IT-Reviews    

НООСФЕРНОСТЬ В ПРИРОДЕ И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

c78089d0 Источник:
Киносьян В.А. Сафин Р.С. Статья в формате PDF 114 KB

1. Драматической реальностью наших дней является то, что человечество в своем культурно-цивилизационном развитии породило глобальные проблемы и, усугубляя их действие, упорно дви­жется к самоистреблению. Феномен человека беспрецедентно переплелся с феноменом самоис­требления, который естественно порождает про­блему самоспасения человечества. В осознании этой проблемы, поиске теоретических и практи­ческих путей ее решения немаловажную роль, на наш взгляд, представляет развитая В.И. Вернад­ским концепция ноосферы.

Разрабатывая указанную концепцию, В.И. Вернадский исходил из введенного Е. Ле-Руа понятия ноосферы, как определенной стадии эво­люции, переживаемой биосферой. Но исключи­тельная особенность понимания ноосферы В.И. Вернадским состоит в том, что в нем речь идет, прежде всего, о переходе биосферы в ноосферу, который имеет две составляющие: стихийно-геологическую («природную») и духовно-интеллектуальную - трудовую («человеческую»). Вторая максимально проявляется в науке, науч­ном мировоззрении, «научной мысли», становя­щейся мощной геологической силой. При этом наука в отличие от других видов знания и духов­ного проявления человечества «не зависит ни от эпохи, ни от общечеловеческого и государствен­ного строя, ни от народности и языка - ни от их индивидуальных различий. Это: 1) математиче­ские науки во всем их объеме, 2) логические нау­ки, почти всецело, 3) научные факты в их систе­ме, классификации и сделанные из них эмпири­ческие обобщения - научный аппарат, взятый в целом».

Развивающаяся в этих параметрах наука «стихийно отражается в сфере жизни человечест­ва, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу. Это при­родный процесс, независимый от исторических случайностей» (1, с.391). «Научная мысль чело­вечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления превращает ее в ноосферу, геологически охватывая ее разумом» (там же, с.394).

Процесс перехода биосферы в ноосферу, сферу разума, может идти с перерывами, с «фак­тическими остановками», но без попятного дви­жения, при непрерывном росте на протяжении тысячелетий «биохимической энергии человече­ства» (там же, с.410).

В.И. Вернадский считал, что ноосфера как стихийное геологическое явление, как закон при­роды, приведет и к «плановой, единообразной деятельности по овладению природой, по пра­вильному распределению богатств» (там же).

Согласно прогнозам В.И. Вернадского, в истории народов, заселяющих биосферу, неиз­бежно произойдут нужные для перехода биосфе­ры в ноосферу процессы, захватывающие и госу­дарственный строй. На стадии ноосферы челове­чество как единое целое охватит весь земной шар, окончательно решит вопрос «о лучшем уст­ройстве жизни», а приведя себя к состоянию автотрофности, начнет свободно рассеиваться в космосе (там же, с.335).

Вместе с тем, В.И. Вернадский подчерки­вал, что людям надлежит еще познать, глубоко осознать неотвратимость перехода биосферы в ноосферу и действовать в «унисон» этому пере­ходу, что обычно не достигается автоматически, и природа, образно говоря, совершает только свою часть работы. «В геологической истории, -писал В.И. Вернадский, - перед человеком от­крывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» (там же, с.313).

2. Но реальность культурно-цивилизационного процесса человечества, всту­пившего в XXI век, реально свидетельствует о том, что оно все-таки движется к самоистребле­нию. И, прежде всего потому, что не может ре­шить глобальные проблемы (экологическую, энергетическую, демографическую, и др.), фактически усугубляя их разрушительное действие. Человечество «своим трудом» приближает собственную гибель и, по-видимому, нельзя сказать, что не понимает этого.

Человек ведет себя совершенно неноосферно и естественно возникает, на наш взгляд, нетривиальный вопрос: является ли указанная неноосферность некоей «разрухой в голове», слу­чайной роковой ошибкой человечества или это такой же «закон природы», как и возможный пе­реход биосферы в ноосферу?

Подобные вопросы неизменно возникают именно при поиске конструктивного потенциала концепции ноосферы для поиска эффективных путей решения глобальных проблем.

3. В русле основополагающих представле­ний о ноосфере, выдвинутых и разработанных В.И. Вернадским, указанный потенциал, как нам представляется, состоит в наши дни и должен состоять в обозримом будущем не в том, что че­ловечество обязано в «унисон» с природой «строить ноосферу».

Трагический или иронический парадокс истории состоит в том, что логически невозмож­но как-то окончательно доказать то, что челове­чество должно самоистреблению противопоста­вить самоспасение, самосохранение.

На протяжении всей своей истории чело­вечество ищет мотивацию должного в триаде сущего-желанного-должного. И в наши дни нужна глубокая мотивация должного именно в феномене самосохранения, самоспасения челове­чества.

