ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Естественные науки (физика, химия, биология, математика) формируют научно - технический потенциал страны, лежат в основе научно-технического прогресса, обеспечивают надежность технологических решений и конкурентноспособность производимой продукции на мировом рынке. Поэтому подготовка специалистов по естественнонаучным специальностям и направлениям является приоритетной и важной задачей высшей школы. Однако мы не можем заявить, что наше естественнонаучное образование, играющее ключевую роль в формировании современного специалиста, находится на должном уровне, так как экономика у нас неконкурентноспособна, российская продукция по качеству уступает зарубежной и подавляющая часть промышленных товаров ввозится из-за рубежа. По-видимому, те знания, умения и навыки, которые получают выпускники наших вузов, не отвечают уровню современных мировых стандартов.
Одной из основных проблем естественнонаучного образования является разрыв между достижениями самих естественных наук и уровнем естественнонаучного образования. В условиях быстрого увеличения объема естественнонаучного знания неизбежно встает вопрос, чему и как учить. Можно пойти по пути максимальной специализации знаний, сужения круга изучаемых дисциплин и концентрации усилий на узкопрофессиональной подготовке. Можно, напротив, взять за основу широкую подготовку, позволяющую увидеть все многообразие научной мысли, однако не имеющую глубины и не предусматривающую специализации в какой-либо области знаний. Наверное, оптимальным будет такое их сочетание, которое позволит осваивать новейшие достижения науки и техники на базе серьезной фундаментальной естественнонаучной подготовки. Пути решения данной проблемы видятся, во-первых, в усилении активной творческой работы преподавательского корпуса в направлении формирования взаимосвязанности фундаментальных естественнонаучных дисциплин, во-вторых, в интеграции естественнонаучного образования с академической наукой. Взаимосвязанность естественнонаучных дисциплин (мультидисциплинарность) способна обеспечить более глубокое понимание глобальных проблем человечества и нахождение путей их решения. Расчленение знания по отдельным дисциплинам не является присущей человечеству особой чертой. Например, в эпоху Ренессанса высоко ценили широту кругозора человека. Мы смогли бы достичь нового ренессанса, устранив тенденции расчленения знания по дисциплинам. При этом все-таки следует помнить, что наряду с широтой научного кругозора специалист будет иметь особенно глубокие знания в одной из дисциплин. Касаясь интеграции образования и науки, можно отметить вовлечение в этот процесс целого ряда высших учебных заведений и положительные результаты, достигнутые в ходе интеграции. Так, на базе КемГУ как головного исполнителя в период 1997-2004 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» был выполнен комплекс тематически единых исследований в области фундаментального материаловедения, в которых участвовали преподаватели и сотрудники НГУ, ТПУ, СибГИУ и ученые из институтов Сибирского отделения РАН; результаты работы нашли выражение в создании новых кафедр-лабораторий, проведении регулярных научных конференций по физико-химическим процессам в материалах, проведении молодежных научных школ и конкурсов работ молодых ученых по материаловедческой тематике и, как следствие этого, повышении уровня подготовки молодых специалистов.
Современные естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными дисциплинами, располагающими огромным фактическим материалом, объем которого растет год от года. В условиях быстрого увеличения естественнонаучного знания классическая модель образования, при которой основу составляет лекционный курс, а семинары, практические и лабораторные занятия лишь закрепляют знания, полученные на лекциях, не состоятельна и на смену ей выдвинуты новые модели, характеризующиеся высокой степенью индивидуализации обучения и усиления самостоятельной работы студентов. Одной из таких моделей, получивших достаточно широкое распространение, является модульно - рейтинговая технология обучения, в основе которой лежит модульное построение учебной дисциплины и рейтинговая система контроля и оценки знаний [4,5].
