НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ
Источник:
В 1888 году император Пруссии Вильгельм II присоединился к движению общественности за оздоровление образования, поскольку, как установили медики, 74% людей, закончивших учебные заведения, были больны. Он обвинил чиновников в том, что именно школа подрывает здоровье нации и формирует неудачников. Культура, полученная ценой здоровья учеников ничего не стоит, посчитал император, и ввел систему образования, которая учитывала природные способности учеников и исключала перегрузки. Кризис образования, развившийся в стране на тот момент, пошел на спад. Данный исторический факт можно считать началом реформирования образования.
Усложняющееся противоречивое взаимодействие Мира Природы и Мира Человека настоятельно требует инновационных подходов в образовании подрастающего поколения, поведение которых должно быть адекватным социоприродной динамики.
Целостность, системность, природосообразность образования сегодня объединены в Концепции ноосферного образования, которое базируется на богатых традициях мировой и отечественной педагогики, культуры и психологии.
Научить человека мыслить сообразно природе, а не вопреки ей - основная задача новой системы образования, а единение индивидуального и коллективного сознания на основе синтеза духовной культуры и целостного аналитического мышления понимается сегодня как главный признак сферы разума или ноосферы. То есть человечество достигло такой степени развития, что может взаимодействовать с биосферой с той степенью мудрости, которая соответствует накопленным, обширным и глубоким знаниям и созданным высоким технологиям. Отсюда и название образования - ноосферное, которое предлагает адекватный природе человека и его мозга набор инструментов для образовательного процесса, использование в нем всех каналов восприятия информации, а также гармоничное развитие человека: его души, разума, тела на всех этапах образования.
Нынешнее образование во всем мире строится на знаниевой основе. Ноосферное образование будет строиться на основе деятельностной. То есть ноосферное образование будет учить прежде всего способам взаимодействия человека с миром, а знания приобретут чисто прикладной характер. И содержание образования и педагогические технологии будут совершенно иными. Ноосферное образование предполагает большую опытную и экспериментальную работу.
Конечно, все это пока идеал. Но не утопия. Это реалистичный идеал, потому что он находится на кончике вектора, по которому движется человечество. У вектора есть направление - ноосферное развитие.
Сегодня задачи в области ноосферного образования достаточно скромны. Это разработка учебных пособий, позволяющих ученику (студенту) видеть изучаемый объект в его целостности, многоаспектности, системности. Это - издание литературы, несущей ноосферную идеологию, показывающей пути перехода человечества на ноосферный путь развития. Это - проведение научно-практических семинаров и конференций по проблеме формирования ноосферного менталитета.
Ноосферное образование представляется как нестандартный подход к образовательному процессу, шаг в область, где разрешено все, что не запрещено. Тип образного мышления является наиболее жизнеспособным и ранее явно недооценивался, но ситуация меняется и возможно поэтому в последние годы появились направления науки, ориентированные на поиск возможностей человека адаптироваться ко все более возрастающим информационным нагрузкам. Ноосферное образование позволяет существенно сократить энергетические затраты на образовательный процесс, развить интерес к получению знаний и не только в стадии профессиональной подготовки, но и во вне учебное время.
Как взаимодействие нескольких содержательных и методических линий мы представляем модель ноосферного образования на базе Тюменского государственного нефтегазового университета. Из содержательных линий мы выделяем: профессиональную (подготовка высококачественных специалистов в пяти институтах более чем по 90 специальностям); культурно-историческую (изучение культурных традиций, духовного опыта коренных народов Севера в экспедициях по профилю специальности); патриотическую (развитие чувства любви к Родине через предметы гуманитарного цикла, в патриотических поисковых отрядах - Отряды памяти); нравственную ( проведение кураторских часов, открытых просмотров фильмов через видеостудию); этическую (изучение содержательного материала по этике и этикету, акцент на корпоративную этику через гимн Университета: «За нас, за Вас, за НЕФТЕГАЗ...»); эстетическую (через Центр развития творчества по шестнадцати направлениям, предметом особой гордости является команда КВН - участница игр Высшей лиги); валеологическую (изучение культуры здорового образа жизни по программе «Валеология» в соответствии с образовательным Стандартом); экологическую (направлена на оптимизацию, гармонизацию отношений человека и природы, развитие у него экологического сознания: основную функциональную роль в развитии этой линии выполняет кафедра Промышленной экологии Института Геологии и геоинформатики); правовую (реализуется на предметах гуманитарного, естественного цикла и интегративных курсах по авторским рабочим программам); научную ( через студенческую Академию наук под руководством 100 докторов и 350 кандидатов наук); философскую (включает в себя сущностные знания, что способствует самореализации личности- представлено на предметах естественнонаучных и гуманитарных циклов); социальную (развитие социальной компетентности, что служит основой самосовершенствования и самоактуализации, это особенно необходимо для будущих специалистов, формируется на спецкурсах); библиографическую (формирование у студентов информационно-библиографической культуры осуществляется по пяти направлениям, что позволяет самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве).
