ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В СВОБОДНЫХ ШКОЛАХ
Источник:
Гуманизация образования в современных условиях ставит проблему оптимизации взаимодействия личности и социума, обеспечение их взаимного эффективного развития, в связи с чем проблема социального воспитания подрастающего поколения приобретает сегодня особую актуальность. При этом педагогическая общественность осознает необходимость воспитания в молодежи таких качествах личности, как ее автономность, самостоятельность, независимость, свобода воли, а также активная жизненная позиция, умение находить общий язык с окружающими людьми, терпимость. Именно поэтому важно не отрывать искусственно друг от друга процессы гуманизации образования и социализации личности, более того, нельзя их противопоставлять друг другу. Вот почему в руки учителей и воспитателей вверяется не только судьба школьника, но и его дальнейшее развитие. Иначе говоря, воспитание и обучение, осуществляемое школой, определяют точную модель будущей жизни индивида, при этом отвечая за адаптацию ребенка к социальной жизни, а также за то, чтобы он гармонично вписался в сложнейшую структуру общественных отношений. Это означает, что школа не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом воспитания, а всегда должна иметь в виду, что их подопечные готовятся для общества, а не для самой школы.
Очень много в этом направлении делается как раз в свободных школах, в частности, таких, как: вальдорфская, школа Монтессори, Саммерхилл, которые сегодня занимают среди других инновационных начинаний особое место, так как представляют педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более восьмидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Выше названные школы как парадигма гуманистической педагогики не являются европейским феноменом, ибо за ними стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени. Свободные школы представляют собой сегодня один из вариантов гуманной школы и уже только поэтому у них многому можно и нужно учиться.
И одним из важнейших аспектов, реализуемый в свободной школе и представляющий интерес для любой национальной школы, является социализация формирующейся личности, межличностный механизм которой реализуется в процессе общения ребенка с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются его родители, друзья, взрослые и т.д. Как известно, действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется внутренним диалогом, в котором ребенок либо отвергает, либо принимает те ценности, что свойственны сообществу и всем значимым для него лицам. Иначе говоря, ребенок формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя. При незаметной, не видимой ребенком воспитательной работе, сторонники свободного воспитания, например, стараются исподволь взращивать в воспитанниках способность к изменению своих ценностных ориентаций и умению находить баланс между своими ценностями и теми требованиями, которые предъявляет ему детское сообщество.
К этому стоит добавить, что педагоги-гуманисты, как прошлого, так и настоящего, всегда были убеждены в том, что у растущего человека должны развиваться компенсирующие качества, способные стать опорой в его дальнейшей жизнедеятельности. Об их недостаточной развитости свидетельствуют чувства ущербности и неполноценности, которые проявляются у ребенка во взаимоотношениях с другими людьми, а также амбициозности. Поэтому критерием полноценного развития человека является его способность к полезной деятельности в обществе, а также в примирении его разума с реалиями жизни.
Какую бы свободную школу мы не взяли сегодня, на первом плане мы увидим гуманистическую направленность воспитательной системы, поскольку она находит свое отражение уже в самой целевой установке: воспитание нравственно свободной, гуманной и высококультурной личности. Воспитание высококультурной личности по теории свободного воспитания означает подготовку подрастающего человека к социальной жизни, но не в плане его профессиональной подготовки, а, прежде всего, наполнение его духовным богатством и нравственными добродетелями, а также поднятие его интеллектуального уровня. Иначе говоря, в свободных школах культивируется воспитание социально активной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства, умеющей пользоваться правом свободы выбора тех или иных форм и видов деятельности, а также и равного права голоса со взрослыми при решении всех вопросов школьной жизни.
