IT-Reviews    

«УСТОЙЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ

c78089d0 Источник:
Гнатюк В.С. Статья в формате PDF 157 KB

Сегодняшнее мироощущение характеризуется, с одной стороны, парадоксальным сочетанием крайнего оптимизма, мотивированного развитием науки, технологий, но с другой стороны, столь же крайнего пессимизма, вызванного как раз разочарованием в этой самой современности, чувством некой пустоты, всеобщей неустойчивости. В этом контексте проблема устойчивого развития обретает новые смысловые грани, выходящие за рамки ставших уже традиционными сюжетов экологического кризиса, информационных и демографических колебаний, масштабных социальных потрясений, интенсивной трансформации общественных институтов, всей социокультурной сферы.

«Устойчивость социального развития» - социально-теоретическая тема, активно обсуждавшаяся экономической и философской общественностью в 70-е-90-е годы ХХ века. К настоящему моменту она стала привычной, термин «устойчивое развитие» приобрел облик публицистического штампа, за которым порой теряется острое и по-прежнему актуальное историко-культурное содержание. Интеллектуальную почву становления теоретической проблематики устойчивого развития составила социально-философская мысль ХХ столетия, внимание которой было приковано главным образом к процессам формирования глобального цивилизационного пространства, противоречиям постиндустриального общества, вооруженного информационными технологиями, распространению массовой культуры, «захвату» социальности деонтологизированными дискурсивными практиками, а также к возможным трансформациям человечества в будущем.

Философские грани этой проблемы традиционно исчерпывались указанием на необходимость укрепления нравственной ответственности человека перед обществом и природой и формированием «планетарного» мышления. Устойчивое развитие связывается с научным потенциалом современной цивилизации, на который возлагаются большие надежды в плане выработки конкретных оптимологических моделей дальнейшей эволюции, способных обуздать риски будущего. Сам феномен социальной устойчивости прочитывается сегодня в первую очередь как сугубо практический, требующий для своей реализации чисто инструментальных и волевых усилий со стороны политических, экономических и научных кругов.

Первые попытки формулировки теоретической модели социально-экономического развития с учетом экологических факторов исторической динамики, представления самого общества как единого организма, обладающего сложной структурой, хозяйственным комплексом, демографическими, этническими и др. параметрами, относятся к 60-70 гг. ХХ века (4, с.46-59). Следует также отметить деятельность Римского клуба, направленную на изучение проблем развития человеческого сообщества как единого глобального целого в условиях стремительного научно-технического прогресса ( 7; 8; 9). Главный вопрос который сфрмулировали участники Клуба: должен ли человек принимать развитие цивилизации как данность, или мир, в котором мы живем, нуждается в регуляции со стороны человечества? Однако вопросы, содержащиеся в «Докладах» Клубу пока остаются без ответа. Поиск механизмов, которые позволили бы обеспечить выживание и безопасное развитие человечества, продолжается (9, с.97).

В последующие годы идея о необходимости перехода человечества к устойчивому развитию продолжала детализироваться, а именно: программа устойчивого развития стала рассматриваться как единственная стратегия цивилизационной динамики, которая может спасти человечество от гибели. Такое понимание, с одной стороны, несет на себе печать модернистских интенций в науке и социальной практике, и, во-вторых, путает теоретические грани проблемы и ее практическое содержание. Возникает ощущение, будто вся история человечества до ХХ века была каким-то неустойчивым развитием и движением к некой границе возможностей человечества. Очевидно, что здесь не все так просто.

Согласно «Отчету по устойчивому развитию» ПРООН, «Устойчивое человеческое развитие - это развитие для людей и их благосостояния, для природы. Его наивысшим приоритетом является снижение нищеты, эффективная занятость, социальная интеграция и восстановление окружающей среды. Устойчивое человеческое развитие опирается на справедливость в пределах как одного, так и нескольких поколений, позволяя всем поколениям, настоящим и будущим, наилучшим образом использовать свои потенциальные способности во всех областях жизни: экономической, социальной, культурной и политической.

