МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В современной педагогической науке становление субъектной позиции учащихся имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического развития общества. Государству требуются высоко образованные люди, способные принимать решения, прогнозировать последствия, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. В связи с этим, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектной позиции личности ребенка, предполагающая не пассивное ожидание, а активное действие с опорой на себя, свой личностный потенциал.
В процессе предпрофильного психолого-педагогического сопровождения был проведен анализ анкетирования учащихся 9-х классов, который показал низкий уровень сформированности субъектной позиции старшеклассников. С целью развития субъектной позиции воспитанников была разработана модель формирования субъектной позиции учащихся.
Модель представлена в форме треугольника и вписанного в него круга. Жёсткая фигура треугольника характеризует устойчивость человека в жизни, четкость убеждений. Его стороны - соотношение понятий: «личность», «индивидуальность», «субъектность», поскольку каждый человек при формировании своей жизненной позиции одновременно выступает как индивидуальность, как личность и как субъект (рисунок 1).
Субъектность характеризуется, как способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчет в произведенном и совершенном действии.
Личность характеризует социальное лицо, портрет человека.
Индивидуальность - личный, свойственный данному индивидууму характер, отличающийся от всех других.
Углы треугольника - краеугольные камни - те целевые установки личности, которые обеспечат её уверенность, самостоятельность, конкурентоспособность и счастье в жизни.
Рисунок 1. модель формирования субъектной позиции учащихся
Каждый уровень представляет сферу проявления субъектной позиции школьника
- Проявления субъектной позиции первого уровня определяются активностью субъекта в том или ином виде деятельности, самостоятельностью принятия решения и саморегуляцией.
- Обогащение субъектной позиции на втором уровне проявляется собственной инициативой к новым формам деятельности через диалоговое общение и речевую культуру.
- Проявление субъектности на третьем уровне отмечается умением предвидеть, способностью ориентироваться и соотносить собственные действия.
- Субъектная позиция четвертого уровня характеризуется процессом самопознания внутренних психических актов и состояний через самооценку, рефлексию произведенных действий и самоопределение личности.
- Субъектная позиция пятого уровня проявляется в умении прогнозировать свои действия, строить планы собственного будущего, разрешать свои проблемы, нести ответственность за свои поступки.
Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что мы исследуем именно субъекта, а не индивида, индивидуальность.
Высокий уровень субъектной позиции отмечается, если:
- активность мотивирована учащимися, решения принимаются без посторонней помощи, эмоции и поведение контролируемы;
- инициатива проявлена в течение всего занятия, отмечается свободное вхождение в контакт, выражен интерес к собеседнику, легко поддерживается продуктивный диалог, характеризующийся, выразительностью, точностью и правильностью речи;
- выбор нужного направления осуществляется самостоятельно, умея предвидеть будущую ситуацию, сопоставляя действия и явления;
- учащиеся, самостоятельно осуществляя выбор на рефлексивной основе, умеют производить самоанализ и самооценку;
- старшеклассники, самостоятельно прогнозируя свое будущее, решая свои проблемы, отвечают за свои поступки и действия.
Средний уровень, если:
- активность периодически стимулируется учителем, решения принимаются совместно, эмоции и поведение не всегда контролируемы;
- наблюдается спад и подъем инициативности, вхождение в контакт и в диалог осуществляется с помощью собеседника, редко нарушаются нормы литературного языка;
- определение нужного направления, предвидение ситуации и ее сопоставление производится с посторонней помощью;
- выбор дальнейшего пути производится под влиянием наставника; самоанализ делается с помощью окружающих, испытываются затруднения в оценивании себя;
- прогноз будущего осуществляется с посторонней помощью, наблюдается частичное разрешение собственных проблем и недостаточная ответственность за свои поступки.
Низкий уровень, если:
- активность не проявлена, решения учащимися самостоятельно не принимаются, поведение, и эмоции слабо контролируемы;
- инициатива отсутствует, наблюдаются трудности в общении, пассивность в диалоге, часто допускаются нарушения норм литературного языка, речь отличается бедностью лексикона;
- отмечается отказ от самостоятельного выбора нужного направления, не проявлено умение самостоятельно предвидеть, сопоставлять;
- актуальность выбора не осознается, констатируется неумение дать самоанализ произведенным действиям, неадекватность самооценки;
- наблюдается неготовность прогнозировать свое будущее, неумение решать свои проблемы самостоятельно и брать ответственность на себя.
Апробация работы с моделью субъектной позиции показала ее эффективность, поскольку модель ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни, самостоятельный выбор, основанный на самопознании и свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.
Модель позволяет:
- чётко представить, какими показателями характеризуются проявления субъектности, и какими критериями измеряются эти показатели.
- определить методы педагогического воздействия и распределить поле влияния с таким расчетом, чтобы максимально использовать содержательный и технологический компонент.
- показать ученику цель, к которой необходимо стремиться и мотивировать специальную субъектную деятельность для достижения этой цели.
На экспериментальных курсах было проведено исследование влияния содержания и технологии, что позволило прийти к выводам:
- Сочетание содержания и формы эффективно при условии, когда педагог на каждом занятии обеспечивает применение теоретических знаний на практике.
