IT-Reviews    

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА УЧЁТА ЗНАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

c78089d0 Источник:
Яшина Н.М. 1
1 ПКИ РУК ЦС РФ «Поволжский кооперативный институт» Российского университета кооперации Центросоюза Российской Федерации
Статья в формате PDF 323 KB

В современном мире образовательных услуг огромное внимание уделяется системе учёта знаний. Постоянно ведутся поиски новых методик закрепления знаний по преподаваемым дисциплинам. Модульно-рейтинговая система учёта знаний является на сегодня одной из приоритетных. Система включает все виды контроля знаний: входного, текущего, рубежного и выходного, ввиде зачёта или экзамена. В данной статье подробно рассматривается каждый из перечисленных видов контроля.

В современном мире образовательных услуг огромное внимание уделяется системе учёта знаний. Постоянно ведутся поиски новых методик закрепления знаний по преподаваемым дисциплинам. Модульно-рейтинговая система учёта знаний, по моему глубокому убеждению, является на сегодня одной из приоритетных. Чем обусловлена такая уверенность?

Во-первых, тем, что данная система включает все виды контроля знаний: входного, текущего, рубежного и выходного, ввиде зачёта или экзамена. Рассмотрим подробно каждый из перечисленных видов контроля.

Итак, входной контроль. Данный вид контроля позволяет проверить исходный уровень знаний студента и его готовность к предстоящему изучению дисциплины. Что, в свою очередь, даёт возможность правильно выбрать методику изложения учебного материала, т.к. при этом выясняется, на что нужно обратить отдельное внимание и какие темы требуют самостоятельного изучения. Для успешного прохождения входного контроля студент должен продемонстрировать знания основных теоретических понятий и определений. При этом он должен проявить эрудицию и кругозор, показать, что интересуется вопросами, относящими к данному предмету.

Следующий вид – это текущий контроль. При чтении лекций в зависимости от её тематики изложения применяется рассказ-разъяснение, сочетание слова и технических средств обучения (ТСО), сравнение и обобщение, выделение наиболее значимых понятий и процессов с демонстрацией слайдов.

Практические занятия сопровождаются решением ситуационных задач, кейсов, приближенных к реальным практическим условиям. При изучении основных тем дисциплины проводятся деловые игры, брейн-ринги, коллоквиумы, круглые столы, используются мультимедиа слайды, схемы, основная и дополнительная учебная литература, интернет-ресурсы.

Рубежный вид контроля применяется при изучении дисциплины, учебный курс которой сформирован по блокам-модулям. Например, курс разбит на два модуля: первый и второй. Так вот при окончании изучения программы, входящей в первый или второй модули, проводится рубежный вид контроля по вопросам, соответствующим модулям курса.

В семестре в качестве выходного контроля предусмотрен зачёт. Вопросы, выносимые на зачёт, охватывают учебный материал всего курса. Вопросы к зачёту формируются на основе вопросов всех модулей дисциплины. Зачёт проводится в форме письменного опроса или тестов.

Во-вторых, с учётом практики преподавания, автором предложена система оценки знаний, по видам контроля, на основе системы баллов, в зависимости от объёма усвоенного материала (% от программы, взятой за 100 %) и критериев, ввиде оценок: отлично, хорошо и удовлетворительно. Речь идёт о применении модульно-рейтинговой системы оценки знаний, существующей в некоторых вузах Саратовской области, но автором предложена своя методика оценки знаний студента.

Так входной контроль может проводиться на первой лекции в форме письменного опроса. Контрольные вопросы должны быть в количестве не более десяти и включать основные ключевые понятия дисциплины. При этом подразумевают краткий ответ, исходя из того, чтобы на проведение входного контроля затрачивалось 10–15 минут. Максимальный рейтинг входного контроля составляет 10 % от программы курса, а это составляет:

• от 7 до 9,0 баллов, что соответствует оценки «5»;

• от 5,5 до 6,5 балла, что соответствует оценки «4»;

• от 4 до 5,0 балла, что соответствует оценки «3».

Как правило, обучение дисциплине, проводится в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Дисциплина преподается в одном из семестров учебного года. Учебное время распределяется по видам занятий, исходя из учебных и рабочих программ. В ходе проведения практических занятий в форме индивидуального устного собеседования и письменного опроса, осуществляется текущий контроль. При этом ответы на занятиях оцениваются следующим образом:

(21–25 %) – это от 10 до 11 баллов, что соответствует оценки «5»;

(16–20 %) – это от 8 до 9 балла, что соответствует оценки «4»;

(11–15 %) – это от 6 до 7 балла, что соответствует оценки «3».

