УМСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
Управление адаптационным и учебно-воспитательным процессом является реальной основой для целенаправленной активации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также определения трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает изучение проблемы адаптации студентов к условиям высшей школы.
Правильная постановка обучения, повышение физического здоровья и умственной работоспособности студентов - одна из центральных проблем педагогики. Интенсификация процесса обучения в вузе, в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, приводит к увеличению учебной нагрузки, которая нередко вызывает значительные ухудшения работоспособности и состояния здоровья студентов, отчётливо отмечаемые уже на первом году обучения.
Сегодня существует настоятельная необходимость оценки уровня состояния здоровья и адаптации студентов с более широких позиций, с учётом не только количественных, но и качественных характеристик.
Основными критериями адаптации студентов служат: показатели здоровья, физического развития - как показатели физического статуса организма; умственной работоспособности во время учебных занятий, экзаменов, а также их успеваемости в зависимости от занятий различными двигательными режимами.
Задача вуза - воспитать у студентов желание понять и укрепить свой организм, что требует постоянной и систематической работы. Но это необходимо проникнуться всем своим сознанием, начиная от администрации вуза, факультета, кафедр и, кончая, самими студентами. При этом значительно возрастают требования к вузовской подготовке студентов, обусловленные как непрерывным развитием науки, так и перестройкой социально-экономических условий, в результате чего возникает острая необходимость в интенсификации учебной деятельности студентов, активном их участии в общественно-полезном труде и в формировании здорового образа жизни.
Проблема адаптации студентов в вузе - очень важное условие успешной педагогической деятельности. Согласно современным требованиям, при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности.
Научная организация учебной работы студентов определяет оптимальное взаимодействие умственной и физической нагрузок, обеспечивающих высокий уровень познавательной деятельности. Вузовский учебный процесс требует такого подхода к использованию физической культуры, при котором необходимо знать и применять наиболее эффективные виды спортивных упражнений как для активации умственной деятельности, так и для создания условий скорейшей адаптации студентов к учебному процессу в вузе.
Переключение с умственной работы на физическую и, наоборот, способствует изменению характера нагрузки на различные отделы и функциональные сдвиги центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, что создаёт условия для отдыха и восстановления тех или иных психофизиологических функций.
Одновременно физическая нагрузка может служить средством коррекции, устранения тех или иных функциональных нарушений, которые могут вызываться умственной работой, и тем самым способствовать повышению эффективной учебной деятельности, профилактике переутомления центральной нервной системы и скорейшей адаптации студентов.
Под исследованием находились студенты 1 - 4-го курсов следующих факультетов: юридического, экономического, исторического, биолого-химического, математического, физического, педагогического факультета физической культуры (ПФФК) и факультета психологии и педагогики Удмуртского государственного университета. Особенностью обучения на факультете физического воспитания является то, что теоретические курсы общественных, педагогических и медико-биологических наук сочетаются с практическими занятиями по спортивным дисциплинам. Само по себе сочетание видов деятельности в учебном процессе полезно, однако степень влияния занятий различными спортивными дисциплинами на умственную работоспособность, здоровье и адаптацию студентов к учебному процессу в вузе на сегодняшний день изучено недостаточно, а кроме того имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с чередованием умственных нагрузок с достаточно большими физическими. Одним из специфических требований к обучению на факультете физического воспитания является повышение студентами спортивного мастерства в избранном виде спорта.
