IT-Reviews    

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

c78089d0 Источник:
Зотова Ф.Р. Статья в формате PDF 142 KB

Анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы общеобразовательных учреждений позволили выявить противоречия между: необходимостью внедрения в педагогический процесс комплексной системы деятельности по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников и недостаточной теоретической и методологической разработанностью ее основ, фрагментарностью предлагаемых методических решений; необходимостью воспитания культуры здоровья учащихся и недостаточной компетентностью и активностью педагогов в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья; необходимостью мониторинга достигнутых школой результатов работы по предупреждению переутомления, сохранению здоровья учащихся и отсутствием научно обоснованных критериев оценки этой работы.

Цель исследования: разработать психолого-педагогические и организационные основы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 14 школах на протяжении 7 лет. Экспериментом было охвачено более 4,5 тысяч учащихся, более 200 учителей инновационных и типовых общеобразовательных школ.

Системный анализ показателей физического и психического здоровья учащихся инновационных и типовых общеобразовательных школ в рамках диагностирующего эксперимента позволил выявить следующие тенденции:

  • в период обучения с первого по одиннадцатый класс показатели индекса здоровья учащихся как инновационных, так и типовых общеобразовательных школ снижаются;
  • при переходе к предметному и профильному обучению у учащихся наблюдается достоверный прирост количества часто болеющих детей;
  • количество детей с хроническими заболеваниями в процессе обучения с 1 по 11 класс возрастает как при инновационной форме, так и при традиционной форме обучения, но в первой эта тенденция более ярко выражена;
  • исследование динамики умственной работоспособности в период обучения в средних классах (с 6 по 9 класс) показало, что до 8 класса количественно-качественные показатели умственной работоспособности выше у девочек по сравнению с мальчиками своего возраста; начиная с 9 класса юноши опережают девушек в показателях умственной работоспособности;
  • исследование уровня и характера школьной тревожности, корреляционный анализ факторов тревожности показал, что общая школьная тревожность учащихся тесно связана со страхом ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу, проблемами и страхами в отношениях с учителями.

Важнейшими социально-педагогическими причинами, обусловливающими переутомление и снижение здоровья учащихся, являются: учебные перегрузки школьников вследствие интенсификации учебного процесса; неадекватное отношение учащихся к школьным отметкам; высокая требовательность родителей к учебной успешности детей и подростков, престижность отличных оценок в семье; низкий уровень валеологической компетентности учителей; низкий уровень валеологической грамотности и активности, несформированность ценностного отношения к здоровью у учащихся и их родителей; «дидактические» причины - акцентирование внимания со стороны учителей на приобретение знаний и учебных навыков, выстраивание отношений «педагог-ученик» на основе учебных успехов и неудач, высокие темпы прохождения учебного материала, нежелание или отсутствие возможности в осуществлении индивидуально-дифференциро-ванного подхода к ученикам, низкий профессиональный уровень преподавания учебных предметов; недостаточность физической нагрузки вследствие низкой мотивации учащихся к занятиям физической культурой, низкой эффективности организованных форм физической активности; несоответствие режимных моментов гигиеническим требованиям; низкая эффективность профилактических мероприятий.

В ходе исследования разработана и внедрена модель системы деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления учащихся и сохранению их здоровья в виде поликомпонентной структуры.

Модельными характеристиками разработанной системы являются: цель; задачи; принципы; направления деятельности; формы и методы работы; структура управления; результаты.

Создание здоровьесохраняющей среды в образовательном учреждении - основная цель, которая определяет содержание и функции всех компонентов разработанной системы.

В качестве основополагающих принципов конструирования педагогически эффективной системы деятельности по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения были приняты следующие: принцип стимулирования и мотивирования активности; принцип тесной обратной связи и сопутствующей коррекции; принцип учета причинно-следственных связей; принцип последовательности и преемственности; принцип согласованности; принцип дифференцированного подхода; принцип индивидуализации; принцип целесообразности применения инновационных средств, методов, форм.

В рамках исследования разработана и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективную деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения:

  • учет индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся, особенностей их индивидуально-возрастного развития при обучении и воспитании;
  • систематическая диагностика у учащихся уровня утомления и переутомления, психического и физического здоровья и их учет в учебно-воспитательной деятельности;
  • предупреждение монотонности уроков, однообразия структуры и методов ведения урока;
  • повышение комфортности внутренней и внешней среды образовательного учреждения;
  • обязательное участие всех членов педагогического коллектива и медицинского работника в планировании и организации деятельности педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья; четкое распределение функций каждого при координирующей функции заместителя директора по охране здоровья детей или Совета по охране здоровья детей;
  • формирование ценностного отношения к здоровью у субъектов образовательного процесса;
  • тесное сотрудничество школы и семьи, активная позиция учащихся и их родителей в вопросах предупреждения переутомления и сохранения здоровья.

