IT-Reviews    

МОДЕЛЬ АДАПТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ)

c78089d0 Источник:
Кулик А.В. Статья в формате PDF 172 KB Опыт работы показал, что значительная часть первокурсников не готовы изучать общеобразовательные предметы, поэтому возникла необходимость разработки модели адаптивного курса.

Модель как система состоит из следующих компонентов: установочно-целевой, содержательный, технологический, результативно-продуктивный.

Под установочно-целевым компонентом мы понимаем создание адаптивных условий для целенаправленного курса повторения школьного материала по предмету. Это предполагает выделение базовых содержательных линий школьного курса, углубление и расширение которых составляет содержание дисциплины в ВУЗе, с одной стороны, а с другой - развитие общеинтеллектуальных умений студентов, их логического мышления. При этом акцентируется развивающая функция, которая реализуется через конкретное содержание адаптационного курса. Приоритет развивающей функции является практически абсолютным, хотя, безусловно, интеллектуальное развитие учащихся происходит на предметном материале, обеспечивая одновременно с личностным развитием повышение общекультурного уровня и достижение необходимого уровня функциональной грамотности.

Подготовка происходит в специально организованных группах первокурсников и достигается за счет применения совместного уровневого дифференцированного обучения, представляющего целостную систему дополнительных учебных занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы, организованных в соответствии с принципом преемственности и технологии уровневой дифференциации.[1] При этом на каждом занятии выделяются: конкретные дифференцированные микроцели, сформулированные в деятельностной форме; краткое содержание учебного материала в соответствии с целями; диагностический материал по выявлению достижения целей; содержание дифференцированных домашних заданий. После проверки на первом занятии уровня развития интеллекта и остаточных знаний по основным содержательным линиям курс школьной математики (два вида тестов) выделяется значительная часть студентов, уровень которых не позволяет без организованной системы дополнительных занятий, освоить программный материал по высшей математике. Опыт показывает, что число таких студентов колеблется на уровне 50 -70 % студентов группы.

Тестирование позволяет выделить «слабых» студентов и проанализировать индивидуальные психологические особенности их неуспешности. Мы выделяем условно три подгруппы студентов:

  1. К первой группе отнесем студентов, которые имеют большие пробелы в «знаниевом» блоке, но удовлетворительный уровень развития общеинтеллектуальных умений, что позволит им достаточно успешно продолжать обучение, при условии, что в процессе адаптивного курса необходимые фундаментальные знания и умения будут усвоены в систематизированном виде.
  2. Ко второй группе отнесем студентов, которые обладают низким уровнем развития учебных и интеллектуальных умений, а вследствие этого даже при их добросовестном отношении к учебе, успешного продолжения без адаптационного курса с усиленной развивающей компонентой невозможно.
  3. К третьей группе отнесем студентов, которые помимо низкого уровня интеллектуальных умений демонстрируют и полное отсутствие мотивации к учебе. Эта категория студентов самая проблематичная, но надо сделать попытки средствами адаптационного курса наметить положительные сдвиги.

Таким образом, адаптивный курс должен быть ориентирован, в первую очередь на развитие логического мышления, правильное восприятие математического материала, а во-вторых, на концентрированное повторение фундаментальных, необходимых для продолжения изучения высшей математики знаний и основных умений.

Помимо учета когнитивного опыта студентов модель предусматривает учет когнитивного стиля, исследование которого опирается на понимание когнитивного конструкта М.Н. Берулава, Г.А.Берулава.

Под когнитивным стилем понимается способ восприятия окружающего мира и той информации, которая поступает извне в мозг, создание собственного образа мира.

