IT-Reviews    

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

Кузнецова И.В. Хмелев С.С. Орлов С.Б. Евдокимова Е.Г.

Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание.

Статья в формате PDF 151 KB

Наступивший XXI век видится в координатах стремительных перемен, в координатах глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. По общему признанию он призван стать веком человеческих качеств (интеллектуального потенциала). Этим определяется особая значимость образования, «ибо только образование обеспечивает производство человека не как лишь биологического, а как социального существа, как мыслящей и ответственной личности, как носителя культуры и представителя конкретной профессии - если угодно, и как zoo politikon, и как homo sapiens, и как homo faber» [8].

Вместе с тем, сложившаяся в обществе в постперестроечный период и по-прежнему существующая сейчас неопределенность выбора социальных приоритетов, высокая социальная инфантильность молодежи [6], отставание в сфере наукоемких технологий, с одной стороны, и высокий уровень сложности (абстракции) отдельных естественнонаучных дисциплин, с другой, привели к снижению интереса к ним, и в частности, к химии. По степени абстракции химия является вторым после математики учебным предметом и требует для успешного усвоения достаточно развитых логических мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации и т.д. Но школьное образование в силу ряда объективных и субъективных причин не позволяет должным образом развить навыки логического мышления. И если в школе их недостаточность может быть скомпенсирована хорошей памятью, то в вузе это становится невозможным из-за существенного увеличения объема информации. Для решения данной проблемы разными авторами [1, 5] была предложена сходная по сути учебная технология, позволяющая сформировать последовательно весь инструментарий познания: логические операции ® понимание ® знание. Однако, несмотря на прогрессивность такого подхода, его успешное внедрение невозможно без развития навыков коммуникации, формирования стереотипов профессионального общения. Среди них в вузе наиболее значимы: способность и готовность студентов установить контакт с окружающими людьми, обращение к окружающим за недостающей информацией, умение и желание задать вопрос, конкретизировать непонятный материал, поддержать собеседника в случае неверного ответа, высказать собственное суждение, как по поводу обсуждаемой информации, так и по поводу самой ситуации межличностных взаимодействий. Нетрудно видеть, что перечисленные навыки предполагают не только предметное, но и межличностное, т.е. социальное взаимодействие между всеми партнерами образовательного процесса: студент - лектор, студент - преподаватель семинарского занятия, студент - студент. Ведь процесс обучения - обоюдный, преподаватель «дает» знания, а студент «берет» или «не берет» эти знания. И если что-либо из перечисленных навыков не было успешно освоено, то есть социальный аспект коммуникации не получил должного развития, между студентом и преподавателем не возникло ощущение общей образовательной цели [3], предметная коммуникация студентов в учебном взаимодействии может быть затруднена, что отражается на образовательных результатах, в поверхностном освоении материала без личностного понимания и интерпретации.

Значит, организация учебного процесса как пространства познавательной коммуникации, должна предусматривать не только освоение предметных знаний, но и освоение опыта социальных отношений субъектов. Во многом данный опыт определяется освоенными в процессе предыдущей учебной деятельности способами предметного и межличностного взаимодействия, представлением о собственной успешности, о допустимых способах взаимодействия, о собственной статусности. Таким образом, именно навыки социальной коммуникации лежат в основе интерпретации и понимания учебного материала, восприятие которого неразрывно связано с самой ситуацией учебного взаимодействия. Только единство навыков обучения и социальной коммуникации обеспечивают успешность адаптации школьников в новых образовательных условиях вуза [4].

Необходимость формирования навыков предметной и социальной коммуникаций, составляющих основу профессиональных, универсальных и т.д. компетенций, отражена и в проектах новых государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров. Это связано, во-первых, с увеличением роли самостоятельной работы, а во-вторых, с разрешением противоречия между потребностями общества в специалистах высокого класса, способных к саморазвитию, и существующими в естественнонаучном образовании приоритетами в освоении определенной информации, организованной в соответствии с методологией науки.

Социальная коммуникация приобретает особое значение в процессе преподавания таких высоко формализованных учебных дисциплин, как химические дисциплины. Важность и необходимость навыков социальной коммуникации при изучении естественнонаучных дисциплин аргументируется очень просто. Если бы они были бы не нужны, студенту достаточно было бы просто прочитать учебник, самостоятельно его освоить, а преподавателю достаточно было бы только принять экзамен (т.е. обучение экстерном). Такой опыт в вузах в настоящее время отсутствует. Известны различные формы взаимодействия студента и преподавателя [7], из которых наиболее высокопродуктивной полагается форма партнерского сотрудничества в сочетании с высокой степенью самостоятельности студента. Его итогом является как минимум синтезированное или системное знание.

Однако практика показывает, что на младших (I, II) курсах вуза студент еще не готов к таким «высоким» формам взаимодействия. Предыдущим школьным опытом он подготовлен в основном к подчинению и опеке в сочетании с запоминанием и воспроизведением учебной информации (знания-копии). Поэтому переход от низко- и среднепродуктивных форм к высокопродуктивным должен осуществляться поэтапно.

