ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Источник:
Понятие индивидуального творческого задания
Понятие индивидуального творческого задания, несмотря на чрезвычайно широкое использование в педагогической практике, является одним из трудно определяемых понятий в силу свойств любого задания. В самом деле:
- любое задание предполагает индивидуальные усилия по решению поставленных задач;
- решение любого задания носит отпечаток индивидуальности ее исполнителя;
- любая задача для каждого ее исполнителя является творческой, т.к. предполагает наличие неопределенности хода своего решения.
Тем не менее, педагогика выделяет творческие задачи в особый класс задач, исходя, прежде всего, из уровня неопределенности хода решения. В «Современном словаре по педагогике» Е.С. Рапацевича творческая задача определяется как задача, «для решения которой в науке или в голове человека до сих пор (до ее решения) нет общепринятых правил и положений, определяющих точную программу ее решения».
В качестве собирательного слова, обозначающего общепринятые правила, положения, последовательность действий и т.п., удобно, на наш взгляд, использовать заимствованное из французского, но получившее широкое распространение в русском языке, слово «регламент». В толковом словаре русского языка под редакцией Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова это слово разъясняется как «устав, свод правил, устанавливающий порядок работы или деятельности».
Под индивидуальным творческим заданием (ИТЗ) мы будем понимать последовательность частично регламентированных задач, имеющих уникальное решение, определяемое индивидуальными способностями исполнителя (знаниями, умениями, навыками и природными способностями). Мы говорим о последовательности, а не о простом перечне задач, т.к. возможности творческого развития процесса моделирования часто определяются предшествующим порядком исполнения задания.
Частичное регламентирование задач определяет фарватер, в русле которого должен следовать исполнитель, применяя свои способности для достижения поставленной цели. Излишняя регламентация препятствует естественному проявлению индивидуальных способностей исполнителя, а отсутствие или недостаточность такой регламентации по отношению к поставленной задаче порождает непрофессиональное решение.
Если речь идет об информатике как учебной дисциплине, то творческая составляющая даже в учебных задачах на применение компьютерных технологий может быть очень высока в силу множественности путей их решения. Основным отличием ИТЗ по разработке обучающих систем по физике от учебных задач с множественным набором путей их решения мы будем считать полную неопределенность конечного результата до завершения всех этапов творческого поиска. Очевидно, что такого рода студенческая деятельность нуждается в более сильной мотивации, чем работа над обычными учебными заданиями. Одним из сильнейших мотивов особенно в студенческом возрасте можно считать социальный заказ, дающий ощущение собственной полезности и, следовательно, состоятельности как личности, как специалиста.
Роль, которую должны играть ИТЗ в процессе профессионального становления специалиста, достижения им высшей точки профессиональной подготовки, заставляют считать их составной частью акмеологии - науки, изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости [1].
Акмеологический аспект индивидуальных творческих заданий
В решении задачи формирования специалиста как личности, физика и информатика как учебные дисциплины, как методологии обучения и, наконец, первая - как тренажер воображения, а вторая - как средство переработки и представления информации поддерживаемое физическими задачами, играют особую роль. В современных условиях, когда значительная часть абитуриентов еще до поступления в вуз владеет информационными технологиями на очень высоком уровне, ИТЗ являются эффективным средством создания условий для восхождения на локальные профессиональные вершины уже в начале профессионального пути - на первом и втором курсах. Локальные профессиональные вершины - микроакме - являются одним из основных понятий акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Как отмечает А.А. Бодалев [2], «...акмеология совместно с педагогикой должна решить очень непростую задачу: выяснить, какими особенностями должны обладать ... микроакме человека на каждой из фаз его жизненного пути, которые он должен достичь, чтобы состоялось его большое акме». «Профессионалом «экстракласса» ... человек сразу не становится. К этому уровню подводит все его предшествующее развитие на всех ступенях его бытия - и до непосредственной профессиональной подготовки, и в ходе ее, и на этапе практического вхождения в профессию».
В биографиях ряда людей - отмечает А.А. Бодалев, - оставивших заметный след в истории материальной и духовной культуры, отчетливо просматривается присутствие своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени их жизни, которые можно считать своеобразными сигналами-предвестниками большей вероятности выхода этих людей на уровень макроакме в зрелый период их жизни. Отмечается также необходимость наличия соответствующих условий для реализации человеком себя на высшей ступени своего профессионального развития. Разработку системы ИТЗ следует рассматривать как один из важнейших компонентов этих условий.
Роль заданий, требующих для своего решения проявления максимума творческой активности, в построении последовательности возрастающих микроакме наиболее передовых студентов трудно переоценить. Особенно высока эта роль в условиях непрерывного усиления неоднородности базовой подготовки студентов, когда основные усилия преподавателей в процессе обучения направлены на обеспечение готовности слабо подготовленных студентов к восприятию базового минимума изучаемой дисциплины.
