IT-Reviews    

КУРС ОБЩЕЙ ХИМИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

c78089d0 Источник:
Литвинова Т.Н. Статья в формате PDF 118 KB

В новой мировой парадигме высшего образования особое место отведено его фундаментализации, которая рассматривается как важнейшая тенденция и ведущее современное направление развития высшего образования ХХI века. С этих позиций - образование, знания, интеллект и творческие способности становятся высшими общечеловеческими ценностями.

Под фундаментализацией образования мы понимаем приоритетность общих теоретических дисциплин, ведущую роль теоретических системных знаний, обобщенных умений, универсальных методов и способов познания, научного исследования, направленных на действенное, мотивированное, активное изучение и усвоение содержания учебных дисциплин, на формирование системного мышления, ценностного отношения к знаниям, к их самостоятельному приобретению и творческому применению.

Целью фундаментализации медицинского образования, на наш взгляд, является создание положительной образовательной среды, оптимальных условий для понимания смысла и значения фундаментального материала, для сознательного и действенного овладения естественнонаучными дисциплинами как содержательными основами профессионализма будущих врачей.

Химическое образование является важной составной частью системы общего естественнонаучного образования и естественнонаучной, в том числе экологической, культуры как интегральной характеристики личности [1, 2]. Химия, как фундаментальная наука, вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры [3]. Устойчивое развитие общества напрямую связано с техническим прогрессом и развитием химии в жизнеобеспечении людей по следующим основным стратегическим направлениям: энергия, материалы, продовольствие, лекарства и здравоохранение. Именно поэтому химия является важнейшей естественной фундаментальной наукой и учебной дисциплиной. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [4]. Уникальность химии как фундаментальной науки и ее технологий заключается в том, что они создают «вторую природу» (синтез веществ и материалов с заданными свойствами). Химия вносит значительный вклад в понимание законов природы, в научное мировоззрение и мышление человека, в создание материальной базы, в том числе, лекарственных веществ и медицинского оборудования. Химические знания являются не только элементом культуры, но и необходимым условием существования человека в окружающей среде. Изучение химии позволяет сформировать диалектические представления о химической форме движения материи, раскрыть материальные основания окружающего мира, дать знания, необходимые для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной; развивать общеучебные, в частности интеллектуальные, организационные, оценочные, коммуникативные, и разнообразные практические умения. Велика роль химии в воспитании экологической и валеологической культуры людей, так как эти проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Химия и ее история оказывают серьезное влияние на формирование нравственности и на развитие личности в целом.

Основой фундаментализации химического образования в медицинском вузе является такая его система и структура, которая ориентируется не на узкопрофессиональные прагматические знания, а теоретически и методологически важные, усвоенные в виде инвариантов основных систем содержания, долго сохраняющиеся и активно функционирующие в учебном и научном познании. Именно такие знания способствуют целостному восприятию научной картины природы, развитию интеллекта, творческой самореализации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности.

В последние годы отмечается снижение понимания значимости химии в вузовском естественнонаучном и медицинском образовании. Мы полагаем, что это объясняется тем, что: а) преподаватели в рамках лидирующего предметного обучения недостаточно используют междисциплинарные связи и не в полной мере актуализируют и развивают химические знания для объяснения медицинских понятий, явлений; б) химические знания из курса общей химии, вливаясь в курсы биохимии, нормальной и патологической физиологии, непосредственно входят в структуру медицинских профессиональных знаний и, «растворяясь» в них, воспринимаются студентами интегрированно, без акцента на источник этих знаний - общую химию.

В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии в медицинском вузе сведено к стандартному минимуму, не оставляющего места для разносторонней учебной деятельности, творческого развития и расширения химического кругозора студентов. Мы научно обосновали и доказали результатами своих теоретико-экспериментальных исследований [5], что интегративно-модульный подход служит действенным средством для решения задачи эффективного использования потенциальных возможностей учебного предмета общей химии. Модернизация содержания, структуры и процесса обучения общей химии, осуществленные нами, направлены на развитие личности студента, расширение его творческого опыта, приобретение ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям.

Общая химия изучается в медицинском вузе на первом курсе и является базовым предметом, как для химического образования студентов, так и для профессионального медицинского образования. Курс общей химии особенно важен в овладении такими дисциплинами, как биохимия, нормальная и патологическая физиология, фармакология, токсикология, клиническая биохимия, общая гигиена, гигиена питания и др.

Данный курс призван обеспечить:

  • фундаментальную общехимическую подготовку молодежи с медицинской ориентацией и формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины;
  • развитие логики и интеллектуальных умений у студентов для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических дисциплин;
  • осознанный выбор студентами последующей специализации в научно-исследовательской работе (НИРС);
  • осознание студентами значения химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.

