ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. При таком подходе образовательная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человеком, образовательная среда несет те духовнонравственные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.
Подлинными источниками и движущей силой развития субъектности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение индивида к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественноисторический опыт, и индивидуальностью, преобразующий мир, может быть передано формулой: Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают [1; 2].
При субъектном системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; «идеальная представительность» индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности, как субъекта деятельности. Формирующиеся в ходе развития способности и регуляторные психологические функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся субъектные качества.
Личность, как отмечал В.Э.Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - тем социокультурным пространством, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности [2]. «Именно всестороннее, гармоничное (а не уродливо однобокое) развитие каждого человека отмечает далее автор, и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определять пути своей жизни, своё место в ней, своё дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого» [2. С.358]. При этом особо заметим, что психика человека, его личностные или субъектные качества и особенности закреплены в продуктах материальной и духовной культуры общества (социокультурного пространства), которые при определенных условиях усвоения становятся собственной психической деятельностью субъекта.
В одном из экспериментальных исследований Л.М.Попова [5], изучавшего механизмы саморазвития личности в аспекте интеллектуальнодеятельностного развития студентов в процессе профессионального становления, было установлено, что таким механизмом является последовательное прохождение четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития», с «взаимопереходами» внешнеи внутреннеплановых действий.
А.Н.Леонтьев, занимаясь изучением особенностей психического развития школьников, подростков и юношей, отмечал, что в младшем школьном возрасте ведущим мотивом является мотивация учебной деятельности, от динамики которой зависит усвоение детьми новых знаний и умений [4]. Характер меняющихся отношений подростков и старшеклассников (15-17 лет) к обучению отечественный психолог связывал со степенью развития их познавательных интересов, с изменением их направленности, глубины, общего уровня. Говоря об организации воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационносмысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия. Именно эти положения конкретизируют общее понимание процессов развития субъектности.
А.Н.Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н.Леонтьев, - не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [3. С.226].
Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы, можно считать, что источником развития субъектности личности студентов является деятельностное образовательное пространство вуза. Механизмами и условиями развития - внутренние противоречия; смещение потребностей личности на созидание; процесс интериоризации; психологические орудиямедиаторы, в качестве которых выступают взрослый человек, знак, символ, смысл, слово и др.;внутреннее единство человека и образовательного пространства; совместная деятельность и общение; включенность индивида в пространство межиндивидуальных связей, в котором взаимоотношения в группах людей трактуются как носители личности ее участников; социально обусловленная направленность быть личностью; последовательное прохождение зон ближайшего личностного развития с взаимопереходами внешнеи внутреннеплановых действий; развивающая деятельность, адекватно организованная понятию субъектности; самотворение человека своей личности; деятельностные и личностные (эмоциональные, интеллектуальные, волевые) способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - С.462
- Ильенков, Э.В. Что такое личность? / Э.В.Ильенков // С чего начинается личность. Под общей ред. Р.И.Косолапова. - 2-е изд. - М: Политздат, 1983. - С. 319-358.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С.304
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С.583
- Попов, Л.М. Психологический механизм и зоны развития субъекта / Л.М.Попов // Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога. Под ред. Ф.Г.Мухаметзяновой. - Казань: ЮЛАКС, 2006. - С. 21-33.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 142 KB...
06 03 2021 4:26:28
Статья в формате PDF 115 KB...
05 03 2021 0:37:17
Статья в формате PDF 275 KB...
04 03 2021 6:25:27
Статья в формате PDF 114 KB...
03 03 2021 12:48:29
Статья в формате PDF 106 KB...
02 03 2021 2:48:17
Статья в формате PDF 116 KB...
01 03 2021 18:33:47
Статья в формате PDF 107 KB...
28 02 2021 19:36:40
Статья в формате PDF 101 KB...
27 02 2021 9:13:57
Статья в формате PDF 100 KB...
26 02 2021 22:25:52
Статья в формате PDF 262 KB...
25 02 2021 12:45:57
Статья в формате PDF 159 KB...
24 02 2021 20:11:25
Статья в формате PDF 119 KB...
23 02 2021 0:57:59
Статья в формате PDF 253 KB...