При этом учитываются прилежание студентов, уровень знаний и активность работы на занятиях и добавляются дополнительно 5 баллов. Баллы распределяются следующим образом: прилежание (подготовка к работе, качество оформления рабочей тетради) – 1 балл; уровень знаний – 3 балла; активность работы – 1 балл.

Рубежный контроль проводится после изучения материалов каждого модуля (первого и второго) в форме письменного или устного опроса, на основе контрольных вопросов. Баллы по модулям распределяются так:

(22–25 %) – это от 9 до 10 баллов, что соответствует оценки «5»;

(19–21 %) – это от 6 до 8 баллов, что соответствует оценки «4»;

(16–18 %) – это от 4 до 5 баллов, что соответствует оценки «3».

В семестре в качестве выходного контроля предусмотрен зачёт. Вопросы, выносимые на зачёт, охватывают учебный материал всего курса. Вопросы к зачёту формируются на основе вопросов всех модулей дисциплины. Зачёт проводится в форме письменного опроса, см. Приложение 1.

В-третьих, на степень усвоения материала способствует самостоятельная работа студента (СРС). На лекциях студент воспринимает в основном только то, что даёт преподаватель. При выполнении самостоятельной работы с помощью методических рекомендаций, другой учебной литературы и полученных знаний студент решает поставленные задачи. В процессе своей профессиональной деятельности студент должен постоянно адаптироваться к новым современным реалиям жизни. Поэтому необходимо, чтобы за время обучения будущий специалист не только приобрел некоторый объём полезной информации, но и овладел приёмами получения знаний. Одним из способов приобретения таких навыков является самостоятельная работа, которая включает в себя следующие виды деятельности: подготовку к практическим занятиям, подготовку к рубежным и выходным контролям знаний, изучение программного материала, не вошедшего в лекционный курс.

Для обеспечения мотивации студентов вопросы по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, используются при проведении рубежных и выходных контролей. Студенты, имеющие высокий уровень усвоения знаний, выполняют творческие задания и оформляют их в виде научных докладов и рефератов, получают дополнительно от 7 до 10 баллов, что является прямым стимулом для участия студентов в научной деятельности образовательного учреждения.

В–четвёртых, если при изучении дисциплины используется модульно-рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов, то итоговый рейтинг за семестр подсчитывается путём перевода учебных баллов в зачётные баллы, по формуле:

Рсм = n∙Бфакт/Бmax,

где Рсм – рейтинг за семестр; n – количество часов, аудиторных занятий, по учебному плану; Бфак – фактическая сумма баллов, набранная студентом; Бmax – максимально возможная сумма учебных баллов, которую может набрать студент.

Результаты итогового рейтинга проставляется в зачётную книжку студента и экзаменационную ведомость.

Максимальное количество баллов, которое может получить студент по видам контроля, заносим в таблицу «Критерии оценки уровня знаний студента в баллах».

Критериями оценки могут служить: глубина освоения студентом учебного материала, умение применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач, объем полученных знаний. В каждом из этих критериев выделяем три уровня (таблица).

Критерии оценки уровня знаний студента в баллах

Критерии

Уровень

1-й

2-й

3-й

Глубина усвоения учебного материала

Описательное изложение

Упрощенное объяснение

Объяснение на основе общих закономерностей, аналитических расчетов

Умение применять полученные знания

Для решения элементарных задач

Для выбора оптимального решения

Для самостоятельной формулировки задачи и её оптимального решения

Объём усвоенного материала, % от программы

63-71

72-84

85-100

Если все критерии соответствуют третьему уровню, то студенту выставляется максимальный рейтинг. Если все критерии соответствуют первому уровню – минимальный рейтинг.

Студенты, набравшие менее 23 баллов, к зачёту не допускаются, а набравшие от 23 и до 27 баллов сдают зачёт. Студентам, набравшим более 32 баллов, добавляют поощрительные баллы и выставляют зачёт без его сдачи. Если студент по результатам входного, рубежного и выходного контролей набирает итого:

(85–100 %) – это от 40 до 45 баллов, что соответствует оценки «5»;

(72–84 %) – это от 30,5 до 36,5 балла, что соответствует оценки «4»;

(63–71 %) – это от 23,0 до 27 балла, что соответствует оценки «3»,

то в зачётную книжку проставляются баллы, рассчитанные по формуле, в зависимости от количества часов дисциплины по программе, например, если аудиторная нагрузка включает 54 часа, то это баллы от 46 до 54.

