IT-Reviews    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

c78089d0 Источник:
Крестьянинов В.Ю. В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. Статья в формате PDF 109 KB

В настоящее время тестовый контроль широко используется для оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся практически по всем предметам, в том числе и по биологии. Использование дидактических тестов позволяет быстро и эффективно охватить большой объем содержательного материала, определить, насколько глубоко усвоены учащимися основные идеи, понятия и закономерности изучаемого предмета, оценить их способность применять полученные знания в своей практической деятельности. Главное достоинство тестов - их высокая объективность и защищенность от возможной предвзятости экзаменатора. В отличие от контрольных работ они быстро проверяются и легко обрабатываются.

В зависимости от решаемых задач, тестовые задания обычно делятся на две группы - тесты достижений и тесты способностей [1,4].

Тесты достижений направлены на оценку способности к воспроизведению ранее полученной информации. Они позволяют оценить такие характеристики личности тестируемого, как объем и глубина памяти, прилежание, глубину системность и объем полученных знаний, а также способность применять полученные знания и умения в своей практической деятельности.

Тесты способностей применяются для оценки умения пользоваться полученной информацией, способности к анализу, синтезу, интуиции, возможность установления закономерностей и пр., т.е. позволяют оценивать общий уровень интеллекта тестируемого. Именно такие тестовые задания могут быть использованы для выявления одаренных детей в процессе изучения биологии. К сожалению, тесты способностей используются в основном в практической психологии и относительно редко используются при изучении конкретных школьных дисциплин. Вместе с тем, при тестировании можно получить дополнительную информацию, которая позволяет выявить личностные особенности тестируемых, таких как развитие кратковременной и долговременной памяти (выполнение сходных заданий через разные промежутки времени), системность полученных знаний, внимательность, аккуратность, воля к победе, целеустремленность, способность не поддаваться трудностям, а также интуитивность и нестандартность мышления.

Такие тесты позволяют оценивать умение создавать собственные алгоритмы, применять имеющиеся знания в новой ситуации, определять интуитивность и нестандартность мышления.

Для выявления одаренных учеников можно использовать тестовые задания по определению истинности или ложности суждения, задания на исключение лишнего, выявление закономерностей, нахождение аналогии, выделение главного, а также тесты на установление черт сходства и отличия, распределение по группам, классифицирование и др.

Наиболее перспективными и часто практикуемыми для оценки уровня интеллекта являются тестовые задания на воспроизведение с ограниченным переносом, позволяющие оценивать способность к применению имеющихся знаний в новой ситуации. В этом случае тестируемый заведомо не знает ответа на заданный вопрос, но может ответить на него, используя имеющийся опыт в других областях знаний. Например, в школьных учебниках нет прямого ответа на вопрос:

Биосинтез белка идет во всех клетках организма, кроме

     а. клеток эпителия,

     б. нервных клеток,

     в. зрелых эритроцитов,

     г. зрелых лимфоцитов,

     д. стволовых клеток,

но, зная, что процессом синтеза белка управляет ядро, которое в зрелых эритроцитах отсутствует, ученик сможет уверенно дать на него правильный ответ.

Другой пример:

Человек выпивает за сутки около двух литров воды. С потом, мочой и при дыхании выделяется около пяти литров. Откуда взялись лишние три литра?

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что при полном окислении органических веществ, попавших в организм с пищей и эндогенном окислении, выделяются значительные количества углекислого газа и воды.

Иногда для ответа на достаточно специфические биологические задания достаточно не только знания, но и обычного жизненного опыта и практической смекалки, например, ответить на вопрос:

Какая из ниже перечисленных тканей обладает лучшей способностью к регенерации?

     а. нервная

     б. костная

     в. эпидермис

можно вспомнив, что эпидермис ограничивает поверхность тела и воспринимает все неблагоприятные воздействия, поэтому он должен обладать высокой способностью к регенерации.

Дополнительная информация, которую можно получить при тестировании - это выявление личностных особенностей тестируемых, таких как способность к принятию нестандартных решений, эмоциональный или абстрактно-логический тип личности. Тестирование позволяет оценить такие качества, как развитие долговременной и кратковременной памяти (выполнение сходных заданий через разные промежутки времени), внимательность, воля к победе, целеустремленность, способность не поддаваться трудностям.

Внимательность и аккуратность учеников оцениваются при общем анализе теста путем подсчета ошибок, связанных с невнимательным изучением тестовых заданий, наличием ошибок и описок, неправильным ответом на простые вопросы, в то время, как ученик дает правильные ответы на вопросы повышенной сложности и так далее. При этом всегда следует учитывать тот факт, что тестовые задания должны быть предельно понятными для тестируемого и то, что тестирование является стрессовой ситуацией для учеников, и ошибки такого рода могут быть связаны не с невнимательностью, а с тем, что ученик волнуется.

Некоторое количество задач специально созданы для оценки внимательности.

Какое количество аминокислот зашифровано в кодирующем участке ДНК следующего состава:

5´АТА ЦГГ ТТТ ГЦА АГА АЦТ ТТЦ АТА 3´

Лежащее на поверхности решение (24/3 = 8) не является верным, поскольку в шестом положении находится триплет АЦТ, являющийся терминатором и выключающим синтез белка в данном месте. Правильный ответ - 5.

Для определения интуитивности и не стандартности мышления в тестологии применяют, например, такие задания:

Разделите квадрат двумя линиями так, чтобы получилось два треугольника и два пятиугольника. (Большинство людей начинают делить квадрат вертикальными и горизонтальными линиями, что затрудняет выполнение задачи).

