IT-Reviews    

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

c78089d0 Источник:
Лобашев В.Д. Статья в формате PDF 145 KB

Процессуальная направленность периода практического обучения, базирующегося на прочной основе общих и специальных знаний, в некотором, достаточно оптимальном, варианте выражается в следующей совокупности этапов:

1. совместная (с преподавателем) деятельность в её личностно ориентированной направленности на развитие "практического мышления";

2. развитие самооценки и утверждение целесообразности выполняемой учебной деятельности;

3. сближение выдвигаемых целей и конструируемых учебно-практических задач;

4. модификация конструкта (модуса) обучения от "мотивы-цели-постановка-задача" до "цели-мотивы-задача-результат";

5. снижение авторитарной роли преподавателя;

6. снижение в процессе обучения познавательной ценности знаний, и интенсивное приобретение навыками деятельностно ориентированного утилитарного значения-ориентира;

7. конкретизация и актуализация проблем недостаточности начальных знаний, построение маршрута самообучения;

8. углубление личностно-коллективных отношений, их конкретизация в процессах и результатах созидающего труда.

Характеристики целей, задач, мотивов деятельности, присутствующих и оказывающих влияние в период практического обучения отражены в таблице.

С точки зрения расширительного толкования содержания решаемых образовательных задач, в период формирования и закрепления знаний в форме умений и навыков, следует привести следующую классификацию возможностей образовательных учреждений:

Образовательное учреждение

 

Срок подготовки

ПУ

Умения переходящие в навыки

1-3 года

ВУЗ

Умения умений

4-6 лет

ВТУЗ

Умения умений и высокие практические навыки

5-7 лет

Зависимости, раскрываемые в проанализированном (в первом приближении) графике (рис.1), имеют глубоко опосредованный, многократно резервированный, систематизированный, комплексный смысл, и в общем случае отражают общие тенденции формирования прочных навыков, приобретаемых обучаемыми в профессиональной школе.

Процесс научения практическим умениям отличается весьма специфическими особенностями. Находящаяся на авантных позициях, функция восприятия обеспечивает строго порционное и адресное прохождение учебной информации, этим выполняется обережение психики обучаемого, его защита от непроизвольных опасных действий:

- вначале происходит настройка психомоторных систем организма,

- затем осуществляются тонически-регуляторные действия:

  • принимается и перепроверяется удобная поза,
  • направляется взгляд, производится оценка периферийного расположения,
  • обостряется слух и т.д.,

- и лишь затем активизируются ощущения, воспринимающие и сканирующие информацию, поступающую от внешнего мира - в первую очередь, от преподавателя, мастера, инструктора.

Таблица 1.

Характеристики

Периоды формирования умений и навыков (рис.5)

I

II

III

Приоритеты

1 - деятельности

2 - целей

3 - мотивов

4 - задач

1. - Инструктаж

Контроль

Сопровождение, оценка, ревизия

2. - Ознакомление

Развитие умений

Совершенствование

3. - Принуждение в участии

Успех процесса и этапов труда

Удовлетворение результатами труда

4 - Усвоение заданного

Выполнение задания

Внесение собственного видения задачи

Акценты

1. - Закрепление через повтор упражнений

Исполнение

Контроль показателей качества деятельности

2. - Результативность и законченность действий

Законченность операции

Производительность при наивысшем качестве продукции  

3. - Утверждение достижимости цели

Достижение цели

Целенаправленность усилий

4. - Устойчивое усвоение базовых знаний

Целеполагание, конструирование пути достижения цели

Самоконтроль и самооценка

Области паритетов

1.  Репликативный ответ

Технологическая операция

Со-трудничество

2.  - Безопасность труда

Овладение профессиональной деятельностью

Наивысшая квалификация

3.  - Длительная жизнедеятельность

Делегирование полномочий, самоконтроль

Самовыражение

4. Первичные умения 

Изготовленный продукт, изделие

Достижение уровня мастера, учителя

В этот период активно проявляются моторно-двигательные механизмы перцепции (восприятия и оценки); из них выделяются наиболее значимые:

