IT-Reviews    

СОТРУДНИЧЕСТВО ОАО «ГНЦ НИИАР» С УНИВЕРСИТЕТАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНА «СРЕДНЯЯ ВОЛГА» В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

c78089d0 Источник:
Бычков А.В. Святкин М.Н. Богатова Т.В. Рисованый В.Д. Клочков Е.П. Статья в формате PDF 498 KB

Проблема подготовки научно-педагогических кадров и специалистов в свете корпоративного инновационного развития атомной отрасли и подготовка резерва ключевая задача ГК «Росатом». В последние годы этой проблеме были посвящены совместная конференция ГК «Росатом» и Ядерного Общества России (сентябрь 2008 г., г. Москва, МИФИ) и Международная конференция специалистов атомщиков (г. Обнинск-2009, ЦИПК). Соответственно в НИИАР решению этой проблеме уделяется все возрастающее внимание.

В первые годы своего существования научные и производственные подразделения НИИАР формировались путем направления на работу молодых выпускников ВУЗов страны и путем перевода специалистов из родственных предприятий Минсредмаша, расположенных в Средней Азии, на Урале и в Сибири. В частности, в НИИАР работало и работает более 500 выпускников МИФИ, более 200 выпускников МЭИ и т.д. После образования Ульяновского Государственного университета и Димитровградского института технологии управления и дизайна (филиал УлГТУ) основное пополнение научных и производственных подразделений НИИАР молодыми специалистами выпало на долю этих учебных заведений, поскольку выпускники ведущих ВУЗов (МИФИ, МЭИ, УПИ и др.) предпочитали другие места для работы.

В данном сообщении обобщается опыт взаимодействия одного из ведущих институтов атомной отрасли с университетами Ульяновского региона и региона «Средняя Волга».

Анализ обеспеченности НИИАР кадрами высшей квалификации

На начало 2010 года кадровый состав специалистов высшей квалификации НИИАР состоял из 23 докторов наук и 111 кандидатов наук. Средний возраст докторов наук - 65 лет, кандидатов наук - 60 года.

На рис. 1, 2 представлено ожидаемое изменение количества докторов и кандидатов наук.

Ключевое кадровое звено, обеспечивающее необходимый научный уровень НИОКР позволяет поддерживать на требуемом уровне технологическую базу института и вести научные исследования. Как показывают наши оценки, требуется увеличить подготовку кандидатов наук ежегодно в два раза по сравнению со средним числом подготовленных специалистов высшей квалификации за период 1995-2009 гг.

 

Рис. 1. Ожидаемая динамика численности докторов наук

 

Рис. 2. Ожидаемая динамика численности кандидатов наук

Учитывая, что масштаб исследований и разработок в рамках новых ФЦП будет возрастать, минимально необходимая численность кадров высшей квалификации для поддержания существующей и создаваемой новой научно-технической базы института, должна быть не менее 140 150 человек. Для поддержания этого количества НИИАР потребуется до 2012 года дополнительно не менее 20-25 специалистов высшей квалификации, а до 2020 года суммарно, не менее 35 50. Ранее подготовка специалистов высшей квалификации по профильным направлениям деятельности института обеспечивалась силами заочной аспирантуры института и соискательства. В институте через заочную аспирантуру и соискательство защитили кандидатские диссертации 243 сотрудника, 39 сотрудников защитили докторские диссертации. Отметим также, что руководящий состав института и его подразделений прошел подготовку и переподготовку на отраслевых курсах или в профильных ЦИПК.

Было заключено соглашение с Ульяновским Госуниверситетом о направлении в его аспирантуру перспективных молодых специалистов НИИАР. Учитывая важность проблемы обеспечения НИИАР кадрами высшей квалификации как для области, так и для региона в целом, УлГУ выделил в своей аспирантуре целевые места для сотрудников НИИАР. На данный момент в аспирантуре УлГУ обучается 10 сотрудников НИИАР. На рис. 3 приведен график, показывающих количество предполагаемых защит по годам.

