ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Инновационная деятельность лежит в основе научно-технического и социального прогресса любого общества. Понимание тупиковости развития страны за счет сырьевых ресурсов существовало и во времена СССР. С развитием в России рыночных отношений в 90-е годы прошлого века появились реальные предпосылки для глубокой модернизации экономики страны и ее перехода к интенсивному пути развития, основанному на использовании инноваций и высоких технологий. Понимание необходимости такого перехода утвердилось в политическом руководстве и на всех уровнях государственной власти. К настоящему времени правительством и органами законодательной власти принят ряд решений, направленных на поддержку инновационного развития.
Среди таких решений можно отметить Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127 ФЗ от 23.08.1996 г., постановление Правительства РФ от 3.02.1994 г. №65 (с изменениями от 12.12.1995 г. и 6.03.1996 г., в соответствии с которым был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, постановление Правительства РФ от 26.08.1995 г. № 827 (с дополнениями от 2.11.1995 г.), в соответствии с которым был образован Федеральный Фонд производственных инноваций, создание приказом Минобразования РФ от 22.05.1997 г. Инновационного совета в сфере науки и научного обслуживания Министерства общего и профессионального образования РФ, Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 1.04.1996 г. и другие.
В последние годы у государства и российского бизнеса появилась и финансовые возможности поддержать развитие наукоемкого сектора экономики. Были разработаны и утверждены государственные программы и ряд конкретных проектов в этом направлении и выделены весьма значительные средства.
Однако сколько-нибудь заметной отдачи от вложенных средств до сих пор не видно. Очевидно, дело здесь не в объеме средств или отсутствии политической воли. Главная проблема - это острый недостаток высококвалифицированных специалистов, умеющих работать в рыночной среде и не боящихся инноваций. Ведь понятно, что программы и проекты не заработают сами по себе, их осуществляют конкретные люди, специалисты в соответствующих областях. Между тем качество подготовки выпускников вузов продолжает снижаться. Дошло до того, что стало трудно найти подходящего специалиста даже для работы в правительстве. В реальном секторе экономики положение не лучше. Предпринимательское сообщество уже сейчас недовольно уровнем подготовки специалистов, указывая, что этот уровень не отвечает современным требованиям. На предприятиях ждут не просто грамотных, но еще и умеющих организовать инновационный цикл специалистов.
Таким образом, для формирования в России инновационной среды, помимо организационных и законодательных мер настоятельно необходимо наладить подготовку современных специалистов.
Создание сети федеральных университетов, федеральных исследовательских центров, организацию конкурсов по отбору вузов, реализующих инновационные программы (так называемых инновационных вузов) можно рассматривать как реакцию государства на современную ситуацию с подготовкой кадров. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2006 г. в 2006 и 2007 годах проведено 2 таких конкурса, отобрано 57 победителей инновационных проектов. Для реализации заявленных проектов победители получили средства, соизмеримые с годовыми бюджетами этих вузов. Каковы же результаты? Полученные средства в основном были израсходованы и расходуются на ремонт зданий, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации преподавателей и персонала, то есть по статьям, которые могут и должны финансироваться прямо из бюджета даже в отсутствие у вуза инновационного проекта.
К сожалению приходится констатировать, что кардинальных сдвигов ни в организации учебного процесса, ни в научной и научно-внедренческой сферах не произошло.
Анализ проблем, связанных с подготовкой специалистов в инновационных вузах, можно найти в ряде исследований. Однако, важнейшим, на наш взгляд, факторам, препятствующим инновационному развитию вузов, как и путям ускорения перехода вузов к инновационной модели развития, уделяется неоправданно мало внимания.
В настоящем сообщении предпринята попытка анализа таких фундаментальных проблем современного высшего образования как мотивация инновационного развития и содержание инновационной деятельности вуза.
Так что же такое инновационный вуз и каким образом он должен осуществлять деятельность в рыночной среде?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, нужно проанализировать само понятие инновации, инновационной деятельности. Ввиду многогранности упомянутых понятий существует и множество их определений. Мы полагаем правильным, в наиболее общей форме, определить инновационную деятельность как создание и использование новых знаний с целью получения материальных и нематериальных благ.
