ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
собственным мозгом, прививать навыки управления
своим состоянием, самочувствием, мышлением. ...
учить использованию внутреннего резерва психики,
согласованной работе сознания и подсознания...»
Х. Линдеман.
Социально-экономическая нестабильность ряда субъектов Российской Федерации и связанное с ней разрушение единой системы медицинской профилактики поставили население страны перед фактом необходимости собственной инициативы в формировании, сохранении и укреплении индивидуального здоровья.
Особенно остро эта проблема коснулась детей в дошкольном и школьном образовании. Кризис отечественного образования, вызванный бесконечными реформами образовательного процесса, бессистемным пересмотром содержания образования и образовательных технологий, несмотря на поспешные попытки внести изменения в санитарные правила и нормы, привел к непрерывному увеличению заболеваемости и снижению уровня здоровья детей.
Наиболее выраженное ухудшение состояния их здоровья было обнаружено на двух критических этапах онтогенеза - при поступлении в школу и при переходе к предметному обучению.
Кризис здравоохранения потребовал новых подходов к обеспечению здоровья детей и подростков не только силами медицинских работников, но и педагогов, детей и их родителей. Вместо охраны и сохранения здоровья на первое место было выдвинуто требование формирования здоровья. При этом актуализировалась проблема осознанной саморегуляции произвольной активности самого ребенка.
Эта проблема является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследованию посвящено большое количество работ как у нас в стране, так и за рубежом.
Целостный подход к изучению осознанной саморегуляции был заложен работами О.А. Конопкина /1980-2003г./. Стилевые особенности саморегуляции деятельности рассматривались в работах О.А. Конопкина и В.И. Моросановой /1989/. Особенности регуляции деятельности и формирование активной личности в школьном возрасте освещены в работах А.К. Осницкого /1986; 1991/ и Н.О. Сипачевой /1993/. Н.В.Круглов раскрыл особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте /1994/. Проблеме эмоциональной саморегуляции ребенка посвящены фундаментальные исследования К. Изарда /1980/, Н.Ф. Суворова, В.Ф. Михеева /1986/, Е.И. Поповой и др. /1996/. Связь механизмов регуляции (в т.ч. сознательной) организма/личности с ресурсами здоровья представлена в работах Е.Н. Дзятковской /1998/:
Не смотря на широкий круг исследований, посвященных данной проблеме, мы не обнаружили работ, направленных на сохранение здоровья ребенка через обучение его навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности с учетом состояния здоровья в условиях начальной школы полного дня, за исключением имеющегося положительного опыта научной творческой группы сотрудников кафедры охраны здоровья ИПКРО, Института педиатрии и педагогов гимназии №2 г. Иркутска по разработке медико-психолого-педагогических технологий обучения ребенка навыкам саморегуляции в УВП с учетом состояния их здоровья, одним из результатов которого и была авторская программа "Обучаем ребенка саморегуляции".
Между тем, по данным исследований, проведенных сотрудниками НИИ педиатрии и репродукции человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН совместно с кафедрой охраны здоровья и эколого-психологической безопасности УВП ИПКРО, процесс обучения и воспитания детей Иркутска и Иркутской области повышает риск психогений и соматизаций.
Так например, по данным углубленного медицинского обследования, проведенного узкими специалистами высшей квалификационной категории Института педиатрии и репродукции человека у 56% первоклассников была зарегистрирована органическая и неврологическая патология, у 50% диагностировались нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, у 30% зарегестирован обширный кариес, 38% детей жаловались на постоянные головные боли, боли в животе и конечностях. Электроэнцефалографическое исследование биоэлектрической картины головного мозга установило соответствие физиологической возростной норме только у 8 из 68 обследованных детей. У половины обследованных первоклассников к концу учебного года было выявлено резкое умственное утомление.
Вследствие гиподинамии и несовершенства регуляторных механизмов у младших школьников течение адаптации к учебной нагрузке оказывается настолько трудным, что в конце учебного года выявляется неэкономичный тип реагирования сердечно-сосудистой системы и напряжение функционирования симпато-адреналовой системы. У детей возраста 9-12 лет наряду с выраженным хроническим утомлением был выявлен сдвиг липидного спектра крови, имеющий атеросклеротическую направленность.
Напряжение и перенапряжение высшей нервной деятельности и систем вегетативного обеспечения вследствие чрезмерной суммарной учебной нагрузки сопровождается резко выраженным утомлением, при котором даже увеличение доли двигательной активности не дает оздоровительного эффекта.
Было показано, что одним из определяющих факторов нездоровья детей является неоптимальность регуляторных систем их организма/личности.
