IT-Reviews    

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

c78089d0 Источник:
Фефилова Е.Ф. Аверкиева Г.В. Булыгина Т.Б. Леус Э.В. Щекина С.С. Статья в формате PDF 129 KB

В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, которые формулируются в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества образования. В правительственных документах РФ, определяющих характер обновления образования в нашей стране (Концепция развития образования в Российской Федерации, Стратегия модернизации содержания общего образования) подчёркивается определяющая роль учителя в процессе обновления школы.

Современные тенденции развития системы высшего профессионального образования связаны со сменой ее парадигмы - с традиционной на компетентностно - ориентированную. В этом случае степень усвоения готового социального опыта перестает быть основным результатом обучения, поскольку в качестве его итога рассматривается профессиональная компетентность как интегральная характеристика, включающая в себя овладение студентами рядом компетенций. По мнению разработчиков «Концепции профессионального педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена», к числу таких компетенций относятся ключевые, базовые и специальные образовательные компетенции.

К ключевым относятся компетенции, которыми должен обладать каждый член общества, поскольку они являются системообразующими и применимы в разных профессиональных и жизненных ситуациях. Они носят универсальный, межкультурный и межотраслевой характер. Базовые компетентности фиксируют особенности определенной профессиональной деятельности на макро-уровне, поскольку могут быть востребованы специалистами смежных профессий. В структуру базовой компетентности педагога должны быть включены компетенции, отражающие базовый уровень педагогического знания, основанный на теории и технологиях обучения, воспитания и управления учебно-воспитательным процессом. Освоение данного уровня обеспечивается основным (федеральным) компонентом «Образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования». Специальные компетентности отражают специфику конкретных видов профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая компетентность - это «целостная личностная характеристика, рассматриваемая как наличие в мышлении, поведении, отношений компонентов, необходимых для исполнения педагогических функций, соответствующих актуальному уровню развития культуры». Это означает, что в основе обучения студентов - будущих педагогов принципы, характеризующие современную парадигму педагогического образования: гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность), индивидуализации (учет различий в интеллектуальной, эмоциональной потребностно-волевой и т.п. сферах личности), дифференциации (создание необходимых условий для более полного проявления способностей каждого студента и обеспечение свободы индивидуального пути его развития), гуманитаризации (усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла), демократизации (создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества будущих учителей) обуславливают непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности будущего учителя (В.А. Сластенин) и определяют современные подходы к совершенствованию педагогического образования. Анализ специальной литературы позволяет выявить следующие, наиболее значимые для практики, подходы: аксеологический подход (И.С. Батракова, С.Б. Елканов, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицина), который ориентирован на развитие у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности, а также на формирование профессионально значимых идеалов и образцов через ознакомление с педагогическими ценностями; деятельностный подход к подготовке специалиста предполагает моделирование в процессе педагогического образования заданной структуры педагогической деятельности, включение студентов в различные ее виды и основан на принципе активности обучаемого в обучении (Н.М. Зверева, А.К. Маркова, Р.А. Назимов, Г.И. Щукина), а также на принципе индивидуализации в выборе содержания и видов деятельности, культурологический подход (Е.В. Бондаревская И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин), предполагает создание специальных предпосылок и условий для самоопределения личности будущего педагога в мире нравственной и профессиональной культуры, для освоения и трансляции культурных ценностей (он особенно значим для современного педагогического образования, протекающего в условиях реализации многоуровневой подготовки специалиста, в структуру которой, наряду с другими, входит и общекультурный блок); региональный подход (А.П. Беляева, Т.С. Буторина, О.В. Лебедева, И.Л. Наумченко,
А.Д. Солдатенков, Б.Ш. Таджикова) осуществляется благодаря созданию региональных образовательных систем, целью которых является подготовка специалистов исходя из потребности региона и наполнению содержания обучения региональным компонентом. По мнению В.В. Буткевич, в логике каждого из этих подходов добавляются сущностные, но все-таки односторонние характеристики учителя. Только использование всей совокупности указанных подходов обеспечивает решение поставленной проблемы.

Одним из направлений в подготовке студентов будущей профессиональной деятельности является педагогическая практика, основные цели и задачи которой определяются исходя из требований к квалификации выпускника. Педагогическая практика направлена на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности, носит интегративный характер и позволяет решать вопросы реализации полученных знаний и умений в ходе теоретической подготовки в реальной (педагогической) ситуации. Кроме того, педагогическая практика позволяет более комплексно решать задачи по развитию исследовательской деятельности студентов, будущих учителей, учителей - практиков. В период педагогической практики студент имеет возможность апробировать разработанные им материалы и новые технологии при обучении математике, проанализировать полученные в ходе экспериментальной работы результаты и сделать соответствующие выводы по совершенствованию или использованию предлагаемых подходов в обучении учащихся математике.