В предлагаемой модели организации адаптивной учебно-познавательной деятельности принимается классификация М.Н. Берулава, Г.А.Берулава, которые выделяют 6 видов когнитивных стилей, которые можно объединить в два типа интегральный и дифференциальный. Интегральный тип характеризуется тем, что смысл предъявляемой информации воспринимается как единый смысловой образ. Дифференциальный тип характеризуется тем, что субъект воспринимает информацию, дифференцируя ее на множество отдельных объектов. Каждый из этих типов имеет виды: теоретический, деятельностный, эмоциональный.

На основе педагогической диагностики когнитивных стратегий строится индивидуальная образовательная траектория, учитывающая особенности усвоения внешней информации и обусловливающая логику изложения учебного материала. Учащимся с когнитивным интегральным стилем лучше воспринимается информация, изложенная по принципу «от целого к частям», от «общего к частному» (содержательная интеграция). Для обучающихся с диференциальным когнитивным стилем оптимальным для усвоения является вариант с противоположной логикой представления информации (линейной). Таким образом, каждому студенту, включенному в работу по адаптации, присваивается (абстрактно) пара индексов, первый индекс означает номер группы по «когнитивному опыту», второй индекс означает «тип когнитивного стиля». Например, пара (2д) означает, что студент Х обладает низким уровнем общеинтеллектуальных умений с одной стороны, а с другой стороны, его индивидуальный когнитивный тип - дифференциальный, т.е. предлагаемые ему для работы карточки должны быть с ярко выраженной развивающей функцией, причем задания должны строится по схеме «от частного к общему».

Содержательный компонент модели адаптивного курса характеризует взаимосвязь интеллектуальных умений студента с усваиваемым базовым содержанием предмета, причем акцентируется прикладной характер знаний, межпредметные и внутрипредметные связи. Сформулированные цели и содержание адаптивного курса требуют обновления методов структурирования учебного материала. Наиболее эффективна система укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Именно в методике математики и других естественных дисциплинах идея УДЕ оказалась наиболее разработанной.[2] Объясняется это тем, что сама математика (и естественно-научные дисциплины) отличается от гуманитарных учебных предметов большей взаимосвязью понятий, фактов, методов, их систематизацией, уровнем обобщения, наличием аналогий, т.е. всего того, что наполняет содержание понятия укрупнения дидактических единиц. Поэтому естественно структурировать содержание адаптивного курса, основываясь на идее УДЕ, так как при этом выполняются требования быстрого и эффективного повторения учебного материала.

В дидактике УДЕ рассматривается с позиций обобщения и систематизации знаний. Д.Б. Эльконин отмечал, что усвоение большого количества информации за одно и то же время возможно только путем укрупнения единиц усвоения, которое происходит посредством теоретических обобщений и их систем. В теории познания сложных систем укрупнение рассматривается, как общенаучная категория, оно помогает кратчайшим способом получить существенную часть информации о сложной системе. Укрупнение означает способ рассмотрения системы в более крупном плане, построение простой модификации объекта, которая сохраняет свойства последнего. Механизмом осуществления укрупнения является обобщение, а методом и средством - упрощение, которое преобразует систему с понижением сложности. Идея укрупнения находит свое отражение во многих областях науки, но ее осознание как дидактической проблемы произошло в трудах П.М.Эрдниева. Его теория УДЕ представляет систему крупноблочного построения учебного материала, ядром теории является положение об укрупненном подходе к организации содержания материала, согласно которому, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц .

Термином УДЕ означают совокупность следующих характеристик: Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, теорем и т.п.; Единство процессов составление и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.); Рассмотрение во взаимосвязях определенных заданий (деформированных упражнений); Обращение структуры упражнений; Выявление природы математического знания, достижение системности; Реализация принципа дополнительности в системе упражнений.[3] (с.7).

Анализ многих учебников позволяет утверждать, что хотя задачи любой из тем связаны предметным содержанием, но деятельностные связи между их решениями в основном отсутствуют, каждая задача воспринимается «как новая». Не акцентируется неоспоримый факт, что использование зависимости одного решения от другого облегчает процесс решения каждой задачи и усвоение метода целиком. Использование блоков задач актуализирует усвоенные действия, приводит их к постоянному применению в новых ситуациях, в сочетаниях с различными другими способами деятельности. Таким образом, естественно происходит повторение изученного как бы «без повторения». Поэтому в адаптивном курсе именно таким способом предлагается решать проблему повторения базисных знаний и необходимых умений.