В группе риска оказалось в общей сложности 76% обследованных детей: 25% - по психосоматическим нарушениям, 25% - по невротизации, 26% - по астенизации. / Е.Н.Дзятковская, В.В. Долгих, И.Н. Белозерцева, Е.В. Осипова, В. И. Мехнович, Н.В. Королева, С.И. Немова и др./.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей мы видели в использовании направленной коррекции механизмов регуляции организма/личности через обучение детей навыкам осознанной саморегуляции и рациональной работе с информацией уже на этапах начального школьного обучения с учетом состояния их здоровья.
Однако анализ многочисленных традиционных учебных программ для начальной школы показал, что ни одна из них не предусматривала специального обучения ребенка навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности c учетом индивидуальных особенностей состояния его здоровья, психического развития, наличия психонейросоматических патологий.
Стала очевидной необходимость проведения исследования, в котором каждый ребенок становился активным субъектом собственного оздоровления через научение его навыкам саморегуляции с целью сознательного регулирования вокруг себя параметров информационной среды и собственной психической деятельности.
Мы полагали, что если оптимальность механизмов саморегуляции является основой физического, соматического, психического и духовного здоровья, то направленная коррекция этих механизмов через обучение детей осознанной саморегуляции произвольной активности будет способствовать сохранению их здоровья, т.к. информационный обмен ребенка со средой является, по Л.С. Выготскому, определяющим его психо- и морфосистемогенез.
Общую концептуальную основу исследования составили идеи
- психосоматической медицины, заложенные И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, Г.А. Захарьиным, М.Я. Мудровым, П.Б. Ганнушкиным, З. Фрейдом, Х.Г. Ходосом, школой Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - Б.В. Зейгарник;
- великих гуманистов прошлого и современности (К. Роджерса, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дистервега, Ушинского, Лесгафта) о заложенном изначально в каждом ребенке стремлении к развитию, саморегуляции и самоактуализации;
Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции произвольной активности явилось специальной психолого-педагогической задачей, которая и решалась в качестве таковой в разных видах доступной ребенку произвольной активности, на разных этапах его психического развития, при разных формах психолого-педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
В ходе исследования было изучено влияние обучения ребенка осознанной саморегуляции на уровень его развития и состояние нервно-психического и психосоматического здоровья в условиях начальной школы полного дня. В динамике отслежены особенности функционирования регуляторных систем у детей экспериментального и контрольного классов с учетом их полового диморфизма. Осуществлена направленная коррекция неоптимальных стилей регуляции и разработан комплекс профилактических мероприятий, предупреждающих их формирование.
Разработана общеобразовательная программа с 1-го по 4-ый класс «Обучаем ребенка саморегуляции», предполагающая сквозное внедрение ее элементов во все учебные дисциплины. Методология системы занятий базировалась на междисциплинарном медико-физиологическом и психолого-педагогическом подходе.
Занятия имели не только развивающую, но и коррекционную направленность. Они направлены на подготовку детей к освоению учебных навыков путем совершенствования своих возможностей в видении, слушании, осязании, чувствовании, понимании, осознанном использовании каналов восприятия, моторных возможностей путем освоения приемов саморегуляции на уровне тела, пространства, времени.
Основными принципами реализации программы «Обучаем ребенка саморегуляции» стали:
- Принцип самодеятельности, саморегуляции ребенка.
- Принцип единства диагностики (самодиагностики), профилактики и реабилитации.
- Принцип системности.
- Принцип расширения поля разнообразия.
- Принцип природосообразности информационной и учебной среды.
- Принцип регуляции противоречий «индивид - биосоциальная среда», «внутреннее - внешнее», «биологическое - социальное».
Задачами, решаемыми в ходе реализации программы явились:
- формирование у детей системы знаний об основных закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения здоровья через саморегуляцию своей деятельности;
- научение способам исследования индивидуальных особенностей саморегуляции, когнитивная осведомленность детей;
- формирование навыков управления психоэмоциональным состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными взаимодействиями; произвольная регуляция на уровне тела, пространства, времени
- научение индивидуальным рациональным способам восприятия, кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.
Приведем кратко содержание программы: Раздел 1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. Цель. Обучение ребенка основам психофизиологических знаний, умений и навыков саморегуляции.