- Эффективными формами организации занятий являются: деловая и ролевая игра, ситуация-проба, речевая ситуация, студия, дискуссия, дистанционное обучение.
- Содержание элективных курсов привлекает учащихся если:
- они видят возможность применения полученных знаний в повседневной жизни и учебной деятельности (в школе, вузе);
- ощущают продукт своей деятельности;
- чувствуют позитивные изменения в своем облике;
- им предоставляется возможность исследовать свою жизнь и жизнь окружающих.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 16.06.2008 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 87 KB...
24 01 2021 22:42:55
В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...
23 01 2021 6:30:58
Статья в формате PDF 278 KB...
22 01 2021 10:11:10
Статья в формате PDF 495 KB...
21 01 2021 10:38:51
Статья в формате PDF 115 KB...
20 01 2021 2:43:12
С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
19 01 2021 7:51:48
Статья в формате PDF 121 KB...
16 01 2021 5:20:40
Статья в формате PDF 245 KB...
15 01 2021 7:29:10
Статья в формате PDF 130 KB...
14 01 2021 13:56:23
В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...
13 01 2021 0:34:41
Статья в формате PDF 96 KB...
11 01 2021 12:40:44
Статья в формате PDF 97 KB...
10 01 2021 2:12:46
Статья в формате PDF 102 KB...
09 01 2021 7:20:37
Разработан способ производства хлеба из целого зерна. Снижение микробиологической обсеменненности зерна осуществляется с помощью природных консервантов, которые можно вносить на стадии замачивания зерна или приготовления теста. Для повышения качества хлеба, сокращения продолжительности замачивания зерна, повышения степени его дисперсности при получении теста целесообразно использовать цитолитические ферментные препараты. ...
08 01 2021 23:23:44
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
07 01 2021 11:34:15
Статья в формате PDF 100 KB...
06 01 2021 23:29:10
Статья в формате PDF 121 KB...
05 01 2021 6:37:33
Статья в формате PDF 167 KB...
03 01 2021 20:33:33
Проведено изучение состояние микрофлоры у пациентов после различных операций, выполненных по поводу повреждений селезенки в отдаленном послеоперационном периоде. В результате проведенного исследования установлено, что сохранение селезенки предотвращает изменения микрофлоры, так как полученные результаты соответствовали данным группы сравнения. В тоже время, удаление селезенки приводит к нарушению микрофлоры. ...
02 01 2021 22:26:23
Статья в формате PDF 124 KB...
01 01 2021 0:20:47
« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...
31 12 2020 12:40:52
Статья в формате PDF 129 KB...
30 12 2020 14:43:10
Статья в формате PDF 106 KB...
29 12 2020 14:55:18
Статья в формате PDF 101 KB...
28 12 2020 20:54:57
Статья в формате PDF 106 KB...
27 12 2020 17:21:33
Статья в формате PDF 303 KB...
26 12 2020 12:32:35
Статья в формате PDF 258 KB...
25 12 2020 1:39:43
Статья в формате PDF 104 KB...
24 12 2020 14:40:57
Статья в формате PDF 114 KB...
23 12 2020 20:45:39
Статья в формате PDF 118 KB...
22 12 2020 8:37:10
Статья в формате PDF 135 KB...
20 12 2020 18:47:21
Статья в формате PDF 140 KB...
18 12 2020 16:58:56
Статья в формате PDF 110 KB...
16 12 2020 12:18:35
Статья в формате PDF 133 KB...
13 12 2020 20:26:54
Статья в формате PDF 132 KB...
12 12 2020 9:57:34
Статья в формате PDF 159 KB...
09 12 2020 5:27:14
Статья в формате PDF 252 KB...
08 12 2020 13:55:44
Статья в формате PDF 136 KB...
07 12 2020 11:59:56
Статья в формате PDF 315 KB...
06 12 2020 6:57:17
Статья в формате PDF 115 KB...
05 12 2020 18:26:44
Статья в формате PDF 131 KB...
04 12 2020 11:57:21
Статья в формате PDF 688 KB...
03 12 2020 19:32:55
Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний ( И Д С), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...
02 12 2020 15:37:47
Статья в формате PDF 119 KB...
30 11 2020 13:19:32
Статья в формате PDF 116 KB...
29 11 2020 17:35:49
Статья в формате PDF 99 KB...
28 11 2020 11:48:26
Статья в формате PDF 124 KB...
27 11 2020 17:27:23
Статья в формате PDF 127 KB...
26 11 2020 1:32:15
Статья в формате PDF 112 KB...
25 11 2020 9:47:39
Статья в формате PDF 110 KB...
22 11 2020 6:20:38
Статья в формате PDF 128 KB...
21 11 2020 15:57:45
Статья в формате PDF 102 KB...
20 11 2020 10:14:42
Статья в формате PDF 252 KB...
19 11 2020 4:21:38
Статья в формате PDF 157 KB...
18 11 2020 0:47:41
Статья в формате PDF 103 KB...