  • фактор замкнутости - первоначальное знакомство наиболее эффективно, если обучаемый воспринял объект в целом, а не по частям, отдельным компонентам, деталям; в этом процессе объективно развивается эффект фовеального пятна - как для адекватного понимания зрительной сцены важнее способность к одномоментному крупномасштабному схватыванию отношений между предметами, чем возможность тонкого фовеального анализа отдельных деталей, - так и в процессе обучения важно сначала оценить и понять проблему целиком и только потом исследовать по частям - т.е. следовать стандартным законам диаконтики;
  • фактор близости - (пространственная, временная, слуховая, логико-смысловая характеристики) изучаемых компонентов друг к другу: несовпадение не должно превышать на 25-30% при стандартном уровне трудности и среднестатистических психофизиологических характеристиках аудитории; однако и расхождение отдельных параметров не должно быть менее 5-7%, в противном случае, как правило, теряется эффект бездоказательной "авторитарной" новизны учебного материала, сообщаемого преподавателем, пропадает эффект превышения порогового уровня мотивации интереса познания;
  • фактор группировки - законченность ансамбля обеспечивающее некоторую психологическую комфортность самого обучения, наличие чётких ограничений в первую очередь количественно измеряемых параметров: число изучаемых операций, действий, длительность занятия, количество используемых приборов, объём учебных заданий и т.д.

 

Рис.1. Формирование умений и навыков в учебном процессе

Примечание: данный график (рис.1) скорректирован по расположению оси ординат - ось смещена вправо на величину времени, требующегося для выполнения операции при высшей квалификации профессионала, т.е. отметка "0" на оси абсцисс соответствует высшему достигаемому уровню профессионализма в соответствии с условиями проведения анализа (например, для условий выполнения операции специалистом заданного данной программой обучения квалификационного разряда).

Принятые обозначения:

N max - ограничения по времени и затратам на обучение; максимально возможное число повторений (максимальная длительность практического обучения) допускаемое учебными программами и планами;

t0 - минимальное время исполнения операции, достигаемое отлично успевающими учащимися по окончании предусмотренного учебным планом периода обучения;

t1 - порог перехода умений в навыки у отлично успевающих учащихся;

t2 - рубеж перехода от объективизации знаний к формированию умений у "отличников";

t3 - тоже - у "троечников";

t4 - начальные затраты времени на первых попытках выполнения операций у отличников;

t5 - время, затрачиваемое на выполнение операции, начинающим обучение учеником, имеющим посредственные начальные знания;

R0 - период становления (размах изменения значений времени исполнения операции) навыков полного овладевания операцией у отлично успевающих учеников;

R1 - период становления умений у отлично успевающих учеников;

R2 - изменение продолжительности исполнения операции в период накопления и трансформирования первичных прообразов, служащих основами умений у отлично успевающих учеников;

R3 - изменение времени исполнения операции в период приобретения репликативных умений организации и пооперационно-целостного осмысления технологического процесса посредственно успевающими учениками;

n0 - среднее количество упражнений (пробных исполнений операции) для обеспечения периода эргономизации рабочего поля - тактильно-двигательно-ориентационного ознакомления с местом деятельности, что выражается в выполнении необходимо-вынужденного количества упражнений для всех учащихся учебной группы;

n1 - количество упражнений, позволяющее обучаемому конкретизировать утилитарное назначение, ранее приобретённых, знаний, придать им характер профессиональных знаний прикладного назначения (отлично успевающий обучаемый);

n2 - то же, успевающий удовлетворительно;

n3 - количество упражнений, требующихся для обеспечения максимально интенсивной подготовки обучаемого до уровня заданного разряда (в условиях профессиональных училищ, как правило, это - четвёртый разряд);

n4 - необходимое, но не гарантированно-достаточное число повторение операции для подготовки слабо успевающего обучаемого до минимально потребного уровня профессиональных умений (но не навыков!); n4 > Nmax и при необходимости дополнительно выделяется за счёт внутренних ресурсов системы;

G - область оптимизации приобретённых теоретических знаний с целью их преобразования и формирования базиса первичных умений; для отлично успевающего она описывается контуром (контур, ограниченный линиями с вершинными точками т.т. C,t2,t4);

G1 - то же, но для посредственно успевающего, (контур B,t3,t5);

R  - область формирования первичных и развивающихся умений (A,C,t2,t1);

S  - область развития и оттачивания профессионального мастерства (n3,A,t1,0);

n3,A,C,t3,0 - контур, характеризующий область, определяющую затраты на обучение отлично успевающего обучаемого;

Nmax,Z,B,t4,0 - то же, но на обучение удовлетворительно успевающего;

n2 - n1 -  социальный разрыв, образующейся вследствие различного темпа обучения на заключительных этапах обучения отличников и троечников.

