ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В СВОБОДНЫХ ШКОЛАХ
Гуманизация образования в современных условиях ставит проблему оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечение их взаимного эффективного развития, в связи с чем проблема социального воспитания подрастающего поколения приобретает сегодня особую актуальность. При этом педагогическая общественность осознает необходимость воспитания в молодежи таких качествах личности, как ее автономность, самостоятельность, независимость, свобода воли, а также активная жизненная позиция, умение находить общий язык с окружающими людьми, терпимость. Именно поэтому важно не отрывать искусственно друг от друга процессы гуманизации образования и социализации личности, более того, нельзя их противопоставлять друг другу. Вот почему в руки учителей и воспитателей вверяется не только судьба школьника, но и его дальнейшее развитие. Иначе говоря, воспитание и обучение, осуществляемое школой, определяют точную модель будущей жизни индивида, при этом отвечая за адаптацию ребенка к социальной жизни, а также за то, чтобы он гармонично вписался в сложнейшую структуру общественных отношений. Это означает, что школа не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом воспитания, а всегда должна иметь в виду, что их подопечные готовятся для общества, а не для самой школы.
Очень много в этом направлении делается как раз в свободных школах, в частности, таких, как: вальдорфская, школа Монтессори, Саммерхилл, которые сегодня занимают среди других инновационных начинаний особое место, так как представляют педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более восьмидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Выше названные школы как парадигма гуманистической педагогики не являются европейским феноменом, ибо за ними стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени. Свободные школы представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у них многому можно и нужно учиться.
И одним из важнейших аспектов, реализуемый в свободной школе и представляющий интерес для любой национальной школы, является социализация формирующейся личности, межличностный механизм которой реализуется в процессе общения ребенка с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются его родители, друзья, взрослые и т.д. Как известно, действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется внутренним диалогом, в котором ребенок либо отвергает, либо принимает те ценности, что свойственны сообществу и всем значимым для него лицам. Иначе говоря, ребенок формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя. При незаметной, не видимой ребенком воспитательной работе, сторонники свободного воспитания, например, стараются исподволь взращивать в воспитанниках способность к изменению своих ценностных ориентаций и умению находить баланс между своими ценностями и теми требованиями, которые предъявляет ему детское сообщество.
К этому стоит добавить, что педагоги-гуманисты, как прошлого, так и настоящего, всегда были убеждены в том, что у растущего человека должны развиваться компенсирующие качества, способные стать опорой в его дальнейшей жизнедеятельности. Об их недостаточной развитости свидетельствуют чувства ущербности и неполноценности, которые проявляются у ребенка во взаимоотношениях с другими людьми, а также амбициозности. Поэтому критерием полноценного развития человека является его способность к полезной деятельности в обществе, а также в примирении его разума с реалиями жизни.
Какую бы свободную школу мы не взяли сегодня, на первом плане мы увидим гуманистическую направленность воспитательной системы, поскольку она находит свое отражение уже в самой целевой установке: воспитание нравственно свободной, гуманной и высококультурной личности. Воспитание высококультурной личности по теории свободного воспитания означает подготовку подрастающего человека к социальной жизни, но не в плане его профессиональной подготовки, а, прежде всего, наполнение его духовным богатством и нравственными добродетелями, а также поднятие его интеллектуального уровня. Иначе говоря, в свободных школах культивируется воспитание социально активной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства, умеющей пользоваться правом свободы выбора тех или иных форм и видов деятельности, а также и равного права голоса со взрослыми при решении всех вопросов школьной жизни.
