IT-Reviews    

ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВВ.)

c78089d0 Источник:
Манукян Э.М. Красницкая Т.А. Статья в формате PDF 263 KB

В дореволюционный период Русская Православная Церковь имела многоступенчатую систему духовного образования. Составной ее частью были церковные школы, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX в. По «Положению о церковных школах ведомства Православного исповедания» 1902 г. они были разделены на две категории: начальные и учительские. В первую входили одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамоты и воскресные школы. Во вторую - второклассные и церковно-учительские. Эти категории школ были тесно связаны между собой, т.к. учительские учебные заведения должны были обеспечивать начальные педагогическими кадрами.

Церковно-учительские школы, в отличие от второклассных, являлись педагогическими учебными заведениями повышенного типа и предназначались для подготовки «учителей и учительниц для начальных училищ всех разрядов». В них принимались на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже.

Срок обучения, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно-учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику (арифметику, главные основания геометрии и землемерие), «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену. Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки.

В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов.

Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием выдавались аттестаты, а остальным - свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища» [2, С. 210-211].

Церковно-учительские школы имели особую внутреннюю систему управления. Ее «ближайшим начальником» был заведующий школой. На него возлагалась вся ответственность за «благоустройство» и «благосостояние» школы. Церковно-школьные вопросы решались Советом учебного заведения. Он состоял из председателя (заведующего школой) и штатных учителей. В заседаниях Совета школы с правом голоса могли принимать участие попечитель (или попечительница), врач (если касалось «физического воспитания учащихся, гигиены и санитарного состояния школы»), законоучитель и учителя образцовой школы, а также внештатные педагоги (учителя сельского хозяйства, черчения, рисования, рукоделия и др.). Совет собирался не менее двух раз месяц. При этом для «решения дел» необходимо было присутствие не менее трех членов Совета. Все постановления Совета, в зависимости от степени важности принятого решения, представлял на утверждение либо епархиального преосвященного, либо епархиальный училищный совет [4, 1907. № 4. С. 385-391].

При церковно-учительских школах существовали общежития, где проживали воспитанники. Проживание в нем было платным. Учащиеся вносили определенную плату вперед «за каждую треть года». Воспитанники (главным образом бедные) могли получать казенную стипендию. Но при этом они обязаны были после окончания учебного заведения прослужить на учительской должности по ведомству православного исповедания не менее пяти лет, в противном случае - возвратить в Синодальный училищный Совет денежные средства «по расчету за не прослуженное время». [4, 1907. № 4. С. 385-391].

В педагогических учебных заведениях был свой распорядок дня. Так, в Полтавской церковно-учительской школе, согласно архивным данным, учебный день начинался в 6 ч утра. До 8,5 ч шло «приготовление уроков с перерывом на молитву и завтрак», с 8,5 ч до 14,5 ч проводились классные занятия, с получасовым перерывом «на приготовление обеда и на обед», с 15 до 16 ч следовал отдых, после - с 16 до 17 ч - вновь проводились уроки (музыки), с 17 до 20 ч - было посвящено вечерним занятиям, с перерывом для ужина и отдыха в 30 минут. После чего опять шли занятия до 20 ч 30 мин [3]. Таким образом, материалы свидетельствуют о том, что учебный график был весьма напряженным.

Церковно-учительские школы начали открываться в Российской империи в последней трети XIX века в связи с острой необходимостью обеспечения одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ подготовленными учителями. Так, в первое время учительские должности в правильно организованных начальных школах занимали выпускники духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Но первые смотрели на учительство как на переходную ступень к должности приходского священника, а потому в школах не задерживались. Вторые, по мнению начальства, «отличались усердием», «не тяготились суровыми условиями жизни народной учительницы» и были самыми лучшими учителями, если бы имели «широкое и прочное образование» [1]. Поэтому в церковных школах работали лица, не имевшие среднего образования и специальной педагогической подготовки.

Но не все открытые в конце XIX века учебные заведения для подготовки педагогов для начальных школ соответствовали утвержденному типу по «Положению» в 1902 г. Образцом для последующих педагогических учебных заведений стала Свято-Владимирская женская церковно-учительская школа, учрежденная в 1889 г. в Санкт-Петербурге.

Широкое распространение церковно-учительские школы получили в начале XX века. Серьезной причиной такого явления стало увеличение их финансирования со стороны государства с января 1903 г. на 200000 рублей (почти в два раза). К 1905 г. числилось 18, к 1907 г. - 22 церковно-учительские школы [4, 1910. № 40. С. 1704]. Мужские школы превалировали над женскими. При таком количестве церковно-учительских в стране вполне понятно, что они были распространены не во всех епархиях. Значительная часть подобных учебных заведений находилась в Европейской части России.