17 11 2020 12:53:42
Статья в формате PDF 379 KB...
16 11 2020 18:55:16
Статья в формате PDF 198 KB...
15 11 2020 3:32:45
Статья в формате PDF 110 KB...
14 11 2020 12:32:39
Статья в формате PDF 126 KB...
13 11 2020 14:34:44
Способ глазомерного учета выхода сортиментов из деревьев лесного древостоя широко применялся в дореволюционное время под названием коммерческая таксация. Исходя из биотехнического принципа в лесной экономике показана возможность выполнения коммерческой таксации древостоя моделированием стоимостных и возрастных распределений лесных деревьев по текущим рыночным ценам на круглые лесоматериалы. ...
12 11 2020 8:11:37
Статья в формате PDF 848 KB...
11 11 2020 18:55:13
Статья в формате PDF 252 KB...
10 11 2020 16:53:39
Статья в формате PDF 289 KB...
09 11 2020 5:50:57
Статья в формате PDF 124 KB...
08 11 2020 16:49:17
Статья в формате PDF 314 KB...
06 11 2020 7:43:49
Статья в формате PDF 211 KB...
05 11 2020 17:26:18
Статья в формате PDF 133 KB...
04 11 2020 9:54:52
Статья в формате PDF 98 KB...
03 11 2020 2:21:41
Статья в формате PDF 107 KB...
02 11 2020 1:13:31
Статья в формате PDF 141 KB...
01 11 2020 1:37:22
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
31 10 2020 4:16:29
Статья в формате PDF 119 KB...
29 10 2020 2:50:39
Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
28 10 2020 6:47:43
Статья в формате PDF 86 KB...
27 10 2020 22:50:50
Статья в формате PDF 99 KB...
26 10 2020 8:26:18
Статья в формате PDF 115 KB...
24 10 2020 18:12:40
Статья в формате PDF 353 KB...
23 10 2020 20:39:53
Статья в формате PDF 126 KB...
22 10 2020 13:54:52
Статья в формате PDF 245 KB...
21 10 2020 1:12:38
Статья в формате PDF 110 KB...
20 10 2020 11:37:52
Статья в формате PDF 261 KB...
19 10 2020 11:58:41
Статья в формате PDF 134 KB...
17 10 2020 9:56:44
Статья в формате PDF 127 KB...
16 10 2020 1:32:11
Статья в формате PDF 103 KB...
15 10 2020 6:37:56
Статья в формате PDF 244 KB...
14 10 2020 4:39:40
Статья в формате PDF 130 KB...
13 10 2020 13:53:19
Статья в формате PDF 117 KB...
12 10 2020 0:18:17
Статья в формате PDF 89 KB...
11 10 2020 8:57:31
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
10 10 2020 19:13:29
Статья в формате PDF 249 KB...
09 10 2020 4:27:40
Статья в формате PDF 269 KB...
08 10 2020 2:16:17
Статья в формате PDF 132 KB...
07 10 2020 14:55:18
Статья в формате PDF 113 KB...
06 10 2020 23:23:55
Статья в формате PDF 119 KB...
05 10 2020 11:54:39
Статья в формате PDF 286 KB...
04 10 2020 6:35:14
Статья в формате PDF 100 KB...
02 10 2020 10:19:45
Статья в формате PDF 107 KB...
01 10 2020 19:47:16
Статья в формате PDF 127 KB...
30 09 2020 17:57:22
Статья в формате PDF 106 KB...
29 09 2020 3:48:47
Статья в формате PDF 101 KB...
28 09 2020 19:22:26
Статья в формате PDF 137 KB...
27 09 2020 6:37:21
Статья в формате PDF 113 KB...
26 09 2020 21:32:15
Статья в формате PDF 114 KB...
25 09 2020 5:33:22
Статья в формате PDF 213 KB...
23 09 2020 13:31:15
Статья в формате PDF 124 KB...
21 09 2020 12:59:36
Статья в формате PDF 142 KB...
20 09 2020 9:54:12
Статья в формате PDF 175 KB...
19 09 2020 17:36:31
Статья в формате PDF 115 KB...
18 09 2020 19:54:47
Статья в формате PDF 218 KB...
17 09 2020 12:30:15
В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...
16 09 2020 23:24:59
Статья в формате PDF 104 KB...
14 09 2020 1:42:10
Статья в формате PDF 253 KB...
13 09 2020 5:13:57
Статья в формате PDF 104 KB...
12 09 2020 7:22:42
Статья в формате PDF 348 KB...
11 09 2020 6:19:50
Статья в формате PDF 106 KB...
10 09 2020 17:28:20
В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...
09 09 2020 12:18:25
Статья в формате PDF 722 KB...
07 09 2020 23:50:22
Статья в формате PDF 345 KB...
06 09 2020 10:18:58
Статья в формате PDF 254 KB...
05 09 2020 13:37:55
Статья в формате PDF 232 KB...
03 09 2020 11:49:49
Статья в формате PDF 265 KB...
01 09 2020 10:22:11
Статья в формате PDF 288 KB...
31 08 2020 5:53:44
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::