 

Рис. 3. Планируемое количество защит кандидатских диссертаций
сотрудниками ОАО «ГНЦ НИИАР», обучающихся в аспирантуре УлГУ

Сотрудничество с УлГУ (а затем и с УлГТУ) в области подготовки кадров высшей квалификации позволит решить проблему кадров высшей квалификации.

Потребности НИИАР в работниках с профессиональным образованием

Институту необходим приток молодых специалистов по профильным специальностям не менее 350 человек. На рис. 4 приведен график, отражающий прием и увольнение молодых работников с высшим профессиональным образованием.

В Димитровградском филиале Ульяновского государственного университета для НИИАР открыты следующие специальности: «Физика» (1999 г.); «Физика металлов» (2002 г.); «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» (2003 г.); «Прикладная математика и информатика» (2006 г.).

 

Рис. 4. Количество принятых и уволенных молодых специалистов с высшим образованием

Было проведено 6 выпусков по специальности «Физика» и 3 выпуска по специальности «Физика металлов». Большинство выпускников данных специальностей трудоустроено в НИИАР.

29.06.2010 г. с участием Губернатора Ульяновской обл. подписано соглашение по вопросу кадрового обеспечения ядерно-инновационного кластера, в т.ч. путем создания обособленного подразделения НИЯУ МИФИ в Ульяновской области. В перспективе рассматривается создание образовательной системы, которая должна объединить три ступени образования: школу - техникум - вуз. Функционирование ядерно-инновационного кластера невозможно без подготовки профильных специалистов для НИИАР и других предприятий отрасли.

В Димитровградском филиале УлГУ была создана в 1997 г. кафедра «Физика», а в ДИТУД в 2001 г. - кафедра «Ядерные реакторы». В 2009 г. в НИИАР созданы базовые кафедры «Радиационные технологии» (совместно с УлГУ), «Ядерные энерготехнологии нового поколения» (совместно с УлГТУ).

В 2001-2009 гг. прошли первые выпуски специалистов, которые вошли в кадровый состав НИИАР, а некоторые устроились на работу на различные АЭС и предприятия отрасли.

Институт атомных реакторов предоставляет свою материально-техническую базу для прохождения студентами практик необходимого уровня. Более 40 ведущих специалистов и сотрудников НИИАР преподают в ДФ УлГУ и ДИТУД УлГТУ.

Студенты-отличники, занимающиеся по вышеназванным специальностям, получают от НИИАР именные стипендии.

Создание Научно-образовательных центров (НОЦ)

Отлаженный механизм взаимодействия Ульяновских университетов и их филиалов с НИИАР показывает, что создание НОЦ эффективный путь решения поставленных задач кадровой политики ведущих НИИ отрасли. При этом привлечение докторов и кандидатов наук из НИИАР к чтению лекций, проведению практических занятий, руководству дипломными работами показывает студентам и аспирантам перспективу своей карьеры после окончания учебного заведения, в том числе в дальнейшей их работе в НИИАР. Были созданы научно-образовательные центры с Ульяновским Государственным университетом (УлГУ), с Ульяновским Государственным техническим университетом (УлГТУ), с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), с Самарским Государственным университетом (СамГУ). Ведутся переговоры с Ульяновской Государственной сельскохозяйственной академией и ВУЗами республики Татарстан о создании НОЦ. В табл. 1 представлены некоторые данные о действующих НОЦ. Главными целями Соглашений являются совершенствование подготовки кадров и развитие совместных научных исследований по следующим направлениям:

  • техника радиационного эксперимента;
  • создание информационно-измерительных систем контроля и диагностики;
  • реакторное материаловедение;
  • управление качеством в обеспечение технической безопасности объектов;
  • фундаментальные свойства трансурановых элементов.