Концепция ноосферы, развитая В.И. Вер­надским, ориентирует здесь, прежде всего на то, что, создавая концепцию, программу самоспасе­ния, человек не должен бояться природы, не дол­жен испытывать, можно сказать, натурофобию. Человек, согласно рассмотренной концепции ноосферы, может и должен, прежде всего, пре­дельно довериться природе, положиться на при­роду, осуществлять коэволюционное развитие.

Но такой подход в наши дни как раз про­тиворечит постоянно нарастающей парадигме нелинейной постнеклассической науки, с ее ос­новной концепцией непредсказуемой самоорга­низации.

Человек, как утверждает И.Р. Пригожин, открывает для себя опасную и неопределенную Вселенную, оказывается перед лицом фундамен­тальной неопределенности (2, с.6).

Нелинейная наука не гарантирует челове­ческому роду прекрасного будущего в открытом обществе (по К.Попперу). Беспрецедентная сложность общества XXI столетия, по мнению И.Р. Пригожина, способна претерпевать множе­ство бифуркаций, что порождает новую ситуа­цию в мире, поскольку сложные системы обла­дают высокой чувствительностью по отношению к малейшим флуктуациям и это масштабно все­ляет в человека и надежду, и тревогу; мир «на­всегда лишился гарантий стабильных непрехо­дящих законов».

Исследователи в этом плане приходят к выводу: «отсутствие общепризнанных парадигм означает неизбежность «теоретического анархиз­ма» в гуманитарных науках, ибо здесь нет «един­ственно научной теории». Поэтому множествен­ность конкурирующих между собой концепту­альных теоретических схем социальной реально­сти и возможность свободного выбора любой из них - это норма, а не какая-то аномалия (3,с.524).

4. Человеку для самоспасения, очевидно, действительно можно надеяться только на свой собственный разум и утверждать соответственно ноосферный стиль формирования самоспаси­тельного мировоззрения, в котором выбор одно­значен. Основными векторами такого ноосферно - самоспасительного стиля могут быть: желание сохранить жизнь как феномен природы, сохра­нить генофонд человечества, сохранить челове­чество в мире с биосферой, сократить потребле­ние, жить в «унисон» с природой, веря в ее обо­зримую в будущем «благосклонность» к челове­ку. Не создание «постчеловеческого» будущего (Ф. Фукуяма) методами генной инженерии, а из­менение сознания человека и, прежде всего в направлении укрепления в людях «космического религиозного» чувства, о котором говорил А.Эйнштейн. «Индивид, - писал Эйнштейн,- ощущает мимолетность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чу­десный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, с другой». (4,с.128). Эйнштейн под­черкивал, что именно «космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования» (там же, с.129).

Разумеется, здесь возникают новые вопро­сы, связанные уже с концепцией диалектики, для которой, как считал К.Маркс, нет ничего святого, ибо на всем она видит печать падения и прехождения.

В русле таких вопросов, в свою очередь, предельно актуализируется проблема «закончен­ного мировоззрения»; человек теряет чувство фундаментального смысла жизни, оставаясь, все время в состоянии незаконченного, незавершен­ного познания, безответности на глубочайшие, «последние» мировоззренческие вопросы, оста­ваясь, по определению Ж.-П. Сартра, бесплодной страстью.


Конструктивный методологический по­тенциал ноосферно-самоспасительного мировоз­зрения в культурно-цивилизационном процессе видится нам в том, что оно ставит в центр всего мировоззрения вопрос не просто «о прекрасном будущем», а, прежде всего - о сохранении био­сферы вместе с человеком, о «лечении», восста­новлении биосферы, о разумной жизнедеятельно­сти человека не путем неуправляемого «покоре­ния природы», а ответственной покорности при­роде. Природа дает людям время и возможность одуматься, остановиться, найти совместное ре­шение глобальных проблем и в русле ноосферного мировоззрения определить , что конкретно предпринимать в обозримой перспективе.

5. Для устойчивого развития цивилизации, в первую очередь, необходимо формировать ноосферное мышление у будущих специалистов в области техники и технологии. Оно может быть обеспечено при изучении всех циклов дисциплин. При этом обучающиеся должны признать фунда­ ментальные принципы природы, осознать един­ство человека с природой, быть подготовленны­ми принять на себя ответственность за ноосферное развитие биосферы при возведении и экс­плуатации объектов различного назначения, ис­пользовании новых материалов, техники и техно­логий. Формирование ноосферной культуры должно проходить одновременно с профессио­нальным и личностным становлением специали­ста.

По нашему мнению, личностное развитие обучающихся будет эффективно проходить при выполнении следующих условий:

  • разработка технологических процедур усвоения учебного материала, обеспечивающих
    познание фундаментальных принципов природы; представление содержания обучения через моду­
    ли, в которые заложены изначально этапы, глу­бина, вариативность знаниевого стандарта с чет­ко обозначенным набором профессиональных функций на каждом этапе;
  • изучение учебного материала курса пре­имущественно в виде системы проблемных и практико-ориентированных задач, заданий и уп­ражнений с обязательной разработкой вопросов защиты и сохранения окружающей среды с уче­том единства человека и природы;
  • такое построение учебного процесса, при котором он становится сферой личностного опы­та, ориентируется на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств человека.

