ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с планом модернизации российского образования, связанного с его интеграцией в мировое образовательное пространство, высшие профессиональные учебные заведения, в том числе технические, стоят на пороге внедрения новых образовательных стандартов двухуровневой подготовки, предусматривающих значительные изменения образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам диктуют переход к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию, удовлетворяющему востребованность таких компетенций специалиста, как умения работать в коллективе, умения ориентироваться на рынке труда, готовности связывать свою карьеру с продолжением образования, способности принимать решения, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии предприятия, технологий и т.п. Новый подход, основанный на превращении высшего профессионального образования в образование, соотнесенное с общечеловеческими ценностями, требует пересмотра привычной стратегии преподавания и воспитания в высшей школе.
Уже первое знакомство с проектами новых образовательных стандартов показывает, сколь велики, порой революционны, вносимые изменения, особенно касающиеся таких характеристик и элементов образовательного процесса, как его структура, цели, содержание. При этом остается огромным поле выбора форм организации учебной деятельности, методов и средств обучения, критериев оценки его результатов и для самих высших учебных заведений, которые в более сжатый временной интервал обязаны обеспечить развитие личности и высококачественную подготовку квалифицированных специалистов (бакалавров и магистров), способных конкурировать на мировом рынке труда.
В условиях инновационного образования чрезвычайно важным оказывается способность преподавательского состава высшего профессионального учебного заведения обеспечить такую подготовку специалистов. Для этого потребуется широкое использование преподавателями новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», «смешанного обучения», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения и т.д.
Необходимое повышение психолого-педагогической квалификации преподавательского состава может быть обеспечено созданной в вузе системой повышения квалификации (переподготовки) кадров, предусматривающей различные организационные формы (семинары, конференции, курсы, школы и т.д.) и являющейся частью стратегического планирования развития высшего учебного заведения. В настоящее время большую часть поставленной задачи могут выполнять существующие в некоторых ведущих технических вузах страны на постоянной основе Центры (школы) по переподготовке и повышению квалификации преподавателей.
Так, в условиях Волгоградского государственного технического университета с 1995 года успешно функционирует Школа педагогического мастерства (ШПМ) преподавателей, изначально созданная для удовлетворения потребности в педагогической подготовке преподавателей технического вуза. Цели и задачи ШПМ включают:
- повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и осознание того, что процесс обучения, прежде всего, - явление педагогическое;
- организация психолого-педагогиче-ской, методологической и методической поддержки процесса преподавания;
- освоение преподавателями новых форм преподавания дисциплины (деловые игры, видеотренинг, обеспечение обратной связи и т.д.);
- проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в преподавание естественно-научных и технических дисциплин;
- создание банка данных по методологическим разработкам гуманитарного блока и т.д.
Второе профессиональное образование специалистов, на которое ориентировано данное учреждение, переводит освоение преподавания на научно обоснованный путь. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля являются сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, особенности становления профессиональных качеств студентов в конкретной предметной области.
Занятия в Школе педагогического мастерства проводятся по безотрывной форме обучения в течение учебного года согласно учебному плану и рабочим программам, утвержденным ректором.
Рабочие программы соответствуют современным дидактическим представлениям о структуре и содержании подготовки преподавания в вузе. Учебный план ШПМ, рассчитанный на 200 часов, включает проведение лекционных и семинарских занятий по следующим дисциплинам:
- проблемы высшей школы и качества образования;
- дидактика высшей школы;
- основы практической психологии;
- теория воспитания;
- профессиональная этика преподавателя;
- организация учебно-, научно-методической работы в вузе;
- лингвистические основы устного и письменного общения преподавателя;
- психологические нормы делового общения преподавателя;
- основы ораторского мастерства преподавателя;
- социальные технологии в системе образования;
- социологические методы оценки качества и эффективности обучения в вузе.
Занятия в ШПМ ведут опытные преподаватели, высококвалифицированные специалисты в области психологии, педагогики, техники и технологий. Обучение производится на гибкой основе: ежегодно в содержание, методы обучения, график учебного процесса вносятся коррективы, вызванные необходимостью совершенствования процесса обучению преподавательского состава.
Таким образом, оптимизация педагогической подготовки преподавателей технического вуза с применением новых педагогических технологий и методов обучения будет способствовать повышению качества подготовки специалистов вуза.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 100 KB...
17 01 2021 21:47:24
Статья в формате PDF 119 KB...
16 01 2021 23:24:11
Статья в формате PDF 130 KB...
15 01 2021 23:15:19
Статья в формате PDF 133 KB...
