Государственное регулирование кризисных ситуаций: ключевые подходы, проблемы, аспекты совершенствования
Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.
Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис - это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.
Выделяют две основные формы государственного регулирования:
I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение.
II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства. Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздейст- вия - соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.
Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.
Очень важно понять: на что направлена государственная политика в области антикризисного регулирования? Первое направление - это бюджетно-налоговое регулирование, которое подразумевает под собой установление уровня зависимости предприятия от государства, например: в периоды спада производства государство оказывает финансовую поддержку предприятиям, разрабатывает различные программы для поддержки важнейших секторов экономики; в периоды роста производства государство может уменьшить налоговые ставки для граждан и предприятий, что, в конечном итоге, приведет к оживлению экономики за счет повышения платежеспособного спроса. Второе направление - это денежно-кредитная политика, которая подразумевает государственное регулирование в области банковского кредитования. В рамках этой политики также осуществляется поддержка на безвозмездной основе. Третье направление - научно-техническая политика, направленная на развитие приоритетных направлений в области науки и техники, в инновационной деятельности, в международном сотрудничестве. Четвертное направле- ние - промышленная политика, которая подразумевает поддержку национальной экономики: поддержку отечественных производителей и повышение спроса на данный вид товаров среди населения. Пятое направление - ценовая политика, благодаря которой происходит контроль над уровнем цен на товары первой необходимости. Также, на взгляд авторов статьи, нельзя обойти стороной и различные аспекты внешнеэкономической политики, благодаря которой создаются условия для притока иностранных инвестиций и условия для выхода отечественных производителей на мировой рынок.
При составлении Программ антикризисных мер не стоит обходить вниманием прогнозирование и планирование. Здесь следует отметить ряд сложностей, а именно: эти технологические формы антикризисного управления нередко путают, считая их значение равнозначным. Заметим, прогнозирование - это процесс обоснованного формирования развития, который осуществляется до принятия управленческих решений; а планирование - это координация деятельности с учетом достижения конкретных целей при определенных обстоятельствах и возможностях, и планы разрабатываются после принятия решений о необходимости введения тех или иных антикризисных мероприятий.
Конечно, меры по антикризисному регулированию требуют значительных материальных вложений, но государство может прочувствовать выгоду от эффективной политики, в частности: сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства.
Во время проведения антикризисной политики государство может столкнуться с рядом проблем. Основной проблемой в РФ остается отсутствие «кризисного» опыта у руководителей, а, как известно, человеческий фактор является основной движущей силой кризисных ситуаций на различных уровнях.
На формирование современной политики экономического развития РФ оказали влияние такие события, как: развал Советского Союза, смена вектора власти с авторитарного на демократический, дефолт 1998 г., глобальный кризис 2007-2010 гг. Нельзя обойти вниманием и такие факторы, как: размер территории нашей страны, специфика мировой интеграции, где РФ отведена роль сырьевого поставщика. При формировании стратегии выхода из кризиса не стоит забывать о феноменальном свойстве кризисных ситуаций - это не только разрушение старого, устоявшегося, но и начало нового; и каким будет это новое, зависит от антикризисного регулирования, потому что благодаря соответствующим антикризисным мерам будут внедряться инновации, современные методики управления, образования, ведения бизнеса.
Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели. С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее - до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий. Такие антикризисные планы - это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.
Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 гг., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.
Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:
- Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.
- Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.
- Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.
- Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.
- Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.
- Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.
Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. «В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» - так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В.В. Путин.
Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.
Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.