Из методических линий мы выделяем развивающую, направленную на развитие у студентов высших психических функций: памяти, внимания, логического мышления. В их основе лежат умения сравнивать, абстрагировать, обобщать, систематизировать, создавать новое. Все эти качества необходимы в ноосферном мышлении, направленном на поддержание гармоничных отношений в системе «общество-человек-природа». Очень важно отметить творческую составляющую развивающего обучения, поскольку через творчество происходит интеллектуальное и духовно-нравственное развитие человека.
Также очень важно отметить интегративную линию, которая, на наш взгляд, является фундаментальной, так как создает целостное мировоззрение личности. Реализуется с помощью специальных интегративных курсов (предметов общего профиля и спецкурсов), межпредметных связей. Важнейшим интегрирующим фактором при этом являются эпистемные (сущностные знания), представленные идеями русских космистов ( Н. Ф. Федоровым, В. И. Вернадским, К. Э Циолковским ).
Мы считаем, что такое построение линий ноосферного образования и способы их реализации позволят нам решить некоторые задачи опережающего образования к которому мы относим - ноосферное образование.
Новую систему образования можно рассматривать и как оптимальный способ раскрытия потенциальных возможностей человека. Разработкой и внедрением ноосферного образования занимается отделение Ноосферного образования Российской Академии Естественных наук под руководством действительного члена РАЕН, доктора психологических наук Н. В. Масловой. Она приходит к выводу, что ноосферное образование должно носить опережающий характер, задавая скорость и уровень развития общества. Более того, если «...ранее историческое предназначение образования состояло в сохранении и защите наследуемой обществом культуры и передаче ее новым поколениям, то теперь к этой функции добавилась еще одна...расширение доступа людей к самопознанию, самобытности личности и достижениям мировой науки, культуры и самоидентификации личности в социуме». Понимание этого тезиса зависит от понимания того, что такое культура.
В свое время Цицерон считал, что культура состоит в уважении традиций, в «очеловечивании» мира. Кант связывал культуру с положительным в проявлениях людей и тесно связывал культуру с воспитанием, так как в процессе воспитания в бытие человека вносятся общественные ценности. «Вся культура и искусство, украшающие человечество,- учил Кант,- самое лучшее общественное устройство». Однако Гегель более глубоко сущность культуры «как поднятие человека до всеобщности в его знаниях, чувствовании, велении». Культура, по Гегелю, ведет к стремлению обладать бесконечным, абсолютным, к привычке обладать общезначимым, к власти над природной силой в человеке. Тем самым, образование участвует в трансляции, а следовательно и в сохранении культуры. Множество характеристик культуры, данные после Гегеля лишь подчеркивают ее роль в процессе становления личности: «От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту - к человечности»,- писал В. Сухомлинский.
Ноосферное образование является проектным ориентиром глобального образования. Основанием обращения внимания на глобальное образование выступает неуклонное сближение народов, их хозяйственной и культурной жизни, ускоряемое научно-технической революцией. При этом целями глобального образования являются преодоление разделения мира по социальным, национальным, этническим и другим критериям, разлада между человеком и природой, расщепления человеческой души. Глобальное образование ничего не подменяет, не вытесняет из достигнутого педагогикой и выступает как один из вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях, как дополнение к любому образованию.
Побудительной причиной предстает нарастание глобальных кризисов и проблем, учет которых и подготовка к проведению которых являются очевидными. Чтобы не делать зло, не уничтожать жизнь, не подавлять ее необходима «смена принципов поведения... увеличение роли Разума в судьбах нашего биологического вида и формировании общепланетарного коллективного интеллекта», - писал Н. Н. Моисеев. Тем самым появляются специфические «заказы» на образование.