Студенты, занимающиеся в спортивных секциях быстрее и легче адаптируются к условиям вуза. Это косвенно указывает на важную тренирующую роль физических нагрузок в совершенствовании устойчивости организма к возрастанию неблагоприятных факторов (перегрузка учебными занятиями, экзамены и т.д.). Систематические занятия спортом вызывают повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В основе данного факта очевидно лежит по-видимому, явление перекрестной адаптации, описание G. Selye (1950). Это явление, безусловно, связано с развитием изменений на тканевом, клеточном и молекулярном уровнях. В частности, по данным Ф.З. Меерсона, состояние повышенной сопротивляемости организма, как правило, сопровождается увеличением тканевой резистентности, положительно влияющей на адаптацию Адаптивные изменения на клеточном и субклеточном уровнях, лежащие в основе повышения сопротивляемости организма наступают не сразу, а лишь в результате длительного воздействия стрессора, в данном случае, регулярных и систематических занятий спортом. Это говорит об огромной значимости физических нагрузок в адаптации человека, то есть, с их помощью можно регулировать наступление процесса адаптации в виду развития её на биосистемном уровне. Систематические физические нагрузки оказывают тренирующее влияние на константу внутренней среды организма, при этом, очевидно, важна значительная активация регуляторных механизмов гомеостаза, необходимых для общей мобилизации энергетических, пластических и защитных резервов в наступлении адаптации. Следовательно, для получения скорейшей адаптации возможно необходим и тренирующий эффект в виде физической нагрузки, который должен оказать сильное воздействие на организм, но она не должна быть чрезмерной, а рациональной, так как в этом случае могут быстро развиться неблагоприятные изменения, отрицательно сказывающиеся на адаптации, то есть продляя её наступление, и ещё хуже, могут привести к срыву механизмов адаптации. Работоспособность, а в конечном итоге и здоровье человека определяется его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия. Адаптационные возможности организма - это одно из основных его свойств. Это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой.
Для определения уровня функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах - баллах, так как в настоящее время для определения «уровня здоровья» индивидуума используются понятия «теории адаптации». Согласно этой концепции здоровье оценивается степенью адаптированности (СА) к условиям окружающей среды. При этом уровень адаптации (функциональных возможностей) в совокупности с другими параметрами, характеризующие здоровье, позволяют определить как уровень здоровья так и сформировать наиболее оптимальные программы профилактики, оздоровления, коррекции нарушений здоровья в физическом развитии студентов.
Целью исследования явилось установление характера взаимосвязи между физической и умственной нагрузок студентов к учебному процессу в вузе.
Задача исследования: установить адаптационную динамику взаимовлияния и взаимозависимости физической и умственной нагрузок студентов и обосновать пути и средства оптимизации, как фактора их адаптации.
Для определения физического здоровья применили методику С.В. Хрущёва (1995), состоящую из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооружённостью организма и уровнем общей выносливости. Предлагаемые пять показателей измеряются в баллах, это индексы: Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Руфье.
Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного потенциала (АП), расчёт которого проводился по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой и В.К. Вакулина (1987) по следующей формуле:
АП (в баллах)
= 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(возраст, годы) + 0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27
Динамика умственной работоспособности - как критерия адаптации (А) к учебной нагрузке и сопротивляемости организма студентов утомлению изучалось методикой дозирования работы по времени с использованием таблицы В.Я. Анфимова в редакции В.В. Розенблата и Ю.В. Калинина (1961), так как эта методика давно опробована в настоящее время широко применяется.
Умственную работоспособность студентов, находящихся на обычном и расширенном двигательном режимах исследовали в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года.