По сути, любое образовательное учреждение, функционирующее в русле свободного воспитания, представляет собой настоящее социальное развивающее пространство, на котором воспитанники учатся самостоятельно разрешать все сложные вопросы школьной жизни и воспитания. При этом, как показывает практика, в свободных школах представлена своеобразная педагогическая технология социализации личности, которая включает в себя: самоуправление, вовлечение ребенка в деятельность, эмоциональная насыщенность организации деятельности детей. Свою задачу при этом педагогический коллектив видит в том, чтобы ориентировать ребенка на справедливый и правильный нравственный выбор. Поэтому в учебном заведении стараются создавать все возможности для установления положительного социального окружения, которое и как раз осуществляет детское самоуправление. По мнению, например, А.Нейлла, самоуправление готовит детей к общественной жизни и одновременно делает их личностями. Поэтому целью самоуправления в Саммерхилле является организация жизни школы. Реальное участие детей в сотворчестве правил и норм жизни школы приобретает в таком случае черты технологии, с помощью которой исподволь и управляется деятельность воспитанников. Что очень важно, самоуправление, в свою очередь, создавало предпосылки и для продуктивной саморегуляции ребенка, и, в частности, такой важной ее стороны, как социализация. Сам процесс социализации обеспечивал формирование одного из ведущих качеств личности - самостоятельности, которое предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно в любых условиях.
В этом плане много делал и Р.Штейнер, который считал, что всем взрослым очень важно понять одно: ребенок не «сырье» для формирования чего или кого бы то ни было, он автор, который сам активно работает над развитием самого себя, он во многом, в конце концов, сам определяет, каким ему быть; надо лишь предоставить ему в этом свободу. Ученики глубоко проникаются этим доверием, что впоследствии воспитывает у них чувство уважения к своей школе и гордости за нее, что Г.Винекен, например, считал основным условием эффективности системы самоуправления. Этому, кстати, способствует также и та гуманистическая атмосфера детского учреждения, которая уже по своему определению обеспечивает самочувствие защищенности каждого воспитанника в детском сообществе, чему, конечно, в немалой степени содействует и система опеки старших и уважаемых воспитанников над младшими и собственно сама форма организации первичного коллектива в свободной школе, основанной на принципах самоуправления.
Миссия свободной школы и направлена, собственно, на успешность социального воспитания своих подопечных, которая предполагает их эффективную адаптацию к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех ситуациях, которые могут препятствовать их саморазвитию и самоопределению. В связи с этим в процессе социального воспитания в любой свободной школе учитывается как личностная составляющую ученика (т.е. носителя социальных ролей и избирающего свой жизненный стиль), так и индивидуальная (т.е. его неповторимое своеобразие, которая включает в себя совокупность только ему присущих свойств и качеств).
В конечном счете, социализация создает предпосылки к тому, что и в настоящем времени, живя в стенах своих свободных школ, и в дальнейшем, во взрослой жизни, воспитанники и выпускники решают и будут решать все свои проблемы только за счет собственной активности, которая и оказывает свое вторичное влияние на биографию ребенка через новую цепь поступков, вызревших в его переживаниях.
Вокруг свободных школ зачастую создаются различные слухи и мифы о их якобы несостоятельности. Однако реальность такова, что из их стен не вышел ни один преступник. И ни один ребенок, хоть немного поживший на воспитательном пространстве, пропитанным истинной свободой, не имел впоследствии даже причины думать о суициде; и все выпускники без исключения находят свое место в жизни, то место, которое помогает им жить в удовольствие, или как говорил в свое время А.Нейлл, - в счастье.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 90 KB...
19 01 2021 7:21:40
Статья в формате PDF 101 KB...
18 01 2021 11:53:52
Статья в формате PDF 127 KB...
17 01 2021 21:54:13
Статья в формате PDF 115 KB...
16 01 2021 12:22:10
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
15 01 2021 5:30:38
Статья в формате PDF 251 KB...
14 01 2021 16:55:52
Статья в формате PDF 123 KB...
12 01 2021 16:13:17
Статья в формате PDF 119 KB...
11 01 2021 7:21:17
Статья в формате PDF 103 KB...
08 01 2021 7:16:41
Статья в формате PDF 123 KB...
07 01 2021 23:39:53
Статья в формате PDF 110 KB...
06 01 2021 18:31:45
Статья в формате PDF 291 KB...
05 01 2021 8:47:24
Статья в формате PDF 117 KB...
04 01 2021 12:10:59
Статья в формате PDF 213 KB...
03 01 2021 19:33:50
Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера- Шубникова. ...