По сути, любое образовательное учреждение, функционирующее в русле свободного воспитания, представляет собой настоящее социальное развивающее пространство, на котором воспитанники учатся самостоятельно разрешать все сложные вопросы школьной жизни и воспитания. При этом, как показывает практика, в свободных школах представлена своеобразная педагогическая технология социализации личности, которая включает в себя: самоуправление, вовлечение ребенка в деятельность, эмоциональная насыщенность организации деятельности детей. Свою задачу при этом педагогический коллектив видит в том, чтобы ориентировать ребенка на справедливый и правильный нравственный выбор. Поэтому в учебном заведении стараются создавать все возможности для установления положительного социального окружения, которое и как раз осуществляет детское самоуправление. По мнению, например, А.Нейлла, самоуправление готовит детей к общественной жизни и одновременно делает их личностями. Поэтому целью самоуправления в Саммерхилле является организация жизни школы. Реальное участие детей в сотворчестве правил и норм жизни школы приобретает в таком случае черты технологии, с помощью которой исподволь и управляется деятельность воспитанников. Что очень важно, самоуправление, в свою очередь, создавало предпосылки и для продуктивной саморегуляции ребенка, и, в частности, такой важной ее стороны, как социализация. Сам процесс социализации обеспечивал формирование одного из ведущих качеств личности - самостоятельности, которое предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно в любых условиях.
В этом плане много делал и Р.Штейнер, который считал, что всем взрослым очень важно понять одно: ребенок не «сырье» для формирования чего или кого бы то ни было, он автор, который сам активно работает над развитием самого себя, он во многом, в конце концов, сам определяет, каким ему быть; надо лишь предоставить ему в этом свободу. Ученики глубоко проникаются этим доверием, что впоследствии воспитывает у них чувство уважения к своей школе и гордости за нее, что Г.Винекен, например, считал основным условием эффективности системы самоуправления. Этому, кстати, способствует также и та гуманистическая атмосфера детского учреждения, которая уже по своему определению обеспечивает самочувствие защищенности каждого воспитанника в детском сообществе, чему, конечно, в немалой степени содействует и система опеки старших и уважаемых воспитанников над младшими и собственно сама форма организации первичного коллектива в свободной школе, основанной на принципах самоуправления.
Миссия свободной школы и направлена, собственно, на успешность социального воспитания своих подопечных, которая предполагает их эффективную адаптацию к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех ситуациях, которые могут препятствовать их саморазвитию и самоопределению. В связи с этим в процессе социального воспитания в любой свободной школе учитывается как личностная составляющую ученика (т.е. носителя социальных ролей и избирающего свой жизненный стиль), так и индивидуальная (т.е. его неповторимое своеобразие, которая включает в себя совокупность только ему присущих свойств и качеств).
В конечном счете, социализация создает предпосылки к тому, что и в настоящем времени, живя в стенах своих свободных школ, и в дальнейшем, во взрослой жизни, воспитанники и выпускники решают и будут решать все свои проблемы только за счет собственной активности, которая и оказывает свое вторичное влияние на биографию ребенка через новую цепь поступков, вызревших в его переживаниях.
Вокруг свободных школ зачастую создаются различные слухи и мифы о их якобы несостоятельности. Однако реальность такова, что из их стен не вышел ни один преступник. И ни один ребенок, хоть немного поживший на воспитательном пространстве, пропитанным истинной свободой, не имел впоследствии даже причины думать о суициде; и все выпускники без исключения находят свое место в жизни, то место, которое помогает им жить в удовольствие, или как говорил в свое время А.Нейлл, - в счастье.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 94 KB...
18 04 2021 14:11:50
Статья в формате PDF 105 KB...
17 04 2021 11:11:13
Статья в формате PDF 116 KB...
16 04 2021 0:45:25
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2021 9:42:56
Статья в формате PDF 111 KB...
14 04 2021 15:36:43
Статья в формате PDF 184 KB...
13 04 2021 19:59:31
Статья в формате PDF 115 KB...
12 04 2021 22:39:28
Статья в формате PDF 113 KB...
10 04 2021 11:10:25
Статья в формате PDF 127 KB...
09 04 2021 20:36:50
Статья в формате PDF 429 KB...
08 04 2021 21:24:15
Статья в формате PDF 253 KB...
07 04 2021 1:23:39
Статья в формате PDF 66 KB...
06 04 2021 22:27:50
Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочеполовой системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека. ...
05 04 2021 7:25:22
Статья в формате PDF 236 KB...
04 04 2021 22:12:30
Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...
