АПРОБАЦИЯ СПЕЦКУРСОВ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ > Научные обзоры
IT-Reviews    

АПРОБАЦИЯ СПЕЦКУРСОВ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Источник:
Михнина Н.В. Статья в формате PDF 110 KB

Учение и обучение - это специфические виды деятельности, осуществляемые человеком на протяжении всей его жизни. Исследования в области физиологии труда определяют учение и обучение как труд, тяжелый, специфический труд, труд, требующий профессионализма, как от учителя, так и от обучающегося. Положение усугубляется тем, что объем знаний, накопленный человечеством, увеличивается вдвое каждые 5 - 7 лет. Преподаватель «тонет» в прохождении тем, разделов, - ему не до личности, ни до экологии образования. Вследствие чего наблюдается рост заболеваний, обусловленных «дидактогенией».

Т. Хеттингер и В. Холльман (Th. Hettinger, Hollman W. Sportmedizin Arbeits und Treining Grundlagen. New - York, 1976) утверждают, что на 20% увеличивается работоспособность человека с помощью специальных упражнений, тренингов, нацеленных  на формирование навыков мобилизации резервов организма.

Поэтому преподаватель должен выполнять постоянно главные задачи - учить учиться и учить обучающихся учиться.

Реализации данных задач способствует организация специальных учебных курсов как для студентов 1 курса  Тюменского Государственного колледжа связи, информатики и управления, отделения «Электрорадиосвязи», так и для преподавателей, ведущих дисциплины гуманитарного цикла:

1. « Способы структурирования учебного материала для выработки механизма управления своим  вниманием»

2. «Формы и методы преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла с целью развития внимания студентов»

3. «Формирование у студентов конструктивных умений с целью развития внимания в качестве основного инструмента познавательной деятельности »

 « Способы структурирования учебного материала для выработки механизма управления своим  вниманием» - элективный курс для студентов. Курс рассчитан на 12 часов.

Только внимательный человек может успешно за короткое время выполнить поставленную задачу. Исходя из этого, целесообразно дать студенту основные понятия по данной теме: типы, функции, резервы, пути развития внимания. Как показала практика, студенты,  усвоив механизм управления своим вниманием, ищут «ловушки» для него в письменном тексте, в слушаемой информации, что позволяет им быстро  понять содержание, определить главное, выстроить причинно - следственные связи, обобщить их  в разные структуры (схемы, таблицы, планы и т.д.), - то есть,- выстроить свое «личностное знание», которое он будет помнить и использовать в жизни.

Таким образом, целью данного курса является выработка механизма управления своим вниманием при помощи конструкторских умений.

 «Формы и методы преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла с целью развития внимания студентов»  - интегративный курс  иностранного, русского языков, литературы, культуры речи (с использованием разных форм, методов, приемов структурирования учебного материала) и закономерностей развития  такого познавательного процесса как внимание (1 семестр).

Программа интегративного курса выстраивается в логике требований к преподаванию предмета (в нашем случае иностранные и русский языки, литература, культура речи), то есть в коммуникативно - функциональном аспекте. Предметное содержание программы реализуется с помощью различных методов и организационных форм и средств обучения, наиболее востребованных при работе в области гуманитарных дисциплин: работа по систематизации материала, перевода информации из текста в таблицы, схемы, тезисы, планы и наоборот. Создавая специально на уроке учебные ситуации, традиционно вызывающие затруднения (понимание содержание, информационная переработка текста, выделение главного для запоминания, составление конспекта, аннотации и другое), преподаватель отрабатывает соответствующие умения.

Целью данного курса является формирование конструкторских умений при помощи умения управлять своим вниманием.

Задачи для преподавателей в данном случае будут:

  • ввести в активное употребление разные формы структурирования учебной информации;
  • ввести в активное употребление упражнений, заданий, формирующих механизм управления своим вниманием;
  • информировать студентов о способах развития внимания как основного инструмента активного познания.

Как видно, эти два курса (1, 2)  дополняют друг друга. То, что получают студенты на лекциях, практических занятиях, тренингах используется  в учебном процессе в преподавании нескольких предметов, - что важно, так как на преподавание иностранных языков, например, отводится немного времени, а чтобы сформировать умение, еще лучше качество человека (в нашем случае - внимательность) нужна большая практика.

«Формирование у студентов конструктивных умений с целью развития внимания в качестве основного инструмента познавательной деятельности » - проблемный семинар для преподавателей колледжа, ведущих гуманитарные дисциплины на 1 курсе, где педагоги сами изучают данную проблему и решают вопросы применения в реальных условиях.

Использование этих курсов позволяет студенту:

  • использовать все каналы восприятия (сочетание зрительных, слуховых, кинестических ощущений);
  • выработать механизм управления своим вниманием;
  • развивать психическую сферу (память, мышление, речь);
  • развивать творческую и познавательную активность;
  • формировать познавательный стиль;
  • формировать аналитические, прогностические, конструктивные, рефлексивные способности;
  • развивать способность мысленно - практического экспериментирования.

Использование этих курсов также создает условия для организации информации, удобной для восприятия и запоминания, создает ситуацию успеха в деятельности (учебной в первую очередь), расширяет поле готовности студента своего участия в непрерывном образовательном процессе на протяжении всей жизни.

Использование этих курсов позволяет преподавателю:

  • целенаправленно осуществлять в рамках своего предмета основное требование школы развития - развитие личности;
  • реализовать задачу «учить учиться», используя резервы своего организма;
  • постепенно перевести процесс обучения в учение.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

20 07 2021 9:12:56

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...

17 07 2021 20:54:29

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА

Статья в формате PDF 114 KB...

14 07 2021 8:43:53

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

13 07 2021 12:37:15

ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Статья в формате PDF 125 KB...

12 07 2021 10:19:12

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

05 07 2021 19:39:56

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

Статья в формате PDF 97 KB...

04 07 2021 17:47:50

В ГОД КРОЛИКА – О КРОЛИКЕ!

Статья в формате PDF 244 KB...

27 06 2021 22:13:18

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья в формате PDF 307 KB...

26 06 2021 10:48:34

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

25 06 2021 4:36:13

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с В У И. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками В У И. ...

19 06 2021 10:23:12

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С УКУШЕННЫМИ РАНАМИ

Статья в формате PDF 121 KB...

16 06 2021 7:24:46

Американский студенческий сленг начала 21 века

Статья в формате PDF 249 KB...

05 06 2021 21:38:55

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!