В инновационной деятельности выделяют два этапа: «интеллектуальный» и этап практической реализации новшеств.
Инновационная деятельность чрезвычайно близка к предпринимательству. Многие исследователи даже отождествляют эти два понятия. С нашей точки зрения инновационная деятельность включает предпринимательство, но является более широким понятием, поскольку стимулом для «интеллектуального» этапа инновационной деятельности может являться не только прибыль, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса научного исследования, научных открытий.
Какие же условия необходимо создать для того, чтобы вуз стал не только восприимчив к инновациям, но и стремился постоянно генерировать их сам? Другими словами, какова мотивация инновационного вуза быть таковым? Здесь следует упомянуть о двойственной природе вузов в рыночных условиях: с одной стороны вуз является субъектом рынка, являясь предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научно-техническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию, с другой стороны он выполняет важный социальный заказ общества - готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства.
Мотивация рыночных предприятий, прибегающих к использованию инноваций проста: они делают это в условиях острой конкурентной борьбы, когда они проигрывают эту борьбу, то есть только от отчаяния, при угрозе разорения. Если предприятие работает устойчиво, не испытывает давления со стороны конкурентов - нет и желания рисковать, без нужды терять деньги. Предприятие, впервые выходящее на рынок, может закрепиться на нем, если найдет свою уникальную нишу, либо с помощью инноваций добивается конкурентных преимуществ в уже существующих сегментах рынка.
Таким образом, если рассматривать вуз как рыночное предприятие, то, чтобы сделать его восприимчивым к инновациям, нужно поставить его в положение полноценного субъекта рыночных отношений, когда он будет иметь эффективного собственника, свободно распоряжаться получаемой прибылью и существовать в конкурентной среде, имея реальную угрозу банкротства.
С точки зрения рынка, менеджмент современных российских государственных вузов представляет собой временных управляющих на предприятиях-банкротах, у них нет стимулов ни к эффективному расходованию средств, ни к, тем более, долгосрочным рисковым вложениям, каковыми являются вложения в инновации. Таким образом, без глубоких институциональных изменений в системе высшего образования (прежде всего разгосударствления вузов), при ненадлежащем контроле со стороны неэффективного собственника (а государство всегда неэффективный собственник), нынешнем уровне коррупции и состоянии правоохранительной системы, выделяемые на инновационные программы средства заведомо будут потрачены, в основном, нецелевым образом.
При разгосударствлении вузов, на наш взгляд, целесообразно вернуться к идее их акционирования. Акции крупнейших российских вузов должны котироваться на фондовой бирже (как это происходит с акциями ведущих университетов США). Курс акций и капитализация вуза в этом случае будут давать наиболее объективную рыночную оценку эффективности менеджмента вуза и определять его рейтинг.
С другой стороны, как мы уже отмечали, вуз - это не просто предприятие по производству услуг, он готовит кадры для народного хозяйства, выполняя важнейшую социальную функцию. Поэтому государство не может позволить погибнуть в конкурентной борьбе большинству вузов, особенно таких, которые готовят специалистов, необходимых для поддержания обороноспособности страны, устойчивого функционирования экономики.