Критика обеих Программ, конечно, имеет место. Наиболее интересна, по мнению авторов статьи, конструктивная и своевременная критика. Так, известный российский экономист и политик, акад. Глазьев С. высказал мнение о том, что борьбу с кризисом начали «не с той стороны, и государственное регулирование кризисных ситуаций сегодня направлено в большей мере на поддержку банков, что может подорвать другие сектора экономики». Он выдвинул свою антикризисную программу, которая предполагает в первую очередь поддержку реального сектора, от которого и зависит вся экономика в целом. Цензурный характер оценки базируется на следующих предпосылках: российский народ погряз в депрессии из-за череды кризисов, на чем и строили злобную критику государственного регулирования отдельные политики и экономисты якобы от лица населения; риторический вопрос «почему Россия до сих пор не переняла западный опыт разработки стратегий в условиях кризиса»; обсуждение бездейственности отдельных мер (подчас обоснованное) в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, которым помощь не нужна вовсе.
Конечно, можно много спорить о том, насколько действенна или эффективна та или иная программа антикризисных мер. Но уже огромным достижением является то, что правительства многих стран стали задумываться о необходимости планирования в антикризисном режиме. Для РФ также стали уже традиционными планы повышения общего уровня в стране с учетом опыта прошлых периодов.
Никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит векторы совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.
Не стоит забывать и о российской специфике. И заявления о том, что в США, либо в Германии, либо во Франции жить намного лучше и проще, чем в России, глупы априори, ибо «везде хорошо, где нас нет». Поэтому стоит сделать так, чтобы жить хорошо стало там, где мы есть.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 96 KB...
28 02 2021 4:14:34
Статья в формате PDF 129 KB...
27 02 2021 8:33:28
Статья в формате PDF 119 KB...
26 02 2021 16:27:39
Статья в формате PDF 113 KB...
25 02 2021 18:32:26
Статья в формате PDF 252 KB...
24 02 2021 11:25:42
Статья в формате PDF 147 KB...
22 02 2021 17:35:34
Изучено влияние высококремнистых природных добавок на качество птицеводческой продукции. Установлено, что включение природных добавок в рацион кур-несушек улучшает прочность скорлупы, что непосредственно ведет к снижению процента боя яиц, повышению инкубационных показателей яиц и увеличению процента вывода цыплят. ...
21 02 2021 3:52:27
Статья в формате PDF 124 KB...
20 02 2021 22:30:33
Статья в формате PDF 112 KB...
19 02 2021 8:44:29
Статья в формате PDF 106 KB...
18 02 2021 8:59:55
Современный этап развития мирового и отечественного языкознания характеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. « Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В. А. Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий характеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...
17 02 2021 5:23:38
Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
16 02 2021 22:20:11
Статья в формате PDF 122 KB...
14 02 2021 10:10:59
Статья в формате PDF 120 KB...
13 02 2021 12:30:54
Статья в формате PDF 505 KB...
12 02 2021 2:13:55
Статья в формате PDF 136 KB...
11 02 2021 19:38:28
Статья в формате PDF 107 KB...
10 02 2021 15:27:44
Статья в формате PDF 91 KB...
09 02 2021 18:13:38
Статья в формате PDF 277 KB...
08 02 2021 5:31:24
Статья в формате PDF 227 KB...
07 02 2021 21:26:44
Статья в формате PDF 113 KB...
06 02 2021 14:38:20
Статья в формате PDF 104 KB...
05 02 2021 17:52:21
Статья в формате PDF 396 KB...
04 02 2021 17:11:22
Статья в формате PDF 112 KB...
02 02 2021 11:54:45
Статья в формате PDF 127 KB...
31 01 2021 5:18:37
Статья в формате PDF 112 KB...
30 01 2021 17:34:49
Статья в формате PDF 245 KB...
28 01 2021 4:51:25
Статья в формате PDF 95 KB...
27 01 2021 10:17:49
Статья в формате PDF 97 KB...
25 01 2021 8:38:45
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...
24 01 2021 6:29:20
Статья в формате PDF 103 KB...
23 01 2021 11:55:29
Статья в формате PDF 308 KB...
22 01 2021 9:42:44
Статья в формате PDF 391 KB...
20 01 2021 16:35:47
Статья в формате PDF 298 KB...