Базисные противоречия ноосферизации должны быть положены в основу создания содержательной стороны образовательного проекта. Так как противоречия обращены и воздействуют на людей, существующих в ноосфере, то цели образования ноосферного типа должны отражать установку на формирование способностей к адекватному поведению в условиях наличия таких противоречий.
В заключение хотелось бы в благодарность памяти замечательного русского ученого Владимира Ивановича Вернадского процитировать его высказывание: «Как часть планетарного земного вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни своего существования. Это самое глубокое проявления самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе».
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2021 23:28:18
Статья в формате PDF 263 KB...
13 04 2021 16:43:22
Статья в формате PDF 129 KB...
12 04 2021 20:18:14
Статья в формате PDF 224 KB...
11 04 2021 7:56:21
Статья в формате PDF 113 KB...
10 04 2021 11:13:56
Статья в формате PDF 100 KB...
09 04 2021 20:46:34
Статья в формате PDF 100 KB...
08 04 2021 10:31:45
Статья в формате PDF 257 KB...
07 04 2021 16:41:43
Статья в формате PDF 141 KB...
05 04 2021 5:36:55
Статья в формате PDF 338 KB...
04 04 2021 17:21:43
Статья в формате PDF 355 KB...
03 04 2021 22:48:32
Статья в формате PDF 193 KB...
02 04 2021 21:48:16
Статья в формате PDF 95 KB...
01 04 2021 8:31:26
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2021 10:57:50
Статья в формате PDF 342 KB...
30 03 2021 11:36:23
Статья в формате PDF 130 KB...
29 03 2021 12:43:38
Статья в формате PDF 122 KB...
28 03 2021 19:56:20
Статья в формате PDF 101 KB...
27 03 2021 16:23:37
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2021 21:37:33
Статья в формате PDF 145 KB...
23 03 2021 21:35:46
Статья в формате PDF 220 KB...
22 03 2021 1:27:24
Статья в формате PDF 134 KB...
21 03 2021 23:23:33
Статья в формате PDF 115 KB...
20 03 2021 21:22:14
Статья в формате PDF 354 KB...
19 03 2021 5:45:31
Статья в формате PDF 260 KB...
18 03 2021 5:29:51
Статья в формате PDF 118 KB...
17 03 2021 21:10:46
Статья в формате PDF 145 KB...
16 03 2021 14:18:28
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
14 03 2021 5:16:55
Статья в формате PDF 505 KB...
13 03 2021 12:32:19
При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...
12 03 2021 21:18:43
Статья в формате PDF 111 KB...
11 03 2021 12:49:43
Статья в формате PDF 111 KB...
10 03 2021 4:52:22
Статья в формате PDF 122 KB...
09 03 2021 22:33:48
Рассмотрены химические и термодинамические особенности возникновения тетрадного эффекта фракционирования редкоземельных элементов в высоко эволюционированных гранитоидах на многих примерах его проявления в отечественной и зарубежной практики. Выявление тетрадного эффекта позволяет боле глубоко понять особенности петрологии развития магматических очагов многих интрузивных комплексов и потенциальные перспективы гранитоидов на редкометалльное и редкоземельное оруденение. Составлена математическая программа расчёта тетрадного эффекта фракционирования редкоземельных элементов, прилагаемая в электронном варианте к статье. ...
08 03 2021 20:27:45
Статья в формате PDF 166 KB...
07 03 2021 7:38:22
Статья в формате PDF 123 KB...
06 03 2021 23:46:51
Статья в формате PDF 108 KB...
05 03 2021 0:10:20
Статья в формате PDF 123 KB...
01 03 2021 11:50:40
Статья в формате PDF 129 KB...
26 02 2021 2:58:36
Статья в формате PDF 133 KB...
24 02 2021 0:29:28
Статья в формате PDF 108 KB...
23 02 2021 23:48:51
Статья в формате PDF 130 KB...
22 02 2021 22:33:10
Статья в формате PDF 96 KB...
20 02 2021 1:49:21
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
19 02 2021 3:16:23
Статья в формате PDF 138 KB...
18 02 2021 10:28:33
Статья в формате PDF 173 KB...
17 02 2021 12:25:12
Статья в формате PDF 119 KB...
16 02 2021 2:58:11
Статья в формате PDF 251 KB...