Чрезвычайно важным представляется основанное на анализе жизненного пути людей, достигших в своем профессионализме больших высот, утверждение, что значимость его акме определяется личностными характеристиками человека, широтой его интеллекта в различных областях человеческой деятельности. В связи с этим можно говорить о неком коэффициенте интеллектуальной насыщенности ИТЗ - количестве пересечений творческого задания по конкретной дисциплине с другими областями человеческой деятельности. Задания по моделированию средств обучения физике предоставляют возможность значительно повысить этот коэффициент по сравнению с другими предметами.
В заключение приведем две цитаты из книги А.А. Бодалева [2], исходя из которых, индивидуальные творческие задания можно считать конструктивными элементами акмеологии, позволяющими реализовать личностный и личностно-деятельный подход в педагогике высшего образования.
Первая: «... задача, стоящая перед акмеологами: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, психогигиенических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществляет сейчас акмеология».
И вторая: «Б. Г. Ананьев, обобщая различные подходы к трактовке индивидуальности в естественных, общественных и гуманитарных науках, настойчиво подчеркивал, что индивидуальность - это единственная в своем роде интеграция природных и социальных характеристик, обнаруживаемая у каждого отдельного и совершенно конкретного человека. И наиболее значимые признаки человеческой индивидуальности, по его мнению, это целостность, обособленность, автономность, неповторимость, наличие у человека внутреннего Я, творчество».
Индивидуальные творческие задания как средство формирования личности
Какие именно свойства личности являются значимыми для осуществления профессионального роста? На формирование каких качеств человека можно повлиять с помощью творческих заданий? При всем многообразии профессий можно говорить о некоторых общих личностных характеристиках, обращение которых в «нуль» - полное отсутствие соответствующих свойств личности - оказывается губительным для профессионального роста, независимо от специальности. Одним из таких свойств является воображение. Отсутствие воображения - непреодолимое препятствие для реального (не номенклатурного) профессионального роста не только для представителей традиционно «творческих профессий» - актеров, режиссеров, писателей, художников, но и для любых других, и инженеров - в том числе. Физика - как генератор задач и информатика - как средство их решения являются едва ли не самыми эффективными средствами развития воображения. Единение информатики как учебной дисциплины и физики как среды, порождающей бесчисленное множество задач, требующих для своего решения использования информационных технологий, закреплено государственным образовательным стандартом по информатике в высшей школе и не нуждается в дополнительных доказательствах.
Воображение в простейшем понимании этого слова - процесс вызывания образов из памяти. В продуктивном смысле под воображением понимается процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции. Т. е. воображение рассматривается как творческое и конструктивное. Воображение определяет протекание конкретных познавательных, конструирующих, воссоздающих процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов, предвосхищение результатов соответствующих действий и построением общих их схем.
Процесс решения самой физической задачи требует интенсивной работы воображения и в первом и во втором смыслах. При этом вызывание образов объективной реальности является необходимым, но не достаточным действием. Для обеспечения достаточных условий решения задачи необходим переход от простого набора зрительных образов к их динамической последовательности, обусловленной физическим процессом и установление в дальнейшем взаимосвязи между образами предметов и явлений и их математическими моделями, представляющими собой образ физических законов.
В процессе формирования личности специалиста не всякое воображение играет одинаковую роль. Воображение, лишенное каких-либо профессиональных установок, определяемых научно обоснованными критериями, лишенное четко поставленной и также научно обоснованной в рамках данной специальности цели, порождает фантазии, возможно прекрасные, но творчески бесплодные. С.Л. Рубинштейн [3] определяет два основных условия, не выполнение которых означает творческую неполноценность воображения.
- Наличие ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость продуктов воображения.
- Новизна и оригинальность, как показатели, отличающие продукты воображения от их прообразов.
Ограничительные условия, определяющие фарватер, в русле которого протекает работа воображения, достаточно хорошо отражаются словом «спецификация». По отношению к заданиям, предполагающим разработку элементов автоматизированных обучающих систем, спецификация означает детальное описание того, что надо делать, в то время как творческое начало исполнителя проявляется в задаче, как надо делать.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: «Питер», 2002. -288 с.
- Бодалев А.А. Вершины в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 262 KB...
19 04 2021 12:22:42
Статья в формате PDF 97 KB...
18 04 2021 7:22:20
Статья в формате PDF 137 KB...
17 04 2021 21:46:18
Статья в формате PDF 286 KB...
16 04 2021 10:21:21
Статья в формате PDF 327 KB...
14 04 2021 19:32:28
Статья в формате PDF 249 KB...
