IT-Reviews    

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

c78089d0 Источник:
Бондаренко С.А. Статья в формате PDF 121 KB

Дисциплина «Гражданское право» всегда занимала значимое место в учебном процессе юридических вузов, а с развитием частных начал в жизни обществе его роль еще больше возрастает. Традиционные подходы к обучению в юридических вузах не в полной мере соответствуют потребностям сегодняшнего дня, в этой связи правовая подготовка по гражданскому праву должна учитывать современные тенденции развития образовательного процесса.

Первая тенденция связана с переходом от жесткой обучающей системы со стабильным содержанием учебного материала к гибкой, мобильной, с постоянно меняющимся содержанием. Этот подход нашел непосредственное закрепление в пункте 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, где вузу предоставлено право ежегодно обновлять ООП (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) ... с учетом развития техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы».[1]

Интеграция учебных дисциплин как один из перспективных инновационных приемов, способствующих устранению предметной разобщенности и фрагментарности мировоззрения студентов, и составляет вторую тенденцию развития образовательного процесса. Данный процесс получил отражение в законодательных актах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» (cт.14), проекты ФГОС ВПО третьего поколения закрепляют необходимость построения различных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе.

Междисциплинарные связи между правовыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для формирования профессиональных компетенций, приобретают характер закономерности и обладают рядом признаков:

1) связи причинно-следственной зависимости одних знаний, умений и навыков от других, связи взаимодействия (например, представления об основных отраслях права, видах правоотношений и источниках права, полученные при изучении «Теории государства и права», предшествуют изучению гражданского правоотношения, регулируемого гражданским законодательством);

2) связи объективные (заложены в требованиях к структуре ООП специалиста в образовательном стандарте по специальности «Юриспруденция»);

3) связи необходимые, которые складываются неизбежно, не могут не возникнуть, например, знание выпускником системы гражданского законодательства РФ и умение пользоваться нормативными правовыми актами обусловлены знаниями и умениями работы с источниками права, полученными при изучении теории государства и права и конституционного права;

4) связи общие (имеют применение при изучении различных общепрофессиональных дисциплин, в частности, выпускник должен знать сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях права);

5) связи устойчивые (существуют постоянно и не могут прекратиться или разрушиться, ибо правовые знания и умения неотвратимо предопределяют формирование профессиональных компетенций). Речь идет о творческом восприятии информации в рамках междисциплинарных связей знаний о праве и законодательстве, представленных в профессиональных дисциплинах в целом, а не о механическом их заимствовании или догматическом использовании.

Характер междисциплинарных связей гражданского права с учебными дисциплинами различных циклов неодинаков, с профессиональными дисциплинами он имеет не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что гражданское право не только является фундаментальной основой для отдельных дисциплин рассматриваемого блока базовой (например, коммерческое право) или вариативной частей (жилищное, банковское право и т.п.), но в свою очередь подвергается и определенному воздействию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению в рамках изучения данных дисциплин огромного эмпирического материала, который используется в гражданском праве в качестве практических примеров при выработке у обучающихся правовых знаний, умений и навыков через решение практических задач.

Третью тенденцию в совершенствовании преподавания гражданского права, предполагающую интеграцию технологий обучения, преподаватели могут воплотить путем поиска и применения различных форм и методов обучения, приемлемых для данной дисциплины, что стало возможным в результате демократизации и гуманизации нашего общества и закрепления в ст. 44 Конституции РФ гарантированного права преподавателя на творческий поиск.

Важной особенностью теоретического уровня подготовки обучающихся по гражданскому праву является его подвижность (изменчивость). Этим объясняется необходимость постоянного совершенствования не только содержания, но и образовательных технологий.

Учитывая отмеченное, в основу формирования модели обучения по гражданскому праву должны быть положены объективные и субъективные факторы, которые влияют на отбор содержания дисциплины и на распределение учебного материала по курсам, семестрам, темам и уровням усвоения. В настоящее время в соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать программы учебных дисциплин, в том числе федерального компонента.

Непрерывное развитие системы подготовки студентов по гражданскому праву связано с постоянным изменением и совершенствованием гражданского законодательства, исходя из этого изучать надо правовые понятия, конструкции, категории и их воплощение в законе, формировать надо умения работы с законом, а не требовать точного знания его текста. В условиях коренного обновления гражданского законодательства и всей правовой доктрины, которые последуют в связи с утверждением Президентом РФ в октябре 2009 года «Концепции развития гражданского законодательства», эти слова звучат более, чем актуально.

Учитывая тенденцию снижения аудиторных часов в проектах ФГОС ВПО - III, и то, что объем необходимых для человека знаний быстро возрастает, а интенсификация обучения имеет свои пределы, следует делать главную ставку не на усвоение суммы знаний, а на привитие умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке правовой информации.