Вот здесь и можно провести разграничение между обычными, государственными, вузами, и инновационными вузами. Инновационные вузы не должны иметь прямого бюджетного финансирования, они должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки специалистов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Такие вузы - это вузы-лидеры, вузы-новаторы. Остальные вузы, находящиеся на бюджетном финансировании, будут оставаться в своем нынешнем состоянии и смогут реализовать сценарий догоняющего развития, что, впрочем, также важно, особенно в областях знаний, где намечается отставание отечественной науки и технологий
Чтобы инновационные вузы смогли существовать, необходимо создать внешний спрос на их продукцию. Требуется в сотни раз увеличить финансирование на проведение прикладных исследований со стороны предприятий и организаций, что вполне реально, если законодательно закрепить возможность использования некоей части прибыли предприятий для проведения НИР и уменьшение на эту часть налога на прибыль. Кроме того, целесообразно отраслевые научно-исследовательские институты передать соответствующим вузам, то есть образовать научно-образовательные комплексы, поскольку в настоящее время в НИИ не хватает кадров, а в вузах очень слаба материальная база науки.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как подготовить специалистов с инновационным мышлением, чему и как их учить в вузе. Выше мы отмечали, что инновационный цикл включает 2 этапа: исследовательский и внедренческий. Первый этап предполагает умение вести научную, исследовательскую работу, второй - склонность к предпринимательству и умение работать в условиях конкуренции. Оба этапа требуют от специалиста обладания творческими способностями и навыками практической работы.
Таких специалистов можно подготовить только в творческой обстановке, когда внутренняя жизнь вуза тесно связана с реалиями рынка, то есть - в инновационных вузах. Однако: а можно ли научить инновационной деятельности? На наш взгляд - конечно нет, как нельзя научить творчеству, таланту. В вузе, как и в любом образовательном учреждении, можно лишь развить творческие задатки, воспитать талант.
Как известно, вуз выполняет двуединую задачу образования и воспитания. Образование дает знания, формирует умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности, воспитание же раскрывает творческий потенциал личности, прививает культуру научной и производственной работы.
Таким образом, при зачислении абитуриентов в инновационный вуз нужен особый отбор, учитывающий не только уровень подготовки, но и творческие способности. Кроме того, в учебных планах инновационных вузов следует увеличить количество часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, организовать научную работу студентов в реальных условиях научных и производственных коллективов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Для форсированного перехода экономики России на инновационный путь развития совершенно недостаточно образовать несколько госкорпораций и федеральных университетов и назвать их инновационными. Необходимо сформировать внешние условия (законодательные и социальные), в которых предприятия и вузы могли бы существовать только в режиме непрерывного внедрения инноваций.
2. Инновационный вуз - это учебно-научно-производственный комплекс, университет предпринимательского типа, самостоятельно зарабатывающий средства на свое существование и самостоятельно расходующий эти средства. Для создания эффективной, системно организованной инновационной среды целесообразно приступить к разгосударствлению и акционированию вузов.
3. Отбор абитуриентов для обучения в инновационных вузах следует осуществлять с учетом не только уровня подготовки, но и их творческих способностей и склонности к предпринимательству. В учебных планах подготовки специалистов целесообразно увеличить количество академических часов, отводимых на изучение менеджмента и предпринимательства, научно-исследовательскую работу студентов и производственные практики осуществлять в реальных научных и производственных коллективах.
Работа представлена на научную международную конференцию «Актуальные проблемы образования», Греция (Афины-Дельфы-Метеоры-Микены-Нафплио-Эпидавр), 15-22 октября 2008 г. Поступила в редакцию 09.10.2008.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 177 KB...
27 02 2021 13:31:42
Статья в формате PDF 376 KB...
26 02 2021 14:56:16
Статья в формате PDF 106 KB...
24 02 2021 13:22:42
Статья в формате PDF 133 KB...
23 02 2021 21:59:27
Статья в формате PDF 266 KB...
21 02 2021 1:30:58
Статья в формате PDF 136 KB...
20 02 2021 19:17:46
Статья в формате PDF 179 KB...
19 02 2021 15:19:42
Статья в формате PDF 338 KB...
18 02 2021 16:24:42
Статья в формате PDF 122 KB...
17 02 2021 21:15:10
Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...
16 02 2021 13:47:45
Статья в формате PDF 84 KB...
15 02 2021 15:22:31
Статья в формате PDF 148 KB...
14 02 2021 3:56:17
Статья в формате PDF 113 KB...
13 02 2021 16:28:34
Статья в формате PDF 106 KB...
12 02 2021 6:46:29
Статья в формате PDF 198 KB...
07 02 2021 15:27:39
Статья в формате PDF 127 KB...
