IT-Reviews    

МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСМИССИИ ПЬЯНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)

Рекомендуем: Как подготовить автомобиль к зиме
Источник:
Одинокова В.А. Статья в формате PDF 101 KB

Исследование студенческой популяции было проведено в 2006 г. на квотной выборке студентов всех факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (N=1276). Санкт-Петербургский университет является крупнейшим ВУЗом Северо-Западного региона России. Он состоит из 20 факультетов, на которых обучается более 38 тысяч студентов. Целью приведенного в данной статье анализа стало установление социально-психологических механизмов культурной трансмиссии пьянства.

Для оценки влияния факторов детского и подросткового возраста на актуальную алкоголизацию студентов мы построили модели множественной линейной регрессии. Анализировалось влияние следующих факторов: место воспитания; обсуждение вреда злоупотребления алкоголем в семье; участник профилактических мероприятий в школе; отношение сверстников к употреблению алкоголя; модель употребления алкоголя отцом; модель употребления алкоголя матерью. Социально-демографические переменные были использованы для контроля влияния этих факторов. В качестве зависимых переменных в линейном регрессионном анализе были использованы частотно-количественные характеристики употребления алкогольных напитков. Отдельные модели были построены для годового употребления пива, вина и крепких напитков. Расчеты проведены отдельно для мужчин и женщин. Результаты исследования студенческой выборки были следующими. Доля абстинентов среди студентов значительна и достигает 15,6%. В течение последнего года 82% употребляли алкогольные напитки. Среди юношей наиболее распространенным было употребление пива (69,6%), реже - вина (63,9%), еще реже - крепких напитков (59,1%). Среди девушек наиболее распространено употребления вина (79,4%), примерно одинаково распространено употребление пива и крепких напитков (49,3% и 45,8% соответственно). Среднестатистический студент (по медиане) выпивает 1560 мл этанола в виде пива, 1000 мл этанола в виде крепких напитков и 700 мл этанола в виде вина. Среднестатистическая студентка выпивает 375 мл этанола в виде пива, 700 мл в виде вина, и 200 мл в виде крепких напитков. Преобладающая модель употребления алкоголя родителями - это употребление алкоголя крайне редкое, в исключительных случаях (84,3% матерей и 63,8% отцов). Студенты чаще отмечали у отцов такие модели поведения, как ежедневное употребление алкоголя в небольших количествах (14,4% против 3,5%) и периоды ежедневного употребления, сменявшиеся периодами полного отказа (13,3% против 2,1%). В большинстве семей студентов проводились профилактические беседы относительно вреда употребления алкоголя, чаще - с мужчинами. Большинство студентов также были участниками профилактических программ в школе (70%).

Регрессионный анализ показал следующее. Влияние на уровень употребления пива у мужчин оказали факторы отсутствия профилактических программ и пьянство обоих родителей, у женщин - факторы одобрения сверстниками и пьянство матери. На уровень употребления вина у мужчин больше влияют социально-демографические факторы - трудовая занятость и младший возраст, однако отсутствие профилактических программ также оказывает влияние. У женщин на уровень употребления вина оказали влияние сверстники, однако качество «подгонки» обеих регрессионных моделей достаточно низкое. Употреблению крепких напитков у юношей способствовали более младший возраст, отсутствие профилактических программ и пьянство обоих родителей. У женщин факторами употребления крепких напитков выступает воспитание в неродной семье или государственном учреждении, одобрении алкоголизации сверстниками и отсутствие профилактических программ. Подводя итоги, отметим следующее. Формирующее влияние на употребление алкоголя оказало только пьянство родителей, но не умеренное потребление или абстиненция. Употребление алкоголя сверстниками оказало большее влияние на алкоголизацию у женщин, чем у мужчин. Отчетливое отрицательное влияние участия в профилактических программах может быть вызвано фактором самоселекции (более низкой посещаемостью таких занятий алкоголизирующимися учащимися).

Таким образом, культурная трансмиссия наиболее действенна в отношении крепких напитков и пива, и не выявляется в отношении вина, несмотря на то, что это наиболее распространенный алкогольный напиток в студенческой среде. Модели алкогольного поведения перенимаются юношами - у обоих родителей, девушками - у матери или сверстников. Существенным ограничением является тот факт, что исследованием проведено на студенческой выборке - достаточно однородной в отношении социального статуса респондентов и репрезентующей, по существу, высшую страту социальной лестницы. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о трансгенерационной передаче алкогольного паттерна поведения путем социального научения, причем с использованием ролевых моделей, прежде всего, родительской семьи.

Работа представлена на научную международную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», Шарм-эль-шейх (Египет), 20-27 ноября 2008г., Поступила в редакцию 20.10.2008.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Статья в формате PDF 151 KB...

19 06 2021 14:28:11

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

11 06 2021 13:15:38

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья в формате PDF 110 KB...

06 06 2021 2:27:31

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ

Статья в формате PDF 253 KB...

04 06 2021 15:38:49

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА. СООБЩЕНИЕ 2. О РОЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЛАЦЕНТОЙ ИММУНОСУПРЕССИР

В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гениталий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...

01 06 2021 7:14:40

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

29 05 2021 15:14:25

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

25 05 2021 13:24:22

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

24 05 2021 8:38:12

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

23 05 2021 23:25:35

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

Статья в формате PDF 251 KB...

21 05 2021 11:59:45

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

17 05 2021 3:19:41

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

12 05 2021 3:23:29

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

08 05 2021 22:22:14

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

07 05 2021 21:10:32

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

02 05 2021 22:28:46

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!