Универсальность жизненных потребностей является связующей нитью, объединяющей нынешние и пока еще неведомые, будущие задачи, в частности: сохранение и восстановление окружающей среды. Наиболее весомым аргументом в пользу защиты окружающей среды является этическая необходимость гарантировать поколениям будущего такие же возможности, которые были в распоряжении их предшественников. Этой гарантией является Устойчивое развитие.

...Эта универсальность жизненных потребностей - мощная идея, дающая философское обоснование многим направлениям современной политики» (10, с.39-40).

Другие определения (1, с.9-23; 2, с.27; 3, с.79) подчеркивают динамичность понятия «устойчивое развитие», целесообразность его перманентной корректировки и развития в соответствии с мировой динамикой, а также необходимость повсеместной пропаганды основных принципов, вкладываемых в основание самой концепции. Большой акцент делается именно на экологической проблематике, причем именно с последней увязывается и возможность духовного совершенствования человека.

Такое понимание сущности устойчивого развития, конечно, вполне адекватно для современного мира, в котором проблемы экономической (продовольственной, энергетической) безопасности, военной угрозы, экологической катастрофы и т. д. занимают первое место в рейтинге глобальных проблем. Однако следует заметить, что сфера практического обсуждения данной проблемы на уровне организаций, правительств пока больше содержит в себе пожеланий и намерений, нежели конкретных результатов.

Интересным представляется трактовка темы устойчивого развития в контексте перехода к новому типу цивилизации, которым и знаменуется собой новейшее время. Так, Н. Олдак выделяет три аспекта, обусловившие переломный характер мирового развития в современную эпоху: научно-технический прогресс, социальный прогресс, смена типа организации социального пространства в плане его совместимости с естественным природным бытием (6, с.28). Сейчас завершается длившийся практически всю историю (начиная с неолитической революции) цивилизационный цикл, базировавшийся на принципах покорения природы. Решение совокупности глобальных задач, стоящих перед обществом возможно на пути перехода к устойчивому развитию, которое и составляет основу нового цивилизационного цикла - равновесного как в отношении с природой, так и в внутри самой социальной реальности, гармонизирующей свои структурные и функциональные элементы. Такая равновесность, по мнению Олдака, будет приводить воздействие общества на природные системы в соответствие с их способностью нести антропогенную нагрузку и восстанавливаться естественным путем (6, с.44-51).

По мнению Н.Н. Моисеева основная причина социальноэкологического кризиса заключается в том, что какой-то отдельный вид становится в своей нише обитания монополистом. Монополия одного вида и приводит к нарушению равновесия и утрате устойчивости в развитии и среды обитания и самого данного вида, т. е. общества. Выход из данного кризиса может заключаться либо в полной гибели данного вида, либо в расширении самого ареала существования и соответственно образа жизни. Задача современного человечества состоит именно в том, чтобы качественно изменить свое взаимоотношение с природой, встать на путь разумной стратегии равновесного природопользования, коэволюции человека и природы (5,с.3-12). Современный цивилизационный слом по мнению ученого означает фактически новый виток антропогенеза.