Внедрение модульно-рейтинговой технологии сопряжено с созданием необходимого методического обеспечения, которое должно включать в себя рабочую программу курса, лекционный материал, вопросы и задачи для контроля усвоения лекционного материала, индивидуальныезадания, контрольные задания, программы коллоквиумов, лабораторный практикум, методические указания по самостоятельной работе студентов, список рекомендуемой литературы. Это является трудоемким делом. Развитие компьютерных технологий позволяет по-новому решить многие из указанных выше задач. Актуальным является создание учебных электронных учебных пособий, рассчитанных для использования в локальных и глобальных сетях и для специализированной навигации в поисках смежных изучению данной дисциплины ресурсов.
Еще в начале 90-х годов прошлого столетия вузы России взяли стратегический курс на усиление фундаментализации естественнонаучного образования путем перехода к многоуровневой системе высшего профессионального образования, включающей бакалаврский и магистерский уровни [6]. В ряде вузов такая система была внедрена. В связи с вхождением России в Болонский процесс двухуровневая подготовка по схеме бакалавр-магистр вновь сделалась предметом активного обсуждения. Сама по себе двухуровневая система высшего образования, имеющая немало привлекательных моментов, возражений не вызывает. Однако тотальный переход на двухуровневое образование нецелесообразен по нескольким причинам, среди которых необходимо назвать следующие:
- лицензирование подготовки магистров требует более высокого (по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов) уровня развития научных исследований, поэтому далеко не каждый вуз получит разрешение на магистерскую подготовку и в этом случае он сможет готовить только бакалавров, оставив таким образом свой регион без квалифицированных специалистов;
- с учетом состояния рынка жилья и уровня материального обеспечения молодых специалистов миграция специалистов внутри страны маловероятна, поэтому реализация только двухуровневой системы лишит некоторые регионы перспективы экономического и культурного развития.
Наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы представляется схема многоуровневой подготовки, предусматривающая возможность перехода обучаемого по завершении бакалаврского уровня обучения как на уровень магистра (2 года обучения), так и на уровень дипломированного специалиста (1 год обучения). Академическая подготовка бакалавров, предполагающая последующую эффективную подготовку магистров, легко может быть трансформирована в подготовку бакалавров со специальностью, на базе которой в течение одного года легко организовать эффективную подготовку дипломированного специалиста.
Качество образования всегда было и остается актуальной проблемой для естественнонаучных факультетов. Важным фактором, побуждающим уделять самое серьезное внимание проблеме качества, стала начавшаяся в стране модернизация образования и новая стратегия развития образования в XXI веке, ориентированная на создание информационной цивилизации, императивом которой является опережающее развитие образования [7]. Чтобы занять достойное место в глобальной информационной цивилизации будущего, России необходимо обеспечить целенаправленное использование системы образования для решения как социальных, так и экономических задач, а одно из требований здесь - качественное образование. Среди проблем, остро касающихся естественнонаучного образования, следует выделить такие проблемы, как оценка качества образования и управление качеством. Казалось бы, естественной основой оценки качества должен выступать Госстандарт высшего профессионального образования, в котором определены требования к уровню подготовки специалистов. Однако эти требования не сформулированы в том виде, чтобы можно было однозначно оценить степень соответствия нормативам уровня подготовки выпускников. Качество образования как категория рыночной экономики представляет набор свойств образовательного продукта (подготовленного специалиста), оцениваемый потребителем. Оценка здесь зависит от состояния экономики в регионе, от профиля специалистов, их востребованности на рынке труда и других конъюнктурных факторов. До настоящего времени нет единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества высшего образования, хотя проблеме построения системы менеджмента качества на основе международных стандартов уделяется большое внимание [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Модернизация образования// Поиск, № 22 (576), 2 июня 2000 г.
- Спорное образование // Российская газета, № 277 (3654), 15 декабря 2004 г.
- Где ресурсы для нового курса? Правительство одобрило приоритеты развития образования // Поиск, интернет-газета науч. сообщества. опубл. 17 декабря 2004 г. (www.poisknews.ru).
- Основы проблемно-модульной технологии обучения/ А.И. Галочкин, Н.Г. Базарнова, В.И. Маркин и др. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.- 101 с.
