К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БАЗОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗНАНИЙ > Научные обзоры
IT-Reviews    

К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БАЗОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗНАНИЙ

Источник:
Штагер Е.В. Пышной А.М. Статья в формате PDF 101 KB

Наибольшую актуальность в последние годы приобретают инновации в сфере высшего технического образования, направленные на обновление содержания образовательного процесса - исключение из учебных программ элементов описательности, формирование логического и образного характера учебных дисциплин, развитие у обучаемых профессионально-деятельностной компоненты инженерной подготовки. По-сути, речь идет о необходимости проектирования системной модели инженерных знаний, позволяющей наиболее эффективно формировать ядро знаний по каждому образовательному направлению.

Совершенно очевидно, ядро знаний должно рассматриваться как совокупное остаточное знание к моменту завершения курса обучения. Однако содержание ядра знаний традиционно трактуется преподавателями субъективно, исходя из их понимания важности того или иного предмета. Такая ситуация приводит студента к тому, что традиционный способ формирования ядра знаний не дает ему возможности поддерживать в рабочем состоянии пути доступа к формально усвоенной, но не используемой активно информации. Для прочного усвоения материала, формирующего в конечном счете ядро знаний, необходима его последовательная проработка в ходе изучения всех циклов дисциплин специальности.

В этой связи, по нашему мнению, необходима разработка и построение информационной модели базовых инженерных знаний, позволяющей комплексно реализовать следующие аспекты предметно-целостной подготовки инженеров - методологический, процессуально-содержатель-ный и процессуально-деятельностный.

С нашей точки зрения, разработка методологического аспекта ядра знаний предполагает выявление общего философско-методо-логического регулятива деятельности по исследованию поведения каждого класса инженерных объектов и представления его в качестве фундаментальной основы научного знания базовых дисциплин специальности. Такой регулятив представляет собой категориально-понятийную систему базовой научной теории соответствующего инженерного направления.

Единство методологических оснований предметного содержания каждого инженерного направления позволяет говорить о необходимости универсализации представления учебно-профессионального знания, то есть предъявления процессуально-содержательного аспекта подготовки посредством универсального алгоритма. В качестве такого «описания» содержания базовой дисциплины выступает ее логико-дидактическая структура, упорядоченная на основе категориально-понятийного строения конкретной области научного знания (представляется в учебной программе дисциплины).

Процессуально-деятельностный аспект формирования единого информационного поля инженерных знаний обеспечивается разработкой дидактического инструментария, позволяющего представить в виде целостной «навигационной системы» понятийно-терминологический и учебно-методический материал базовых инженерных дисциплин. В качестве такого дидактического навигатора авторами на основе концепции фреймов была разработана и введена в учебный процесс универсальная организационно-методическая форма, названная «дидактический фрейм». Тем самым, появилась возможность организовать научное и предметное знание базовых дисциплин специальности в виде целостной информационной модели. Такой подход, по нашему мнению, позволяет формировать наиболее устойчивое ядро знаний, поскольку обеспечивается последовательное пересечение информационных множеств базовых инженерных дисциплин - при переходе от одной дисциплины к другой обучаемый поднимается на новый уровень познания класса родственных элементов каждого инженерного направления.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 126 KB...

30 07 2021 6:25:36

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

27 07 2021 14:22:12

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

18 07 2021 14:15:56

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

17 07 2021 4:26:42

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

14 07 2021 5:56:13

БИОСФЕРА, БИОРИТМЫ, ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

13 07 2021 13:47:48

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

11 07 2021 7:51:37

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

03 07 2021 19:11:57

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «4-АММОНИЙ ПИРИДИН ТЕТРАХЛОРПАЛЛАДИТ»

Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...

24 06 2021 19:15:33

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРОКАПИЛЛЯРНЫЕ ВОЛНЫ

Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...

19 06 2021 22:30:50

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 111 KB...

17 06 2021 15:30:34

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!