13 04 2021 1:15:55
Статья в формате PDF 133 KB...
12 04 2021 21:35:53
Статья в формате PDF 264 KB...
10 04 2021 23:50:49
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2021 11:15:11
Статья в формате PDF 161 KB...
08 04 2021 9:39:52
Статья в формате PDF 104 KB...
07 04 2021 20:31:22
Статья в формате PDF 181 KB...
06 04 2021 7:35:45
Статья в формате PDF 263 KB...
05 04 2021 7:38:48
Статья в формате PDF 104 KB...
04 04 2021 9:33:37
Статья в формате PDF 119 KB...
03 04 2021 4:18:10
Статья в формате PDF 115 KB...
02 04 2021 17:14:24
Статья в формате PDF 103 KB...
01 04 2021 12:28:41
Статья в формате PDF 112 KB...
30 03 2021 20:57:29
Статья в формате PDF 352 KB...
29 03 2021 23:19:10
В течение продолжительного времени проводились триботехнические испытания различных термодиффузионных покрытий на изнашивание при трении скольжения. Они позволили сделать ряд принципиальных обобщений по взаимообусловленности структурного состояния покрытий и кинетики процессов износа. В результате моделирования фрикционных процессов широкого класса материалов было получено эмпирическое уравнение для коэффициента трения, отражающее параметрическое влияние свойств материала покрытий, реологию поверхностного трения и свойство смазочного материала. ...
27 03 2021 22:47:24
Статья в формате PDF 146 KB...
26 03 2021 1:37:25
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2021 17:17:41
Статья в формате PDF 100 KB...
24 03 2021 15:29:10
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
23 03 2021 17:52:44
Статья в формате PDF 109 KB...
22 03 2021 14:34:52
Статья в формате PDF 125 KB...
21 03 2021 17:55:28
Статья в формате PDF 254 KB...
20 03 2021 22:16:55
Статья в формате PDF 120 KB...
19 03 2021 20:26:15
Статья в формате PDF 134 KB...
18 03 2021 12:45:54
Статья в формате PDF 154 KB...
16 03 2021 11:25:32
Статья в формате PDF 349 KB...
14 03 2021 16:40:24
Статья в формате PDF 329 KB...
13 03 2021 15:32:58
Статья в формате PDF 103 KB...
12 03 2021 18:21:17
Статья в формате PDF 115 KB...
11 03 2021 19:42:22
Статья в формате PDF 94 KB...
08 03 2021 10:53:33
Статья в формате PDF 140 KB...
07 03 2021 23:45:25
Статья в формате PDF 120 KB...
06 03 2021 9:36:42
Статья в формате PDF 112 KB...
04 03 2021 18:41:53
Статья в формате PDF 127 KB...
03 03 2021 23:58:53
Статья в формате PDF 109 KB...
02 03 2021 7:59:14
Статья в формате PDF 104 KB...
01 03 2021 1:12:24
Статья в формате PDF 111 KB...
28 02 2021 15:44:38
Статья в формате PDF 159 KB...
27 02 2021 4:10:24
Статья в формате PDF 110 KB...
26 02 2021 11:39:52
Статья в формате PDF 137 KB...
25 02 2021 10:39:48
Исторический аспект развития студенческого самоуправления в дореволюционный, советский и переходный периоды России показали, что будущее страны на современном этапе определяется тем, каким образом будут осуществлены воспитание и подготовка квалифицированной рабочей силы, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из важных стимулов повышения гражданской, патриотической и социальной активности будущих специалистов являются восстановление, наличие и дальнейшее развитие и совершенствование таких демократических институтов в студенческой среде как соуправление и самоуправление. ...
24 02 2021 13:48:19
Статья в формате PDF 170 KB...
23 02 2021 23:14:17
Статья в формате PDF 295 KB...
22 02 2021 11:58:22
Статья в формате PDF 107 KB...
21 02 2021 13:38:28
Статья в формате PDF 116 KB...
20 02 2021 4:33:58
Статья в формате PDF 122 KB...
19 02 2021 3:26:36
Статья в формате PDF 101 KB...
18 02 2021 16:35:18
В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких ( Х О Б Л). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при Х О Б Л. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза Х О Б Л. ...
15 02 2021 11:33:59
Статья в формате PDF 258 KB...
14 02 2021 21:11:44
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
13 02 2021 14:10:35
Статья в формате PDF 291 KB...
12 02 2021 12:18:53
Статья в формате PDF 112 KB...
09 02 2021 22:55:33
Статья в формате PDF 323 KB...
08 02 2021 6:14:40
Статья в формате PDF 376 KB...
07 02 2021 23:36:25
Статья в формате PDF 118 KB...
06 02 2021 6:50:11
Статья в формате PDF 249 KB...