Церковно-учительские школы по сравнению с начальными были хорошо обеспечены, главным образом, за счет государственных средств. Тем не менее некоторые учительские заведения (Лубенская в Полтавской епархии, Екатеринославская в Екатеринославской епархии) имели только местные финансовые источники.

После первых благополучных лет начала XX века в жизни учительских учебных заведений духовного ведомства наступает сложный период. В первую очередь это коснулось второклассных школ, которые стали реорганизовываться, в связи с сокращением числа школ грамотности в стране. В меньшей степени преобразовательная политика коснулась церковно-учительских школ. Они держались благодаря тому, что готовили педагогов для всех типов начальных школ. Но в финансовом плане положение церковно-учительских школ оставляло желать лучшего. В 1912 г. на одно подобное учебное заведение выделялось 4000 рублей, сумма недостаточная для благополучного существования. Вследствие низкой заработной платы из школ уходили штатные учителя [4, 1914. № 4. С. 212].

Несмотря на сложное положение, церковные учительские школы по-прежнему оставались многолюдными. В 1915 г. в 20 в церковно-учительских - 1700 человек [4, 1917. № 3. С. 58].

Церковно-учительские школы, несмотря на изменившиеся условия жизни, просуществовали в прежнем виде до 1917 г., давая возможность получить педагогическое образование всем желающим.

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Список литературы

1. Владимирские епархиальные ведомости. - 1906. - № 44. - С. 665-672.

2. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXII.Отделение 1. - СПб., 1904.

3. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 263 Л. 177. - 177 об.

4. Церковные ведомости. - СПб., 1907-1917.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

Статья в формате PDF 91 KB...

23 11 2020 11:32:32

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

16 11 2020 21:44:28

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СОСТАВ ВОДЫ

Статья в формате PDF 343 KB...

11 11 2020 21:32:25

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ"

В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом пространстве « Школа – Колледж – В У З », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...

08 11 2020 12:31:20

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

Статья в формате PDF 423 KB...

06 11 2020 20:58:10

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ

Статья в формате PDF 98 KB...

01 11 2020 8:19:34

ЛЕД И ЛЕДНИКИ

Статья в формате PDF 279 KB...

31 10 2020 6:58:21

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

29 10 2020 16:10:42

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

26 10 2020 13:59:26

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

24 10 2020 17:56:58

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

21 10 2020 18:39:56

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ ИЗ ПИЖМЫ ОБЫКНОВЕННОЙ

Статья в формате PDF 193 KB...

20 10 2020 7:20:48

Заживление суставного хряща при имплантации минерального компонента костного матрикса

В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...

18 10 2020 12:20:11

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 115 KB...

16 10 2020 8:49:13

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ МОРФОРОЛИИ»

Статья в формате PDF 86 KB...

15 10 2020 14:49:50

ИСТОРИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ СТЕПЕЙ

Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трансформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 М Дж/кв. м. ...

09 10 2020 8:38:38

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА)

На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами Я Г Р и Р Ф А доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные характером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...

07 10 2020 8:39:48

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

06 10 2020 8:41:55

ПЕТРОЛОГИЯ, ГЕОХИМИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ АНОРОГЕННЫХ ГРАНИТОИДОВ САНГИЛЕНА

Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...

04 10 2020 8:42:26

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ

В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...

02 10 2020 11:11:45

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

Статья в формате PDF 129 KB...

20 09 2020 9:47:18

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

16 09 2020 18:46:50

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

09 09 2020 17:39:58

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

05 09 2020 12:52:53

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

Статья в формате PDF 87 KB...

25 08 2020 7:19:50

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

21 08 2020 8:15:52

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

19 08 2020 0:31:18

ЗЕЛЕНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья в формате PDF 302 KB...

15 08 2020 9:25:33

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...

14 08 2020 18:29:23

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

11 08 2020 11:14:43

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...

07 08 2020 6:52:34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

03 08 2020 5:42:32

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

01 08 2020 23:54:39

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

29 07 2020 11:55:50

РАСЧЕТ И КОМПЕНСАЦИЯ МАГНИТНОЙ ДЕВИАЦИИ

Статья в формате PDF 157 KB...

28 07 2020 2:22:57

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Статья в формате PDF 334 KB...

26 07 2020 22:32:31

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 97 KB...

25 07 2020 0:55:25

Краснощекова Галина Алексеевна

Статья в формате PDF 177 KB...

24 07 2020 4:35:55

БИОСФЕРА, БИОРИТМЫ, ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

14 07 2020 16:56:16

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

09 07 2020 6:38:10

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

06 07 2020 1:48:25

Системный анализ онтогенеза надпочечников человека

Статья в формате PDF 102 KB...

29 06 2020 2:51:56

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!