Программа педагогической практики на математическом факультете составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ее основу положен комплексный подход, предполагающий создание в контексте естественного педагогического процесса специальных условий для разносторонней ориентации будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: учебную деятельность учащихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, исследовательско-поисковую работу.

Целью практики является подготовка студентов к практической профессионально-педагогической деятельности через актуализацию теоретических знаний и умений, полученных в процессе изучения дисциплин специального и психолого-педагогического циклов и формирование на этой основе практических умений, профессионально-педагогических качеств, ценностного отношения к выбранной профессии.

К основным задачам практики следует отнести: развитие профессиональной культуры; формирование творческого мышления, индивидуального стиля и исследовательского подхода к профессиональной деятельности; углубление и закрепление теоретических знаний студентов; развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании; диагностирование профессиональной пригодности; формирование методической рефлексии (когда предметом размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений); развитие педагогического самосознания, личной и профессиональной позитивной Я-концепции.

Концептуальным основанием для структурирования программы явились принципы:

  • преемственности и поэтапного усложнения задач и содержания практики;
  • вариативности, открытости, адаптивности предлагаемых студентам заданий;
  • единства общепедагогической, методической и психологической подготовки практикантов;
  • определение содержания практики на основе учета специфики факультета.

Последний из названных принципов реализуется посредством соотнесения содержания практики с содержанием учебного плана математического факультета. Так, методика преподавания предметов на факультете осваивается студентами со второго курса, в то время как изучение дисциплин педагогического цикла, в целом, уже завершилось. Поэтому основной акцент в содержании первой части педагогической практики (3 курс) делается на решение психолого-педагогических задач, а вторая его часть (4 курс) рассчитана на освоение практикантами в методик профилирующих дисциплин. Специфика факультета учитывается и при отборе заданий для будущих учителей во время преддипломной практики: на 5 курсе студенты пишут выпускную квалификационную работу по педагогике и одной из частных методик, поэтому во время практики им предлагается выполнить исследование по одной из педагогических или методических проблем, необходимых для написания научной работы.

Результатом прохождения практики должно стать овладение студентами образовательным минимумом, включающим:

Знания об: основных закономерностях, принципах, средствах, методах, формах учебно-воспитательного процесса; современном состоянии учебно-воспитательной работы в различных типах школ, передового и нетрадиционного опыта.

Представление о педагогической культуре, развитие профессионально-педагогиче-ских качеств и способностей: соблюдение норм педагогической этики; развитие ценностного отношения к выбранной профессии, а также творческих способностей к педагогической деятельности; реализацию в своей деятельности идей гуманистической педагогики; осознание собственной педагогической позиции, особенностей индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Развитие данных способностей осуществляется в процессе включения студентов в разнообразные виды деятельности, направленные на формирование конструктивных, организаторских, коммуникативных и исследовательских умений. Поэтапное усложнение задач практики, позволяет определить систему профессионально-педагогических умений практикантов на каждом учебном курсе

Руководство и контроль организации и результатов на всех этапах педагогической практики обеспечивается методистами и преподавателями кафедр методики преподавания математики, педагогики, психологии. При организации практики им необходимо обеспечить личностно-ориентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер подготовки студентов. Каждый студент должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснения той или иной ситуации или принятых в отношении него решений.

Следует отметить, что составители программы и профилирующие кафедры оставляют за собой право вносить изменения в содержание данной программы. Кроме того, студент может получить индивидуальное задание по педагогике, психологии и профилирующим методикам в рамках научно-исследовательской деятельности.

Педагогическая практика на математическом факультете проводится в определенной системе и включает в себя три этапа: Первый этап - психолого-педагогический практикум (учебная практика). Проводится на третьем курсе в течение 3-4 недель. Второй этап - активное включение студентов в практическую педагогическую деятельность. Базой практики является среднее звено общеобразовательной школы. Третий этап - активная педагогическая деятельность студентов-практикантов в старших (9-11) классах. Осуществляется данная практика на выпускном курсе.

В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются возможные варианты организации педагогической практики в системе моноуровневой подготовки специалиста (пятилетний курс обучения в высшем учебном заведении) и в подготовке бакалавра и магистра в системе многоуровневой подготовки специалиста.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья в формате PDF 276 KB...

03 01 2021 4:36:16

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Статья в формате PDF 334 KB...

30 12 2020 20:31:48

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

Статья в формате PDF 108 KB...