- Денисов В.Я., Мурышкин Д.Л., Чуйкова Т.В. Модульно-рейтинговая технология в курсе органической химии // Физико-химические процессы в неорганических материалах: доклады 9-й международной конф., 22-25 сентября 2004 года: в 2 т./ КемГУ- Т.2.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 288-290.
- Информационные материалы для участников совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России». 26-27 ноября 1992 г.- Москва, 1992. - 69 с.
- Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высш. шк., 2000. № 1. С. 3-15.
- Проблемы обеспечения качества университетского образования: Материалы Всероссийской научно-методич. конф. Кемерово, 3-4 февраля 2004 г. - Кемерово: ЮНИТИ, 2004.- 492 с.
Работа представлена на II конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет) Поступила в редакцию 29 декабря 2004 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 142 KB...
25 01 2021 2:12:32
Статья в формате PDF 103 KB...
24 01 2021 10:32:51
Статья в формате PDF 253 KB...
23 01 2021 20:19:19
Статья в формате PDF 134 KB...
22 01 2021 21:21:38
Статья в формате PDF 103 KB...
20 01 2021 18:11:39
Статья в формате PDF 111 KB...
19 01 2021 12:26:22
Статья в формате PDF 101 KB...
18 01 2021 19:12:13
Статья в формате PDF 120 KB...
17 01 2021 21:19:33
Статья в формате PDF 133 KB...
16 01 2021 12:22:32
Статья в формате PDF 1463 KB...
15 01 2021 12:46:12
Статья в формате PDF 112 KB...
14 01 2021 4:28:15
Статья в формате PDF 100 KB...
13 01 2021 8:19:39
Статья в формате PDF 100 KB...
12 01 2021 19:26:47
Статья в формате PDF 93 KB...
10 01 2021 7:51:21
Статья в формате PDF 124 KB...
09 01 2021 2:43:19
Статья в формате PDF 100 KB...
08 01 2021 20:24:59
Статья в формате PDF 114 KB...
07 01 2021 20:52:31
Статья в формате PDF 87 KB...
06 01 2021 18:39:37
Статья в формате PDF 147 KB...
05 01 2021 2:44:31
Статья в формате PDF 503 KB...
04 01 2021 10:58:34
Статья в формате PDF 127 KB...
03 01 2021 23:53:35
Статья в формате PDF 163 KB...
02 01 2021 16:30:35
Статья в формате PDF 249 KB...
01 01 2021 20:41:17
Статья в формате PDF 108 KB...
31 12 2020 0:32:10
Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...
30 12 2020 23:11:44
Статья в формате PDF 99 KB...
29 12 2020 6:13:29
Исследовано влияние вегетативной нервной системы на нелинейную динамику сердечного ритма. С этой целью рассмотрены две модели: первая основана на изучении нелинейных показателей у лиц с различным вегетативным балансом, который является важнейшим показателем состояния вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Вторая модель – это возрастные особенности нелинейной динамики сердечного ритма. Показано, что наибольшая сложность и «хаотичность» ритма сердца наблюдается у лиц с преобладающим влиянием парасимпатического отдела В Н С. Наоборот, смещение вегетативного баланса в сторону симпатического отдела приводит к упорядочению последовательности кардиоинтервалов, Однако конечный результат не является просто суммой данных воздействий, поскольку интегрированные влияния обеих отделов В Н С имеет форму нелинейных взаимосвязей. ...
28 12 2020 19:51:50
Статья в формате PDF 118 KB...
27 12 2020 9:31:13
Статья в формате PDF 130 KB...
26 12 2020 7:30:41
Статья в формате PDF 101 KB...
24 12 2020 15:26:57
Статья в формате PDF 463 KB...
23 12 2020 15:25:10
Статья в формате PDF 127 KB...
22 12 2020 7:51:43
Статья в формате PDF 96 KB...
21 12 2020 0:28:25
Статья в формате PDF 137 KB...
20 12 2020 10:16:44
Статья в формате PDF 293 KB...