86–100 % – это от 46 до 54 баллов, что соответствует оценки «5»;

72–84 % – это от 33 до 45 баллов, что соответствует оценки «4»;

63–71 % – это от 28 до 32 баллов, что соответствует оценки «3».

Например, по итогам выходного контроля студент Соколов В.Е. набрал 35 баллов, используя формулу рейтинговой оценки, рассчитаем общий семестровый рейтинг студента:

Р = 54∙35/45 = 41,9 балла, что соответствует оценки «4».

Другой пример, по итогам выходного контроля студентка Петрова А.И. набрала 39 баллов, используя формулу рейтинговой оценки, рассчитаем общий семестровый рейтинг студентки:

Р = 54∙39/45 = 46,7 баллов, что соответствует оценки «5».

В заключении можно сказать, что модульно-рейтинговая система оценки знаний позволит поднять образовательный процесс на более высокий уровень и добиться более ответственного отношения, как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и со стороны студентов Поволжского кооперативного института Российского университета кооперации, к вопросу закрепления изучаемого учебного материала.

Данная система, по мнению автора статьи, подлежит скорейшему внедрению в процесс образования института, с целью повышения уровня реализуемых образовательных программ и соответствия качества подготовки, обучающихся и выпускников нашего института, Государственным образовательным стандартам.

Учебный график дисциплины «Финансы и кредит»

Вид занятий

Всего часов

Неделя

1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

6-я

7-я

8-я

9-я

10-я

11-я

12-я

13-я

14-я

15-я

16-я

17-я

18-я

Номера тем лекций, практических занятий

Модуль 1

Модуль 2

Лекции

36

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

18

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

Рубежный контроль

зачет

             

М1

                 

М2




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА

Статья в формате PDF 87 KB...

20 11 2020 14:48:27

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ МОРФОРОЛИИ»

Статья в формате PDF 86 KB...

16 11 2020 18:25:24

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

14 11 2020 12:54:40

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРОХОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИНАМИЧЕСКОГО СИНТЕЗА

В статье даны практические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дебалансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дебалансов. ...

07 11 2020 18:31:38

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

05 11 2020 23:53:39

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

30 10 2020 9:28:42

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА: ПОКАЗАТЕЛЬ ПЛОЩАДИ КОНТАКТА ЭПИТЕЛИЙ-СТРОМА

Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...

28 10 2020 6:27:33

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

25 10 2020 9:39:17

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ

Статья в формате PDF 117 KB...

21 10 2020 11:28:38

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

16 10 2020 15:58:46

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

07 10 2020 4:21:23

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Статья в формате PDF 98 KB...

04 10 2020 13:13:47

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

02 10 2020 12:11:40

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

01 10 2020 6:55:36

СТАНОВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Статья в формате PDF 145 KB...

26 09 2020 15:40:29

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

22 09 2020 8:54:39

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

21 09 2020 7:51:25

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

07 09 2020 21:19:13

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

04 09 2020 6:46:59

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ

Статья в формате PDF 253 KB...

29 08 2020 13:44:16

ОБ ОДНОЙ МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ

Статья в формате PDF 137 KB...

27 08 2020 1:40:35

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

25 08 2020 7:18:41

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

22 08 2020 16:14:49

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

20 08 2020 15:21:10

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

17 08 2020 19:35:35

ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОФЛОРЫ У БОЛЬНЫХ, ОПЕРИРОВАННЫХ НА ПОВРЕЖДЕННОЙ СЕЛЕЗЕНКЕ

Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...

05 08 2020 9:51:53

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

03 08 2020 0:51:59

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Статья в формате PDF 539 KB...

02 08 2020 10:29:22

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

26 07 2020 5:53:54

Методы лазеротерапии при астматическом бронхите

Статья в формате PDF 110 KB...

20 07 2020 0:51:53

Пимнева Людмила Анатольевна

Статья в формате PDF 148 KB...

18 07 2020 19:10:32

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

Статья в формате PDF 129 KB...

15 07 2020 4:54:26

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

14 07 2020 4:42:57

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

10 07 2020 2:43:45

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И ЛОСЕЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ НА ИЗГИБ ПЯСТНОЙ КОСТИ

Костная ткань обладает целым рядом уникальных физических свойств. Наиболее ценными с производственной точки зрения, представляются только некоторые из них: жесткость, твердость, упругость, эластичность. Наш научный интерес проявился на два основных свойства: жесткость и эластичность. ...

08 07 2020 2:30:31

Взаимодействие науки и технологии

Статья в формате PDF 267 KB...

06 07 2020 14:19:42

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!