02 01 2021 17:17:39
Статья в формате PDF 127 KB...
31 12 2020 5:45:11
Статья в формате PDF 119 KB...
30 12 2020 21:54:56
Статья в формате PDF 241 KB...
29 12 2020 19:42:49
Статья в формате PDF 252 KB...
28 12 2020 4:22:32
Статья в формате PDF 126 KB...
27 12 2020 16:18:42
Статья в формате PDF 148 KB...
26 12 2020 22:25:27
Статья в формате PDF 122 KB...
25 12 2020 14:35:54
Статья в формате PDF 89 KB...
24 12 2020 5:52:52
Статья в формате PDF 120 KB...
23 12 2020 3:25:46
Статья в формате PDF 117 KB...
22 12 2020 14:43:26
Статья в формате PDF 95 KB...
21 12 2020 13:25:19
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...
19 12 2020 7:22:35
Статья в формате PDF 253 KB...
18 12 2020 7:32:15
Статья в формате PDF 106 KB...
17 12 2020 16:13:20
Статья в формате PDF 294 KB...
16 12 2020 3:28:13
В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от характера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...
15 12 2020 20:43:50
Статья в формате PDF 244 KB...
14 12 2020 5:16:56
Статья в формате PDF 116 KB...
13 12 2020 6:49:38
Статья в формате PDF 104 KB...
12 12 2020 19:59:27
Статья в формате PDF 110 KB...
11 12 2020 18:14:18
Статья в формате PDF 122 KB...
10 12 2020 1:35:44
Статья в формате PDF 365 KB...
09 12 2020 12:20:29
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...
08 12 2020 17:43:54
Статья в формате PDF 103 KB...
07 12 2020 23:16:39
Статья в формате PDF 269 KB...
05 12 2020 9:26:34
Статья в формате PDF 120 KB...
04 12 2020 13:50:36
Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...
03 12 2020 3:15:54
Статья в формате PDF 116 KB...
02 12 2020 9:56:13
Статья в формате PDF 262 KB...
01 12 2020 14:22:45
Статья в формате PDF 108 KB...
30 11 2020 13:34:23
Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...
27 11 2020 16:13:10
Статья в формате PDF 111 KB...
26 11 2020 18:52:29
Статья в формате PDF 149 KB...
24 11 2020 22:20:53
Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотребления в процессе формирования адаптации. ...
22 11 2020 5:50:45
Статья в формате PDF 288 KB...
21 11 2020 1:40:29
Статья в формате PDF 263 KB...
20 11 2020 14:50:34
Статья в формате PDF 90 KB...
19 11 2020 23:17:56
Статья в формате PDF 153 KB...
18 11 2020 6:44:45
Статья в формате PDF 139 KB...
17 11 2020 5:56:35
Статья в формате PDF 303 KB...
16 11 2020 12:28:43
Статья в формате PDF 324 KB...
15 11 2020 7:26:17
Статья в формате PDF 267 KB...
14 11 2020 4:16:48
Статья в формате PDF 265 KB...
13 11 2020 9:30:31
Статья в формате PDF 107 KB...
12 11 2020 21:50:35
Статья в формате PDF 295 KB...
11 11 2020 16:47:14
Статья в формате PDF 263 KB...
10 11 2020 8:18:56
Статья в формате PDF 244 KB...
09 11 2020 17:21:33
Статья в формате PDF 109 KB...
07 11 2020 0:23:52
Статья в формате PDF 91 KB...
06 11 2020 0:59:29
Статья в формате PDF 307 KB...
05 11 2020 6:26:31
Статья в формате PDF 115 KB...
04 11 2020 8:48:21
Статья в формате PDF 87 KB...
03 11 2020 17:30:47
Статья в формате PDF 112 KB...
02 11 2020 1:33:30
Статья в формате PDF 131 KB...
31 10 2020 1:54:26
Статья в формате PDF 125 KB...
30 10 2020 8:15:17
Статья в формате PDF 266 KB...
28 10 2020 23:24:22
Статья в формате PDF 113 KB...
