АСПЕКТЫ ОБУЧАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
Настоящая статья посвящена вопросу моделирования знания в учебных целях. Под моделью мы, вслед за В.И.Самариным, понимаем «любой образ какого-либо объекта (т.е. структуры, системы, явления, процесса, ситуации и др.), используемый в качестве замещающего этот объект аналога» [1, 89]. В системе образования моделирование (т.е. создание моделей) - явление широко распространенное: образовательные стандарты, типовые и рабочие программы - всё это способы моделирования процесса обучения. Данные модели определяют стратегический план процесса обучения, регламентируя его, содержание, формы и временной объем. Актуальным остается вопрос разработки алгоритма построения обучающих моделей обучения, которые структурируют процесс обучения, придавая ему конкретные формы.
Несмотря на многочисленные разработки в области преподавания русского языка и иноязычной аудитории, вопрос обучения лексике русского языка как неродного (иностранного) остается нерешённым. Безусловно, существуют рекомендации в учебных пособиях по методике русского языка как неродного (иностранного), индивидуальные разработки преподавателей русского языка, опыт и т.п., но способ работы с накопленным в методике знанием, его адаптации к условиям преподавания нуждается в исследовании и описании. Несмотря на то, что в процессе преподавательской практики каждый педагог вырабатывает собственное авторское знание (термин) и стиль преподавания, наличие модели обучения лексике русского языка, позволит начинающим преподавателям русского языка как неродного (иностранного) давать уроки на достаточном профессиональном уровне в любых условиях. Под условиями мы понимаем материально-техническое и дидактико-методическое обеспечение процесса обучения в образовательном учреждении. В процессе профессиональной деятельности на основе авторского знания каждый преподаватель создает и использует дидактико-методический фонд, позволяющий решать и реализовывать образовательные цели и задачи.
Процесс обучения происходит в результате преподавательской деятельности педагога и познавательной деятельности студентов. Преподаватель выступает в роли носителя академического знания, студент - в роли познающего. Под академическим знанием мы понимаем общепринятую в той или иной научной области когнитивную картину мира, под которой понимают «...ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом и являющийся результатом как прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательного рефлексивного отражения действительности в процессе мышления» [2, 52]. Несмотря на общепринятый характер академической когнитивной картины мира, каждый преподаватель-предметник в силу своей специализации является носителем индивидуальной (авторской) когнитивной картины мира как результата творческой интерпретации академической когнитивной картины мира, а также интерпретации и интеграции эмпирического и когнитивного опыта, полученного в результате профессиональной деятельности и поиска.
Для того чтобы рассмотреть деятельность преподавателей как носителей авторской когнитивной картины мира, В.И.Самарин вводит понятие «обучающей модели», которая определяется им как «информационная знаковая или предметная конструкция, разрабатываемая с целью передачи обучающимся и усвоения ими определенной части дидактического материала в конкретных формах учебной работы - кооперированной деятельности преподавания и обучения» [1, 89]. Мы отчасти согласны с данным определением В.И.Самарина. Конструкция - одна из разновидностей моделирования. Суть моделирования или создания модели, в частности обучающей модели, - выражение результатов систематизации и интеграции знания в определенной форме или системе форм. Таким образом, под обучающей моделью мы понимаем определенную форму или систему форм, выражающих результаты систематизации и интеграции знания с целью передачи их обучающимся.
В обучающей модели лексики русского языка, на наш взгляд, целесообразно различать четыре аспекта: 1) практический, 2) теоретический, 3) прагматический и 4) переводческий. Аспекты выделены нами на основе идей Л.В.Щербы, изложенных в его статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [3, 24-39], в которой понятие «язык» рассматривается: 1) как речевая деятельность; 2) как языковая система; 3) как языковой материал. Практический аспект мы связываем тем, что Л.В.Щерба определил как «языковой материал», теоретический аспект - с «языковой системой», прагматический аспект - «с речевой деятельностью», переводческий аспект выделен с учетом профессиональной направленностью речевой деятельности на русском языке студентов-переводчиков. Таким образом, лексика языка, в частности русского языка, «существует» в трёх ипостасях: 1) в устной и письменной речи каждого носителя языка; 2) в качестве теоретического раздела лингвистики о словарном составе языка, именуемого «лексикологией»; 3) как результат речевой деятельности нации и народов, образующий словарный состав языка, отраженный в различных словарях.