Результатами исследования установлено:
- уровень адаптации и физического здоровья студентов 1 - 4-го курсов всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме выше, чем на обычном и р<0,05;
- повышение уровня адаптации студентов проявляется в половом аспекте, а именно, юноши, находящиеся на различных двигательных режимах показали уровень адаптационного потенциала выше, чем девушки, однако, у юношей, находящихся на расширенном двигательном режиме это повышение выражено в большей степени, чем на обычном и р<0,001. Снижение адаптационных возможностей девушек, находящихся на обычном двигательном режиме, очевидно, сочетается с теми расстройствами здоровья, в основе которых лежат сбои в вегетативном и эндокринном звеньях регуляции;
- состояние адаптации определяется функциональной зрелостью гормонального и вегетативного звеньев регуляции гомеостаза. Значение индекса Руфье (показывающий адаптационный резерв функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, лимитирующий физические возможности организма студентов) указывали на сниженные у студентов адаптационные резервы функций сердечно-сосудистой системы, в большей степени это понижение заметно у девушек, находящихся на обычном двигательном режиме;
- критериями процесса адаптации студентов к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем по индексам, указанным ниже и интегративных процессов в организме. За счёт напряжения идёт адаптация дыхательной, сердечно-сосудистой систем (индексы Робинсона и Руфье, р<0,001), повышенная резистентность к гипоксии (индекс Скибинского, р<0,001), а также высокий уровень развития адаптационных возможностей двигательных качеств (индекс Шаповаловой, р<0,001);
- степень напряжения адаптивных механизмов у студентов, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном, это свидетельствует о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что способствует развитию физических возможностей организма;
- уровни адаптационного потенциала девушек и юношей, находящихся на расширенном двигательном режиме выше, чем у девушек и юношей, находящихся на обычном режиме и р<0,05;
- показатели умственной работоспособности студентов 1 - 4-го курсов представленных факультетов, находящихся на обычном и расширенном двигательном режиме независимо от возраста и пола, как в начале, так и конце учебного года, после учебных занятий по первому заданию меньше, чем до занятий и р<0,05-0,001. Это выражается в уменьшении общего объёма проделанной работы (ООПР), числа вычеркнутых знаков (ЧВЗ) и увеличении процента ошибок (ПОЧВЗ);
- умственная работоспособность студентов 1 - 4-го курсов всех факультетов, находящихся на расширенном двигательном режиме до и после ученых занятий, как в начале так и конце учебного года больше, чем на обычном и р<0,001;
- девушки 1 - 4-го курсов представленных факультетов, находящихся на различных двигательных режимах, до и после учебных занятий, как в начале так и конце учебного года, показали умственную работоспособность выше, чем юноши. Однако, у не занимающихся спортом это увеличение достоверно (р<0,05), а у занимающихся не достоверно и р>0,05;
- степень напряжения адаптивных механизмов студентов, находящихся на обычном двигательном режиме возрастала от 1-го к 4-му курсам. Однако у студентов, находящихся на расширенном двигательном режиме показатели ООПР, ЧВЗ больше, а ПОЧВЗ, наоборот, меньше (р<0,001), чем на обычном, что положительно отражалось и на их адаптационных процессах. Они проходят более сильно, концентрированно, насыщено выражено и с меньшей степенью напряжения. Это даёт возможность студенту во время учебных нагрузок более легко переносить так называемые сенситивные периоды роста, так как занятия расширенным двигательным режимом способствуют более полному формированию положительных связей, обеспечивающих оптимальное и плавное развитие адаптационных процессов без чрезмерного напряжения функциональных систем;
- удивительным по нашему мнению оказалось то, что ООПР и ЧВЗ девушек и юношей, находящихся на обычном двигательном режиме всех факультетов уменьшалось от первого к четвёртому курсам, а ПОЧВЗ, наоборот, увеличивался как до (р<0,05), так и после учебных занятий (р<0,001). Это свидетельствовало о том, что степень напряжения адаптивных процессов студентов усиливалась, что констатировало низкий уровень развития адаптационных возможностей организма;
- общий объём проделанной работы и число вычеркнутых знаков студентами, находящихся на расширенном двигательном режиме, на всех факультетах, наоборот, увеличивалось от первого к четвёртому курсам до и после занятий (р<0,05), а процент ошибок уменьшался на достоверную величину (р<0,05), т.е. занятия в спортивных секциях понижают степень напряжения адаптивных механизмов организма студентов, что способствовало повышению их адаптационных возможностей.