26 10 2020 1:57:30
Статья в формате PDF 94 KB...
25 10 2020 1:23:11
Статья в формате PDF 80 KB...
24 10 2020 20:58:52
Статья в формате PDF 250 KB...
23 10 2020 1:36:31
Статья в формате PDF 300 KB...
20 10 2020 9:21:34
Статья в формате PDF 112 KB...
19 10 2020 4:30:28
Статья в формате PDF 134 KB...
17 10 2020 16:24:51
Статья в формате PDF 167 KB...
16 10 2020 10:47:22
Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...
14 10 2020 18:31:42
Статья в формате PDF 132 KB...
13 10 2020 2:51:52
Статья в формате PDF 131 KB...
12 10 2020 13:53:50
Статья в формате PDF 338 KB...
11 10 2020 14:55:45
Статья в формате PDF 127 KB...
10 10 2020 12:27:54
Статья в формате PDF 115 KB...
07 10 2020 4:24:41
Статья в формате PDF 130 KB...
06 10 2020 0:22:12
С помощью комплекса ядерно-физических методов, Я М Р-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного Э М П, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
05 10 2020 0:42:25
Статья в формате PDF 115 KB...
04 10 2020 19:16:56
Статья в формате PDF 103 KB...
03 10 2020 23:31:24
Статья в формате PDF 120 KB...
02 10 2020 9:45:39
Статья в формате PDF 293 KB...
01 10 2020 22:23:47
Статья в формате PDF 98 KB...
30 09 2020 14:22:27
Статья в формате PDF 162 KB...
29 09 2020 13:10:24
Статья в формате PDF 254 KB...
28 09 2020 7:19:39
Статья в формате PDF 261 KB...
27 09 2020 5:10:25
Статья в формате PDF 241 KB...
26 09 2020 10:36:39
Статья в формате PDF 98 KB...
25 09 2020 4:47:15
Статья в формате PDF 116 KB...
24 09 2020 19:21:44
Статья в формате PDF 109 KB...
23 09 2020 4:10:18
Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...
22 09 2020 4:43:19
Статья в формате PDF 114 KB...
21 09 2020 9:53:34
Статья в формате PDF 112 KB...
20 09 2020 0:15:17
Статья в формате PDF 134 KB...
19 09 2020 0:56:52
Статья в формате PDF 101 KB...
18 09 2020 2:17:19
Статья в формате PDF 172 KB...
17 09 2020 21:18:46
Статья в формате PDF 303 KB...
16 09 2020 17:13:11
Статья в формате PDF 98 KB...
15 09 2020 5:46:23
Статья в формате PDF 284 KB...
14 09 2020 4:51:12
Статья в формате PDF 104 KB...
13 09 2020 23:11:29
Статья в формате PDF 174 KB...
12 09 2020 15:54:16
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...
11 09 2020 7:48:39
Статья в формате PDF 105 KB...
10 09 2020 4:30:26
Статья в формате PDF 269 KB...
09 09 2020 10:51:56
Статья в формате PDF 241 KB...
07 09 2020 6:31:23
Статья в формате PDF 112 KB...
06 09 2020 22:53:11
Статья в формате PDF 96 KB...
05 09 2020 19:54:45
Статья в формате PDF 125 KB...
04 09 2020 21:35:59
Статья в формате PDF 315 KB...
03 09 2020 21:54:42
Статья в формате PDF 116 KB...
02 09 2020 19:18:28
Статья в формате PDF 109 KB...
31 08 2020 17:27:30
Статья в формате PDF 132 KB...
30 08 2020 19:26:58
Статья в формате PDF 250 KB...
29 08 2020 10:37:47
Статья в формате PDF 286 KB...
28 08 2020 16:47:19
Статья в формате PDF 142 KB...
27 08 2020 22:48:54
Статья в формате PDF 262 KB...
26 08 2020 5:16:26
Статья в формате PDF 98 KB...
25 08 2020 18:24:16
Статья в формате PDF 227 KB...
24 08 2020 18:23:31
Статья в формате PDF 109 KB...
23 08 2020 18:44:13
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::