Практический аспект модели обучения реализуется в процессе систематизации лексического материала в форме словаря-минимума, представляющего собой «совокупность слов микроязыка обучения, выделенная на основе учета целевых (специальность учащихся) и временных (количество часов на данный курс) параметров» [4, 114]. Понимая под «микроязыком обучения» модель языка, которую студентам предстоит усвоить, А.Е.Карлинский в составе словаря-минимума различает 3 составные части: 1) «ядерный словарь», составляющий 50% общего объема лексического минимума учебной дисциплины; 2) «диспонибельная лексика» - знаменательные слова, не входящие в 1000 частотных знаменательных слов, но активно используемые носителями языка в определенных ситуациях, и составляющая 35% объема запланированного лексического минимума; 3) «комплементарная» или дополнительная лексика, составляющая 15% общего объема лексического минимума [4, 114-115]. В год, согласно типовой учебной программе, студентами должны быть усвоены 1200 лексические единицы русского языка как иностранного (общий объем словаря-минимума). Следовательно, исходя из изложенных выше параметров, объем ядерной лексики составит - 600 единиц, диспонибельной лексики - 420 единиц, комплементарной лексики - 180 единиц.
Так как цель обучающей модели лексики русского языка - представить словарный состав русского языка как системное явление, то единицы словаря-минимума организуются на основе тематического, семантического и грамматического принципов.
Тематический принцип - наиболее широко распространенный способ организации лексического материала. Тематически организованный лексический материал позволяет учитывать единицы, используемые в различных сферах человеческого общения (бытовой, профессиональной, деловой и др.), в том числе и специальную лексику, применяемую в сфере профессионального общения (то, что А.Е. Карлинский определил как целевой параметр).
Семантический принцип реализуется в составе тематического словаря-минимума при группировке отобранной лексики в зависимости от системных отношений (включения: гиперо-гипонимические, партитивные; пересечения: синонимические, антонимические, омонимические и др.), которые существуют между лексическими единицами.
Грамматический принцип реализуется в процессе группировки лексических единиц, отобранных по семантическому принципу. Например, распределение единиц словаря-минимума по их принадлежности к той или иной части речи. Грамматический принцип организации лексического материала - условие изучения лексических единиц в их теоретическом аспекте.
Теоретический аспект обучения выражается в основных теоретических положениях из разделов языкознания: фонетики, фонологии, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, используемые в качестве научного комментария для языковых фактов, отраженных в словаре-минимуме и наблюдаемых в текстах, использованных в процессе обучения. Слово - интегративная языковая (лексическая) единица, объединяющая в себе 4 языковых уровня: 1) фонетический (акустическая форма лексемы и графический способ её фиксации); 2) семантический (семантическая форма лексемы, выражающая её лексическое значение); 3) грамматический (форма лексемы, выражающая её грамматическое значение); 4) синтаксический (способность лексических единиц сочетаться, выступать в качестве функциональных единиц речи). Под «интегративной языковой единицей» мы понимаем факт языка, представляющий собой единство множества разнородных и идентичных элементов. Следовательно, в теоретическом комментарии лексические единицы необходимо описать и охарактеризовать с учетом элементов всех перечисленных выше языковых уровней.
Прагматический аспект является интегрирующим, так как акцент ставится на традициях употребления теоретического и практического материала в различных ситуациях речевого общения: а) правила употребления лексических единиц с точки зрения их стилистических характеристик и норм валентности - теоретический материал; б) элементы текстов (монологических и диалогических), иллюстрирующих литературную норму и узус, - практический материал.
Переводческий аспект представляет собой отношение к языковому материалу, речевой деятельности и системе языка с позиций целей и задач профессиональной деятельности: использование основных положений теории перевода при осуществлении практики перевода лексических единиц с одного языка на другой.
Рассмотренные аспекты обучающей модели лексики русского языка как иностранного (неродного) между собой связаны отношениями, определенными образовательными целями специальности «Переводческое дело». Так, мы считаем, что переводческий аспект является основным критерием отбора текстов различных речевых жанров и, соответственно, лексического материала. Практический аспект предшествует теоретическому и реализуется в нем в форме когнитивной картины мира. Прагматический аспект интегрирует знания с практической деятельностью, формируя навыки профессиональной коммуникативной деятельности.
Таким образом, при структурировании обучающей модели преподаватель следует «сверху - вниз»: определяет переводческий аспект обучающей модели, затем раскрывает прагматический аспект, находит формы передачи теоретического аспекта и заканчивает формирование обучающей модели с детального описания и освещения практического аспекта. На занятии модель будет представлена вниманию студентов в обратном порядке: «снизу - вверх»: от изучения лексики в практическом аспекте до формирования навыков профессионального перевода лексических единиц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Самарин В.И. Инварианты модели познания в научно-исследовательской и дидактической деятельности // Вопросы гуманитарных наук, №1, 2007. - С.89-92.
- Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - 314 с.
- О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 432.
- Карлинский А.Е. Принципы, методы и приёмы лингвистических исследований. - Алматы: КазУМОиМЯ им.Абылай хана, 2003. - 184 с.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 124 KB...
27 02 2021 22:50:40
Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...
26 02 2021 4:45:56
Статья в формате PDF 160 KB...
25 02 2021 0:30:27
Статья в формате PDF 225 KB...
24 02 2021 22:39:34
Статья в формате PDF 106 KB...
22 02 2021 20:48:58
Статья в формате PDF 132 KB...
20 02 2021 2:22:33
Статья в формате PDF 128 KB...
19 02 2021 14:12:23
Статья в формате PDF 150 KB...
18 02 2021 16:49:19
Статья в формате PDF 119 KB...
17 02 2021 15:46:42
Статья в формате PDF 251 KB...
16 02 2021 10:49:36
Статья в формате PDF 127 KB...
14 02 2021 14:48:46
Статья в формате PDF 163 KB...
13 02 2021 5:24:26
Статья в формате PDF 107 KB...
12 02 2021 5:21:49
Статья в формате PDF 114 KB...
11 02 2021 12:34:14
Статья в формате PDF 106 KB...
10 02 2021 10:55:27
Статья в формате PDF 117 KB...
09 02 2021 23:30:47
Статья в формате PDF 206 KB...
07 02 2021 6:15:17
Статья в формате PDF 276 KB...
06 02 2021 18:39:38
Статья в формате PDF 114 KB...
05 02 2021 17:19:43
Статья в формате PDF 142 KB...
04 02 2021 8:23:52
Статья в формате PDF 185 KB...
03 02 2021 23:23:45
Статья в формате PDF 133 KB...
30 01 2021 7:17:35
Статья в формате PDF 114 KB...
29 01 2021 13:38:20
Статья в формате PDF 170 KB...
28 01 2021 7:17:47
Статья в формате PDF 135 KB...
27 01 2021 5:11:14
Статья в формате PDF 118 KB...
26 01 2021 16:33:23
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
25 01 2021 15:22:34
Статья в формате PDF 226 KB...
24 01 2021 4:35:26
Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...
23 01 2021 10:10:52
Статья в формате PDF 105 KB...
22 01 2021 3:56:34
Статья в формате PDF 293 KB...
21 01 2021 14:25:43
Статья в формате PDF 102 KB...
20 01 2021 18:37:10
Статья в формате PDF 98 KB...
19 01 2021 5:55:26
Статья в формате PDF 127 KB...
18 01 2021 14:10:21
Статья в формате PDF 120 KB...
16 01 2021 19:46:59
Статья в формате PDF 86 KB...
15 01 2021 1:39:31
Статья в формате PDF 94 KB...
14 01 2021 7:52:14
Статья в формате PDF 122 KB...
12 01 2021 22:20:25
Статья в формате PDF 241 KB...
10 01 2021 19:40:19
Статья в формате PDF 106 KB...
09 01 2021 9:24:11
Статья в формате PDF 282 KB...
08 01 2021 13:43:32
Статья в формате PDF 107 KB...
07 01 2021 16:20:44
Статья в формате PDF 134 KB...
06 01 2021 3:35:34
В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...
02 01 2021 15:16:33
Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской практике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...
31 12 2020 16:20:49
Статья в формате PDF 103 KB...
30 12 2020 1:23:50
Статья в формате PDF 121 KB...
29 12 2020 18:17:27
По комплексу признаков оценили трансформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и характера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трансформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...
28 12 2020 4:42:21
Статья в формате PDF 102 KB...
27 12 2020 20:22:17
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...
26 12 2020 9:54:32
Статья в формате PDF 189 KB...
25 12 2020 21:41:16
Статья в формате PDF 106 KB...
24 12 2020 13:13:16
Статья в формате PDF 330 KB...
23 12 2020 11:57:51
Статья в формате PDF 295 KB...
21 12 2020 17:50:48
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
20 12 2020 9:33:40
Статья в формате PDF 286 KB...
19 12 2020 0:24:28
Статья в формате PDF 114 KB...
18 12 2020 0:19:54
Статья в формате PDF 153 KB...
16 12 2020 13:21:26
Статья в формате PDF 101 KB...
15 12 2020 15:36:29
Статья в формате PDF 98 KB...
14 12 2020 20:25:11
Статья в формате PDF 355 KB...
13 12 2020 12:54:41
Статья в формате PDF 98 KB...