06 02 2021 20:16:35
Статья в формате PDF 225 KB...
05 02 2021 12:26:23
Статья в формате PDF 110 KB...
04 02 2021 6:39:53
Статья в формате PDF 110 KB...
03 02 2021 9:35:16
Статья в формате PDF 131 KB...
02 02 2021 10:20:49
Статья в формате PDF 251 KB...
01 02 2021 17:20:24
Статья в формате PDF 134 KB...
31 01 2021 2:31:27
Статья в формате PDF 156 KB...
30 01 2021 0:11:22
Статья в формате PDF 126 KB...
29 01 2021 6:16:12
Статья в формате PDF 114 KB...
28 01 2021 16:31:21
Статья в формате PDF 308 KB...
27 01 2021 2:27:32
Статья в формате PDF 267 KB...
26 01 2021 20:40:20
Статья в формате PDF 1463 KB...
25 01 2021 20:55:37
Статья в формате PDF 173 KB...
24 01 2021 3:20:50
Статья в формате PDF 100 KB...
23 01 2021 22:23:27
Статья в формате PDF 138 KB...
22 01 2021 1:37:24
Статья в формате PDF 150 KB...
21 01 2021 19:11:29
Статья в формате PDF 104 KB...
20 01 2021 9:31:11
Статья в формате PDF 129 KB...
19 01 2021 21:59:40
Статья в формате PDF 115 KB...
18 01 2021 15:40:37
Статья в формате PDF 112 KB...
16 01 2021 16:42:50
Статья в формате PDF 113 KB...
15 01 2021 3:51:22
Статья в формате PDF 119 KB...
14 01 2021 14:28:22
Статья в формате PDF 110 KB...
13 01 2021 18:34:15
Статья в формате PDF 121 KB...
11 01 2021 21:57:56
Статья в формате PDF 276 KB...
10 01 2021 22:25:38
Статья в формате PDF 104 KB...
08 01 2021 22:34:35
Статья в формате PDF 278 KB...
06 01 2021 14:33:25
Статья в формате PDF 139 KB...
05 01 2021 11:17:43
Статья в формате PDF 302 KB...
04 01 2021 6:53:28
Статья в формате PDF 102 KB...
02 01 2021 2:16:10
Статья в формате PDF 127 KB...
01 01 2021 23:55:22
Статья в формате PDF 108 KB...
31 12 2020 4:13:45
Статья в формате PDF 140 KB...
30 12 2020 14:13:23
Статья в формате PDF 113 KB...
29 12 2020 8:40:38
Статья в формате PDF 132 KB...
28 12 2020 7:49:54
Статья в формате PDF 103 KB...
27 12 2020 9:23:16
Статья в формате PDF 119 KB...
26 12 2020 17:44:43
Статья в формате PDF 206 KB...
25 12 2020 18:56:42
Статья в формате PDF 259 KB...
24 12 2020 21:27:26
Статья в формате PDF 104 KB...
23 12 2020 13:14:52
Статья в формате PDF 113 KB...
22 12 2020 4:40:11
Статья в формате PDF 119 KB...
21 12 2020 21:39:10
Статья в формате PDF 102 KB...
20 12 2020 5:38:41
Статья в формате PDF 119 KB...
18 12 2020 17:17:11
Статья в формате PDF 90 KB...
17 12 2020 17:12:44
Статья в формате PDF 128 KB...
16 12 2020 0:17:25
Статья в формате PDF 156 KB...
15 12 2020 3:10:49
Статья в формате PDF 117 KB...
12 12 2020 18:43:55
Статья в формате PDF 94 KB...
11 12 2020 21:28:32
Статья в формате PDF 99 KB...
10 12 2020 3:22:31
Статья в формате PDF 113 KB...
09 12 2020 8:51:25
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
08 12 2020 4:32:54
Статья в формате PDF 121 KB...
07 12 2020 19:21:37
Статья в формате PDF 100 KB...
05 12 2020 7:52:10
Статья в формате PDF 101 KB...
03 12 2020 7:58:38
Статья в формате PDF 135 KB...
