IT-Reviews    

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

c78089d0 Источник:
Ращикулина Е.Н. Степанова Н.А. Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. Статья в формате PDF 140 KB

В современных условиях социально-экономических изменений, существенного реформирования образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях. Однако, в нынешней ситуации остро ощущается противоречие между традиционной подготовкой педагогических кадров и реальными трудностями педагогов в организации процесса познавательной деятельности детей. Эта ситуация сказывается негативно и на решении проблемы преемственности образования в дошкольном учреждении и в начальной школе.

В условиях динамических процессов, происходящих в системе образования, действительно, одной из основных задач педагога дошкольного учреждения является обеспечение преемственности между детским садом и школой, - в частности, в развитии системы понятий с учетом особенностей детского мышления. Для ее решения необходимо смещение акцентов в образовании: с информационно-содержательного на развивающий, идейно-понятийный, - когда важна не только содержательно-результативная, но ориентировочно-процессуальная и сущностная сторона познания. Педагог должен владеть соответствующими теоретическими и технологическими знаниями, умениями и достаточно развитым профессионально-педагогическим мышлением.

Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности предметов изучения, то есть развития тех или иных понятий о них. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Отметим основные методологические ориентиры в развитии понятий старших дошкольников и младших школьников:

Целостность, дополнительная, асимметричная гармония всех форм мышления дошкольников и младших школьников в организации полноценного процесса познания. Понимание его с точки зрения самодвижения, саморазвития ребенка. Это требует внимания педагога не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, способам и формам организации познавательной деятельности детей.

Процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный, осознаваемый, имеющий вербальную форму, а также интуитивно-иррациональный, с моментом догадок, озарения, имеющий в основе аналогии и образные процессы мышления. В связи с этим, понятие - это «процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанный с эмоциональными переживаниями» [1].

Понятие имеет содержательно-результативную и процессуальную стороны, отраженные в таких его признаках как обобщенность, необратимость, свернутость, этапность, системность, рефлексивность. Эти свойства понятия имеют в мышлении дошкольников и младших школьников специфические особенности, связанные с доминированием в них интуитивно-образных и эмоциональных компонентов.

Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. В связи с этим, необходимо подчеркнуть значимость обоснованной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов.

Методы развития понятий дошкольников и младших школьников опираются на единство образа, слова, действия в деятельности ребенка, с использованием знаково-символических средств, как связующего звена образного и вербального компонентов мышления. В этом должны быть задействованы различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка.

Все эти положения являются основой для организации исследовательской, экспериментальной деятельности. Здесь ребенок самостоятельно сравнивает, анализирует, обобщает имеющиеся условия, происходящие изменения, подходит к пониманию существенных свойств предметов (явлений), выявляет причинно-следственные связи и отношения. Необходимо подчеркнуть специфику детского экспериментирования:

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики [5].

Реализуя вышеуказанные идеи, мы разработали систему опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и младших школьников и апробировали ее в образовательном комплексе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Магнитогорска. В таблице1 представлено содержание данной работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию понятия «свет». Отличительной особенностью является учет общих диалектических этапов познания: основание - ядро - следствие - общее критическое истолкование. К этапу «основание» отнесено восприятие свойств, признаков предметов (явлений), обобщение представлений (их абстрагирование). «Ядро» включает действия по выделению существенных и несущественных свойств. На этапе «следствие» целесообразно определение понятия, выявление связей и отношений с другими понятиями. «Общие критические истолкования» мы развернули в соответствии с обобщенным планом А.В. Усовой: цель - схема - ход - результат. Здесь необходимо подчеркнуть, что структурный компонент «схема» разрабатывает педагог совместно с детьми в виде иконических моделей и условных обозначений. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что изложение хода опыта сопровождается проблемными вопросами для детей, содержание которых может варьироваться в зависимости от уровня развития понятия об исследуемом предмете или явлении.

Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления. В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций. Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности дошкольников и младших школьников, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью, механизм смыслообразования, смыслоразличения.

Таблица 1.

Этапы развития понятия

Система опытно-экспериментальной

 Работы со старшими дошкольниками

Система опытно-экспериментальной работы

с младшими школьниками

«СВЕТ»

ОСНОВАНИЕ

 

- Материальная сущность света (свет существует объективно; свет материален)

 

- Особенности распространения света в природе

Опыт №1 «Лучик света «ходит» прямо»

Цель: выявить прямолинейное распространение света

Оборудование: аквариум с водой (подкрашенной хвойным концентратом в яркий желтый цвет), лазерный фонарик, белый экран из картона, закрывающий стенку аквариума

Ход:

Последовательность действий: Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство.

Проблемные вопросы:

По какой дорожке обычно «ходит» Лучик?

Может ли свет заворачивать за угол?

Результат: дети высказывают суждения о прямолинейном распространении света

Опыт №1 «Прямолинейное распространение света»

Цель: выявить прямолинейное распространение света

Оборудование: настольная лампа, лист белой бумаги, расческа с редкими зубьями

Ход:

Последовательность действий: Поставить на стул настольную лампу. Подложить под нее книжки, чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до края стола должно быть метра два. Расстелить на столе лист белой бумаги, а на краю поставить расческу с редкими зубьями. Направить на нее пучок света лампы, от чего бумага становится полосатой. По ней протянутся длинные тени от зубьев, а между ними останутся светлые полосы.