19 01 2021 11:12:40
Статья в формате PDF 321 KB...
18 01 2021 16:20:43
Статья в формате PDF 129 KB...
17 01 2021 10:44:22
Статья в формате PDF 99 KB...
16 01 2021 11:21:31
Статья в формате PDF 183 KB...
15 01 2021 12:55:12
Статья в формате PDF 89 KB...
14 01 2021 23:47:48
Статья в формате PDF 240 KB...
13 01 2021 10:52:29
Статья в формате PDF 103 KB...
12 01 2021 10:18:46
Статья в формате PDF 96 KB...
09 01 2021 21:41:52
Статья в формате PDF 330 KB...
08 01 2021 12:29:17
Статья в формате PDF 134 KB...
07 01 2021 17:47:52
Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...
06 01 2021 9:20:46
Статья в формате PDF 263 KB...
05 01 2021 1:17:42
Статья в формате PDF 118 KB...
03 01 2021 1:27:21
Статья в формате PDF 111 KB...
01 01 2021 1:54:40
Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...
31 12 2020 6:39:29
Статья в формате PDF 170 KB...
30 12 2020 9:26:30
Статья в формате PDF 110 KB...
28 12 2020 13:31:57
Статья в формате PDF 189 KB...
27 12 2020 7:33:54
Статья в формате PDF 108 KB...
26 12 2020 17:25:48
Статья в формате PDF 101 KB...
25 12 2020 14:28:37
Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...
24 12 2020 15:27:57
Статья в формате PDF 109 KB...
23 12 2020 2:18:28
Статья в формате PDF 327 KB...
22 12 2020 4:35:41
Статья в формате PDF 106 KB...
21 12 2020 19:41:57
Статья в формате PDF 590 KB...
19 12 2020 23:27:45
Статья в формате PDF 267 KB...
18 12 2020 11:36:20
Статья в формате PDF 117 KB...
17 12 2020 9:45:12
Статья в формате PDF 203 KB...
16 12 2020 19:30:50
Статья в формате PDF 99 KB...
15 12 2020 10:19:53
Статья в формате PDF 117 KB...
13 12 2020 23:22:10
Статья в формате PDF 109 KB...
12 12 2020 15:55:20
Статья в формате PDF 119 KB...
11 12 2020 10:50:36
Статья в формате PDF 108 KB...
09 12 2020 1:32:39
Статья в формате PDF 204 KB...
08 12 2020 17:24:50
Статья в формате PDF 149 KB...
07 12 2020 2:18:49
Статья в формате PDF 121 KB...
05 12 2020 11:14:57
Статья в формате PDF 255 KB...
04 12 2020 3:17:26
Статья в формате PDF 253 KB...
03 12 2020 10:59:30
Статья в формате PDF 123 KB...
01 12 2020 3:50:45
Статья в формате PDF 1463 KB...
30 11 2020 16:51:51
Статья в формате PDF 259 KB...
29 11 2020 22:56:17
Статья в формате PDF 110 KB...
28 11 2020 15:53:29
Статья в формате PDF 211 KB...
27 11 2020 3:11:35
Статья в формате PDF 257 KB...
26 11 2020 14:12:39
Статья в формате PDF 314 KB...
25 11 2020 3:38:17
Статья в формате PDF 129 KB...
23 11 2020 7:27:29
В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...
22 11 2020 12:25:29
Статья в формате PDF 116 KB...
21 11 2020 12:34:34
Статья в формате PDF 113 KB...
20 11 2020 5:56:55
Статья в формате PDF 113 KB...
19 11 2020 16:33:34
Статья в формате PDF 102 KB...
18 11 2020 20:55:10
Разработана методика определения констант диссоциации протонированных трехкислотных оснований, отличающаяся новым подходом к оценке и учету концентраций всех равновесных частиц, для расчета ионной силы раствора. ...
17 11 2020 1:44:14
Статья в формате PDF 111 KB...