13 01 2021 0:29:36
Статья в формате PDF 162 KB...
11 01 2021 8:57:27
Статья в формате PDF 283 KB...
10 01 2021 8:24:35
Статья в формате PDF 138 KB...
09 01 2021 6:54:20
Статья в формате PDF 288 KB...
07 01 2021 10:23:28
Статья в формате PDF 119 KB...
06 01 2021 3:57:54
Статья в формате PDF 127 KB...
05 01 2021 10:25:15
В статье авторы показали изменение плоидности и площади ядер слизистой оболочки желудка при фоновых, предраковых заболеваниях и раке желудка различного гистологического строения с помощью компьютерного анализатора изображения. При дисплазии тяжелой степени площадь и плоидность ядра составили 213,7±3,42 мкм² и 10,2±0,2с соответственно. При высокодифференцированной аденокарциноме эти показатели достигают 375,0±17,0 мкм² и 16,2±2,7с. Авторы предположили, что полученные данные могут быть использованы для более объективной оценки патологических процессов в слизистой желудка и дифференциальнодиагностических вопросов между дисплазиями и раком желудка. ...
04 01 2021 10:23:13
Статья в формате PDF 330 KB...
03 01 2021 18:35:49
Статья в формате PDF 269 KB...
01 01 2021 13:56:52
Статья в формате PDF 111 KB...
31 12 2020 13:15:26
Статья в формате PDF 115 KB...
30 12 2020 8:58:16
Статья в формате PDF 124 KB...
29 12 2020 17:27:42
Статья в формате PDF 100 KB...
26 12 2020 6:22:50
Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...
25 12 2020 21:35:23
На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...
24 12 2020 20:11:23
Статья в формате PDF 134 KB...
23 12 2020 4:42:57
Статья в формате PDF 255 KB...
22 12 2020 21:58:51
Статья в формате PDF 112 KB...
21 12 2020 17:43:59
Статья в формате PDF 104 KB...
20 12 2020 6:20:25
Статья в формате PDF 113 KB...
19 12 2020 14:21:14
Статья в формате PDF 259 KB...
18 12 2020 18:42:38
Статья в формате PDF 304 KB...
17 12 2020 20:28:49
Статья в формате PDF 102 KB...
15 12 2020 14:21:16
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...
14 12 2020 19:48:24
Статья в формате PDF 117 KB...
13 12 2020 14:22:17
Статья в формате PDF 125 KB...
12 12 2020 20:52:37
Статья в формате PDF 127 KB...
11 12 2020 6:39:17
Статья в формате PDF 301 KB...
10 12 2020 23:58:21
Статья в формате PDF 335 KB...
09 12 2020 5:20:23
Статья в формате PDF 113 KB...
08 12 2020 15:32:11
Статья в формате PDF 111 KB...
07 12 2020 6:37:40
Статья в формате PDF 210 KB...
04 12 2020 17:20:58
Статья в формате PDF 166 KB...
02 12 2020 13:49:45
Статья в формате PDF 433 KB...
01 12 2020 11:23:30
Статья в формате PDF 122 KB...
30 11 2020 15:43:29
Статья в формате PDF 271 KB...
29 11 2020 17:11:31
Статья в формате PDF 250 KB...
28 11 2020 11:44:13
В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...
27 11 2020 5:38:57
Статья в формате PDF 265 KB...
26 11 2020 11:34:17
Статья в формате PDF 302 KB...
25 11 2020 4:42:33
Статья в формате PDF 108 KB...
24 11 2020 21:56:25
Статья в формате PDF 104 KB...
23 11 2020 16:15:38
Статья в формате PDF 95 KB...
22 11 2020 10:50:18
Статья в формате PDF 250 KB...
21 11 2020 12:26:17
Статья в формате PDF 100 KB...
20 11 2020 11:17:48
Статья в формате PDF 107 KB...
19 11 2020 7:58:58
Статья в формате PDF 108 KB...
17 11 2020 20:18:41
Статья в формате PDF 321 KB...
16 11 2020 12:35:30
Статья в формате PDF 123 KB...
15 11 2020 8:51:30
Статья в формате PDF 307 KB...
14 11 2020 1:52:42
Статья в формате PDF 132 KB...
13 11 2020 22:33:31
Статья в формате PDF 142 KB...
12 11 2020 16:52:36
Статья в формате PDF 102 KB...
11 11 2020 20:36:17
Статья в формате PDF 254 KB...
09 11 2020 8:42:31
Статья в формате PDF 106 KB...