Проблемные вопросы:

По каким линиям обычно распространяется свет?

Можно ли увидеть бегущий мимо нас световой луч?

Может ли свет пересекать космическое пространство?

Результат: дети высказывают суждения о прямолинейном распространении света

ЯДРО

 

- Существенные свойства света: отражение, преломление, рассеяние и др.

 

- Модель света

Опыт №2 «Лучик может ломаться»

Цель: выявить преломление света

Оборудование: аквариум с водой (подкрашенной хвойным концентратом в яркий желтый цвет), лазерный фонарик, белый экран из картона, закрывающий стенку аквариума.

Ход:

Последовательность действий: Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить через водное пространство под углом луч фонарика на поверхность воды. Луч, соприкоснувшись с неоднородной воздушной средой, преломится и отразится на противоположную стенку аквариума.

Проблемные вопросы:

- А может ли Лучик ломаться? А почему Луч неожиданно сломался?

-Как появляется солнечный зайчик?

Результат: дети высказывают суждения о преломлении и отражении света

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №3 «Лучик света рассеивается»

Цель: выявить рассеяние света

Оборудование: аквариум с водой (подкрашенной хвойным концентратом в яркий желтый цвет), лазерный фонарик, баночка со сливками, белый экран (из картона), стакан со сливками.

Ход:

Последовательность действий: Затемнить помещение. Приготовить аквариум с водой, окрашенной хвойным концентратом. Направить луч лазерного фонарика на стенку, параллельную стенке, загороженной картоном. Луч должен проходить через водное пространство. Капнуть из заранее приготовленного стакана немного сливок (или молока). В воде образуется «молочное облачко», рассеивающее прямо направленный поток света.

Проблемные вопросы:

Куда исчезает лучик? Что ему мешает двигаться по прямой дорожке?

Из чего состоит молоко? Почему оно не пропускает луч?

Что нужно сделать, чтобы луч снова «пошел» прямо?

Результат: дети высказывают суждения о том, что лучи могут рассеиваться

Опыт №2 «Преломление света»

Цель: выявить преломление света

Оборудование: настольная лампа, лист белой бумаги, расческа с редкими зубьями, чайный стакан с тонкими стенками.

Ход:

Последовательность действий: Поставить на стул настольную лампу. Подложить под нее книжки, чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до края стола должно быть метра два. Расстелить на столе лист белой бумаги, а на краю поставить расческу с редкими зубьями. Прорезать в бумаге отверстие по размеру стакана, вставить в него стакан, а бумагу приподнять немного, подложив под нее книжки или общие тетради - для того, чтобы лучи проходили сквозь воду, а не сквозь донышко стакана. Вскоре по бумаге протянутся длинные лучи. Но те, что попали в стакан, сломаются. За стаканом они соберутся в пучок, а потом разойдутся веером. Это значит, что преломление лучей происходит именно в стакане.

Проблемные вопросы:

Могут ли солнечные лучи ломаться? Как это доказать?

Что случилось с лучами, попавшими в стакан?

Результат: дети высказывают суждения о преломлении света

Опыт №3 «Отражение света»

Цель: выявить отражение света

Оборудование: настольная лампа, лист белой бумаги, расческа с редкими зубьями, четырехугольное зеркальце.

Ход:

Последовательность действий: Поставить на стул настольную лампу. Подложить под нее книжки, чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до края стола должно быть метра два. Расстелить на столе лист белой бумаги, а на краю поставить расческу с редкими зубьями. Поставить на бумагу за расческой четырехугольное зеркальце. На столе появится полоски отраженных лучей. Осторожно поворачивать зеркальце, и отраженные полоски тоже будут поворачиваться.

Проблемные вопросы:

Как получить солнечный зайчик?

Почему из зеркальца лучи выходят под углом?

Результат: дети высказывают суждения об отражении и преломлении света

 

СЛЕДСТВИЕ

 

- Понимание причин фотолюминесценции света;

 

- Понимание проявлений спектрального состава света;

 

 

- Определение света и его явлений

Опыт № 4 «Круг Ньютона»

Цель: выявить, что видимые световые оттенки (7 основных цветов) при слиянии образуют белый свет

Оборудование: картонный круг, цветная бумага, заточенная палочка (спичка).

Ход:

Последовательность действий: Сделать «волчок»: на картонный круг наклеить семь цветов радуги в нужной последовательности. В середину круга вставить заточенную палочку. При быстром закручивании «волчка» яркие цвета будут сливаться в белый цвет.

Проблемные вопросы:

Какого цвета свет?

Как доказать, что свет белый?

Результат: дети высказывают суждения о том, что цвет света - белый

Опыт № 4«Аквариум во мраке»

Цель: выявить, что при разложении белый цвет света образует семь основных оттенков

Оборудование: затемненная комната, аквариум, кусок картона.

