:37:49
Статья в формате PDF 140 KB...
07 11 2020 10:11:29
Статья в формате PDF 123 KB...
06 11 2020 6:47:15
Статья в формате PDF 452 KB...
05 11 2020 18:44:18
Статья в формате PDF 241 KB...
04 11 2020 2:39:36
Статья в формате PDF 113 KB...
03 11 2020 20:21:49
Статья в формате PDF 120 KB...
02 11 2020 0:14:53
Статья в формате PDF 140 KB...
01 11 2020 1:52:57
Статья в формате PDF 127 KB...
30 10 2020 11:47:34
Статья в формате PDF 99 KB...
29 10 2020 22:55:40
Статья в формате PDF 98 KB...
28 10 2020 2:25:38
Статья в формате PDF 269 KB...
27 10 2020 8:38:59
Статья в формате PDF 145 KB...
26 10 2020 12:16:55
Статья в формате PDF 257 KB...
24 10 2020 18:20:31
Статья в формате PDF 308 KB...
23 10 2020 15:40:35
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
22 10 2020 12:16:58
Статья в формате PDF 209 KB...
21 10 2020 21:16:27
Статья в формате PDF 91 KB...
20 10 2020 6:26:45
Статья в формате PDF 101 KB...
19 10 2020 2:35:57
Статья в формате PDF 118 KB...
17 10 2020 23:50:13
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
16 10 2020 10:38:19
Статья в формате PDF 138 KB...
14 10 2020 20:33:13
Статья в формате PDF 126 KB...
13 10 2020 20:57:24
Статья в формате PDF 118 KB...
12 10 2020 9:18:29
Статья в формате PDF 106 KB...
11 10 2020 13:27:33
Статья в формате PDF 111 KB...
10 10 2020 1:58:42
Статья в формате PDF 251 KB...
09 10 2020 13:23:48
Статья в формате PDF 106 KB...
08 10 2020 1:25:36
Статья в формате PDF 250 KB...
07 10 2020 2:57:25
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::