25 12 2020 2:21:15

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕСНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РЕГИОНАХ С СИЛЬНЫМ АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Все более актуальной в настоящее время становится проблема прогнозирования динамики развития региональных лесных комплексов. В качестве одного из этапов исследований по этой теме автором в содружестве с Гринпис России был выполнен описанный в статье проект. В рамках проекта разработана экономико-математическая модель. Последующая реализация модели на компьютере с использованием реальных данных показала ее эффективность для решения задач прогнозирования лесной отрасли. В качестве региона для апробации модели был выбран Санкт- Петербург и область, где влияние человека на окружающую среду в последнее время существенно возросло. Проведенная на основе статистических тестов верификация модели показала ее соответствие реальности. С целью апробации модели были сформированы два сценария с различными значениями показателей внешнего воздействия на региональную систему лесного комплекса. В результате, после имитации были получены основные параметры регионального лесного комплекса, соответствующие двум сценариям. ...

19 12 2020 21:57:46

АНАЛИЗ СТРУКТУР КРИСТАЛЛОВ ЗАМОРОЖЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ В 3D-ФОРМАТЕ

В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...

17 12 2020 13:54:30

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

16 12 2020 21:10:33

ЖИЗНЬ ЭТО...

« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

10 12 2020 12:46:20

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

Статья в формате PDF 87 KB...

07 12 2020 5:52:55

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

26 11 2020 1:58:58

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБЛАСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЕКАРСТВ

В Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществлена государственная регистрация оригинального алгоритма и базы данных «Drug», позволяющих прогнозировать новые виды действия известных лекарственных средств. Программа основана на сравнении набора квантово-химических и геометрических дескрипторов молекул методами многомерной статистики. Результаты работы алгоритма получили практическое подтверждение для четырех препаратов. ...

21 11 2020 14:16:16

РОЛЬ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАПРАВЛЕННОГО ТРАНСПОРТА МЕДИКАМЕНТОВ

Выбрать оптимальный метод введения больных в период реабилитации после черепно-мозговой травмы. Материалы и методы: За 2011 год в Новокуйбышевской центральной городской больницы пролечено 960 пострадавших с черепно-мозговой травмой, из них 780 пострадавших с сотрясением головного мозга. Все пациенты с сотрясением головного мозга, первых семь дней находились на стационарном лечении в условиях травматологического отделения. Под наблюдением врачей нейрохирурга, травматолога, невролога и окулиста, проводилась дегидратационная и симптоматическая терапия. После первой недели стационарного лечения данных пациентов разделили на три равных группы по 260 человек и в дальнейшем их вели по- разному. Результаты: Удовлетворительные результаты лечения получены в первой группе у 252 пациентов (97%), у второй группы 243 пациентов(93%), а в третьей 156 пациентов (60%). Один день дневного стационара в травматологическом отделение в Новокуйбышевской центральной городской больницы Н Ц Г Б стоит 360 рублей, а один день дневного стационара, стоит 190 рублей. Таким образом стоимость лечения пациентов первой группы = (7 + 7)·360 = 5040 рублей, стоимость лечения пациентов второй группы = 7·360 + 7·190 = 2520 + 1330 = 3850 рублей, стоимость лечения пациентов третьей группы = 7·360 = 2520 рублей. Из данных расчетов видно, что пациенты третьей группы, требует меньше расходов, но к сожалению, у них намного хуже результаты лечения. Результаты лечения пациентов первой и второй группы практически одинаковы, а стоимость пациентов второй группы намного меньше. ...

12 11 2020 10:14:13

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

09 11 2020 9:45:24

Упрочнение методом наплавки легирующими металлами

Статья в формате PDF 259 KB...

06 11 2020 17:25:31

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья в формате PDF 180 KB...

03 11 2020 0:14:39

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

23 10 2020 18:14:44

НОВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЩЕРБА ВОДНЫМ РЕСУРСАМ

Статья в формате PDF 146 KB...

18 10 2020 17:26:34

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

15 10 2020 22:35:50

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

12 10 2020 23:16:30

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ

Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

10 10 2020 0:18:35

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

Статья в формате PDF 120 KB...

24 09 2020 7:44:53

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по характеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

23 09 2020 21:26:57

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

16 09 2020 3:49:41

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

15 09 2020 9:21:21

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 315 KB...

10 09 2020 0:38:44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 294 KB...

05 09 2020 1:57:21

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФЛАВОНОИДОВ ИЗ ПИЖМЫ ОБЫКНОВЕННОЙ

Статья в формате PDF 193 KB...

03 09 2020 0:55:55

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

31 08 2020 22:28:57

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

24 08 2020 17:21:11

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ БЕЛКА ИЗ ПШЕНИЦЫ

Статья в формате PDF 262 KB...

21 08 2020 15:16:48

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!