Ход:

Последовательность действий: Занавесить окно. В картоне прорезать щель шириной 2 см и высотой 1 см и приколоть его к раме окна. Лучи солнца пройдут через щель широкой лентой. На их пути установить аквариум так, как показано на схеме. Лучи должны пройти через две стенки аквариума, сходящиеся под углом. Там они нырнув в воду аквариума, отразятся. На том месте, куда они упадут, поставить лист белой бумаги. На этой бумаге должна получиться цветная лента с таким же порядком цветов, как в радуге.

Этот опыт лучше всего получается, когда солнце стоит невысоко. Для него удобны окна, выходящие на восток или на запад.

Проблемные вопросы:

Как можно получить радугу?

Откуда (почему) взялась радуга?

Результат: дети высказывают суждения о том, что при разложении белый цвет света образует семь основных оттенков

ОБЩЕЕ КРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

Роль света в природе: фотосинтез, фотопериодизм, зрение у животных, прочие процессы

Опыт № 5 «Без света и воды ничего не растет»

Цель: выявить, что свет и вода необходимы для роста растений.

Оборудование: две фасолины (или горошины), каждая из которых расположена на блюдце с ватой; кувшин с водой

Ход:

Последовательность действий: Дать каждому ребенку две фасолины (горошины). Одну из них необходимо положить в намоченную ватку и на освещенное место и постоянно поддерживать ее в во влажном состоянии. Другую фасолину необходимо поместить в сухую ватку и в неосвещенное место и не смачивать ее вовсе.

Проблемные вопросы:

В какой из горошин появится росток, а в какой не появится? Почему?

Если вторую горошину мы тоже начнем поливать и освещать, появится ли на ней росточек?

Результат: дети высказывают суждения о том, что свет и вода необходимы для роста растений

Проблемные вопросы:

Что необходимо сделать для того, чтобы на второй горошине появился росточек?

- Правда ли, что некоторые животные светятся?

- Почему светится светлячок?

Результат: дети высказывают суждения о том, что свет и вода необходимы для роста растений

Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер. Во многом это определяется личностью педагога, степенью его педагогического мастерства, уровнем педагогической рефлексии, глубиной профессионально-педагогического мышления.

Библиографический список:

  1. Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография.- Магнитогорск: МаГУ, 2000.- 195 с.
  2. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга / Оформл. серии О.Кондаковой. - М.: Дет. лит., 1993. - 255 с.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
  4. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 9 - 17.
  5. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1996. - 32 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

18 09 2020 19:47:33

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

07 09 2020 13:25:39

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

30 08 2020 20:41:37

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ

Статья в формате PDF 111 KB...

21 08 2020 1:35:19

К ЕДИНСТВУ НАУКИ ЧЕРЕЗ ВСЕ-ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Статья в формате PDF 93 KB...

16 08 2020 11:51:26

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья в формате PDF 124 KB...

15 08 2020 10:28:35

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

12 08 2020 20:28:58

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

05 08 2020 14:32:44

ИТЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЯРНЫЙ ДИЗАЙН ДВУМЕРНЫХ НАНОСТРУКТУР

В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...

19 07 2020 4:33:19

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

15 07 2020 4:46:21

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

28 06 2020 2:27:14

Новые виды рыбопродуктов

Статья в формате PDF 115 KB...

25 06 2020 15:36:21

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ «ХИЩНИКЖЕРТВА»

В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией « Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые характерны для сложных экологических систем. ...

23 06 2020 18:21:27

ТЕОРИЯ ДОУ

Статья в формате PDF 424 KB...

22 06 2020 2:54:41

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

14 06 2020 14:19:11

PROBLEMS OF BIOCHEMICAL INDICATION OF STATUS OF FISHES OF NORTH BASIN

Статья в формате PDF 127 KB...

12 06 2020 7:10:17

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

07 06 2020 11:37:22

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

31 05 2020 10:25:47

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

29 05 2020 12:37:54

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

27 05 2020 20:11:17

ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА

Статья в формате PDF 242 KB...

24 05 2020 20:39:33

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

23 05 2020 13:36:19

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт- Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...

19 05 2020 20:13:41

АЛЕКСАНДР НАЗАРОВИЧ БЕЛЯЕВ

Статья в формате PDF 392 KB...

18 05 2020 20:46:39

ХАШАЕВ ЗАУР ХАДЖИ-МУРАДОВИЧ

Статья в формате PDF 113 KB...

12 05 2020 19:30:33

ВЫВОД УРАВНЕНИЙ МАКСВЕЛЛА ИЗ ФУНКЦИИ СОСТОЯНИЯ. ЗАРЯДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА

На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...

06 05 2020 21:38:49

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Статья в формате PDF 425 KB...

04 05 2020 10:40:44

ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ

Статья в формате PDF 125 KB...

03 05 2020 23:18:41

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

30 04 2020 3:38:26

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА

Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...

28 04 2020 16:42:21

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

26 04 2020 8:56:29

Краснощекова Галина Алексеевна

Статья в формате PDF 177 KB...

22 04 2020 16:16:47

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!