15 11 2020 20:50:53
Статья в формате PDF 704 KB...
14 11 2020 12:19:31
Статья в формате PDF 106 KB...
12 11 2020 13:43:18
Проведено исследование ведущих показателей метаболизма порфиринов и железа в сопоставлении с функциональным состоянием печени у 100 больных с гемохроматозом ( Г Х), в динамике. Дана объективная оценка их роли в своевременной и правильной постановке вторичной печеночной порфирии на ранних этапах развития патологического процесса. Порфириновый обмен при наследственном гемохроматозе ( Н Г Х) характеризуется глубоко нарушенными и нестабильными показателями, затрагивающими все этапы синтеза гема гемоглобина (Hb). У больных с Н Г Х и с сопутствующими поздней кожной порфирией ( П К П) и инфекционными вирусными гепатитами В и С, независимо от типа мутации гена HFE ( С289Y или H63D) изменения в обмене железа коррелируют с нарушенным синтезом аминолевулиновой кислоты ( А Л К) и порфобилиногена ( П Б Г). У больных диагностическую ценность в определении функционального состояния печени наряду с трансаминазами представляет исследование экскреции копропорфирина ( К П) с мочой. Выявленные изменения в порфириновом обмене при гомозиготной форме Н Г Х носят постоянный, часто необратимый характер, ухудшая прогноз заболевания. ...
11 11 2020 19:10:59
Статья в формате PDF 92 KB...
10 11 2020 1:41:52
Статья в формате PDF 136 KB...
09 11 2020 13:47:32
Статья в формате PDF 99 KB...
08 11 2020 9:26:14
Статья в формате PDF 120 KB...
07 11 2020 20:14:16
Статья в формате PDF 153 KB...
06 11 2020 15:13:33
Статья в формате PDF 93 KB...
05 11 2020 16:15:15
Статья в формате PDF 316 KB...
04 11 2020 12:51:26
Статья в формате PDF 127 KB...
03 11 2020 4:19:18
Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...
02 11 2020 21:54:46
Статья в формате PDF 120 KB...
01 11 2020 21:23:41
Статья в формате PDF 130 KB...
31 10 2020 0:56:37
Статья в формате PDF 112 KB...
28 10 2020 2:12:37
Статья в формате PDF 113 KB...
27 10 2020 14:50:28
Статья в формате PDF 503 KB...
26 10 2020 14:15:15
Статья в формате PDF 254 KB...
25 10 2020 12:32:56
Статья в формате PDF 142 KB...
24 10 2020 21:18:55
Статья в формате PDF 249 KB...
22 10 2020 7:48:34
Статья в формате PDF 115 KB...
21 10 2020 17:19:47
Статья в формате PDF 275 KB...
20 10 2020 21:32:26
Статья в формате PDF 111 KB...
19 10 2020 16:45:19
Статья в формате PDF 129 KB...
18 10 2020 9:51:27
Статья в формате PDF 99 KB...
16 10 2020 20:58:12
Статья в формате PDF 254 KB...
15 10 2020 6:49:55
Статья в формате PDF 151 KB...
14 10 2020 23:22:13
Статья в формате PDF 274 KB...
13 10 2020 4:34:54
Статья в формате PDF 112 KB...
12 10 2020 13:28:20
Статья в формате PDF 111 KB...
11 10 2020 23:57:29
Статья в формате PDF 304 KB...
10 10 2020 18:35:32
Статья в формате PDF 493 KB...
09 10 2020 2:59:11
Статья в формате PDF 138 KB...
08 10 2020 1:18:28
Статья в формате PDF 228 KB...
07 10 2020 13:40:46
Статья в формате PDF 327 KB...
06 10 2020 9:45:42
Статья в формате PDF 151 KB...
05 10 2020 14:38:34
Статья в формате PDF 111 KB...
04 10 2020 11:42:11
Статья в формате PDF 114 KB...
03 10 2020 0:44:55
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::