В общем случае затраты различных ресурсов на обучение в выделенных областях определяется интегралом с довольно сложной функцией, т.к. вполне естественно, что плотность аргументов на этих площадях - величина переменная. Следовательно, даже при полном равенстве площадей выделенных контуров и подобии их конфигураций, характеризуемые ими затраты (различной природы) не равны друг другу. На практике исследование приведённого графика представляет достаточно сложную задачу.

выявить следующие особенности и характеристики:

1. Необходимо отметить, что на практике фиксируется фактическое соответствие максимального времени практического обучения (отведённого согласно учебного плана) в профессиональном учебном заведении и достигаемого уровня наименьшей допускаемой образовательным стандартом обученности. Т.е. де-факто стандарт позволяет обучать посредственно успевающего ученика только до уровня формирования минимальных умений, но не более.

2. Дальнейшее проведение первичного анализа позволяет выделить поэтапно превалирующие типы мышления, предопределящие, в свою очередь, характерные особенности преимущественно формирующихся дискрет, образующих остов общего конструкта "знания-умения-навыки". Согласно практическим наблюдениям на соответствующих этапах преобладают следующие постулаты-функции трансформирования:

I   - визуальное мышление,

II  - слуховое мышление,

III - тактильное мышление.

3. Экспериментальные исследования показывают, что соотношение периодов I,II и III (рис.2) достаточно устойчиво укладывается в диапазон:

    II            III

 ──── = ──── = (1.32...1.68);

    I              II

4. Общие трудозатраты на подготовку специалиста могут опосредовано выражаться как площадь фигуры F1 ð n4 - B - t5 - 0   - для троечников и F2 ð n3 - A - C - t4 - 0   - для отличников.

5. Весьма характерно, что практически параллельные, линии t4-С и t5-В в дальнейшем переходят в "расходящиеся" линии СА и n4-В. Т.е. обучение отличников уже изначально происходит на более высоком уровне сложности, а затем, в период приобретения навыков, сложность воспринимаемых ими учебных сообщений ещё более возрастает (линия A-n3 значительно более круто расположена к оси ординат, чем линия B-n4).

6. C-t2 и B-t3 - ординаты соответствующие некоторым параметрам стабилизации психофизиологического состояния обучаемых различной степени первоначальной подготовленности - это относится к группам "хорошистов-отличников" и "троечников". В областях, определяемых этими параметрами-координатами, реализуются процедуры (обучения):

- идеальная - имитационное моделирование, аргументами которого являются выделенные в программах обучения ["штатные"] контрольные мероприятия, определяющие (контролирующие) достижение заданных параметров в структуре будущей деятельности специалиста; здесь происходит соединение учебных заданий с жизненно важными установками обучающейся личности; определяются границы достижимого для каждого в отдельности ученика;

- планируемая - создаваемая согласно требованиям образовательного стандарта, но с учетом способностей обучающихся, а потому корректируемая на уровне учебного заведения, индивидуального маршрута обучения, либо на конкретном занятии;

- реальная - базирующаяся на объективных исходных условиях, на фиксации достижений и ошибок обучающихся, их оценивании и коррекции и т.д.

7. В специально сконструированной информационной среде (области G и G1 рис.1) процесс обучения строго планируется и затем столь же строго контролируется, с целью недопущения излишних отклонений от алгоритмов; здесь также учитываются (и обрабатываются преподавателем) результаты выполнения процедур и приёмов обучения: требования со стороны обучающих (в учебных заведениях профессионального обучения это - мастера производственного обучения) предъявляются на уровне соответствующей производительности труда и качества выполняемых операций, при полном соблюдении требований техники безопасности, в том числе, социальной безопасности учебной деятельности (в общеобразовательных учреждениях в этой ситуации отслеживается строгое соответствие процесса преодоления проблемы заданному алгоритму).