Задачи: Определение перцептивного профиля, психомоторной асимметрии. Интеграция деятельности правого и левого полушарий мозга. Совершенствование работы анализаторов. Координация анализаторных систем, движения, восприятия тела, пространства и времени. Развитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
Раздел 2. Развитие основ произвольной психической регуляции. Цель: развитие предпосылок произвольной регуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере, сфере общения, и в поведении. Задачи: определение эмоциональной чувствительности (стиля эмоциональной регуляции), эмоционального фона ребенка. Выявление источника эмоциональных переживаний. Научение ребенка способам отреагирования, управления своим эмоциональным состоянием. Оценка состояния стресс-лимитирующих механизмов мотивационно - волевого уровня регуляции. Самокоррекция нерациональных стилей регуляции. Оценка сформированности стресс-лимитирующих механизмов на социально - коммуникативном уровне. Научение ребенка способам гармонизации нерационального профиля регуляции.
Раздел 3. Развитие основ регуляции познавательной деятельностью. Цель: обучение ребенка навыкам саморегуляции в учебно - информационном пространстве. Задачи: определение репрезентативной системы восприятия и переработки информации каждого ребенка, выявление стратегии мышления: визуальная - аудиальная - тактильно-кинестетическая. Изменение неэффективных стратегий. Обучение эффективным стратегиям регуляции познавательной деятельностью.
Как показали первые результаты работы по данной программе, обучение ребенка саморегуляции через самопознание, самооценку, самоконтроль, самопрограммирование и самосовершенствование позволило осуществлять немедикаментозную профилактику психических перегрузок детей, существенно снизить напряжение адаптации к информационной, техногенной, социальной и природной среде, сформировать у них систему эмоциональной психогигиены, повысить психическую активность, сохранить здоровье детей, оптимизировать готовность их организма/личности к обучению в школе.
Более того, активное вовлечение ребенка в процесс собственного «образоваЯния» позволил максимально раскрыть и развить его субъектные и личностные качества, активизировать деятельностные начала, его индивидуально своеобразный творческий потенциал.
Выпускник начальной школы, обученный навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности характеризовался:
- Сформированностью системы знаний об основных закономерностях взаимодействия своего организма с окружающей средой, навыков сохранения здоровья через саморегуляцию своей произвольной активности и деятельности;
- Когнитивной осведомленностью о способах исследования и индивидуальных стилях регуляции своего организма/личности;
- Сформированностью навыков управления своим психоэмоциональным состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными взаимодействиями; произвольной регуляцией на уровне тела, пространства, времени;
- Владением навыками оздоровительной саморегуляции.
- Владением индивидуальными рациональными способами восприятия, кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.
- Сознательным регулированием вокруг себя параметров информационной техногенной, социальной, природной среды и собственной психической деятельности.
- Максимальной продуктивностью социально значимых качеств, деятельностных начал, индивидуально своеобразного творческого потенциала.
- Способностью к самоопределению и саморазвитию как результату формирования полноценной функциональной структуры процессов психической регуляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белозерцева И.Н. Обучаем ребенка саморегуляции.- Иркутск: Сантай, 2001.- 60 с.
- Дзятковская Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции - Иркутск, 1998.
- Конопкин А.О. Психическая саморегуляция произвольной активности человека.// Вопр. псих.-1995.-№1,
- Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. N1.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопр. Психол.-1988.-№1.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.
- Сипачев Н.О. Особенности развития анализа условий программирования и коррекции в процессах произвольной саморегуляции у младших школьников // Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте. Деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика". 136-93 от 27.09.93.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 124 KB...
20 01 2021 20:57:45
Цитомегаловирусная инфекция ( Ц М В И) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с Ц М В И. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с Ц М В И. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) Ц М В И протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях У З И осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трансдьюсеров 3,5 и 5 м Гц и трансвагинальным датчиком 6,5 м Гц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока ( К С К). Определяются систоло-диастолическое соотношение ( С Д О), индекс резистентности ( И Р), пульсовый индекс ( П И). В нашем исследовании наиболее неблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой Ц М В И нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой М А более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой М А постепенно приводит к снижению в левой М А, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с С З Р П. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...
19 01 2021 8:33:28
Статья в формате PDF 89 KB...
17 01 2021 6:39:24
Статья в формате PDF 125 KB...
15 01 2021 12:52:44
Статья в формате PDF 114 KB...
14 01 2021 23:25:53
Статья в формате PDF 288 KB...
13 01 2021 7:47:38
Статья в формате PDF 99 KB...
12 01 2021 8:43:34
Статья в формате PDF 330 KB...
11 01 2021 17:54:13
Статья в формате PDF 105 KB...
10 01 2021 23:55:24
Статья в формате PDF 114 KB...
09 01 2021 8:32:56
Статья в формате PDF 126 KB...
08 01 2021 6:45:15
Статья в формате PDF 111 KB...