22 02 2021 23:38:57
Статья в формате PDF 134 KB...
21 02 2021 19:22:14
Статья в формате PDF 97 KB...
19 02 2021 5:50:36
Статья в формате PDF 217 KB...
18 02 2021 1:52:19
Статья в формате PDF 835 KB...
16 02 2021 18:11:28
Статья в формате PDF 121 KB...
14 02 2021 17:42:54
Статья в формате PDF 117 KB...
13 02 2021 21:36:22
Статья в формате PDF 92 KB...
12 02 2021 8:17:43
Статья в формате PDF 308 KB...
11 02 2021 8:59:46
Статья в формате PDF 106 KB...
10 02 2021 21:31:57
Статья в формате PDF 110 KB...
09 02 2021 14:35:55
Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...
08 02 2021 6:53:47
Статья в формате PDF 199 KB...
07 02 2021 6:11:30
Статья в формате PDF 294 KB...
06 02 2021 6:50:19
Статья в формате PDF 140 KB...
05 02 2021 2:25:49
Статья в формате PDF 104 KB...
04 02 2021 14:32:46
Статья в формате PDF 433 KB...
02 02 2021 18:46:56
Статья в формате PDF 98 KB...
01 02 2021 23:55:50
Статья в формате PDF 295 KB...
31 01 2021 21:38:50
Статья в формате PDF 140 KB...
26 01 2021 13:12:26
Статья в формате PDF 112 KB...
24 01 2021 0:54:13
Статья в формате PDF 121 KB...
23 01 2021 21:24:59
В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...
22 01 2021 13:50:45
Статья в формате PDF 116 KB...
21 01 2021 0:47:28
Статья в формате PDF 95 KB...
20 01 2021 8:21:37
Статья в формате PDF 138 KB...
19 01 2021 21:59:29
Статья в формате PDF 119 KB...
18 01 2021 7:26:29
Статья в формате PDF 143 KB...
17 01 2021 15:43:40
Статья в формате PDF 317 KB...
16 01 2021 5:40:47
Статья в формате PDF 250 KB...
15 01 2021 15:33:31
Статья в формате PDF 113 KB...
14 01 2021 0:56:32
Статья в формате PDF 109 KB...
13 01 2021 7:18:27
Статья в формате PDF 102 KB...
12 01 2021 8:59:39
Статья в формате PDF 110 KB...
11 01 2021 12:53:40
Статья в формате PDF 119 KB...
10 01 2021 1:45:19
Статья в формате PDF 298 KB...
09 01 2021 17:31:49
Статья в формате PDF 129 KB...
07 01 2021 3:56:22
Статья в формате PDF 288 KB...
06 01 2021 5:24:51
Статья в формате PDF 254 KB...
05 01 2021 0:51:35
Статья в формате PDF 260 KB...
04 01 2021 6:42:56
Статья в формате PDF 120 KB...
03 01 2021 23:46:33
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной. ...
02 01 2021 0:55:51
Статья в формате PDF 134 KB...
01 01 2021 1:45:47
Статья в формате PDF 137 KB...
31 12 2020 12:59:27
Статья в формате PDF 212 KB...
30 12 2020 5:13:23
На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...
29 12 2020 17:46:40
Статья в формате PDF 257 KB...
28 12 2020 11:36:46
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
27 12 2020 8:55:27
Статья в формате PDF 301 KB...
26 12 2020 16:23:53
Статья в формате PDF 121 KB...
25 12 2020 7:29:33
Статья в формате PDF 248 KB...
24 12 2020 6:44:51
Статья в формате PDF 504 KB...
23 12 2020 17:43:29
Статья в формате PDF 162 KB...
22 12 2020 4:56:59
Статья в формате PDF 119 KB...
20 12 2020 9:23:49
Статья в формате PDF 101 KB...
19 12 2020 20:49:40
Статья в формате PDF 110 KB...
18 12 2020 12:23:54
Статья в формате PDF 133 KB...
17 12 2020 15:10:32
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...
16 12 2020 16:47:18
Статья в формате PDF 179 KB...
15 12 2020 8:56:46
Статья в формате PDF 100 KB...