19 12 2020 2:27:45
В статье отражен анализ работы котельного агрегата Т П-13/ В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
18 12 2020 18:42:40
Статья в формате PDF 102 KB...
17 12 2020 23:48:47
Статья в формате PDF 263 KB...
16 12 2020 11:30:35
Статья в формате PDF 121 KB...
14 12 2020 0:49:14
Статья в формате PDF 95 KB...
13 12 2020 6:43:52
Статья в формате PDF 97 KB...
12 12 2020 17:49:21
Объект исследования – ива белая, которая распространена практически по всей территории Европейской части России. За рубежом препараты и Б А Д из различных видов ивы активно применяются при заболеваниях суставов. В соответствии с Руководством по доклиническому изучению новых фармакологических веществ ( Р. У. Хабриев, 2005) оценивали эффективность анальгетического действия и токсичность отваров коры и однолетних побегов ивы белой на мышах. Отвары коры и побегов ивы относятся к классу малоопасные соединения и проявляют выраженную анальгетическую активность, сопоставимую с препаратом сравнения анальгином (метамизол). ...
11 12 2020 7:19:50
Статья в формате PDF 125 KB...
10 12 2020 0:11:35
Статья в формате PDF 116 KB...
09 12 2020 4:21:58
Статья в формате PDF 252 KB...
07 12 2020 7:57:21
Статья в формате PDF 254 KB...
06 12 2020 13:42:55
Статья в формате PDF 163 KB...
05 12 2020 19:45:13
Статья в формате PDF 99 KB...
04 12 2020 19:50:28
Статья в формате PDF 131 KB...
03 12 2020 11:54:17
Статья в формате PDF 250 KB...
02 12 2020 5:12:11
Статья в формате PDF 112 KB...
01 12 2020 14:46:52
Статья в формате PDF 99 KB...
30 11 2020 3:34:25
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
29 11 2020 7:44:35
Статья в формате PDF 162 KB...
28 11 2020 12:44:45
Статья в формате PDF 104 KB...
27 11 2020 22:20:48
Статья в формате PDF 81 KB...
26 11 2020 2:21:53
Статья в формате PDF 109 KB...
25 11 2020 3:38:55
Статья в формате PDF 113 KB...
24 11 2020 5:30:53
Статья в формате PDF 115 KB...
22 11 2020 22:12:18
Статья в формате PDF 111 KB...
21 11 2020 19:24:33
Приводится вывод уравнений для расчета координационного числа в неупорядоченных конденсированных системах: в зернистых материалах, в композитах с твердой монодисперсной фазой, в жидких металлах и при критическом состоянии вещества. В выводах этих уравнений используется основной их топологический параметр – средняя плотность упаковки структурных элементов дискретности. Знание координационного числа элементов дискретности неупорядоченных систем необходимо для определения многих их свойств: физических, механических, реологических и др., совокупность которых вытекает из их топологических состояний: твердого, псевдотвердого, жидкого, псевдожидкого и критического. ...
20 11 2020 4:27:25
Статья в формате PDF 87 KB...
19 11 2020 23:46:51
Статья в формате PDF 253 KB...
17 11 2020 3:58:51
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
15 11 2020 3:55:55
Статья в формате PDF 236 KB...
14 11 2020 15:39:28
Обсуждаются разбиения 3D пространства на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
13 11 2020 13:35:19
Статья в формате PDF 117 KB...
12 11 2020 10:15:41
Статья в формате PDF 206 KB...
11 11 2020 12:42:32
Статья в формате PDF 298 KB...
10 11 2020 15:38:35
Статья в формате PDF 323 KB...
09 11 2020 18:45:31
Статья в формате PDF 116 KB...
08 11 2020 20:16:16
Статья в формате PDF 108 KB...
07 11 2020 15:25:12
Статья в формате PDF 122 KB...
06 11 2020 15:49:33
Статья в формате PDF 130 KB...
05 11 2020 14:23:22
Статья в формате PDF 269 KB...
04 11 2020 14:29:28
Статья в формате PDF 87 KB...