Сложите из шести спичек четыре треугольника (эту задачу можно решить, только выйдя за пределы плоскости, сложив объемную фигуру - тетраэдр).

При некоторой фантазии можно придумать задачи на оценку нестандартности мышления, основанные на использования материала курса биологии. Они могут оживить проведение биологических КВН-ов и вечеров. Например:

Найдите закономерность и дополните ряд

Амеба

Бегония

Верблюд

Гиена

Дерево

...

Лось, тополь, скат, ежевика, инфузория, куст, змея.

Правильный ответ на этот вопрос (ежевика) даст не тот ученик, который попытается отыскать филогенетические связи между перечисленными организмами, а тот, который догадается, что ответы расположены в алфавитном порядке.

Наряду с тестовыми заданиями для выявления способностей одаренных детей могут быть использованы биологические задачи [3, 4].

Весьма интересными в данном отношения являются задачи на создание фантастических ситуаций. Задания такого типа весьма занимательны, раскрывают творческие возможности для учащихся и открывают широкое поле деятельности для авторов. Большинство таких задач содержат вопросы типа «Что было бы, если...»

Как изменился бы организм человека, если бы он получил возможность к фотосинтезу?

Последовательность из скольких азотистых оснований кодировала бы каждую аминокислоту, если бы в состав белка входило бы не двадцать, а двести различных аминокислот?

Сколько аминокислот кодировали бы триплеты, если бы в состав ДНК входило бы не четыре, а три типа нуклеотидов (пять типов)?

На некой планете обитают трехполые организмы, клетки которых при митозе и мейозе делятся не на две, а на три части. При этом генетический материал распределяется равномерно между дочерними клетками, а при образовании зиготы сливаются три гаплоидные клетки трех разных организмов

а. Каковы особенности строения ДНК и ее репликации у данных организмов?

б. Какие особенности митоза и мейоза наблюдались бы у них?

в. Какие особенности имели бы законы генетики у данных организмов при соблюдении общих закономерностей?

г. Почему существование таких организмов маловероятно?

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование (в 2х томах) - М.: «Педагогика», 1982. т.1 - 320 с. ил., т.2 - 336 с. ил.
  2. Беркенблит М.Б., Жердев А. В., Ларина С.Н. и др. Почти 200 задач по генетике. - М., «МИРОС», 1992. - 120 с.
  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. - Методическое пособие. - Саратов, «Лицей», 1998. - 112 с.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., «Народное образование», 2000. - 352с. ил.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

Статья в формате PDF 106 KB...

15 11 2020 19:55:41

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

Статья в формате PDF 124 KB...

14 11 2020 19:36:32

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

10 11 2020 14:58:18

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ (2,1)-МЕТОДА ПЕРЕМЕННОГО ШАГА

Статья в формате PDF 505 KB...

08 11 2020 22:57:45

ДВА БЛОКА ЧАСТОТНОГО СЛОВАРЯ: ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья в формате PDF 304 KB...

06 11 2020 11:47:47

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

05 11 2020 10:14:22

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

02 11 2020 6:47:41

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

09 10 2020 1:47:59

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

04 10 2020 21:38:44

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

02 10 2020 20:17:22

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

25 09 2020 18:23:39

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ

Статья в формате PDF 343 KB...

22 09 2020 1:42:42

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

21 09 2020 18:41:31

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

17 09 2020 8:47:55

Медико-экологическая оценка состояния здоровья населения г. Сатпаев по данным обращаемости

Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочеполовой системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека. ...

12 09 2020 22:48:52

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis L.) относится к классу пиявок (Hirudinea) подклассу настоящих пиявок (Euhirudinea) отряду челюстных пиявок (Ghathobdellidae), роду Hirudo. Более 30 веков она использовалась человеком как лечебное средство. В России велик опыт клинического применения пиявки (гирудотерапия), его расцветом считаются 18-19 века, когда по экспорту пиявки Россия занимала место, равное злаковым культурам, что являлось существенной статьей дохода государственной казны. В статье показаны оптимальные условия среды для обитания медицинской пиявки и возможные лимитирующие факторы ее распространения и численности. Сегодня основной причиной снижения численности пиявки в Краснодарском крае является антропогенный фактор. Так браконьерский вылов Hirudo medicinalis привел к сильному подрыву ее популяции в большинстве районов Краснодарского края, по сравнению с серединой 90-х годов, ее численность снизилась до 10 раз. В 2002 г. губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачевым было выпущено постановление №955 « Об изучении и сохранении медицинской пиявки на территории Краснодарского края». Важным условием сохранения медицинской пиявки в нашем крае является введение запрета на ее вылов на территории Ростовской области, куда в последнее время сместились рынки нелегальной торговли пиявкой. Идеальным вариантом стал бы запрет на ловлю пиявки во всем Южном федеральном округе и принятие коллективных мер по ее охране. ...

11 09 2020 7:16:26

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

05 09 2020 17:32:25

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

04 09 2020 11:54:31

ИСТОРИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ СТЕПЕЙ

Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трансформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 М Дж/кв. м. ...

02 09 2020 1:38:37

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...

24 08 2020 13:55:57

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

19 08 2020 19:51:45

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

17 08 2020 20:10:13

Право и долг в самосознании русского народа

Статья в формате PDF 113 KB...

15 08 2020 18:18:49

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

13 08 2020 5:23:22

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

11 08 2020 10:26:18

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

06 08 2020 7:56:46

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

05 08 2020 0:26:24

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУНИТЕТА

Статья в формате PDF 152 KB...

02 08 2020 23:48:19

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

29 07 2020 20:26:37

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

27 07 2020 0:36:56

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

Статья в формате PDF 310 KB...

01 07 2020 16:10:43

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!