Так или иначе, необходимо подчеркнуть, что исторически понятие устойчивого развития рождалось именно из вопросов экологии, из темы: как развиваться, не разрушая окружающей среды? Это важный подход, но он оставляет в тени другие культурно-антропологические сюжеты, связанные с внутренней структурой и ментальностью современного общества, которое и заставляет экономическое развитие становиться разрушительным. Суть вопроса, на который может и должна ответить именно философия, состоит вовсе не в том, где и как отыскать некий оптимум функционирования всех элементов общественной системы, т. е. найти «золотую середину». Этим как раз увлечено современное сциентизированное мировоззрение. Философский смысл определяется возможностью понять глубинные истоки столь болезненной заинтересованности человека в будущем, которые вышли за пределы экзистенциального ощущения и наложили печать на качество самой социальности сегодня, эпохальности как актуального интегрального опыта. Однако это тема большого отдельного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бутрос Бутрос Гали. Повестка дня для развития и другие документы ООН по этой теме. Нью-Йорк, 1995. С. 9-23.
  2. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Новосибирск: РАН, 1992. С. 27.
  3. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Ин-т охраны природы и заповед. дела, 1992. С. 79.
  4. Лейбин В. М. «Модели мира» и образ человека // Критический анализ идей Римского клуба: сб. статей. М.: Политиздат, 1982. С. 46-59.
  5. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие как стратегия переходного периода // Социально-экологический журнал 1995. № 7. С. 3-12.
  6. Олдак Н. Г. Введение в метасоциальный анализ. Теория экологически устойчивого развития. Новосибирск: НГУ, 1992. С. 28.
  7. Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. О. В. Захаровой. М.: Прогресс, 1980. С. 35.
  8. Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 68-72.
  9. Сейтов А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба) // А. Сейтов // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - С. 97.
  10. Human Development Report / UNDP. Oxford, 1987. p. 39-40



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ

В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...

21 01 2021 16:38:30

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ

Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...

19 01 2021 12:36:32

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

18 01 2021 15:41:29

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

17 01 2021 12:51:26

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

Статья в формате PDF 146 KB...

14 01 2021 15:14:19

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

31 12 2020 8:31:58

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

29 12 2020 3:26:31

Новые виды рыбопродуктов

Статья в формате PDF 115 KB...

26 12 2020 9:20:49

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

23 12 2020 10:14:34

Право и долг в самосознании русского народа

Статья в формате PDF 113 KB...

18 12 2020 9:52:57

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ГНОЙНЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ

Статья в формате PDF 115 KB...

13 12 2020 4:23:39

Сведенцов Евгений Павлович

Статья в формате PDF 294 KB...

10 12 2020 21:43:40

Закономерности экспертных оценок о сотрудничестве России и Европейского Союза в сфере образования

Реформы в образовании ума человека происходят всегда до новых циклов экономического возрождения из кризисов. Это запаздывание весьма большое у России. В развитых странах цикл реформ в образовании начинается за 3–5 лет до начала экономических реформ. Но в России долго запрягают, а потом несутся напролом, на авось. Поэтому колебательное возмущение мнений экспертов превалирует над постоянством, – менталитет очень неровный. Предлагается принципиально новая методика, основанная на анализе устойчивых закономерностей с волновыми составляющими и полученная по конкретным экспертным оценкам. Цель статьи – кратко показать возможности методологии идентификации свойств поведения у групп экспертов, как неких условных популяций много знающих и оценивающих людей, а также привести критерии поведенческой динамики по тем или иным экспертным оценкам об интернационализации российского образования. ...

09 12 2020 4:13:32

ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ

риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...

06 12 2020 0:29:51

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

Статья в формате PDF 117 KB...

03 12 2020 15:56:34

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

30 11 2020 23:30:38

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

27 11 2020 20:53:42

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

12 11 2020 2:14:54

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

Статья в формате PDF 140 KB...

02 11 2020 9:36:11

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

27 10 2020 7:47:46

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ

Статья в формате PDF 256 KB...

26 10 2020 3:39:15

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

16 10 2020 20:30:16

ЦИФРОВОЙ ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТР

Статья в формате PDF 271 KB...

15 10 2020 15:55:17

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ)

Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...

09 10 2020 4:32:48

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

02 10 2020 15:46:19

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

30 09 2020 21:55:52

ВОДА – НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ВОЛНОВОЙ ГЕНЕТИКЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

24 09 2020 1:31:31

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...

14 09 2020 7:51:15

MANAGEMENT OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

Статья в формате PDF 133 KB...

12 09 2020 9:41:10

Краснощекова Галина Алексеевна

Статья в формате PDF 177 KB...

11 09 2020 16:29:46

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 311 KB...

03 09 2020 22:56:59

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!