8. Тонкое педагогическое балансирование обучения в этот период обусловливается трудностями соблюдения достаточно противоречивого положения-требования: развивающийся навык гасит "ценностные" знаниевые отношения.

Отдельного анализа требует участок t4-t5 (рис.1). Обратное потенцирование среднего балла обучаемых, прослушавших курс теоретический курс и приступающих к практическому обучению, позволяет в некоторой степени обозначить и раскрыть причины разнохарактерного протекания дальнейшего обучения. Плотность оценок (рис.2), соответствующих окончанию теоретического курса обучения и рубежно принадлежащих (строго в выделенном интервале, не выходя за его границы) начальному этапу практического обучения, характеризует состояние и уровень обученности, присутствующий в реальных условиях обучения учащихся профессиональных училищ: число обучаемых, чьи оценки располагаются справа от моды приведённого распределения, [интервал 3.6-3.0] превышает 65-70%.

Преподаватель особое внимание уделяет темпу обучения на этапе I. Именно здесь, как известно, закладываются основные начальные потенции дальнейшего успешного обучения. Выделение областей совместного обучения, выполняемого по единому плану и технологии в составе учебной группы, для учащихся, обладающих различными исходными уровнями теоретических знаний, позволяет произвести следующие наблюдения и выводы (их графическое представление показано на рис.1):

1) констатация профнепригодности отражается как невыраженность точки перелома при формировании умений - Z2 = Nmax; время выполнения учебной операции Tоперации ≥ t2;

2) профессиональная ущербность - регистрируется как замедленность темпа формирования умений на 20% и более: в этом случае отмечаются следующие значения параметров:

Z1 = Nmax;  Tоперации = (0.5-0.6) • t2

3) нормальное прохождение обучения: все параметры системы устойчиво находятся ниже и левее ломанной линии n4 - B -t5 на 20-30%; ситуация характеризуется соотношениями: Zo = Nmax;  Tоперации = от t2 до tmin, tmin - время операции, достигаемое отлично успевающими учащимися.

Работа представлена на  заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 15.09.2006 г.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Статья в формате PDF 425 KB...

09 11 2020 16:18:15

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

04 11 2020 16:44:18

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

29 10 2020 15:43:37

МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ

Статья в формате PDF 218 KB...

24 10 2020 22:41:51

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

22 10 2020 7:51:33

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА

Статья в формате PDF 87 KB...

16 10 2020 7:51:18

МЕСТО ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ

Статья в формате PDF 141 KB...

08 10 2020 13:28:34

КОМПЕТЕНТНОСТИ – РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в практической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...

02 10 2020 17:41:27

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

Статья в формате PDF 281 KB...

28 09 2020 0:18:12

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

27 09 2020 0:16:49

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

Статья в формате PDF 109 KB...

23 09 2020 16:29:27

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...

18 09 2020 23:16:32

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОРОВ И ТЕЛОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ И ОЗОНОИРОВАННЫМИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ

Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...

10 09 2020 1:51:20

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Статья в формате PDF 104 KB...

09 09 2020 3:42:33

Продажа товаров в кредит

Статья в формате PDF 113 KB...

05 09 2020 9:13:47

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЕ

В статье описывается математическая модель, связывающая уровень психической реакции с личностными характеристиками человека и с силой информационного воздействия на него. Исследуются условия устойчивости модели методами теории автоматического управления. ...

29 08 2020 23:47:54

Некоторые вопросы занятости населения в крае

Статья в формате PDF 118 KB...

28 08 2020 8:24:51

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

25 08 2020 15:42:45

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

Статья в формате PDF 339 KB...

19 08 2020 16:28:40

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Статья в формате PDF 539 KB...

17 08 2020 5:11:41

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...

13 08 2020 5:55:31

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

09 08 2020 0:43:32

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

Статья в формате PDF 657 KB...

29 07 2020 22:39:33

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

Статья в формате PDF 116 KB...

24 07 2020 0:49:32

ИННОВАЦИОННЫЕ ВУЗЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья в формате PDF 115 KB...

22 07 2020 6:22:47

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...

12 07 2020 22:51:16

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

10 07 2020 23:24:39

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

08 07 2020 3:17:51

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!