12 12 2020 0:25:57
Статья в формате PDF 127 KB...
11 12 2020 5:56:10
Статья в формате PDF 111 KB...
10 12 2020 22:55:19
Статья в формате PDF 124 KB...
09 12 2020 13:29:36
Статья в формате PDF 249 KB...
07 12 2020 18:35:29
Рассмотрена финансовая поддержка инициативных и издательских проектов в области знания «биология и медицинская наука» Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным аспектам нейрофизиологии. ...
06 12 2020 2:40:51
Статья в формате PDF 188 KB...
05 12 2020 3:28:30
Статья в формате PDF 196 KB...
04 12 2020 2:30:16
Статья в формате PDF 391 KB...
03 12 2020 23:40:25
Статья в формате PDF 199 KB...
01 12 2020 0:40:47
Статья в формате PDF 112 KB...
30 11 2020 1:58:27
Статья в формате PDF 91 KB...
29 11 2020 3:52:13
Статья в формате PDF 131 KB...
28 11 2020 21:37:52
Статья в формате PDF 161 KB...
26 11 2020 21:11:19
Статья в формате PDF 108 KB...
25 11 2020 18:43:54
Статья в формате PDF 107 KB...
24 11 2020 11:18:19
Статья в формате PDF 345 KB...
23 11 2020 21:22:33
Статья в формате PDF 269 KB...
22 11 2020 9:34:19
Статья в формате PDF 104 KB...
21 11 2020 1:43:56
Статья в формате PDF 110 KB...
20 11 2020 7:33:55
Статья в формате PDF 103 KB...
19 11 2020 2:17:27
Статья в формате PDF 124 KB...
18 11 2020 18:59:35
Статья в формате PDF 107 KB...
17 11 2020 12:15:24
Статья в формате PDF 137 KB...
16 11 2020 3:56:33
Статья в формате PDF 111 KB...
15 11 2020 9:39:42
Статья в формате PDF 100 KB...
14 11 2020 5:47:22
Статья в формате PDF 143 KB...
13 11 2020 20:13:27
Статья в формате PDF 102 KB...
12 11 2020 1:26:48
Статья в формате PDF 106 KB...
11 11 2020 16:53:53
Статья в формате PDF 285 KB...
10 11 2020 4:11:55
Статья в формате PDF 101 KB...
09 11 2020 17:19:46
Статья в формате PDF 136 KB...
08 11 2020 20:36:50
Статья в формате PDF 115 KB...
06 11 2020 10:16:49
Статья в формате PDF 116 KB...
05 11 2020 3:54:14
Статья в формате PDF 94 KB...
04 11 2020 13:27:25
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
03 11 2020 18:10:21
Статья в формате PDF 270 KB...
02 11 2020 13:14:28
Статья в формате PDF 166 KB...
01 11 2020 13:11:17
Статья в формате PDF 253 KB...
31 10 2020 1:16:31
Статья в формате PDF 134 KB...
30 10 2020 7:52:52
Статья в формате PDF 111 KB...
28 10 2020 18:19:26
Статья в формате PDF 274 KB...
27 10 2020 2:23:38
Статья в формате PDF 246 KB...
26 10 2020 13:49:13
В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...
24 10 2020 12:23:59
Статья в формате PDF 138 KB...
22 10 2020 20:10:45
Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...
21 10 2020 10:38:25
Статья в формате PDF 123 KB...
20 10 2020 22:17:42
Статья в формате PDF 119 KB...
19 10 2020 2:46:36
Статья в формате PDF 121 KB...
18 10 2020 20:41:29
В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...
17 10 2020 10:58:21
Статья в формате PDF 263 KB...
16 10 2020 8:40:47
Статья в формате PDF 118 KB...
14 10 2020 5:31:14
Статья в формате PDF 357 KB...
13 10 2020 15:25:20
Статья в формате PDF 554 KB...
12 10 2020 2:40:24
Статья в формате PDF 103 KB...
11 10 2020 9:49:10
Статья в формате PDF 114 KB...
10 10 2020 6:29:37
Статья в формате PDF 97 KB...
09 10 2020 7:51:14
Статья в формате PDF 138 KB...
08 10 2020 12:44:40
Статья в формате PDF 116 KB...
07 10 2020 17:48:38
Статья в формате PDF 90 KB...
06 10 2020 15:40:25
Статья в формате PDF 270 KB...
05 10 2020 6:46:45
Статья в формате PDF 321 KB...
04 10 2020 11:43:41
Статья в формате PDF 135 KB...
03 10 2020 21:12:51
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
02 10 2020 7:40:27
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::