03 04 2021 9:22:55
Статья в формате PDF 122 KB...
01 04 2021 21:26:39
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2021 11:19:56
Статья в формате PDF 124 KB...
29 03 2021 16:38:48
Статья в формате PDF 147 KB...
28 03 2021 8:33:13
Статья в формате PDF 303 KB...
27 03 2021 14:39:25
Статья в формате PDF 173 KB...
26 03 2021 16:27:29
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2021 5:10:11
Статья в формате PDF 418 KB...
24 03 2021 23:41:20
Статья в формате PDF 169 KB...
23 03 2021 23:17:45
Статья в формате PDF 100 KB...
22 03 2021 4:29:50
Статья в формате PDF 297 KB...
21 03 2021 13:20:13
Статья в формате PDF 116 KB...
20 03 2021 13:40:27
Статья в формате PDF 131 KB...
19 03 2021 9:31:47
Статья в формате PDF 113 KB...
18 03 2021 1:25:22
Статья в формате PDF 252 KB...
17 03 2021 14:14:58
Статья в формате PDF 119 KB...
16 03 2021 0:55:20
Статья в формате PDF 218 KB...
15 03 2021 7:36:44
Статья в формате PDF 112 KB...
14 03 2021 10:54:54
Статья в формате PDF 269 KB...
13 03 2021 1:54:31
Статья в формате PDF 152 KB...
12 03 2021 23:15:11
Статья в формате PDF 81 KB...
11 03 2021 15:47:41
Статья в формате PDF 263 KB...
10 03 2021 3:23:34
Статья в формате PDF 111 KB...
09 03 2021 14:58:26
Статья в формате PDF 294 KB...
08 03 2021 18:54:14
Статья в формате PDF 308 KB...
06 03 2021 2:47:34
Статья в формате PDF 127 KB...
05 03 2021 9:28:43
Статья в формате PDF 119 KB...
04 03 2021 20:32:26
Статья в формате PDF 265 KB...
03 03 2021 13:58:34
Статья в формате PDF 114 KB...
02 03 2021 12:22:27
Статья в формате PDF 302 KB...
01 03 2021 7:27:12
Статья в формате PDF 107 KB...
28 02 2021 2:36:34
Статья в формате PDF 86 KB...
27 02 2021 7:19:49
Статья в формате PDF 126 KB...
25 02 2021 15:28:53
Статья в формате PDF 119 KB...
24 02 2021 0:23:24
Статья в формате PDF 113 KB...
23 02 2021 11:38:11
Статья в формате PDF 119 KB...
22 02 2021 2:57:36
Статья в формате PDF 84 KB...
21 02 2021 21:13:16
Статья в формате PDF 100 KB...
20 02 2021 1:38:35
Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...
19 02 2021 8:15:12
Статья в формате PDF 118 KB...
17 02 2021 21:46:52
Статья в формате PDF 103 KB...
16 02 2021 4:42:36
Статья в формате PDF 284 KB...
15 02 2021 18:23:29
Статья в формате PDF 130 KB...
14 02 2021 21:58:40
Статья в формате PDF 257 KB...
13 02 2021 16:45:21
Статья в формате PDF 102 KB...
12 02 2021 21:45:40
Статья в формате PDF 288 KB...
11 02 2021 4:40:37
Статья в формате PDF 133 KB...
09 02 2021 20:59:50
Статья в формате PDF 129 KB...
08 02 2021 3:15:48
Статья в формате PDF 112 KB...
07 02 2021 14:39:55
Статья в формате PDF 127 KB...
05 02 2021 20:56:41
Статья в формате PDF 285 KB...
04 02 2021 15:38:30
Статья в формате PDF 123 KB...
03 02 2021 0:51:56
Статья в формате PDF 118 KB...
02 02 2021 1:36:30
Статья в формате PDF 263 KB...
30 01 2021 21:55:30
Статья в формате PDF 244 KB...
29 01 2021 0:45:25
Статья в формате PDF 250 KB...
28 01 2021 23:54:13
Статья в формате PDF 99 KB...
27 01 2021 18:29:38
Статья в формате PDF 317 KB...