Внедрение экспериментальной программы «Ваше здоровье - в ваших руках», состоящей из комплекса мероприятий для учащихся и их родителей, педагогов экспериментальных школ, разработанной на основе вышеуказанной модели, способствовало тому, что в экспериментальных школах:

  • ­ ППК образовательного учреждения улучшился: а) по мнению учащихся - на 16,3%; б) по мнению педагогов - на 14,6%; в) по мнению родителей - на 14%;
  • ­ количество учащихся, имеющих высокий уровень школьной тревожности, снизился с 51,9% до 21,2%;
  • ­ снизились случаи проявления хронического утомления и переутомления к концу учебного года с 67,3% до 15,3%;
  • ­ отсутствуют резкие перепады работоспособности на протяжении учебного года к концу года;
  • ­ количество учащихся, умеющих составлять собственную тренировочную программу для решения индивидуальных задач, обладающих знаниями и умениями по воспитанию физических качеств, возросло с 19,2% до 88,4%;
  • ­ прирост суточной двигательной активности учащихся составил 20,6%-26,7%;
  • ­ прирост показателей физической подготовленности за период эксперимента составил 7,9%-30%;
  • ­ количество учащихся, овладевших знаниями о ЗОЖ и его составляющих, методами самодиагностики утомления и самомониторинга здоровья возросло с 11,5% до 84,6%;
  • ­ количество учащихся, активно использующих знания и умения по ЗОЖ в повседневной деятельности, увеличилось с 9,6% до 57,6%;
  • ­ количество родителей учащихся, активно участвующих в мероприятиях, проводимых в рамках эксперимента, возросло с 48% до 63,5%;
  • ­ количество учителей, овладевших методами диагностики утомления, мониторинга здоровья и коррекции негативных изменений в показателях психофизического здоровья, систематически реализующих здоровьесберегающие педагогические технологии, увеличилось с 35,7% до 85,7%;
  • ­ количество учащихся, имеющих низкий уровень здоровья, уменьшилось с 57,5% до 14,9%; количество учащихся, имеющих средний уровень физического здоровья возрос с 38,3% до 78,7% количество учащихся с высоким уровнем здоровья увеличилось с 4,3% до 6,4%;
  • ­ индекс здоровья за период эксперимента возрос с 32% до 42%.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

23 01 2021 13:37:54

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

20 01 2021 0:51:22

Приметы как формы национальной культуры

Статья в формате PDF 249 KB...

19 01 2021 2:20:43

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

18 01 2021 14:24:59

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИЙ ПО СОЧЕТАНИЯМ ГЕНОТИПОВ ПОЛИМОРФНЫХ ДНК – ЛОКУСОВ (TAG 1A И NCOI) DRD2, 256A/G ГЕНА SLC6A3 И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/ А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и А А локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных характеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...

15 01 2021 5:35:53

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

14 01 2021 21:44:24

Регулирование отношений между государствами

Статья в формате PDF 112 KB...

07 01 2021 1:47:49

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

05 01 2021 17:51:34

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

04 01 2021 8:49:30

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

25 12 2020 8:41:42

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

Статья в формате PDF 262 KB...

17 12 2020 15:26:39

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

04 12 2020 4:48:21

ЗЕЛЕНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья в формате PDF 302 KB...

03 12 2020 6:44:36

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 116 KB...

28 11 2020 2:55:47

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

Статья в формате PDF 110 KB...

16 11 2020 9:27:29

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ

Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...

14 11 2020 18:25:46

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

12 11 2020 4:51:34

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

21 10 2020 9:35:59

ДЕСТРУКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ В КОСТНОМОЗГОВЫХ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ

В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, характеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...

19 10 2020 15:36:43

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

11 10 2020 9:45:34

ВИНДЖАММЕРЫ – «ВЫЖИМАТЕЛИ ВЕТРА»

Статья в формате PDF 412 KB...

06 10 2020 17:13:32

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Статья в формате PDF 215 KB...

04 10 2020 19:56:51

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

03 10 2020 17:51:28

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

Статья в формате PDF 320 KB...

02 10 2020 2:53:25

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ (учебник)

Статья в формате PDF 107 KB...

30 09 2020 18:37:57

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

27 09 2020 12:42:15

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...

19 09 2020 20:29:26

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА

Статья в формате PDF 152 KB...

15 09 2020 21:16:56

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Статья в формате PDF 301 KB...

12 09 2020 23:32:28

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ЧИСЛЕННОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Статья в формате PDF 390 KB...

07 09 2020 2:48:21

ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОФЛОРЫ У БОЛЬНЫХ, ОПЕРИРОВАННЫХ НА ПОВРЕЖДЕННОЙ СЕЛЕЗЕНКЕ

Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...

05 09 2020 10:19:31

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

В статье приведены спорные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу ( А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

02 09 2020 0:52:18

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

Статья в формате PDF 111 KB...

01 09 2020 12:22:21

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

31 08 2020 6:23:50

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!