Мозаичное применение НПА на практических занятиях недостаточно способствует повышению эффективности правовой подготовки. Выработке умений осуществлять системный анализ НПА, находить правовые нормы для прогнозирования ответов на различные правовые вопросы, самостоятельно пополнять свои знания способствует авторская технология обучения, основанная на методике тестирования «с обоснованием»[2]. Использование НПА при обучении гражданскому праву является своего рода подкреплением и поддержкой, что дает возможность студенту, с одной стороны, чувствовать себя увереннее, проявляя самостоятельность при «активном общении с законом», с другой стороны, приобретать навыки в сфере применения правовых норм, которые станут важным «подкреплением» при поиске нужных норм в правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. При «нормативной поддержке» в обучении правовым дисциплинам приобретает особое значение новое понимание и актуализация профессиональных умений юриста. Тестирование «с обоснованием» - это и способ проверки знаний, и способ формирования умений и навыков применения правовых норм, и способ обогащения понятийного запаса правовых категорий, является средством обучения и служит развитию и закреплению системного подхода к изучению гражданского права и формированию компетенций.


[1] Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства 14.02.2008 № 71.

[2] Бондаренко С.А. Формирование правовой компетентности у студентов экономических специальностей.- Барнаул., Изд-воААЭП, 2008. - 156 с.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья в формате PDF 307 KB...

20 10 2020 7:29:56

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

19 10 2020 22:48:34

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

18 10 2020 18:48:22

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...

13 10 2020 7:20:16

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ)

Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...

12 10 2020 0:34:16

ДЕРМАЛЬНЫЕ ФИБРОБЛАСТЫ И СТАРЕНИЕ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 145 KB...

11 10 2020 2:37:28

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

10 10 2020 4:35:51

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

09 10 2020 13:16:25

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ В Г. РЯЗАНИ

Статья в формате PDF 269 KB...

08 10 2020 3:36:30

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

06 10 2020 0:36:22

КЛИНИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ ЦИРРОЗАХ ПЕЧЕНИ

Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время. ...

02 10 2020 10:44:16

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЯ УГАСАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...

27 09 2020 9:15:58

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

26 09 2020 11:48:44

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОГОСЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...

25 09 2020 10:36:52

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

23 09 2020 8:13:58

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

Статья в формате PDF 282 KB...

19 09 2020 12:44:57

Системный анализ онтогенеза надпочечников человека

Статья в формате PDF 102 KB...

12 09 2020 23:16:12

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

08 09 2020 1:58:54

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 125 KB...

06 09 2020 14:50:59

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

03 09 2020 7:55:54

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Статья в формате PDF 84 KB...

31 08 2020 17:30:53

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

Статья в формате PDF 256 KB...

27 08 2020 7:30:37

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

26 08 2020 15:32:27

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья в формате PDF 269 KB...

24 08 2020 10:22:13

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Статья в формате PDF 135 KB...

23 08 2020 7:32:23

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

Статья в формате PDF 91 KB...

17 08 2020 9:53:51

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

10 08 2020 15:53:59

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

Статья в формате PDF 88 KB...

09 08 2020 17:28:50

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

Статья в формате PDF 205 KB...

29 07 2020 5:59:43

Никитюк Надежда Федоровна

Статья в формате PDF 68 KB...

21 07 2020 7:36:38

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

18 07 2020 21:26:27

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

11 07 2020 17:59:18

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

Статья в формате PDF 124 KB...

06 07 2020 14:31:22

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»

Статья в формате PDF 244 KB...

04 07 2020 17:38:45

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОТОПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КРЕМНИЕВЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ С УЧЕТОМ РЕКОМБИНАЦИОННЫХ И ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ

Эффективность фотопреобразования света в электрический ток ограничено рекомбинационными, тепловыми и другими потерями энергии в структурах солнечных элементов ( С Э). Уравнения, описывающие потери, уточнены с учетом рассредоточения омических потерь в лицевом слое ( Л С). Впервые проведена оценка тепловых потерь, обусловленных эффектом Пельтье, в контактах электрической цепи С Э. ...

24 06 2020 10:47:57

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ РОДА CTENOCEPHALIDES (PULICIDAE, INSECTA)

Уточнено систематическое положение отдельных подвидов и видов рода Ctenocephalides и их распространение по зоогеографическим областям. ...

10 06 2020 9:44:52

ПОЧВЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ В ЗОНЕ УРАНОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЭЛЬКОНСКОГО ГОРСТА

Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...

05 06 2020 22:16:15

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

02 06 2020 23:39:38

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

01 06 2020 9:27:44

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!