Аналогичные выводы были получены нами по второму и третьему заданиям корректурной методики, как в начале, так и конце учебного года;
- адаптация студентов 1 - 4-го курсов зависит от их пола, а именно: у девушек, находящихся на обычном двигательном режиме адаптация на обычном двигательном режиме адаптация наступает на третьем курсе (5-й семестр), а у юношей, по окончанию третьего курса (6-й семестр). У девушек, находящихся на расширенном двигательном режиме адаптация к вузу наступает на втором курсе (3-й семестр), а юношей, на первом курсе (2 семестр).
Нами подтверждаются данные исследований других авторов о понижении умственной работоспособности студентов 1 - 4-го курсов в конце учебного года, по сравнению с началом, независимо от возраста, пола, специализации факультета и двигательного режима в результате развития умственного утомления.
Таким образом, занятия спортом способствуют снижению основного обмена, т.е. это расценивается как указание центральной нервной системе экономного расходования энергии, окислительные процессы в мышцах протекают глубоко и полно. Увеличивается потребление кислорода тканями, включаются в работу дополнительные резервные сосуды-капилляры органов, несущие питательные вещества и кислород к клеткам тканей соответствующих органов и мозгу. Все эти положительные процессы приводят к хорошему здоровью, высокому физическому развитию и функциональному состоянию организма, улучшают умственную работоспособность и успеваемость, ведущие и к нейтрализации отрицательных психических симптомов утомления, т.е. в итоге улучшается: восприятие, осмысление, переработка, суждение, усиливается способность к абстракции, улучшается память.
Так, Н.Е. Введенский и М.Р. Могендович прямо указывали, что рациональные занятия физическими упражнениями повышают тонус центральной нервной системы и прежде всего головного мозга, что приводит к повышению работоспособности и нормализации нейродинамики.
В результате проведённого исследования и на основании полученных результатов мы определили, что обязательных учебных занятий по физической культуре, согласно учебного плана, проводимых в настоящее время в вузах недостаточно, так как двигательный режим ограничивается только двумя занятиями в неделю и не может в полной нормативной физиологической мере дать необходимой разрядки ЦНС и снять умственное утомление, возникающее в результате интенсивных учебных занятий. Поэтому, мы рекомендуем увеличить для студентов количество занятий по физической культуре до трёх в неделю на вех курсах, а также посещать дополнительные внеурочные занятия по общефизической подготовке и различные спортивные секции.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 113 KB...
27 01 2021 10:52:27
В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...
26 01 2021 17:27:10
Статья в формате PDF 129 KB...
25 01 2021 3:43:14
Статья в формате PDF 142 KB...
24 01 2021 7:46:59
Статья в формате PDF 323 KB...
23 01 2021 11:16:43
Статья в формате PDF 260 KB...
22 01 2021 7:42:22
Статья в формате PDF 308 KB...
21 01 2021 9:35:23
Статья в формате PDF 101 KB...
20 01 2021 10:15:56
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
19 01 2021 2:31:23
Статья в формате PDF 198 KB...
18 01 2021 14:44:43
Статья в формате PDF 141 KB...
17 01 2021 10:57:27
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
16 01 2021 21:42:39
Статья в формате PDF 115 KB...
15 01 2021 16:52:18
Статья в формате PDF 128 KB...
14 01 2021 6:23:13
Статья в формате PDF 138 KB...
13 01 2021 4:42:47
Статья в формате PDF 121 KB...
11 01 2021 4:14:51
Статья в формате PDF 314 KB...
10 01 2021 3:17:23
Статья в формате PDF 257 KB...
09 01 2021 13:59:39
Статья в формате PDF 106 KB...
08 01 2021 18:34:59
Статья в формате PDF 136 KB...
07 01 2021 14:44:23
Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...
06 01 2021 18:26:37
Статья в формате PDF 113 KB...
04 01 2021 18:39:26
Статья в формате PDF 255 KB...
03 01 2021 4:49:48
Статья в формате PDF 98 KB...
02 01 2021 22:55:59
Статья в формате PDF 106 KB...