Фундаментальное химическое образование предполагает тесную взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов. С фундаментализацией знаний непосредственно связаны их системность и действенность. Понятия, законы и теории служат тем ядром, вокруг которых группируются все факты и другие виды знаний учебной дисциплины. Логику учебного предмета определяет система последовательно раскрываемых фундаментальных понятий. Их объяснение и связывание осуществляется на основе теорий и законов, соответствующих уровню обучения и природе этих понятий. Фундаментальные понятия науки, интегрирующие в своем содержании многие виды знаний, концентрированно выражают существенные признаки, связи и отношения обобщаемых ими объектов к реальной действительности, что отражает взаимосвязи понятий, теорий и законов, обуславливает необходимость сведения их в единую теоретическую систему содержания, способную раскрывать всеобщее, особенное и единичное в отражаемой ею научной или природной области. Многие фундаментальные понятия не только составляют основу положений теории и содержания законов, входящих в объединяющую их теоретическую систему, но часто выходят за них и относятся к более общим теоретическим системам знаний. Важно при обучении раскрывать структурную организацию формируемых систем понятий, отражать их наиболее инвариантную часть с помощью кратких схематических моделей, обзорно отражающих основные компоненты знаний данной системы и их важнейшие связи. Структурирование общих теоретических систем знаний - процесс весьма диалектичный. Одну и ту же систему знаний можно упорядочить разными способами, принимая во внимание те методологические и теоретические ориентиры, которые положены в основу структурирования учебного материала, образовательные цели и идеи, на основе которых строится весь курс. В качестве основной методологической идеи мы избрали интегративно-модульный подход, что позволило нам выделять инварианты подсистем знаний в рамках каждого модуля. Все модули связаны между собой. В качестве ведущих системообразующих и функциональных связей мы выделяли общие цели, теории и закономерности. При оформлении теоретических систем понятий данного курса и их разделов мы предлагаем следующие принципы, которые могут быть положены в основу построения других фундаментальных дисциплин:

  • целевой обоснованности отбора компонентов знаний каждой выделяемой для изучения теоретической системы курса;
  • ее познавательной значимости и дидактической ценности;
  • принадлежность основных элементов знаний данной системы к другим системам;
  • существование в науке аналога данной дидактической системы;
  • прямой или опосредованной связи с наблюдаемыми фактами;
  • минимальности, но достаточности для образования понятий и конкретизации системы числа фактов;
  • наличие адекватных понятиям и теориям системы знаковых форм материализации этих знаний и оперирования ими;
  • существенного вклада данной теоретической системы знаний в развитие и воспитание личности обучаемых.

Фундаментализация химического образования осуществляется нами в разных направлениях:

  • обновление содержания и улучшение структуры модулей;
  • усиление внутри и междисциплинарных связей;
  • создание новых интегративных элективных курсов (например, «Химические основы экологических проблем»);
  • адаптация содержания и процесса изучения фундаментального теоретического курса к решению профессиональных задач будущих специалистов;
  • объединение теоретических, практических разделов курса и их изучение на единстве лекционно-семинарско-практической формы занятий;
  • ориентация профессиональной подготовки на интеграцию химических и медицинских знаний; расширение научно-исследовательской работы студентов.

Такой подход позволяет готовить высоко профессиональных и конкурентно способных специалистов, хорошо адаптирующихся в разных условиях их деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Преподавание дисциплин естественно-математического цикла. Методические рекомендации. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 93 с.
  2. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.- СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 166 с.
  3. Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. - М.: Мир, 1983. - 442 с.
  4. Сироткин О.С. Химическое образование как определяющий фактор технического прогресса и современного развития общества // Химическое образование и развитие общества. Тезисы докл. международной конференции (11-13 октября 2000 г., Москва, Россия). - М., 2000. - С.55-56.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза (монография).- Краснодар, Изд-во КГМА, 2001.- 262 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

01 12 2020 8:52:56

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

27 11 2020 5:59:19

АНАЛИЗ СТРУКТУР КРИСТАЛЛОВ ЗАМОРОЖЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ В 3D-ФОРМАТЕ

В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...

22 11 2020 12:19:34

ОСОБЕННОСТИ ГРИППА ЗА 2011-2012 ГГ. В Г. НАЛЬЧИКЕ

Статья в формате PDF 242 KB...

19 11 2020 9:56:55

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА ИММУНОТРОПНЫХ СРЕДСТВ В ТЕРАПИИ УРОГЕНИТАЛЬНОГО ХЛАМИДИОЗА

В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогенитальным хламидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогенитальным хламидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных хламидиозом. ...

17 11 2020 17:25:11

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

10 11 2020 10:57:46

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

05 11 2020 2:48:48

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

04 11 2020 7:53:32

Синтопия пищевода у 8-недельного предплода человека

Статья в формате PDF 103 KB...

03 11 2020 15:13:42

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

Статья в формате PDF 114 KB...

26 10 2020 4:42:56

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

14 10 2020 7:31:10

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

12 10 2020 1:19:55

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТИРКИ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ПАВ

Статья в формате PDF 106 KB...

11 10 2020 19:11:43

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов

Статья в формате PDF 131 KB...

09 10 2020 7:42:24

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

02 10 2020 9:12:54

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

27 09 2020 2:19:21

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

25 09 2020 1:49:50

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ

Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотребления в процессе формирования адаптации. ...

21 09 2020 4:16:16

ОЧИСТКА ВОДЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕХАНОАКТИВАЦИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

14 09 2020 6:38:36

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Статья в формате PDF 84 KB...

12 09 2020 22:50:46

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

07 09 2020 9:53:24

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 101 KB...

01 09 2020 5:48:35

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...

28 08 2020 20:57:33

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

27 08 2020 23:35:46

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

16 08 2020 9:56:50

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...

13 08 2020 21:59:28

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

08 08 2020 0:49:58

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

Статья в формате PDF 118 KB...

03 08 2020 10:53:16

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

17 07 2020 20:19:59

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

16 07 2020 15:46:22

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

10 07 2020 7:38:16

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

08 07 2020 15:32:36

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

07 07 2020 23:58:23

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!