Но помимо эффективного повторения способом УДЕ решается и проблема развития общеинтеллектуальных умений, так как укрупнение действий основывается на логических операциях. Это проявляется в блоках задач, составленных на такой основе:

  • Каждая последующая задача расширяет предшествующую, т.е. решение последующей непосредственно опирается на решение предыдущей, дополняя ее новыми действиями;
  • Любые две соседние задачи могут быть взаимообратными друг другу;
  • Любая последующая задача может быть противоположной для предыдущей, либо ее обобщать, либо быть аналогом.

Конструирование блоков опирается на методические приемы: рассмотрение аналогов; обобщение и конкретизация задач; замена требования задачи другим требованием; обращение задачи; построение противоположной задачи; рассмотрение цепочки «основная задача - вспомогательные задачи»; построение блока задач на основе одной ситуации.

Следовательно, при построении содержания на основе УДЕ могут быть реализованы и развивающие цели, и образовательные цели курса. Технологический компонент модели определяет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, методов, приемов и системы средств обучения, при которых реализуем интегративно- дифференциальный подход.

Особенностью данного компонента модели является применение для организации содержания его модульного представления на основе УДЕ, а следовательно, систематическое чередование в каждом модуле обучения, взаимообучения, самообучения, рейтинг- контроля, самоконтроля, индивидуального, группового, фронтального способов организации учебно-познавательной деятельности с акцентом на индивидуальные. Интегрально-дифференцированный модуль презентируется студенту в виде набора информационных карт на бумажных носителях, либо с помощью компьютерных программ. Эффективность такой организации учебного процесса заключается, прежде всего, в приучении к самостоятельной учебной деятельности; позволяет выдавать наборы карточек, соответствующих паре индексов студента, осуществляя индивидуальный подход; учитывает обратную связь «студент - преподаватель», что позволяет корректировать процесс и вести рейтинг- контроль.

Традиционно в дидактике выделяют три уровня усвоения знаний: минимальный, основной, углубленный, что соответствует трем видам учебной деятельности: репродуктивному, конструктивному и творческому. В организуемой нами работе со «слабыми» студентами потребностей в составлении карточек третьего уровня особой необходимости нет, поэтому надо предусмотреть только набор дополнительных заданий по задачам модуля.

Методы обучения и формы организации учебного процесса являются основой методической системы преподавателя. В установочно - целевом компоненте уже описывался наш подход к учету когнитивных стилей студентов, поэтому определим методы обучения наиболее предпочтительные для каждого из типов. Если студент обладает интегративным когнитивным стилем (теоретическим, деятельностным или эмоциональным), то предпочтение в логике изложения отдается дедуктивным методам. Такая логика требует перехода от рассмотрения общего типового к частным случаям. Такое обучение по логике развертывания информации, подлежащей усвоению, английский психолог Д.Норман назвал «паутинным» обучением. Для дифференциального стиля (теоретического, деятельностного или эмоционального) наиболее предпочтительными являются методы индуктивные, реализующие логику раскрытия учебного материала от частного к общему, линейно через обобщение к целостному образу объекта. При этом надо иметь в виду, что в карточках такого вида должно быть представлено значительное число частных случаев, чтобы было достаточно примеров для синтезированного вывода.

По характеру познавательной деятельности методы характеризуют глубину усвоения информации, они характерны для всех типов когнитивных стилей, наиболее предпочтительны для адаптационного курса репродуктивные методы, которые сопровождаются применением конструктивных методов. Так как курс краткосрочный (не более двух месяцев), собраны студенты с минимальным уровнем знаний, то применение квазиисследовательских методов считаем преждевременным.