01 01 2021 16:26:48
Статья в формате PDF 104 KB...
31 12 2020 9:10:20
Статья в формате PDF 134 KB...
30 12 2020 17:33:14
Статья в формате PDF 113 KB...
29 12 2020 1:21:54
Статья в формате PDF 227 KB...
28 12 2020 8:59:25
Статья в формате PDF 114 KB...
26 12 2020 11:12:45
Статья в формате PDF 102 KB...
24 12 2020 22:50:30
В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...
23 12 2020 4:20:52
Статья в формате PDF 295 KB...
21 12 2020 3:16:45
Статья в формате PDF 130 KB...
20 12 2020 10:16:36
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
19 12 2020 5:11:25
Статья в формате PDF 107 KB...
18 12 2020 0:56:53
Статья в формате PDF 130 KB...
17 12 2020 7:55:55
Статья в формате PDF 117 KB...
16 12 2020 17:19:52
Статья в формате PDF 119 KB...
15 12 2020 9:52:38
Статья в формате PDF 255 KB...
14 12 2020 16:20:32
Статья в формате PDF 109 KB...
13 12 2020 5:46:31
Статья в формате PDF 95 KB...
12 12 2020 0:50:40
Статья в формате PDF 133 KB...
10 12 2020 9:55:33
Статья в формате PDF 114 KB...
09 12 2020 11:42:39
Статья в формате PDF 100 KB...
08 12 2020 9:22:17
Статья в формате PDF 114 KB...
07 12 2020 5:57:36
Статья в формате PDF 282 KB...
05 12 2020 1:26:16
Статья в формате PDF 107 KB...
04 12 2020 19:40:37
Статья в формате PDF 213 KB...
02 12 2020 12:15:42
Статья в формате PDF 127 KB...
30 11 2020 7:41:15
Статья в формате PDF 113 KB...
28 11 2020 6:50:26
Статья в формате PDF 127 KB...
27 11 2020 16:35:43
Статья в формате PDF 167 KB...
26 11 2020 20:24:17
Статья в формате PDF 123 KB...
25 11 2020 2:34:10
Статья в формате PDF 124 KB...
24 11 2020 17:42:13
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...
22 11 2020 17:24:36
Статья в формате PDF 330 KB...
21 11 2020 1:53:58
Статья в формате PDF 273 KB...
20 11 2020 21:41:32
Статья в формате PDF 133 KB...
19 11 2020 8:39:32
Статья в формате PDF 286 KB...
18 11 2020 2:38:14
Статья в формате PDF 89 KB...
17 11 2020 13:40:40
Статья в формате PDF 169 KB...
16 11 2020 4:35:18
Статья в формате PDF 142 KB...
15 11 2020 9:51:25
Статья в формате PDF 276 KB...
14 11 2020 15:26:54
Статья в формате PDF 124 KB...
13 11 2020 0:46:57
Статья в формате PDF 119 KB...
12 11 2020 3:54:51
Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...
11 11 2020 17:29:14
Статья в формате PDF 84 KB...
10 11 2020 21:20:26
Статья в формате PDF 99 KB...
09 11 2020 2:40:13
Статья в формате PDF 221 KB...
08 11 2020 11:19:43
Статья в формате PDF 104 KB...
06 11 2020 1:51:13
Статья в формате PDF 117 KB...
05 11 2020 22:18:50
В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом пространстве « Школа – Колледж – В У З », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...
04 11 2020 5:22:37
Статья в формате PDF 250 KB...
03 11 2020 11:37:55
На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...
02 11 2020 0:39:28
Статья в формате PDF 303 KB...
01 11 2020 9:31:42
Статья в формате PDF 129 KB...
31 10 2020 6:32:26
Статья в формате PDF 117 KB...
30 10 2020 13:50:30
Статья в формате PDF 117 KB...
29 10 2020 6:35:43
Статья в формате PDF 157 KB...
