IT-Reviews    

ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Сиванова С.С.Хмелёв Е.В.Губанова С.Б.Орлов Статья в формате PDF 102 KB

К концу ХХ века традиционная дифференциация научного знания, характерная для развития естественных наук, подготовила почву для их интеграции. Этому также способствовало появление общих проблем, изучением которых занимались различные науки. Дифференциация и интеграция наук находятся в органическом единстве, поскольку постоянно возникающие общие проблемы может решить только комплекс взаимосвязанных наук. Синтезом знаний об окружающем мире человечество обязано выдающемуся русскому учёному геохимику В.И. Вернадскому. Он по праву признан лидером естествознания ХХ века. Его труды - блестящий наглядный пример целенаправленного движения от дифференциации научного знания к интеграции.

Взаимопроникновение интеграции и дифференциации в науке составляет объективную основу дидактического принципа целостного отражения научного знания в содержании образования и развития интеграции естественнонаучных знаний в обучении. Более того есть области естественных наук, которые необходимо изучать каждому человеку, особенно сейчас, когда мы, живя в одном доме под названием Земля, должны беречь его, приумножать его богатства, а не растрачивать их.

Анализ авторских программ по различным учебным предметам общеобразовательных учреждений с сожалением заставляет констатировать, что в разных учебных предметах нередко параллельно изучаются родственные или порой одни и те же темы. В условиях существования острой проблемы тотального превышения предельно допустимых норм учебной нагрузки учащихся теоретическая разработка научных основ интеграции естественнонаучных знаний продолжает оставаться социально значимой задачей. В программе как основном документе организации учебного процесса должны предусматриваться основные направления связи данного предмета с другими, предполагающие целенаправленное и систематическое использование в рамках преподаваемого предмета знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин.

Наряду с учебными программами немаловажная роль в интеграции естественнонаучных знаний принадлежит учебно-методическим комплектам, в том числе учебникам и методическим пособиям. К сожалению, интегративные основы содержания образования недостаточно освещаются в учебной литературе, и это справедливо признаётся всеми учителями.

Интеграция естественнонаучных знаний - это процесс, ведущий к состоянию сближения, связанности отдельных разделов учебных предметов в целое при одновременном объективном углублении дифференцированной системы обучения. Особую актуальность данное положение приобретает в условиях модернизации общего образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года главную задачу российской образовательной политики видит в ". . . обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства"[ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002., № 2. С.7]. При решении этой задачи, "опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования" [там же, с.12]. Отечественное образование всегда выгодно отличалось весомостью естественнонаучного блока, формирующего культуру учащегося и не подверженного забвению во времени. И тем удивительнее, что в проекте "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" (2002 г.) среди приводимого набора обязательных общеобразовательных курсов отсутствуют все учебные предметы естественнонаучного блока (биология, физика, химия). Вместо них предлагается интегрированный курс естествознания.Принятие такого документа недопустимо, ибо его негативные последствия очевидны.

Важность интегративного подхода к обучению ни у кого не вызывает сомнения, ибо он диктуется потребностью общества и культуры, всего человечества. Что же препятствует внедрению интегрированных курсов в учебный процесс и окончательному решению этой проблемы? Отсутствуют доступные для учащихся, учителей и в целом общеобразовательных учреждений учебники по интегрированным курсам, учебные программы и учебно-методические комплекты обеспечения этих курсов; не подготовлены к этой работе и учителя.

В целом в системе российского образования накоплен богатый опыт интегративного подхода к обучению, эффективность которого известна. Более того принцип интеграции знаний сегодня в общем образовании уже выступает как один из принципов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающий единое образовательное пространство, в которое интегрированы образовательные области, объединяющие учебные предметы. В единстве методологических, конструктивных и формирующих функций интеграция знаний обнаруживает себя в базисном учебном плане общеобразовательных учреждений, закладывая основы построения содержания и организации процесса обучения с позиции принципов системности, комплексности и преемственности в обучении.

Наибольшее распространение в отечественном образовании получили следующие виды интеграции:

  • объектная - совмещение в одном курсе разных дисциплинарных образов одного объекта (вода, воздух, Земля, Человек и др.);
  • понятийная - объединение курсов, раскрывающих содержание общенаучных понятий (энергия, движение, вещество, информация и др.);
  • теоретическая (концептуальная) - отражение научных концепций (квантовая теория в физике, химии, биологии; эволюционная теория в биологии, химии, астрономии);
  • проблемная - знакомство с междисциплинарными проблемами (охрана окружающей среды).