Каким же образом можно организовать учебный процесс на I курсе, где традиционно преподается «Неорганическая химия», целью которого является не только получение знаний, навыков и умений предметной компетенции, но и формирование навыков социальной коммуникации?

Итак, мы имеем ограниченное число аудиторных часов по учебной дисциплине и, соответственно, ограниченное время общения студента с преподавателем. В этой ситуации особую значимость приобретают учебники и учебные пособия. Теперь учебная литература - не просто носитель информации, а образовательная среда, формирующая навыки и предметной и социальной коммуникации. То есть учебники нового типа призваны превратить «доречевой этап» учебного взаимодействия в «квазиречевой» через виртуальный письменный диалог. Идея такого диалога преподавателя со студентом была реализована нами в учебном пособии по одной из самых принципиальных и сложных для усвоения тем неорганической химии - «Строение атома. Просто о сложном» [2]. Одной из его отличительных особенностей является стиль изложения материала, максимально приближенный к устной разговорной речи. Это более простые по конструкции предложения, более простая «бытовая» терминология и т.д. Мы как бы разговариваем со студентом на его языке, находимся в общем «языковом поле» [3].

примеры

«Заселяем» атомные орбитали

Вы когда-нибудь видели по телевизору репортаж со стартовой площадки запуска космического корабля? Ведь он исчезает из поля зрения за несколько секунд. А теперь рассчитайте, во сколько раз скорость движения электрона по первой стационарной орбите больше скорости космического корабля (υ = 7 км/с). Если бы эту «картинку» можно было бы увидеть, что бы Вы увидели?

При этом мы сохранили и все признаки научного стиля:

  • авторское «мы», приглашение к совместным действиям, как будто мы проводим семинарское занятие;

примеры

С некоторыми способами изображения 1s-атомной орбитали мы уже с Вами встречались в этом пособии, с некоторыми Вы знакомы по школьному курсу химии. В этом разделе мы обобщим все способы и покажем их преимущества и недостатки.

Давайте вместе повторим расчеты Бора. Берите ручку и тетрадь. Мы начинаем.

  • обилие вводных слов и предложений,

примеры

 Именно этот закон определяет пределы применимости законов классической механики.

 К счастью в многоэлектронных атомах орбитали не сильно отличаются от орбиталей атома водорода.

Если это понятно, то вернемся к рассуждениям Э. Шредингера и проследим за ходом его мысли.

  • наличие средств логизации. Например, широко используется логическая операция «анализ». В частности, причинно-следственные связи подчеркиваются использованием слов значит, итак, следовательно и т.п.;

примеры

 В атоме водорода движение электрона ограничено малой областью пространства вокруг ядра. Следовательно, энергетические состояния электрона дискретны.

 Запишите в тетради символы химических элементов, расположенных в III периоде периодической системы. Над символом напишите возможную высшую валентность. Под каждым символом напишите известные Вам из школы свойства - металлические или неметаллические - которыми обладает атом этого элемента. Затем также под символом напишите формулу высшего оксида этого элемента. Под формулой - его свойства (кислотные или основные). Еще ниже - формулу гидроксида (кислоты или основания). Аналогично под формулой - его свойства. А теперь можно анализировать. Попробуйте установить, есть ли зависимость между валентностью и свойствами?

  • разные виды введения понятий и определений.

примеры

Атомная орбиталь - это область пространства определенного размера, формы и положения, где нахождение электрона наиболее вероятно.

Атомная орбиталь - это ни что иное как электронное облако.

Волновую функцию атомной системы, соответствующую набору квантовых чисел n. l. ml, называют атомной орбиталью.

Облегчению восприятия учебного материала способствуют и широко используемые в пособии экспрессивные средства, делающие текст интересным, образным, «живым»:

  • восклицательные знаки для усиления логического ударения и повышения экспрессивности текста,

примеры

 Это только предположение. Формальная модель!

 Все-таки де Бройль был гений!

  • различного рода метафоры,

примеры

...разъяснение «загадки» атома Бора...

 «толщина» траектории становится равной ее «радиусу»

  • оценочное слово для привлечения внимания и развития интереса. И не только слова, но и целые разделы под рубрикой «Это интересно!»;

примеры

«Какие химические элементы были открыты спектроскопическими методами»

«Не пытайтесь искать электрон»

«Символы атомных орбиталей»

  • использование цитат в тексте,

пример

 «Дважды - два - четыре, - сказал Шредингер, - а линейчатый спектр атома водорода показывает, что уравнение движения электрона должно быть уравнением волнового типа с граничными условиями, определяющими возможные значения энергии»

В пособии много задач. Они расположены в конце каждого микрораздела и сформулированы так, чтобы привлечь внимание и создать ощущение знакомой и понятной ситуации.

примеры

Чему равна длина волны, соответствующая комару, если известно, что он весит 4 мкг, а его скорость при атаке 1м/сек.