25 01 2021 17:57:52
Статья в формате PDF 113 KB...
24 01 2021 1:24:27
Статья в формате PDF 131 KB...
23 01 2021 10:30:10
Статья в формате PDF 121 KB...
22 01 2021 0:17:57
Статья в формате PDF 273 KB...
21 01 2021 10:37:44
Статья в формате PDF 717 KB...
20 01 2021 2:18:38
Статья в формате PDF 146 KB...
19 01 2021 21:57:53
В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...
18 01 2021 20:32:27
Статья в формате PDF 117 KB...
16 01 2021 6:13:31
Статья в формате PDF 98 KB...
15 01 2021 8:32:44
Статья в формате PDF 105 KB...
13 01 2021 23:59:32
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
12 01 2021 6:58:15
Статья в формате PDF 111 KB...
11 01 2021 0:12:44
Статья в формате PDF 143 KB...
10 01 2021 4:35:28
Статья в формате PDF 131 KB...
09 01 2021 7:51:12
Статья в формате PDF 162 KB...
07 01 2021 11:35:43
Статья в формате PDF 134 KB...
06 01 2021 6:14:48
Статья в формате PDF 106 KB...
05 01 2021 13:21:42
Статья в формате PDF 244 KB...
03 01 2021 23:24:48
Статья в формате PDF 334 KB...
02 01 2021 14:23:18
Статья в формате PDF 122 KB...
01 01 2021 10:37:16
Статья в формате PDF 117 KB...
29 12 2020 14:10:27
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...
28 12 2020 10:20:42
Статья в формате PDF 327 KB...
27 12 2020 14:21:47
Статья в формате PDF 123 KB...
26 12 2020 19:10:57
Статья в формате PDF 304 KB...
25 12 2020 4:34:17
Статья в формате PDF 108 KB...
24 12 2020 13:59:48
Статья в формате PDF 195 KB...
23 12 2020 2:11:54
На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...
22 12 2020 0:58:22
Статья в формате PDF 106 KB...
21 12 2020 5:45:47
Статья в формате PDF 119 KB...
20 12 2020 22:35:48
В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня А Т Ф и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрансферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...
19 12 2020 23:34:12
Статья в формате PDF 289 KB...
18 12 2020 22:21:44
Статья в формате PDF 109 KB...
17 12 2020 14:15:49
Статья в формате PDF 99 KB...
16 12 2020 6:19:19
Статья в формате PDF 108 KB...
15 12 2020 22:48:30
Статья в формате PDF 312 KB...
13 12 2020 13:19:42
Статья в формате PDF 116 KB...
12 12 2020 13:15:20
Статья в формате PDF 115 KB...
11 12 2020 8:35:20
Статья в формате PDF 125 KB...
10 12 2020 17:51:16
Проведено комплексное психо-соматическое обследование 3280 женщин репродуктивного возраста с мастопатией. Сделан вывод о необходимости организации специализированных маммологических кабинетов для квалифицированной диагностики, лечения и психологической коррекции пациенток с заболеваниями молочных желез. ...
09 12 2020 5:40:45
Статья в формате PDF 134 KB...
07 12 2020 1:50:29
Статья в формате PDF 253 KB...
06 12 2020 17:11:32
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов. ...
05 12 2020 5:40:12
Статья в формате PDF 345 KB...
03 12 2020 2:35:17
Статья в формате PDF 262 KB...
02 12 2020 20:37:21
Статья в формате PDF 114 KB...
30 11 2020 23:40:25
Статья в формате PDF 260 KB...
28 11 2020 13:32:35
Статья в формате PDF 139 KB...
27 11 2020 13:59:21
Статья в формате PDF 121 KB...
26 11 2020 18:12:48
Статья в формате PDF 245 KB...
25 11 2020 19:53:52
Статья в формате PDF 99 KB...
24 11 2020 10:27:36
Статья в формате PDF 125 KB...
23 11 2020 19:53:30
Статья в формате PDF 113 KB...
22 11 2020 6:22:40
Статья в формате PDF 116 KB...
21 11 2020 2:51:19
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::