07 01 2021 0:51:59
Статья в формате PDF 129 KB...
06 01 2021 7:26:13
Статья в формате PDF 289 KB...
05 01 2021 2:42:42
Статья в формате PDF 141 KB...
04 01 2021 4:32:57
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...
02 01 2021 20:53:41
Статья в формате PDF 252 KB...
01 01 2021 14:55:55
Статья в формате PDF 104 KB...
31 12 2020 14:14:50
Статья в формате PDF 448 KB...
30 12 2020 11:10:55
Статья в формате PDF 116 KB...
29 12 2020 5:50:10
Статья в формате PDF 137 KB...
28 12 2020 11:58:35
Статья в формате PDF 102 KB...
27 12 2020 20:26:15
Статья в формате PDF 94 KB...
24 12 2020 12:26:52
Статья в формате PDF 334 KB...
23 12 2020 16:47:36
Статья в формате PDF 84 KB...
22 12 2020 17:40:36
Статья в формате PDF 276 KB...
21 12 2020 12:59:31
Статья в формате PDF 148 KB...
20 12 2020 5:35:29
Статья в формате PDF 106 KB...
19 12 2020 20:38:35
Статья в формате PDF 123 KB...
18 12 2020 11:13:57
Статья в формате PDF 151 KB...
17 12 2020 20:26:52
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
16 12 2020 7:10:22
Статья в формате PDF 300 KB...
15 12 2020 23:25:34
Статья в формате PDF 323 KB...
14 12 2020 15:25:53
Статья в формате PDF 111 KB...
13 12 2020 2:13:54
В листьях древесных пород и травянистой растительности определены корреляционные зависимости между Mn, Cr, Ni, Cu, Ti, Pb, Zn, Co в условиях геохимического фона и на колчеданных месторождениях. ...
12 12 2020 18:53:29
Статья в формате PDF 294 KB...
11 12 2020 7:11:29
Статья в формате PDF 349 KB...
10 12 2020 2:47:41
Статья в формате PDF 231 KB...
08 12 2020 10:24:48
Статья в формате PDF 552 KB...
06 12 2020 2:59:12
Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению Р О2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня р О2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...
05 12 2020 12:53:14
Статья в формате PDF 120 KB...
04 12 2020 8:47:27
Малоизученным направлением в диагностике психосоматических заболеваний является исследование физико-химических характеристик крови. Методы, применяемые в диагностике и контроле лечения психосоматических заболеваний в целом, и задержке психического развития в частности ( З П Р), являются достаточно субъективными. Во многом это обусловлено отсутствием однозначных лабораторно-диагностических методов, позволяющих осуществлять диагностику на ранних этапах заболевания. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей И К – спектра сыворотки крови детей подросткового возраста. В качестве субстрата для исследования использовали сыворотку крови больных детей, которую затем подвергали И К-спектроскопии с регистрацией спектров поглощения в области 3500-963 см-1. Исследована сыворотка крови 30 детей с диагнозом З П Р и 30 здоровых, сопоставимых по возрасту и полу. Было проведено сравнение И К-спектра сыворотки крови больных с З П Р и здоровых доноров. Достоверно выявлена разница показателей инфракрасной спектрометрии в норме и патологии, а так же проверена эффективность применяемой терапии. Таким образом, с помощью И К-спектрометрии установлены особенности спектров сыворотки крови детей подросткового возраста и выявлены отличия в спектре у детей с З П Р и динамические изменения в процессе лечения, что может использоваться для диагностики данной патологии, а так же для контроля за эффективностью проводимого лечения. ...
03 12 2020 22:43:39
Статья в формате PDF 319 KB...
02 12 2020 16:11:42
Статья в формате PDF 106 KB...
01 12 2020 0:57:45
Статья в формате PDF 124 KB...
30 11 2020 10:55:22
Статья в формате PDF 99 KB...
29 11 2020 1:58:28
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...
28 11 2020 12:19:19
Статья в формате PDF 112 KB...
26 11 2020 9:11:37
Статья в формате PDF 264 KB...
25 11 2020 5:19:11
Статья в формате PDF 140 KB...
24 11 2020 2:53:20
Статья в формате PDF 121 KB...
22 11 2020 16:58:50
Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочеполовой системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека. ...
21 11 2020 18:14:52
Статья в формате PDF 107 KB...
20 11 2020 1:16:24
Статья в формате PDF 127 KB...
19 11 2020 23:53:27
Статья в формате PDF 112 KB...
17 11 2020 0:41:32
Статья в формате PDF 123 KB...
16 11 2020 0:22:54
Статья в формате PDF 111 KB...
