Российское музыкальное образование в пространстве гендерных исследований
«интеллектуальных хамелеонов» (термин Д.К.Кирнарской). Однако, модернизация и оптимизация существующей системы невозможна без изменений гендерной политики, так как, по мнению ученых-социологов Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчева и В.В.Серикова, образование, формирующееся исключительно женской педагогикой, негативно отражается на личностных конструктах будущего поколения и на их профессиональной компетенции.
В настоящее время гендерная психология приобретает привлекательный имидж в отечественных работах (например, работы О.А.Верониной, И.С.Клециной). Однако социологический дискурс «гендер - музыкальное образование» отсутствует в пространстве интересов российских исследователей. Возможно, это связано с тем, что музыкальная педагогика не обладает статусом научной дисциплины в сфере прикладных исследований. Важность гендерных изучений в области музыкального образования очевидна: постановка проблемы, осознание реальной ситуации позволяет проектировать образовательную политику в сфере музыкальной культуры.
Историографический дискурс демонстрирует, что в начале XX века, преподавательский состав музыкальных образовательных учреждений страны был практически полностью мужским. Дело в том, что, начиная с разночинцевшестидесятников XIX века, все более популярной становилась идея всеобщего просвещения, которая позднее трансформировалось в образовательную государственную политику большевиков - «ликбез». После 1950-х годов ситуация резко изменилась в сторону феминизации контингента преподавателей и учащихся музыкальных ВУЗов. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграло послевоенное изменение демографического положения в стране. Кроме того, необходимо вспомнить, что с 1946 года резко увеличились ассигнования на науку, которая подвергалась серьезным организационным перестройкам. В ведении Академии наук остались только фундаментальные исследования, все же прикладные тематики передавались создающимся повсеместно специальным институтам и лабораториям. Такая реорганизация была детерминирована политическим вектором государства, связанным с необходимостью продвижения страны по пути научно-технического прогресса и «гонки вооружения». В результате наиболее престижными стали физико-математические, технические факультеты, идеологически поддерживаемые государственной «философией» рационализма и технократства, где и обучалась большая часть мужского населения страны. В эпоху хрущевской «оттепели» этот вопрос превосходства гуманитарного или технического образования был сформулирован в так называемом споре "физиков и лириков".
Современные статистические данные показывают, что в настоящее время сфера музыкального образования является наиболее гендерноасимметричной сферой профессиональной деятельности. В диаграмме приведены гендерные соотношения преподавателей в музыкальных учреждениях сферы культуры Республики Карелия (данные Методического кабинета Министерства культуры РК за 2003 г.). Наблюдая динамику гендерных соотношений в системе координат «школа - училище - ВУЗ», можно указать, что наибольший процент женщин представлен на начальной ступени музыкального образования, а стабилизация гендерных соотношений осуществляется на высшей ступени профессионального образования.
Приведенные данные по Карелии, как одного из субъектов РФ, полностью соответствуют теории гендерной психологии, разрабатываемой российскими и зарубежными психологами, заявляющей, что в обществе женщины традиционно занимают должности, менее оплачиваемые и более низкие по статусу (Д.Исаев, В.Каган, D.Major, Sh.Bern). Шон Берн акцентирует фактор более низкой власти женщин в своих организациях по сравнению с мужчинами, который предполагает контроль над ресурсами и стратегическое планирование учреждения. Это происходит отчасти потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Руководящие должности в музыкальном образовании по-прежнему занимают мужчины, например, ректора в консерваториях России. Таким образом, гендерный параметр становится показателем для определения уровня социальной престижности той или иной профессии. Необходимо указать, что гендерные соотношения в сфере музыкального образования тождественны ситуации в общем образовании. Госкомстат констатирует следующие соотношения женщин и мужчин в образовании по России: в общеобразовательных школах - 82% и 18% (соответственно), в средних специальных учебных заведениях - 80% и 20%, а в ВУЗах - 40% и 60% (данные из: Женщины и мужчины России.М.2000).
Осмысленный выбор будущей профессии происходит при поступлении в ВУЗ и гендерная ситуация, складывающаяся в студенческой среде, определяет педагогические стратегии будущего. По информации газеты «Музыкальное обозрение», приведенной в № 2 за 2003 г., 70% заканчивающих российские музыкальные ВУЗы- женщины. Эти данные свидетельствуют, что российское музыкальное образование во всех стратах является женской сферой деятельности.