Методологической основой интеграции естественнонаучного знания служит взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, описываемых законами сохранения, законом периодичности, молекулярно-кинетическая теорией, теорией строения атома, квантовой теорией. Знание этих законов и теорий помогает учащимся познать сущность процессов и явлений, с которыми они знакомятся на уроках физики, химии, биологии, рассмотреть их во взаимосвязи и взаимозависимости, оценить пути их возможного практического использования, перенести знания в новые ситуации. Таким образом, овеществляется одна из основных образовательных функций интеграции естественнонаучных знаний: в сознании обучаемого закрепляются представления о единстве и целостности окружающего мира, что способствует всестороннему развитию личности.

Наиболее полно потребности, интересы, возможности, опыт личности реализуются при интеграции знаний вокруг проблем, общих для нескольких учебных дисциплин.

Роль интегрирующих факторов могут выполнять отдельные учебные предметы. Например, математика - эффективный интегрирующий фактор, потому что она является метаязыком науки. Безусловный интерес представляют перспективы интегрирования знаний на предметной основе химии. Это реально, так как химия - это наука о веществах, а человек живёт и реализует себя в материальном, вещественном мире. Любая сфера деятельности человека так или иначе связана с веществами и их превращениями: от приготовления пищи и изготовления одежды до книгопечатания и художественного творчества.

Значение интеграции естественнонаучных знаний в том, что она способна обеспечить:

  • возникновение нового уровня мышления - глобального, интегрированного, а не замкнутого;
  • открытость образовательных систем;
  • вариативность и диверсификацию содержания образования;
  • создание оптимальных условий для развития гуманной, высоконравственной личности в процессе образования.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ДИАЛЕКТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПЕРСОНАЛА БАНКА

Статья в формате PDF 117 KB...

10 09 2019 17:45:30

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА. СООБЩЕНИЕ 2. О РОЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЛАЦЕНТОЙ ИММУНОСУПРЕССИР

В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гениталий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...

07 09 2019 12:11:43

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

01 09 2019 1:21:56

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

28 08 2019 12:11:17

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

23 08 2019 0:20:45

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья в формате PDF 169 KB...

20 08 2019 8:18:57

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ ВЕНОЗНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 119 KB...

12 08 2019 9:15:44

Фенологическая характеристика Ивановской области

Статья в формате PDF 267 KB...

08 08 2019 22:31:55

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 239 KB...

06 08 2019 10:53:40

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

02 08 2019 20:18:11

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

31 07 2019 10:45:21

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Статья в формате PDF 539 KB...

30 07 2019 9:54:24

УРАВНЕНИЯ ДЛЯ КООРДИНАЦИОННОГО ЧИСЛА В НЕУПОРЯДОЧЕНЫХ СИСТЕМАХ

Приводится вывод уравнений для расчета координационного числа в неупорядоченных конденсированных системах: в зернистых материалах, в композитах с твердой монодисперсной фазой, в жидких металлах и при критическом состоянии вещества. В выводах этих уравнений используется основной их топологический параметр – средняя плотность упаковки структурных элементов дискретности. Знание координационного числа элементов дискретности неупорядоченных систем необходимо для определения многих их свойств: физических, механических, реологических и др., совокупность которых вытекает из их топологических состояний: твердого, псевдотвердого, жидкого, псевдожидкого и критического. ...

25 07 2019 23:58:30

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

23 07 2019 13:40:26

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

16 07 2019 14:23:56

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

12 07 2019 7:24:45

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

09 07 2019 13:41:33

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

08 07 2019 2:11:25

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ

Статья в формате PDF 122 KB...

04 07 2019 13:23:37

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

02 07 2019 17:49:45

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

01 07 2019 21:12:23

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ

Статья в формате PDF 256 KB...

24 06 2019 18:42:34

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

23 06 2019 17:58:15

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ

Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотребления в процессе формирования адаптации. ...

19 06 2019 19:45:13

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХРОМОВОГО ДУБЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

17 06 2019 0:52:30

ЭКОЛОГИЯ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 125 KB...

11 06 2019 13:39:22

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

08 06 2019 3:23:31

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

31 05 2019 8:15:28

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

22 05 2019 9:28:48

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

20 05 2019 23:55:50

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ

Статья в формате PDF 342 KB...

17 05 2019 19:32:20

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...

14 05 2019 12:59:25

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...

26 04 2019 11:42:10

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ГУСЕВ

Статья в формате PDF 426 KB...

24 04 2019 3:51:54

КАПСУЛИРОВАНИЕ МНОГОВЫВОДНЫХ BGA МИКРОСХЕМ

Статья в формате PDF 135 KB...

23 04 2019 22:19:41

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

21 04 2019 15:59:48

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!