15 11 2020 3:57:32
Статья в формате PDF 263 KB...
14 11 2020 2:53:32
Статья в формате PDF 109 KB...
13 11 2020 1:56:37
Статья в формате PDF 113 KB...
12 11 2020 15:46:52
« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...
09 11 2020 4:36:16
Статья в формате PDF 134 KB...
08 11 2020 4:38:10
Статья в формате PDF 112 KB...
07 11 2020 3:41:35
Статья в формате PDF 293 KB...
06 11 2020 14:20:15
Статья в формате PDF 94 KB...
05 11 2020 6:37:43
Статья в формате PDF 108 KB...
04 11 2020 19:56:39
Статья в формате PDF 162 KB...
03 11 2020 12:26:14
Статья в формате PDF 98 KB...
02 11 2020 21:18:45
Статья в формате PDF 125 KB...
01 11 2020 5:28:58
Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...
30 10 2020 1:39:58
Статья в формате PDF 113 KB...
29 10 2020 6:33:53
Статья в формате PDF 125 KB...
27 10 2020 3:31:33
Статья в формате PDF 131 KB...
26 10 2020 11:41:33
Статья в формате PDF 119 KB...
25 10 2020 3:22:36
Статья в формате PDF 131 KB...
24 10 2020 20:10:40
Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...
23 10 2020 5:11:21
В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...
22 10 2020 22:56:59
Статья в формате PDF 86 KB...
20 10 2020 21:53:53
Статья в формате PDF 327 KB...
19 10 2020 11:14:17
Статья в формате PDF 206 KB...
18 10 2020 18:31:30
Статья в формате PDF 123 KB...
17 10 2020 22:38:31
Статья в формате PDF 94 KB...
16 10 2020 4:28:55
Статья в формате PDF 683 KB...
13 10 2020 2:30:56
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
11 10 2020 6:28:12
Статья в формате PDF 135 KB...
10 10 2020 0:32:55
Статья в формате PDF 225 KB...
09 10 2020 18:52:27
Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...
07 10 2020 14:49:54
Статья в формате PDF 206 KB...
06 10 2020 20:39:12
Статья в формате PDF 101 KB...
05 10 2020 23:43:24
Статья в формате PDF 124 KB...
04 10 2020 17:33:23
Статья в формате PDF 312 KB...
03 10 2020 19:30:49
Статья в формате PDF 123 KB...
01 10 2020 19:46:37
Статья в формате PDF 122 KB...
29 09 2020 2:49:14
Статья в формате PDF 252 KB...
28 09 2020 7:15:44
Статья в формате PDF 228 KB...
27 09 2020 9:23:42
Статья в формате PDF 277 KB...
26 09 2020 8:54:34
Статья в формате PDF 130 KB...
25 09 2020 10:25:38
В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...
24 09 2020 22:27:50
Статья в формате PDF 289 KB...
23 09 2020 13:39:13
Статья в формате PDF 301 KB...
22 09 2020 15:36:18
Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...
21 09 2020 21:46:26
Статья в формате PDF 103 KB...
20 09 2020 5:12:43
В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...
17 09 2020 10:39:26
Статья в формате PDF 119 KB...
16 09 2020 0:41:44
Статья в формате PDF 111 KB...
14 09 2020 4:51:59
В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...
13 09 2020 5:27:57
Статья в формате PDF 129 KB...
11 09 2020 22:29:47
Статья в формате PDF 321 KB...
10 09 2020 11:57:50
Статья в формате PDF 110 KB...
09 09 2020 23:18:56
Статья в формате PDF 107 KB...
08 09 2020 17:17:28
Статья в формате PDF 189 KB...
07 09 2020 16:26:44
Статья в формате PDF 150 KB...
06 09 2020 23:14:40
Статья в формате PDF 114 KB...
05 09 2020 6:57:25
Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотребления в процессе формирования адаптации. ...
04 09 2020 18:33:25
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
03 09 2020 0:17:43
Статья в формате PDF 134 KB...
02 09 2020 16:32:34
Статья в формате PDF 111 KB...
01 09 2020 21:54:46
Статья в формате PDF 121 KB...
31 08 2020 0:11:56
Статья в формате PDF 113 KB...
29 08 2020 14:44:23
Статья в формате PDF 106 KB...
28 08 2020 4:36:43
Статья в формате PDF 196 KB...
27 08 2020 5:20:44
Статья в формате PDF 112 KB...
26 08 2020 0:33:32
Статья в формате PDF 261 KB...
25 08 2020 17:45:21
Статья в формате PDF 142 KB...
24 08 2020 3:45:31
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::