Отечественная деонтология обозначает, что в современном обществе приоритетная функция преподавателя заключается в отборе, представлении и интерпретации культурных феноменов (К.Левитан). Следовательно, личностные константы преподавателя будут ключевыми при создании информационной базы учебного процесса и формировании мировоззрения ученика. В музыкальном образовании, основанном на индивидуальном подходе, этот параметр еще более усиливается и оказывает наиболее значительно воздействие. Психологи утверждают, что личностные различия между учителями становятся фактором, превращающимся в одну из детерминант межиндивидуальной вариантности среди учеников (G.Cheong, A.Murray). Гендерное однообразие обучения, сформировавшееся в настоящее время в музыкальном образовании, не оснащает учеников разнообразными жизненными стратегиями для аккомодации в других гендерных обстоятельствах.
Через личность преподавателя к ученикам транслируются не только индивидуальные поведенческие стратегии и паттерны, стиль реагирования на различные ситуации, но и осуществляется гендерное конструирование (doing gender) и гендерная социализация учащихся. Учитывая, что в музыкальном образовании основная часть преподавателей - это женщины, то в процессе социализации и у девочек, и у мальчиков будут поддерживаться основные женские стереотипы социума. Кроме того, специфика музыкального образования связана с познанием учащимися индивидуально-личностных переживаний художника, эмоциональными сопереживаниями, саморефлексией, художественно-коммуникативными умениями, высокой активностью воображения и образным мышлением (Г.М.Цыпин), то есть с теми качествами, которые традиционно относятся к «женской» роли. Таким образом, сама профессия накладывает на оба пола учащихсямузыкантов «фемининский» конструкт, включающий в качестве основных компонентов правополушарное мышление, пассивность, концентрацию на чувствах, эмоциональность, эмпатию, конформность, подверженность влиянию и жизненное позиционирование, ориентированное на других. С другой стороны, музыкальное образование выходит за рамки только чувственного познания и требует участия интеллектуальных способностей (то есть взаимодействия с левополушарным типом мышления). Профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, доктор искусствоведения Д.К.Кирнарская утверждает, что раннее музыкальное образование детей способствует развитию у них хорошей словесной и многоканальной памяти, математического типа мышления, пространственных способностей, навыков стрессо-устойчивости, речевых умений, отвечающих за обучаемость различным языкам, мобильности, то есть тех качеств, которые в теории социальных ролей, приписываются мужским стереотипам. Все это позволяет предположить, что дети, обучающиеся музыке, формируются гендерно амбивалентными личностями: мужчины приобретают женские личностные компоненты, а женщины - мужские.
Имея в силу профессиональных особенностей ряд психологических и социальных отличий, учащиеся, выбравшие музыкальную культуру (а значит потенциально и музыкальную педагогику) в качестве профессии образуют субкультурную общность. В спектре общей стратификации современного общества данная субкультура занимает положение маргинала (по материалам исследований автора статьи; И.Проскурина). В качестве причин сложившейся ситуации можно обозначить элитарность профессионального образования, вид деятельности, связанный с творчеством, а так же, возможно, аудиальную модальность, связанную с профессиональной деятельностью и регулирующую восприятие и переработку поступающей информации через слуховые каналы, в отличие от современного визуального общества.
В условиях культурной стратификации государство всегда располагает субкультуры на некой ценностной шкале и поддерживает субкультуры, близкие к политической парадигме данного периода. Историографический экскурс продемонстрировал, что в тот момент, когда музыкальная субкультура тесно коррелировала с культурной политикой государства, в музыкальном образовании наблюдалось гендерное равновесие, и более того перевес мужчин-педагогов. Гендерная норма успешности, утверждающая, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе, обуславливает его выбор наиболее модной профессии (J.Doule). Когда музыкальное образование перестало соотноситься с приоритетными интересами государства, произошел гендерный перевес в сторону «феминизации» профессии.
Современная культурная политика осуществляется популистским способом: государство без крайней необходимости не вмешивается в процессы культурной деятельности и стимулирует процесс самофинансирования. Заседание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, прошедшее 6 февраля 2003 года в Москве, не рассматривало проблемы музыкального образования, что подтверждает периферийность и отдаленность музыкальной «женской» субкультуры от ядра государственной политики в условиях мужского общества. Процесс активной информатизации российского общества будет способствовать дальнейшей дестабилизации гендерной ситуации в музыкальном образовании. В тоже время Комиссией по вопросам женщин в РФ от 22 января 2003 г. было предложено содействовать расширению научно-исследовательских работ по гендерной тематике и подготовке научных кадров по данному направлению. Это означает, что в условиях современного российского общества с жесткими гендерными стереотипами становится возможным осуществление гендерных исследований, гендерного мониторинга музыкального образования и разработка практических мер по реализации гендерного равновесия в музыкальном образовании.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 117 KB...
20 01 2021 16:39:31
Статья в формате PDF 348 KB...
19 01 2021 20:19:57
Статья в формате PDF 162 KB...
18 01 2021 15:39:37
Статья в формате PDF 115 KB...