14 12 2020 18:44:43
Статья в формате PDF 188 KB...
13 12 2020 1:39:39
Статья в формате PDF 295 KB...
12 12 2020 6:39:33
Статья в формате PDF 116 KB...
11 12 2020 10:29:16
Статья в формате PDF 151 KB...
08 12 2020 15:30:34
Статья в формате PDF 110 KB...
06 12 2020 12:58:11
Статья в формате PDF 257 KB...
05 12 2020 14:21:28
Статья в формате PDF 175 KB...
04 12 2020 18:12:56
Статья в формате PDF 95 KB...
03 12 2020 23:27:54
Статья в формате PDF 187 KB...
30 11 2020 11:37:25
Статья в формате PDF 120 KB...
29 11 2020 3:22:29
Статья в формате PDF 255 KB...
28 11 2020 4:14:23
Статья в формате PDF 111 KB...
27 11 2020 22:37:40
Статья в формате PDF 120 KB...
26 11 2020 12:39:17
Статья в формате PDF 256 KB...
25 11 2020 2:12:51
Статья в формате PDF 123 KB...
23 11 2020 11:36:23
Статья в формате PDF 255 KB...
22 11 2020 14:22:21
Статья в формате PDF 278 KB...
21 11 2020 14:35:25
Статья в формате PDF 116 KB...
20 11 2020 13:43:21
Статья в формате PDF 127 KB...
19 11 2020 16:42:40
Статья в формате PDF 99 KB...
18 11 2020 6:45:39
Статья в формате PDF 107 KB...
17 11 2020 14:45:38
Статья в формате PDF 84 KB...
16 11 2020 13:27:35
Статья в формате PDF 128 KB...
14 11 2020 3:27:50
Статья в формате PDF 241 KB...
13 11 2020 16:13:30
Статья в формате PDF 554 KB...
12 11 2020 22:34:58
Статья в формате PDF 117 KB...
11 11 2020 9:57:58
Статья в формате PDF 103 KB...
10 11 2020 1:46:29
Статья в формате PDF 103 KB...
09 11 2020 0:58:27
Статья в формате PDF 119 KB...
08 11 2020 5:10:30
Статья в формате PDF 112 KB...
07 11 2020 16:28:10
Статья в формате PDF 126 KB...
06 11 2020 21:39:44
Статья в формате PDF 134 KB...
05 11 2020 4:36:59
Статья в формате PDF 142 KB...
04 11 2020 9:46:10
Статья в формате PDF 112 KB...
03 11 2020 22:16:37
Статья в формате PDF 122 KB...
01 11 2020 0:28:56
Статья в формате PDF 114 KB...
31 10 2020 13:45:38
Статья в формате PDF 109 KB...
30 10 2020 8:49:28
Статья в формате PDF 116 KB...
29 10 2020 19:51:28
Статья в формате PDF 90 KB...
28 10 2020 3:47:38
Статья в формате PDF 110 KB...
27 10 2020 20:21:34
Статья в формате PDF 102 KB...
26 10 2020 23:57:44
Статья в формате PDF 105 KB...
25 10 2020 6:25:54
Статья в формате PDF 259 KB...
24 10 2020 0:10:32
Статья в формате PDF 120 KB...
23 10 2020 23:48:52
Статья в формате PDF 355 KB...
22 10 2020 12:17:18
Статья в формате PDF 241 KB...
20 10 2020 9:24:32
Статья в формате PDF 117 KB...
19 10 2020 7:57:21
Статья в формате PDF 263 KB...
17 10 2020 16:19:24
Статья в формате PDF 97 KB...
16 10 2020 9:36:29
Статья в формате PDF 164 KB...
15 10 2020 17:44:34
Статья в формате PDF 96 KB...
14 10 2020 14:16:58
Статья в формате PDF 294 KB...
13 10 2020 1:25:46
Статья в формате PDF 142 KB...
11 10 2020 21:33:10
Статья в формате PDF 214 KB...
10 10 2020 4:35:43
Статья в формате PDF 99 KB...
09 10 2020 6:25:29
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогенитальным хламидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогенитальным хламидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных хламидиозом. ...
08 10 2020 8:45:28
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::