Таблица 1

Научно-образовательные центры 

Наименование НОЦ

Период работы

Общее число участников

Число
докторов и кандидатов наук

Число студентов и аспирантов

Методы и средства исследования свойств материалов и элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения (с МИФИ)

2009-2012

35

18

10

Безопасное обращение с радиоактивными отходами (с УлГТУ)

2010-2012

50

15

31

Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук (Мероприятие 1.2 ФЦП с УлГУ)

2010-2012

10

4

3

Исследование свойств новых соединений америция и кюрия (с СамГУ)

2010-2011

18

3

5

Для достижения целей Соглашений Стороны намерены:

- осуществлять подготовку высококлассных молодых специалистов и научных кадров высшей квалификации для научно-исследовательских институтов и организаций Госкорпорации «Росатом» и академических центров РАН;

- проводить научно-исследовательские работы студентов и аспирантов, практику и дипломное проектирование студентов на экспериментальных установках и в лабораториях ОАО «ГНЦ НИИАР»;

- осуществлять корректировку существующих и разработку новых программ подготовки специалистов совместно с учеными и специалистами OAO «ГНЦ НИИАР»;

- развивать систему непрерывного образования (повышения квалификации) преподавателей и сотрудников УлГУ, УлГТУ, МИФИ, СамГУ и ОАО «ГНЦ НИИАР», а также организаций ГК «Росатом»;

- осуществлять совместную организацию научных конференций, семинаров, а также школ для студентов, аспирантов и сотрудников вышеназванных университетов.

Опыт 2009-2010 гг. свидетельствует, что создание НОЦ положительно повлияло на общую обстановку в решении проблемы подготовки кадров. В 2009 г. - в первом полугодии 2010 г. сотрудниками НОЦ защищено 2 докторские и 3 кандидатские диссертации, подготовлено 10 докладов на Международные конференции, в которых участвовало 8 сотрудников НОЦ. Из числа сотрудников НОЦ 10 студентов и аспирантов приняли участие в работе 4-х отраслевых и региональных молодежных семинарах и конференциях, где были отмечены различными дипломами.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С ТЯЖЕЛОЙ ТРАВМОЙ

Статья в формате PDF 283 KB...

17 09 2020 16:38:23

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

14 09 2020 16:47:33

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

07 09 2020 1:26:33

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

15 08 2020 2:58:53

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

Статья в формате PDF 146 KB...

02 08 2020 6:27:14

Репродуктивное здоровье подростков

Статья в формате PDF 127 KB...

31 07 2020 12:56:48

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

28 07 2020 8:18:36

ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья в формате PDF 115 KB...

21 07 2020 16:12:11

ЗАКОН ВЕКОВОГО СМЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТ

Статья в формате PDF 127 KB...

15 07 2020 19:21:12

ИММУНОЛОГИЯ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 137 KB...

13 07 2020 15:54:47

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

09 07 2020 23:32:32

ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА СКОРЦОНЕРА И ОВСЯНОГО КОРНЯ И ИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...

30 06 2020 13:43:56

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСПИРАЦИОННОЙ ПЫЛИ

Статья в формате PDF 255 KB...

27 06 2020 2:20:26

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

24 06 2020 4:55:43

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

21 06 2020 20:54:46

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

17 06 2020 3:30:42

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Статья в формате PDF 157 KB...

14 06 2020 9:13:46

Селицкий Александр Яковлевич

Статья в формате PDF 70 KB...

12 06 2020 0:31:30

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

06 06 2020 16:12:19

К ВОПРОСУ О ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

Статья в формате PDF 100 KB...

02 06 2020 16:22:30

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

01 06 2020 15:45:42

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ

Статья в формате PDF 102 KB...

24 05 2020 0:22:16

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

Статья в формате PDF 224 KB...

18 05 2020 3:46:28

ГЕМОРЕОЛОГИЯ И МОЗГОВОЙ КРОВОТОК У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ

В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...

14 05 2020 15:13:31

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

10 05 2020 6:52:30

КЛЕТКИ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 140 KB...

09 05 2020 18:10:30

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

07 05 2020 16:49:13

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

Статья в формате PDF 124 KB...

06 05 2020 20:40:48

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ФАРФОРА

Статья в формате PDF 113 KB...

05 05 2020 18:16:43

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

02 05 2020 21:13:30

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

01 05 2020 7:47:59

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

24 04 2020 15:46:32

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!