28 10 2020 4:24:19
Статья в формате PDF 379 KB...
27 10 2020 0:18:48
Статья в формате PDF 114 KB...
26 10 2020 21:14:30
Статья в формате PDF 156 KB...
25 10 2020 4:24:33
Цитомегаловирусная инфекция ( Ц М В И) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с Ц М В И. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с Ц М В И. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) Ц М В И протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях У З И осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трансдьюсеров 3,5 и 5 м Гц и трансвагинальным датчиком 6,5 м Гц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока ( К С К). Определяются систоло-диастолическое соотношение ( С Д О), индекс резистентности ( И Р), пульсовый индекс ( П И). В нашем исследовании наиболее неблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой Ц М В И нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой М А более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой М А постепенно приводит к снижению в левой М А, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с С З Р П. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...
22 10 2020 23:19:58
Статья в формате PDF 128 KB...
21 10 2020 0:47:27
Статья в формате PDF 111 KB...
20 10 2020 1:34:45
Статья в формате PDF 119 KB...
18 10 2020 12:29:49
Статья в формате PDF 98 KB...
17 10 2020 8:45:14
Статья в формате PDF 116 KB...
16 10 2020 12:11:52
Статья в формате PDF 99 KB...
15 10 2020 17:23:50
У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...
14 10 2020 20:43:58
Статья в формате PDF 285 KB...
13 10 2020 5:22:25
Статья в формате PDF 115 KB...
11 10 2020 5:39:41
Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...
10 10 2020 14:29:44
Статья в формате PDF 554 KB...
09 10 2020 7:26:53
Статья в формате PDF 96 KB...
08 10 2020 7:12:59
Статья в формате PDF 120 KB...
07 10 2020 17:12:33
Статья в формате PDF 251 KB...
06 10 2020 6:52:49
Статья в формате PDF 104 KB...
05 10 2020 9:13:12
Статья в формате PDF 126 KB...
04 10 2020 14:11:20
Статья в формате PDF 354 KB...
03 10 2020 15:35:15
Статья в формате PDF 113 KB...
01 10 2020 4:38:18
Статья в формате PDF 116 KB...
30 09 2020 0:15:59
Статья в формате PDF 99 KB...
29 09 2020 23:48:29
Статья в формате PDF 116 KB...
28 09 2020 14:31:32
Статья в формате PDF 171 KB...
27 09 2020 8:53:25
Статья в формате PDF 141 KB...
25 09 2020 20:37:59
Статья в формате PDF 115 KB...
24 09 2020 18:30:35
Статья в формате PDF 142 KB...
23 09 2020 0:46:38
Статья в формате PDF 250 KB...
22 09 2020 2:45:12
Статья в формате PDF 115 KB...
21 09 2020 20:22:29
Статья в формате PDF 106 KB...
20 09 2020 23:19:57
Статья в формате PDF 414 KB...
19 09 2020 4:19:43
Статья в формате PDF 150 KB...
18 09 2020 3:29:24
Статья в формате PDF 134 KB...
17 09 2020 4:51:10
Статья в формате PDF 140 KB...
16 09 2020 4:56:44
Статья в формате PDF 111 KB...
13 09 2020 0:36:35
Статья в формате PDF 131 KB...
12 09 2020 11:29:13
Статья в формате PDF 102 KB...
11 09 2020 3:24:24
Статья в формате PDF 107 KB...
10 09 2020 20:47:29
Статья в формате PDF 138 KB...
09 09 2020 10:36:45
Статья в формате PDF 109 KB...
07 09 2020 18:46:27
Статья в формате PDF 395 KB...
05 09 2020 22:31:10
Статья в формате PDF 99 KB...
03 09 2020 21:31:17
Статья в формате PDF 124 KB...
02 09 2020 23:13:49
Статья в формате PDF 114 KB...
01 09 2020 15:41:13
Статья в формате PDF 249 KB...
31 08 2020 8:10:36
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::