6. Содержание учебных дисциплин должно разрабатываться с учетом вышеизложенного.

Если содержание и логика естественнона­учных и большинства общепрофессиональных предметов определяется в целом теми науками, которые они отражают, то содержание специаль­ных предметов, прежде всего технологии строи­тельных процессов, - это синтез научно-технических знаний из различных наук (фундаментальных, экологических, прикладных, эконо­мических) и производственных знаний и умений. Важными факторами определения содержания и построения специальных строительных предме­тов являются требования технологии строитель­ного производства, требования сохранения и защиты окружающей среды.

Конкретное содержание каждого специ­ального и общепрофессионального предмета в строительном вузе должно отражать содержание труда и структуру производственной деятельно­сти специалиста строительной отрасли и профес­сии с учетом единства человека и природы, зако­нов развития биосферы, тенденций ноосферного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.,2000.
  2. Пригожин И. Человек перед лицом не­определенности. М., 2003.
  3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г, Ма-тяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. - Ростов-на-Дону,2004.
  4. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах, т.IV,М.,1967.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА ИЗ ЦЕЛОГО ЗЕРНА

Разработан способ производства хлеба из целого зерна. Снижение микробиологической обсеменненности зерна осуществляется с помощью природных консервантов, которые можно вносить на стадии замачивания зерна или приготовления теста. Для повышения качества хлеба, сокращения продолжительности замачивания зерна, повышения степени его дисперсности при получении теста целесообразно использовать цитолитические ферментные препараты. ...

15 01 2021 22:18:24

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

12 01 2021 9:16:15

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

09 01 2021 23:47:51

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

07 01 2021 11:26:40

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОТОПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КРЕМНИЕВЫХ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ С УЧЕТОМ РЕКОМБИНАЦИОННЫХ И ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ

Эффективность фотопреобразования света в электрический ток ограничено рекомбинационными, тепловыми и другими потерями энергии в структурах солнечных элементов ( С Э). Уравнения, описывающие потери, уточнены с учетом рассредоточения омических потерь в лицевом слое ( Л С). Впервые проведена оценка тепловых потерь, обусловленных эффектом Пельтье, в контактах электрической цепи С Э. ...

04 01 2021 3:59:54

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

03 01 2021 2:43:57

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 101 KB...

23 12 2020 18:18:57

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

22 12 2020 6:51:34

ВИДЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья в формате PDF 263 KB...

19 12 2020 3:37:39

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 126 KB...

16 12 2020 12:22:46

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

Статья в формате PDF 114 KB...

15 12 2020 11:46:41

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

13 12 2020 22:32:19

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

Статья в формате PDF 310 KB...

10 12 2020 4:20:35

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

30 11 2020 0:35:46

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Статья в формате PDF 265 KB...

29 11 2020 9:41:13

ЧИБИСОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 309 KB...

28 11 2020 17:43:56

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

24 11 2020 6:27:50

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

23 11 2020 19:33:38

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

20 11 2020 2:39:39

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

12 11 2020 18:38:29

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

09 11 2020 10:53:33

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Статья в формате PDF 91 KB...

05 11 2020 11:14:24

Американский студенческий сленг начала 21 века

Статья в формате PDF 249 KB...

03 11 2020 22:41:37

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 379 KB...

30 10 2020 0:14:22

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

28 10 2020 17:21:22

СПОСОБ ПЛАЗМЕННОЙ СВАРКИ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ

Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...

25 10 2020 14:14:35

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

Статья в формате PDF 156 KB...

22 10 2020 6:48:20

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

19 10 2020 16:34:22

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ

Статья в формате PDF 566 KB...

18 10 2020 22:57:59

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

10 10 2020 5:39:59

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

07 10 2020 14:32:33

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

Статья в формате PDF 251 KB...

04 10 2020 10:47:38

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

30 09 2020 17:50:55

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ

Статья в формате PDF 342 KB...

28 09 2020 1:12:49

МИНИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМА ТЕЛА В ОДНОРОДНОМ ПОЛЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ

Работа подъема тела в однородном поле силы тяжести всегда больше потенциальной энергии . Для минимизации работы силой тяги, равной , необходимо отключать силу тяги на некоторой высоте . Дальнейшее движение вверх до высоты  происходит по инерции. Только в случае  работа подъема будет стремиться к минимальному значению, равному . ...

19 09 2020 3:55:20

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

16 09 2020 10:45:46

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИММУНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

15 09 2020 12:38:17

ОСОБЕННОСТИ ГУМУСООБРАЗОВАНИЯ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ТУВЫ

Статья в формате PDF 232 KB...

13 09 2020 20:17:19

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

05 09 2020 4:52:44

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

04 09 2020 19:50:18

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

Статья в формате PDF 65 KB...

29 08 2020 11:32:54

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

Статья в формате PDF 119 KB...

26 08 2020 2:54:18

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!