15 02 2021 9:38:15
В эксперименте в сравнительном плане, изучено влияние радиационного облучения, ртутной интоксикации и гипотиреоза на систему иммунитета, на активность ферментов обмена пуриновых нуклеотидов: 5’-нуклеотидазы, А М Ф-дезаминазы и аденозиндезаминазы, на активность ферментов антиоксидантной системы: супероксиддисмутазы ( С О Д), глутатионпероксидазы ( Г П О), глутатионредуктазы в ткани печени, почек и в сыворотке крови. Установлены значительные сходства в механизме клеточных и метаболических эффектов радиации, гипотиреоза, ртутной интоксикации. Независимо от ткани и воздействующего на организм фактора (радиация, гипотиреоз, ртутная интоксикация) имеет место однотипные изменения активности супероксиддисмутазы, глутатионпероксидазы и глутатионредуктазы, что свидетельствует о том, что указанные воздействия являются стрессорными. Изменения в иммунной системе, обнаруженные при ионизирующем излучении, практически однотипны изменениям иммунитета при гипотиреозе. При ртутной интоксикации в отличие от гипотиреоза и радиации имеет место снижение уровня В-лимфоцитов, что в какой-то мере объясняется особенностями эффектов ртутной интоксикации на систему иммунитета и ферменты метаболизма пуриновых нуклеотидов. В определенной степени эти различия можно объяснить разной степенью становления защитных механизмов и степенью целостности регуляторной функции адрено-тиреоидной системы. ...
14 02 2021 17:49:45
Статья в формате PDF 99 KB...
13 02 2021 18:33:41
Статья в формате PDF 329 KB...
12 02 2021 11:37:16
Статья в формате PDF 124 KB...
11 02 2021 10:53:47
Статья в формате PDF 101 KB...
10 02 2021 17:20:55
Статья в формате PDF 112 KB...
09 02 2021 20:13:37
Статья в формате PDF 115 KB...
08 02 2021 3:12:34
Статья в формате PDF 109 KB...
07 02 2021 2:16:16
Статья в формате PDF 109 KB...
06 02 2021 16:25:51
Статья в формате PDF 129 KB...
05 02 2021 19:47:58
Статья в формате PDF 90 KB...
04 02 2021 7:27:21
Статья в формате PDF 131 KB...
03 02 2021 23:54:52
Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...
01 02 2021 18:35:26
Статья в формате PDF 142 KB...
31 01 2021 11:36:18
Статья в формате PDF 110 KB...
30 01 2021 6:36:31
Статья в формате PDF 307 KB...
29 01 2021 19:33:39
Статья в формате PDF 127 KB...
28 01 2021 0:45:18
Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...
27 01 2021 16:31:58
Статья в формате PDF 111 KB...
26 01 2021 23:11:21
Статья в формате PDF 110 KB...
25 01 2021 12:42:18
Статья в формате PDF 262 KB...
24 01 2021 8:42:27
Статья в формате PDF 270 KB...
23 01 2021 1:46:57
Статья в формате PDF 100 KB...
22 01 2021 19:57:42
Статья в формате PDF 288 KB...
21 01 2021 2:21:17
Статья в формате PDF 109 KB...
20 01 2021 10:27:25
Статья в формате PDF 121 KB...
19 01 2021 1:47:18
Статья в формате PDF 151 KB...
18 01 2021 17:50:53
Статья в формате PDF 100 KB...
17 01 2021 9:24:34
Статья в формате PDF 429 KB...
16 01 2021 1:57:47
Статья в формате PDF 120 KB...
15 01 2021 8:22:36
Статья в формате PDF 119 KB...
14 01 2021 23:50:11
Статья в формате PDF 131 KB...
13 01 2021 20:56:46
Статья в формате PDF 129 KB...
12 01 2021 14:47:33
Статья в формате PDF 210 KB...
11 01 2021 7:54:31
Статья в формате PDF 263 KB...
10 01 2021 5:28:45
В течение продолжительного времени проводились триботехнические испытания различных термодиффузионных покрытий на изнашивание при трении скольжения. Они позволили сделать ряд принципиальных обобщений по взаимообусловленности структурного состояния покрытий и кинетики процессов износа. В результате моделирования фрикционных процессов широкого класса материалов было получено эмпирическое уравнение для коэффициента трения, отражающее параметрическое влияние свойств материала покрытий, реологию поверхностного трения и свойство смазочного материала. ...
09 01 2021 3:27:11
Статья в формате PDF 133 KB...