17 01 2021 19:40:31
Статья в формате PDF 109 KB...
16 01 2021 19:52:40
Статья в формате PDF 101 KB...
15 01 2021 19:33:27
Статья в формате PDF 104 KB...
14 01 2021 23:23:46
Статья в формате PDF 235 KB...
13 01 2021 10:30:37
Статья в формате PDF 122 KB...
12 01 2021 15:49:10
Статья в формате PDF 128 KB...
11 01 2021 16:48:28
Статья в формате PDF 262 KB...
10 01 2021 3:55:51
В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...
09 01 2021 19:38:44
Статья в формате PDF 269 KB...
08 01 2021 22:16:22
Статья в формате PDF 111 KB...
07 01 2021 1:49:57
Статья в формате PDF 529 KB...
06 01 2021 9:25:12
Статья в формате PDF 118 KB...
05 01 2021 15:23:40
Статья в формате PDF 133 KB...
04 01 2021 21:12:28
Статья в формате PDF 87 KB...
03 01 2021 14:56:49
Статья в формате PDF 119 KB...
02 01 2021 6:44:49
Статья в формате PDF 441 KB...
01 01 2021 9:38:37
Статья в формате PDF 110 KB...
29 12 2020 3:55:42
Статья в формате PDF 118 KB...
28 12 2020 5:14:27
Статья в формате PDF 1728 KB...
27 12 2020 4:35:27
Статья в формате PDF 127 KB...
26 12 2020 11:17:29
Статья в формате PDF 110 KB...
24 12 2020 8:50:47
Статья в формате PDF 211 KB...
23 12 2020 3:28:27
Статья в формате PDF 259 KB...
22 12 2020 17:35:40
Статья в формате PDF 316 KB...
19 12 2020 10:40:18
Статья в формате PDF 195 KB...
18 12 2020 15:48:18
Статья в формате PDF 103 KB...
17 12 2020 6:59:53
Статья в формате PDF 99 KB...
16 12 2020 6:42:43
Статья в формате PDF 130 KB...
15 12 2020 0:52:28
Статья в формате PDF 262 KB...
13 12 2020 9:36:31
Статья в формате PDF 167 KB...
12 12 2020 2:39:49
Статья в формате PDF 113 KB...
11 12 2020 5:35:36
Статья в формате PDF 167 KB...
10 12 2020 22:53:20
Статья в формате PDF 111 KB...
09 12 2020 12:21:47
Статья в формате PDF 130 KB...
07 12 2020 19:54:38
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
06 12 2020 1:18:13
Статья в формате PDF 146 KB...
05 12 2020 7:43:33
Статья в формате PDF 113 KB...
04 12 2020 23:18:44
Статья в формате PDF 106 KB...
03 12 2020 4:55:23
Статья в формате PDF 127 KB...
02 12 2020 2:45:57
Статья в формате PDF 128 KB...
01 12 2020 5:46:51
Статья в формате PDF 101 KB...
30 11 2020 3:36:22
Статья в формате PDF 121 KB...
29 11 2020 7:30:42
Статья в формате PDF 129 KB...
28 11 2020 21:25:25
Статья в формате PDF 101 KB...
27 11 2020 2:44:46
Статья в формате PDF 268 KB...
26 11 2020 2:34:48
Статья в формате PDF 104 KB...
25 11 2020 7:14:47
Статья в формате PDF 134 KB...
23 11 2020 6:28:46
Статья в формате PDF 142 KB...
22 11 2020 16:11:56
Статья в формате PDF 134 KB...
21 11 2020 0:54:19
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
20 11 2020 22:22:44
Статья в формате PDF 353 KB...
19 11 2020 2:22:29
Статья в формате PDF 181 KB...
18 11 2020 0:30:42
Статья в формате PDF 288 KB...
17 11 2020 5:24:32
Статья в формате PDF 141 KB...
16 11 2020 21:28:30
Статья в формате PDF 130 KB...
15 11 2020 1:47:16
Статья в формате PDF 144 KB...
14 11 2020 8:37:12
Статья в формате PDF 253 KB...
13 11 2020 12:20:54
Статья в формате PDF 119 KB...
12 11 2020 7:39:13
Статья в формате PDF 256 KB...
11 11 2020 2:50:22
Статья в формате PDF 109 KB...
10 11 2020 9:34:11
Приводятся результаты исследования восстановления пашен, заброшенных при развитии негативных криогенных процессов и явлений и деформации поверхности. Этот опыт восстановления может использоваться и на долинных сельскохозяйственных угодьях, где распространены близкозалегающие подземные льды, вызывающие деформацию поверхности при мелиоративных воздействиях. ...
08 11 2020 18:27:20
Статья в формате PDF 131 KB...