Чем отличался бы наш мир, от мира, в котором постоянная Планка равнялась бы 1×107 Дж/с?

Таким образом, перечисленные приемы повышения восприятия текста в сочетании с детально прописанным содержанием (объем пособия - 107 стр. - превышает объем этого материала в любом учебнике), с обучающими приемами, реализованными в данном учебном пособии, призваны способствовать формированию логических операций, навыка понимания, а значит, умению задать вопрос, снижению напряженности в процессе обращения студентов за разъяснениями к преподавателю. То есть, повышение социальной активности является необходимым условием повышения образовательной и профессиональной мобильности, обязательным звеном в цепи формирования инструментария познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахметов Н.С., Азизова М.К., Бадыгина Л.И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. - М.: Высш. шк., 1988. - 303с.
  2. Бурмистрова Н.А., Кузнецова И.В., Хмелев С.С. Строение атома. Просто о сложном. - Саратов: Научн. книга, 2007. - 107с.
  3. Евдокимова Е.Г., Хмелев С.С., Кузнецова И.В., Орлов С.Б. // Успехи современного естествознания, - 2004. - № 3. - С. 12.
  4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с.
  5. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю., Логинова Г.П. Неорганическая химия в вопросах. - М.: Химия, 1991. - 256с.
  6. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты. - М.: МИЭМ, 1999. - 208с.
  7. Тюников Ю., Мазниченко М. // Высш. образование в России, - 2004. - № 12. - С. 97.
  8. Филиппов В.М. // Университетская книга, - 1999. - № 12. - С. 11.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

По комплексу признаков оценили трансформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и характера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трансформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...

16 02 2020 10:33:58

Викулина Мария Анатольевна

Статья в формате PDF 381 KB...

14 02 2020 5:56:56

СИСТЕМНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЭФФЕКТ ЭНЕРГИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ЭМП) НА ГИДРАТАЦИЮ, МЕТАБОЛИЗМ ТКАНЕЙ, СОСТОЯНИЕ СТРЕССА ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...

11 02 2020 3:37:31

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 182 KB...

09 02 2020 11:52:19

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Статья в формате PDF 425 KB...

28 01 2020 12:24:16

Статистические закономерности хронологии космонавтики

В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

27 01 2020 20:27:32

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ ДВУХ ФИРМ НА ОДНОРОДНОМ РЫНКЕ

Рассмотрена экономико-математическая модель конкуренции двух фирм на однородном рынке сбыта. Приводится формулировка соответствующей задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка, описывающей динамику развития системы, которая может быть легко обобщена на случай произвольного количества конкурирующих предприятий. Дана экономическая интерпретация полученных результатов. ...

24 01 2020 19:16:26

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

16 01 2020 23:41:38

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

14 01 2020 5:20:22

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

11 01 2020 22:36:44

ГЕОГРАФИЯ УДМУРТИИ (учебник для 8-9 классов)

Статья в формате PDF 127 KB...

10 01 2020 4:17:27

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ГИСТОГЕНЕЗА

Статья в формате PDF 124 KB...

09 01 2020 13:21:17

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ГЕРОНТОПСИХИАТРИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

07 01 2020 15:58:54

КОРЯК ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 358 KB...

21 12 2019 4:37:48

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТИРКИ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ПАВ

Статья в формате PDF 106 KB...

16 12 2019 6:48:29

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля В А З на основании данных Г У « В Н И И Г М И- М Ц Д» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических характеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотранспорта. ...

11 12 2019 6:32:38

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ)

Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...

07 12 2019 18:56:42

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Статья в формате PDF 156 KB...

06 12 2019 2:17:56

БИОХИМИЯ КРОВИ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 106 KB...

03 12 2019 3:24:59

ПРИДНЯ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 168 KB...

29 11 2019 9:49:35

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

25 11 2019 16:29:37

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

Статья в формате PDF 103 KB...

24 11 2019 5:38:59

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья в формате PDF 140 KB...

18 11 2019 19:24:37

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 248 KB...

14 11 2019 9:37:44

Развитие стекловидного тела глаза человека

Статья в формате PDF 111 KB...

06 11 2019 4:36:10

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

03 11 2019 16:10:42

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

02 11 2019 19:16:21

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

Статья в формате PDF 96 KB...

31 10 2019 19:12:16

ШИГАРЕВ ВЕНИАМИН МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 68 KB...

30 10 2019 4:11:49

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

25 10 2019 9:47:49

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА

Статья в формате PDF 104 KB...

17 10 2019 16:29:38

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

13 10 2019 1:38:47

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

Статья в формате PDF 269 KB...

12 10 2019 7:36:11

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

06 10 2019 7:40:34

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОТЕИН-ПОЛИСАХАРИДНЫХ ГЕЛЯХ МЕТОДОМ Н+ЯМР-РЕЛАКСАЦИИ

Методом Н+ Я М Р-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...

30 09 2019 16:54:36

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

29 09 2019 3:41:42

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!