03 11 2020 16:38:37
Статья в формате PDF 100 KB...
02 11 2020 5:16:43
Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...
01 11 2020 22:21:18
Статья в формате PDF 113 KB...
31 10 2020 5:17:38
Статья в формате PDF 149 KB...
28 10 2020 10:49:29
Статья в формате PDF 85 KB...
26 10 2020 15:55:45
Статья в формате PDF 250 KB...
25 10 2020 20:31:49
Статья в формате PDF 345 KB...
23 10 2020 7:19:33
Статья в формате PDF 125 KB...
22 10 2020 10:30:55
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
21 10 2020 16:27:50
Статья в формате PDF 148 KB...
20 10 2020 15:18:24
Статья в формате PDF 307 KB...
19 10 2020 6:56:38
Статья в формате PDF 109 KB...
18 10 2020 5:14:37
Статья в формате PDF 110 KB...
17 10 2020 14:34:43
Статья в формате PDF 116 KB...
16 10 2020 12:51:12
Статья в формате PDF 251 KB...
15 10 2020 5:11:55
Статья в формате PDF 136 KB...
14 10 2020 2:49:49
Статья в формате PDF 99 KB...
13 10 2020 2:11:41
Статья в формате PDF 313 KB...
11 10 2020 16:17:46
Статья в формате PDF 128 KB...
09 10 2020 17:43:16
Статья в формате PDF 126 KB...
08 10 2020 2:38:59
Статья в формате PDF 102 KB...
06 10 2020 4:44:50
Статья в формате PDF 262 KB...
04 10 2020 3:48:41
Статья в формате PDF 115 KB...
02 10 2020 12:54:27
В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...
01 10 2020 0:15:23
Статья в формате PDF 132 KB...
30 09 2020 11:28:43
Статья в формате PDF 137 KB...
29 09 2020 3:10:34
Статья в формате PDF 102 KB...
28 09 2020 20:40:42
Статья в формате PDF 259 KB...
27 09 2020 16:17:53
Статья в формате PDF 89 KB...
26 09 2020 1:41:47
Статья в формате PDF 251 KB...
25 09 2020 22:39:32
Статья в формате PDF 109 KB...
24 09 2020 8:51:18
Статья в формате PDF 189 KB...
23 09 2020 18:45:16
Статья в формате PDF 139 KB...
22 09 2020 17:19:38
Статья в формате PDF 144 KB...
21 09 2020 5:44:52
Статья в формате PDF 110 KB...
20 09 2020 10:12:26
Статья в формате PDF 323 KB...
19 09 2020 5:46:40
Статья в формате PDF 98 KB...
18 09 2020 0:36:49
Статья в формате PDF 109 KB...
17 09 2020 15:14:41
Статья в формате PDF 108 KB...
16 09 2020 15:18:58
Статья в формате PDF 155 KB...
15 09 2020 8:35:27
Статья в формате PDF 286 KB...
14 09 2020 10:15:29
Статья в формате PDF 94 KB...
13 09 2020 15:13:20
Статья в формате PDF 102 KB...
11 09 2020 13:11:42
Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...
10 09 2020 7:28:16
Статья в формате PDF 303 KB...
09 09 2020 12:20:31
Статья в формате PDF 114 KB...
08 09 2020 10:48:45
Статья в формате PDF 116 KB...
07 09 2020 8:42:26
Статья в формате PDF 112 KB...
06 09 2020 10:33:29
Статья в формате PDF 106 KB...
05 09 2020 6:12:46
Статья в формате PDF 252 KB...
04 09 2020 2:41:51
Статья в формате PDF 261 KB...
03 09 2020 2:42:34
Статья в формате PDF 131 KB...
02 09 2020 22:34:58
Статья в формате PDF 264 KB...
01 09 2020 15:21:38
Статья в формате PDF 112 KB...
31 08 2020 13:37:41
Статья в формате PDF 292 KB...
30 08 2020 12:22:52
Статья в формате PDF 113 KB...
29 08 2020 16:49:48
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::