07 11 2020 3:26:10
Статья в формате PDF 288 KB...
06 11 2020 0:16:36
Статья в формате PDF 241 KB...
05 11 2020 7:11:57
Статья в формате PDF 274 KB...
04 11 2020 13:57:49
Статья в формате PDF 126 KB...
03 11 2020 22:26:36
Статья в формате PDF 111 KB...
02 11 2020 8:28:37
Статья в формате PDF 107 KB...
01 11 2020 23:29:38
Статья в формате PDF 165 KB...
31 10 2020 2:57:13
Статья в формате PDF 277 KB...
30 10 2020 2:30:49
Статья в формате PDF 151 KB...
29 10 2020 21:47:12
Статья в формате PDF 89 KB...
28 10 2020 22:29:49
Статья в формате PDF 300 KB...
27 10 2020 17:42:48
Статья в формате PDF 163 KB...
26 10 2020 8:58:50
Статья в формате PDF 127 KB...
25 10 2020 10:35:15
Статья в формате PDF 102 KB...
24 10 2020 16:47:57
Статья в формате PDF 123 KB...
23 10 2020 22:42:38
Статья в формате PDF 111 KB...
22 10 2020 14:43:10
Статья в формате PDF 112 KB...
20 10 2020 5:35:24
В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...
19 10 2020 14:13:48
Статья в формате PDF 117 KB...
18 10 2020 7:27:51
Статья в формате PDF 129 KB...
17 10 2020 13:15:40
Статья в формате PDF 120 KB...
16 10 2020 12:14:22
Статья в формате PDF 265 KB...
14 10 2020 12:10:56
Статья в формате PDF 163 KB...
13 10 2020 21:51:32
Статья в формате PDF 124 KB...
12 10 2020 2:23:14
Статья в формате PDF 92 KB...
11 10 2020 20:51:36
Статья в формате PDF 214 KB...
10 10 2020 23:22:10
Статья в формате PDF 107 KB...
09 10 2020 1:28:57
Статья в формате PDF 100 KB...
08 10 2020 15:35:11
Статья в формате PDF 248 KB...
07 10 2020 0:23:13
Статья в формате PDF 115 KB...
05 10 2020 6:56:19
Статья в формате PDF 111 KB...
04 10 2020 14:20:45
Статья в формате PDF 111 KB...
03 10 2020 6:41:32
Статья в формате PDF 108 KB...
02 10 2020 20:21:12
С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
01 10 2020 3:48:57
Статья в формате PDF 111 KB...
30 09 2020 11:32:28
Статья в формате PDF 101 KB...
29 09 2020 3:39:10
Статья в формате PDF 161 KB...
28 09 2020 13:41:13
Статья в формате PDF 131 KB...
27 09 2020 7:39:59
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...
26 09 2020 8:30:37
Статья в формате PDF 113 KB...
25 09 2020 17:46:31
Статья в формате PDF 132 KB...
24 09 2020 11:59:51
Статья в формате PDF 118 KB...
23 09 2020 17:43:13
Статья в формате PDF 330 KB...
21 09 2020 12:28:19
Статья в формате PDF 835 KB...
20 09 2020 19:41:22
Статья в формате PDF 147 KB...
19 09 2020 10:14:18
Статья в формате PDF 129 KB...
18 09 2020 19:40:59
Статья в формате PDF 113 KB...
16 09 2020 19:21:47
Статья в формате PDF 127 KB...
15 09 2020 10:18:45
Статья в формате PDF 228 KB...
13 09 2020 21:13:50
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили практическое подтверждение для четырех препаратов. ...
10 09 2020 4:18:49
Статья в формате PDF 127 KB...
09 09 2020 0:15:51
Статья в формате PDF 124 KB...
08 09 2020 7:23:36
Статья в формате PDF 260 KB...
07 09 2020 12:53:16
Статья в формате PDF 120 KB...
06 09 2020 7:41:33
В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...
05 09 2020 7:28:42
Статья в формате PDF 112 KB...
04 09 2020 21:40:51
Статья в формате PDF 125 KB...
03 09 2020 6:43:30
Статья в формате PDF 270 KB...
01 09 2020 23:30:50
Статья в формате PDF 552 KB...
31 08 2020 1:55:21
Статья в формате PDF 349 KB...
30 08 2020 15:23:35
Статья в формате PDF 128 KB...
29 08 2020 7:27:31
Статья в формате PDF 113 KB...
28 08 2020 13:36:12
Статья в формате PDF 425 KB...
27 08 2020 20:32:28
Статья в формате PDF 254 KB...
26 08 2020 7:44:13
Статья в формате PDF 198 KB...
25 08 2020 1:39:22
Статья в формате PDF 114 KB...
24 08 2020 21:27:32
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::