По способу управления методы организации познавательной деятельности традиционно делятся на фронтальные (под руководством преподавателя), групповые (под руководством лидера) и самостоятельные. Комбинации этих форм рекомендуются при всех когнитивных стилях. Но, прежде всего, подчеркнем, что методическая помощь преподавателя должна быть вариативной, для выделенных трех групп студентов по уровню когнитивного опыта помощь должна быть именно для третьей группы, они более всего нуждаются во внешнем руководстве. Основными методами организации учебной деятельности являются методы самостоятельной работы, поскольку одним из главных признаков модульной технологии используемой в адаптационном курсе является самостоятельная работа по усвоению учебных модулей основанных на УДЕ.


[1] Берулава М.Н. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1996.

[2] Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.

[3] Там же




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Развитие стекловидного тела глаза человека

Статья в формате PDF 111 KB...

20 10 2020 1:46:54

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Статья в формате PDF 165 KB...

19 10 2020 2:19:41

Репродуктивное здоровье подростков

Статья в формате PDF 127 KB...

16 10 2020 9:41:47

ПОЛИТРАВМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Статья в формате PDF 244 KB...

14 10 2020 7:43:57

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

11 10 2020 11:19:47

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

18 09 2020 4:25:12

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

14 09 2020 0:15:25

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

09 09 2020 4:18:35

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

19 08 2020 13:51:35

КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Современный этап развития мирового и отечественного языкознания характеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. « Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В. А.  Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий характеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...

14 08 2020 14:13:16

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

08 08 2020 11:58:46

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера- Шубникова. ...

25 07 2020 13:48:35

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

Статья в формате PDF 114 KB...

21 07 2020 22:20:21

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

15 07 2020 17:40:56

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

10 07 2020 23:57:34

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА «КОРТЕКСИН» У ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ ИК-СПЕКТРОМЕТРИИ

Малоизученным направлением в диагностике психосоматических заболеваний является исследование физико-химических характеристик крови. Методы, применяемые в диагностике и контроле лечения психосоматических заболеваний в целом, и задержке психического развития в частности ( З П Р), являются достаточно субъективными. Во многом это обусловлено отсутствием однозначных лабораторно-диагностических методов, позволяющих осуществлять диагностику на ранних этапах заболевания. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей И К – спектра сыворотки крови детей подросткового возраста. В качестве субстрата для исследования использовали сыворотку крови больных детей, которую затем подвергали И К-спектроскопии с регистрацией спектров поглощения в области 3500-963 см-1. Исследована сыворотка крови 30 детей с диагнозом З П Р и 30 здоровых, сопоставимых по возрасту и полу. Было проведено сравнение И К-спектра сыворотки крови больных с  З П Р и здоровых доноров. Достоверно выявлена разница показателей инфракрасной спектрометрии в норме и патологии, а так же проверена эффективность применяемой терапии. Таким образом, с помощью И К-спектрометрии установлены особенности спектров сыворотки крови детей подросткового возраста и выявлены отличия в спектре у детей с  З П Р и динамические изменения в процессе лечения, что может использоваться для диагностики данной патологии, а так же для контроля за эффективностью проводимого лечения. ...

08 07 2020 22:35:55

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА

Статья в формате PDF 87 KB...

03 07 2020 16:14:41

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Статья в формате PDF 98 KB...

01 07 2020 13:29:16

Взаимодействие науки и технологии

Статья в формате PDF 267 KB...

27 06 2020 2:46:46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЕПАРАТОРА

Статья в формате PDF 116 KB...

21 06 2020 11:31:14

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

20 06 2020 6:51:25

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

19 06 2020 19:42:18

О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...

13 06 2020 10:13:34

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

12 06 2020 2:29:56

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 294 KB...

07 06 2020 22:38:37

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

29 05 2020 0:55:17

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!