08 11 2020 18:13:56
Статья в формате PDF 103 KB...
06 11 2020 17:52:41
Статья в формате PDF 106 KB...
05 11 2020 3:11:59
Статья в формате PDF 108 KB...
04 11 2020 15:38:37
Статья в формате PDF 112 KB...
03 11 2020 13:52:41
Статья в формате PDF 102 KB...
02 11 2020 12:43:32
Статья в формате PDF 95 KB...
31 10 2020 8:52:24
Статья в формате PDF 130 KB...
30 10 2020 5:49:59
Статья в формате PDF 181 KB...
29 10 2020 6:58:46
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
28 10 2020 13:25:38
Статья в формате PDF 113 KB...
27 10 2020 20:33:44
Статья в формате PDF 95 KB...
25 10 2020 8:34:18
Статья в формате PDF 230 KB...
24 10 2020 10:15:55
Статья в формате PDF 227 KB...
23 10 2020 11:25:52
Статья в формате PDF 106 KB...
22 10 2020 8:24:31
Статья в формате PDF 150 KB...
20 10 2020 9:32:14
Статья в формате PDF 112 KB...
19 10 2020 22:49:57
Статья в формате PDF 263 KB...
18 10 2020 9:19:13
Статья в формате PDF 123 KB...
17 10 2020 8:41:18
Статья в формате PDF 312 KB...
16 10 2020 3:59:56
Статья в формате PDF 133 KB...
14 10 2020 14:22:47
Статья в формате PDF 308 KB...
12 10 2020 6:10:24
Статья в формате PDF 114 KB...
10 10 2020 9:25:15
Статья в формате PDF 112 KB...
08 10 2020 2:49:42
Статья в формате PDF 115 KB...
07 10 2020 15:37:31
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...
06 10 2020 2:33:19
Статья в формате PDF 261 KB...
05 10 2020 11:53:24
Статья в формате PDF 121 KB...
04 10 2020 4:36:38
Статья в формате PDF 126 KB...
02 10 2020 17:20:43
Статья в формате PDF 110 KB...
01 10 2020 15:22:54
Статья в формате PDF 122 KB...
30 09 2020 17:58:14
Статья в формате PDF 104 KB...
29 09 2020 23:58:27
Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...
28 09 2020 15:40:19
Статья в формате PDF 214 KB...
27 09 2020 9:29:50
Статья в формате PDF 117 KB...
26 09 2020 9:39:37
Статья в формате PDF 111 KB...
25 09 2020 11:58:12
Статья в формате PDF 124 KB...
24 09 2020 16:31:25
Статья в формате PDF 114 KB...
23 09 2020 14:38:14
Статья в формате PDF 99 KB...
22 09 2020 4:26:54
Статья в формате PDF 265 KB...
21 09 2020 0:10:17
Статья в формате PDF 124 KB...
20 09 2020 23:45:22
Статья в формате PDF 115 KB...
19 09 2020 1:17:23
Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...
17 09 2020 8:36:28
Статья в формате PDF 255 KB...
16 09 2020 7:46:26
Статья в формате PDF 119 KB...
15 09 2020 12:13:29
Статья в формате PDF 108 KB...
14 09 2020 3:38:52
Статья в формате PDF 324 KB...
13 09 2020 6:48:34
Статья в формате PDF 96 KB...
12 09 2020 19:14:22
Статья в формате PDF 116 KB...
10 09 2020 10:47:19
Статья в формате PDF 149 KB...
09 09 2020 11:23:18
Статья в формате PDF 504 KB...
08 09 2020 3:41:59
Статья в формате PDF 271 KB...
07 09 2020 8:42:39
К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического пространства путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...
06 09 2020 12:12:31
Статья в формате PDF 183 KB...
05 09 2020 4:20:52
Статья в формате PDF 124 KB...
04 09 2020 18:56:41
Статья в формате PDF 131 KB...
03 09 2020 3:11:18
Методом Н+ Я М Р-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...
02 09 2020 15:25:18
Статья в формате PDF 142 KB...
31 08 2020 11:20:30
Статья в формате PDF 115 KB...
30 08 2020 21:20:38
Статья в формате PDF 138 KB...
29 08 2020 14:18:33
Статья в формате PDF 250 KB...
28 08 2020 5:30:40
Статья в формате PDF 113 KB...
27 08 2020 17:41:43
Статья в формате PDF 101 KB...
24 08 2020 5:59:30
Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...
23 08 2020 16:55:11
Статья в формате PDF 263 KB...
22 08 2020 12:15:55
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::