05 02 2021 22:16:25
Статья в формате PDF 113 KB...
04 02 2021 7:34:18
Статья в формате PDF 117 KB...
03 02 2021 21:43:17
Статья в формате PDF 137 KB...
02 02 2021 21:18:54
Статья в формате PDF 84 KB...
01 02 2021 19:41:46
Статья в формате PDF 268 KB...
31 01 2021 16:17:29
Статья в формате PDF 102 KB...
30 01 2021 8:17:57
Статья в формате PDF 115 KB...
28 01 2021 17:51:49
Статья в формате PDF 118 KB...
27 01 2021 5:25:41
Статья в формате PDF 294 KB...
26 01 2021 11:14:40
Статья в формате PDF 302 KB...
25 01 2021 0:30:41
Статья в формате PDF 79 KB...
24 01 2021 18:59:29
Статья в формате PDF 127 KB...
23 01 2021 19:41:49
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...
22 01 2021 0:59:25
Статья в формате PDF 112 KB...
21 01 2021 20:50:50
Статья в формате PDF 120 KB...
19 01 2021 22:45:18
Статья в формате PDF 101 KB...
18 01 2021 19:12:33
Статья в формате PDF 98 KB...
17 01 2021 21:23:39
Статья в формате PDF 256 KB...
16 01 2021 6:53:18
Статья в формате PDF 107 KB...
15 01 2021 3:13:42
Статья в формате PDF 97 KB...
14 01 2021 12:17:31
Статья в формате PDF 120 KB...
13 01 2021 6:33:32
Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний ( И Д С), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...
12 01 2021 11:51:47
Статья в формате PDF 122 KB...
11 01 2021 4:15:29
Статья в формате PDF 129 KB...
10 01 2021 21:36:13
Статья в формате PDF 148 KB...
08 01 2021 16:15:44
Статья в формате PDF 90 KB...
07 01 2021 8:10:42
Статья в формате PDF 113 KB...
06 01 2021 8:50:54
Статья в формате PDF 142 KB...
05 01 2021 20:53:48
Статья в формате PDF 151 KB...
04 01 2021 19:54:15
Статья в формате PDF 112 KB...
31 12 2020 8:58:21
Статья в формате PDF 189 KB...
30 12 2020 11:38:51
Статья в формате PDF 141 KB...
29 12 2020 13:48:16
Статья в формате PDF 106 KB...
28 12 2020 23:37:38
Статья в формате PDF 303 KB...
27 12 2020 15:28:56
Статья в формате PDF 115 KB...
26 12 2020 13:10:11
Статья в формате PDF 107 KB...
25 12 2020 21:26:46
Статья в формате PDF 115 KB...
24 12 2020 21:41:14
Статья в формате PDF 106 KB...
23 12 2020 18:16:45
Статья в формате PDF 284 KB...
22 12 2020 23:23:44
Статья в формате PDF 143 KB...
21 12 2020 11:20:55
Статья в формате PDF 185 KB...
20 12 2020 17:39:36
Статья в формате PDF 196 KB...
19 12 2020 21:42:29
Статья в формате PDF 95 KB...
17 12 2020 16:19:35
Статья в формате PDF 153 KB...
16 12 2020 11:54:53
Статья в формате PDF 124 KB...
15 12 2020 15:50:44
Статья в формате PDF 114 KB...
14 12 2020 20:58:57
Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...
13 12 2020 10:58:14
Статья в формате PDF 85 KB...
12 12 2020 8:41:40
Статья в формате PDF 113 KB...
11 12 2020 4:44:50
Статья в формате PDF 308 KB...
09 12 2020 0:18:37
Статья в формате PDF 121 KB...
08 12 2020 8:51:59
Статья в формате PDF 107 KB...
07 12 2020 19:17:42
Статья в формате PDF 248 KB...
06 12 2020 19:53:54
Статья в формате PDF 117 KB...
05 12 2020 21:34:59
Статья в формате PDF 261 KB...
03 12 2020 6:47:35
Статья в формате PDF 252 KB...
02 12 2020 2:19:43
Статья в формате PDF 298 KB...
01 12 2020 4:31:53
Статья в формате PDF 110 KB...
30 11 2020 21:40:57
Статья в формате PDF 158 KB...
29 11 2020 4:23:10
Статья в формате PDF 109 KB...
27 11 2020 10:48:54
Статья в формате PDF 191 KB...
26 11 2020 8:32:55
Статья в формате PDF 160 KB...
25 11 2020 11:22:27
Статья в формате PDF 495 KB...
24 11 2020 5:38:19
Статья в формате PDF 141 KB...
23 11 2020 6:16:56
Статья в формате PDF 119 KB...
22 11 2020 6:46:48
Статья в формате PDF 298 KB...
21 11 2020 22:57:12
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::