08 01 2021 4:42:47
Статья в формате PDF 114 KB...
07 01 2021 23:42:30
Статья в формате PDF 110 KB...
06 01 2021 4:16:19
Статья в формате PDF 102 KB...
05 01 2021 2:13:12
Статья в формате PDF 140 KB...
04 01 2021 21:16:23
Статья в формате PDF 293 KB...
03 01 2021 23:46:13
Статья в формате PDF 120 KB...
02 01 2021 23:48:47
Статья в формате PDF 90 KB...
01 01 2021 9:59:51
Статья в формате PDF 127 KB...
31 12 2020 8:34:39
В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...
30 12 2020 4:57:18
Статья в формате PDF 116 KB...
29 12 2020 1:23:16
Статья в формате PDF 102 KB...
28 12 2020 18:15:42
Статья в формате PDF 137 KB...
27 12 2020 10:42:25
Статья в формате PDF 191 KB...
26 12 2020 15:10:41
Статья в формате PDF 129 KB...
25 12 2020 21:47:49
Статья в формате PDF 116 KB...
24 12 2020 21:38:22
Статья в формате PDF 133 KB...
22 12 2020 0:12:11
Статья в формате PDF 104 KB...
21 12 2020 3:48:41
Статья в формате PDF 200 KB...
20 12 2020 12:31:33
Статья в формате PDF 148 KB...
18 12 2020 16:40:24
Статья в формате PDF 85 KB...
17 12 2020 11:19:32
В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...
16 12 2020 19:56:33
Статья в формате PDF 120 KB...
15 12 2020 7:23:38
Статья в формате PDF 115 KB...
14 12 2020 6:51:37
В статье на основании анализа серий срезов зародышей человека изучены особенности формирования артериального русла отделов головного мозга, определены возрастные критерии появления закладок как отделов головного мозга, так и основных сосудов и их ветвей в плане обоснования возможных вариантов строения артериальной сети головного мозга в онтогенезе. ...
13 12 2020 12:11:35
Статья в формате PDF 123 KB...
12 12 2020 23:29:47
Статья в формате PDF 315 KB...
11 12 2020 21:20:22
Статья в формате PDF 128 KB...
10 12 2020 4:51:47
Статья в формате PDF 214 KB...
09 12 2020 21:18:49
Статья в формате PDF 100 KB...
08 12 2020 1:28:11
Статья в формате PDF 254 KB...
07 12 2020 14:18:10
Статья в формате PDF 149 KB...
06 12 2020 0:43:30
Статья в формате PDF 129 KB...
05 12 2020 15:30:52
Статья в формате PDF 148 KB...
04 12 2020 13:25:20
Статья в формате PDF 104 KB...
03 12 2020 15:32:27
Установлены специфические особенности микробного населения почв мерзлотных горно-таежных техногенных ландшафтов Эльконского ураново-рудного района на территории Южной Якутии. Такие как высокая численность эколого-трофических групп микроорганизмов (2,0·103–7,6·107 кл/г), сопоставимая с плотностью микробов в лугово-степных почвах Центральной Якутии и особый характер распределения их по профилю почв в зависимости от содержания в них урана. В почве радиоактивно-загрязненного разреза с уменьшением содержания урана до 161 мг/кг наблюдается увеличение численности всех исследованных групп микроорганизмов. В остальных образцах данного разреза с увеличением содержания урана в почве наблюдается исчезновение или спад численности микроорганизмов на 1–2 порядка. В отличие от загрязненного разреза в почве нативного ландшафта численность микроорганизмов остается достаточно высокой по всему почвенному профилю. ...
01 12 2020 13:24:24
В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...
30 11 2020 11:19:19
Статья в формате PDF 104 KB...
29 11 2020 0:44:16
Статья в формате PDF 198 KB...
28 11 2020 8:51:36
Статья в формате PDF 121 KB...
27 11 2020 6:42:44
Статья в формате PDF 121 KB...
26 11 2020 8:56:39
Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...
24 11 2020 21:15:37
Статья в формате PDF 101 KB...
23 11 2020 18:14:27
Статья в формате PDF 161 KB...
22 11 2020 11:11:10
Статья в формате PDF 257 KB...
21 11 2020 3:28:59
Статья в формате PDF 161 KB...
19 11 2020 1:29:28
Статья в формате PDF 94 KB...
18 11 2020 1:51:37
Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбраковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...
17 11 2020 3:42:46
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::