02 12 2020 15:56:49
Статья в формате PDF 146 KB...
01 12 2020 7:54:49
Статья в формате PDF 189 KB...
29 11 2020 9:27:20
Статья в формате PDF 321 KB...
28 11 2020 4:51:49
Статья в формате PDF 355 KB...
27 11 2020 0:32:47
Статья в формате PDF 109 KB...
26 11 2020 20:37:31
Статья в формате PDF 101 KB...
25 11 2020 7:47:52
Статья в формате PDF 116 KB...
24 11 2020 2:11:11
Статья в формате PDF 204 KB...
23 11 2020 23:27:38
Статья в формате PDF 119 KB...
21 11 2020 16:20:52
Статья в формате PDF 159 KB...
20 11 2020 16:27:52
Статья в формате PDF 347 KB...
19 11 2020 17:53:32
Статья в формате PDF 120 KB...
18 11 2020 3:51:21
Статья в формате PDF 270 KB...
17 11 2020 18:42:53
Статья в формате PDF 125 KB...
16 11 2020 17:19:14
Статья в формате PDF 285 KB...
14 11 2020 10:15:39
Статья в формате PDF 115 KB...
13 11 2020 8:49:50
Статья в формате PDF 118 KB...
12 11 2020 11:17:44
Статья в формате PDF 101 KB...
11 11 2020 16:32:41
Статья в формате PDF 106 KB...
10 11 2020 20:12:25
Статья в формате PDF 127 KB...
09 11 2020 2:42:39
Статья в формате PDF 77 KB...
08 11 2020 0:54:20
Статья в формате PDF 251 KB...
07 11 2020 18:16:51
Статья в формате PDF 102 KB...
06 11 2020 18:29:52
Статья в формате PDF 126 KB...
05 11 2020 3:40:10
Статья в формате PDF 125 KB...
04 11 2020 21:28:31
Статья в формате PDF 100 KB...
03 11 2020 15:15:34
Статья в формате PDF 113 KB...
02 11 2020 17:19:57
Статья в формате PDF 261 KB...
01 11 2020 14:56:52
Статья в формате PDF 109 KB...
31 10 2020 10:28:34
Статья в формате PDF 255 KB...
30 10 2020 20:13:29
Статья в формате PDF 136 KB...
27 10 2020 3:10:30
Статья в формате PDF 112 KB...
26 10 2020 22:35:50
Статья в формате PDF 111 KB...
25 10 2020 10:36:44
Статья в формате PDF 145 KB...
24 10 2020 20:48:11
Статья в формате PDF 110 KB...
22 10 2020 1:58:32
Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...
21 10 2020 18:38:42
Статья в формате PDF 249 KB...
20 10 2020 0:33:35
Статья в формате PDF 94 KB...
19 10 2020 9:20:10
Статья в формате PDF 103 KB...
18 10 2020 5:37:21
Статья в формате PDF 97 KB...
17 10 2020 1:12:21
Статья в формате PDF 94 KB...
15 10 2020 17:48:19
Статья в формате PDF 264 KB...
14 10 2020 12:10:33
Статья в формате PDF 251 KB...
13 10 2020 4:43:55
Статья в формате PDF 86 KB...
12 10 2020 19:54:22
Статья в формате PDF 118 KB...
11 10 2020 10:57:53
Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...
10 10 2020 3:20:17
Статья в формате PDF 129 KB...
09 10 2020 1:25:11
Статья в формате PDF 112 KB...
08 10 2020 6:36:13
Статья в формате PDF 121 KB...
07 10 2020 14:53:51
Статья в формате PDF 163 KB...
06 10 2020 0:14:42
Статья в формате PDF 205 KB...
05 10 2020 23:49:42
Статья в формате PDF 124 KB...
04 10 2020 2:34:26
Статья в формате PDF 141 KB...
03 10 2020 6:12:41
Статья в формате PDF 110 KB...
02 10 2020 9:52:45
Статья в формате PDF 113 KB...
01 10 2020 9:42:52
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::