IT-Reviews    

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

c78089d0
Баскакова Я.Э. Статья в формате PDF 147 KB Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что содержание профессионального развития тесно связано не только с социально-экономической ситуацией в обществе (появление новых профессий, конкуренция и т.д.), но и с профессиональными способностями, например, педагогическими и предметными у учителя. Практика и многочисленные исследования подтверждают, что процесс профессионализации начинается задолго до профессионального обучения, продолжается во время и после него, достигает пика на стадии самостоятельной деятельности (Д.А. Андреева, 1973; Е.С. Кузьмин, 1975; Б.Г.Ананьев, 1977; П.П. Блонский, 1979; П.А. Шавир, 1981; В.И. Ковалев, 1985; И.В. Кузнецова, 1985; А.А. Смирнов, 1987; Е.М. Иванова, 1992; Н.В. Кузьмина, 1993; В.Н. Дружинин, 1995; и др.). Новым этапом в исследовании обозначенной проблемы стал комплексный подход и разработка в его русле целостных концепций совершенствования профессионала (А.К. Маркова, 1993, 1995, 1996; С.Г. Вершловский, Л.Г. Петряевская, 1994; Э.Ф. Зеер, 1996, 1999; М.В. Варгамян, 2000; Л.М.Митина, 2001, 2003; Ю.П. Поваренков, 2002; и др.). Другое направление исследования проблемы профессионального становления связано с конкретизацией профессионально важных или профессионально значимых качеств личности, которые разные авторы рассматривают как синонимичные. Перечень обозначенных качеств, что подтверждает проведенный нами анализ литературы, весьма обширен. Он включает как профессиональные способности учителя, так и отдельные характеристики его деятельности, личностные особенности, социально-психологические, психофизиологические свойства и так далее. У учителей разных предметов профессионально важные качества специфичны (В.Д. Шадриков, 1994, 1996, 1997; Р.А. Рогожникова, 1996; Л.М. Страхова, 2000; Н.С. Глуханюк, 2000, 2006; Л.М. Агеева, 2001; Т.М. Харламова, 2003; и др.).

Целью нашей работы стало изучение особенностей предметного компонента профессиональных способностей учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов на этапе освоения профессии. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (будущие учителя изобразительного искусства, 37 человек) и студенты первого курса школьного отделения Пермского педагогического колледжа № 1 (будущие учителя начальных классов, 35 человек). Всего 72 испытуемых.

Изначально нами предполагалось, что у будущих учителей изобразительного искусства уровень развития исследуемых способностей выше, чем у будущих учителей начальных классов.

Выбор инструментария для диагностики изучаемых явлений был обусловлен принципом системного подхода. Всего использовано 5 методик (24 показателя), в том числе: методика изучения моторной координации (Уипла); методика изучения способности к воспроизведению натуры по памяти (К. Тибу); методика диагностики изобразительно-моторной чувствительности (чувства линии, пропорции, симметрии, способности адекватно изображать натуру (А.Г.Ковалева); методика изучения образной творческости (П. Торренса); методика диагностики эмоциональности, образной памяти, воображения, активности (Б.Р. Кадырова).

 Для обработки первичных данных применялись корреляционный и факторный анализ. Корреляционный анализ позволил нам обнаружить наличие статистически достоверных связей между показателями исследуемых способностей только в выборке будущих учителей изобразительного искусства. Наибольший интерес из них представляет взаимосвязь между показателями способности к воспроизведению рисунка с натуры и изобразительно-моторной чувствительности. Ее наличие позволяет предположить, что высокий уровень развития зрительной памяти соответствует высокому уровню развития чувства линии, чувства пропорции, чувства симметрии и способности адекватно изображать натуру. Установлено также, что показатель активности коррелирует с показателями способности рисовать «вслепую», образной памяти и воображения. Отсутствие достоверных корреляций между показателями исследуемых способностей в выборке будущих учителей начальных классов, на наш взгляд, требует дальнейшего изучения. Вместе с тем данный факт указывает на вероятность несформированности значимого симптомокомплекса способностей к изобразительной деятельности в обозначенной выборке.

Факторный анализ позволил выявить в выборке будущих учителей изобразительного искусства три значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели, полученные при рисовании с натуры, в т.ч. чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру и их суммарный показатель - изобразительно-моторная чувствительность. Первый фактор назван «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во второй фактор вошли те же показатели, но характеризующие «рисунок вслепую», т.е. выполненный без зрительного контроля за движениями руки и результатами рисования. Мы назвали его «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании «вслепую». Третий фактор вобрал в себя такие показатели, как беглость, гибкость (флексивность), оригинальность и тщательность разработки идей, что позволило назвать его «Образная творческость». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей будущих учителей изобразительного искусства включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», а также образную творческость.

В выборке будущих учителей начальных классов факторный анализ позволил выделить два значимых фактора. В первый фактор с наибольшими весами вошли показатели: чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру, изобразительно-моторная чувствительность, но с несколько меньшими весами, чем в предыдущей выборке. Мы назвали данный фактор «Изобразительно-моторная чувствительность при рисовании с натуры». Во втором факторе с отрицательными знаками объединились некоторые показатели образной творческости - беглость, гибкость и разработанность идей, что позволило назвать его «Быстрота и гибкость разработки идей». Таким образом, экспериментально выявленная факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей начальных классов включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.

Сравнительный анализ факторной структуры предметных способностей испытуемых обеих выборок позволил выявить как общее, так и специфичное в них. Общим является наличие изобразительно-моторной чувствительности при рисовании с натуры, а специфичным - полярные знаки отдельных компонентов образной творческости и отсутствие во второй выборке изобразительно-моторной чувствительности при рисовании «вслепую». Полученные данные позволяют утверждать, что более целостной является факторная структура способностей к изобразительной деятельности будущих учителей изобразительного искусства. Содержание факторной структуры обозначенных способностей будущих учителей начальных классов указывает на возможность взаимной компенсации между ее отдельными компонентами. Так, в данной выборке низкий уровень развития изобразительно-моторной чувствительности может быть компенсирован способностью создавать большое количество осмысленных идей и тщательно их разрабатывать. Интересно, что в структуре способностей данных испытуемых отсутствует такой значимый компонент образной творческости, как оригинальность.

Полученные данные позволяют нам сделать следующие выводы:

  • Способности к изобразительной деятельности представляют собой сложное, целостное, многокомпонентное образование, включающее способность к воспроизведению натуры по памяти, изобразительно-моторную чувствительность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность адекватно изображать натуру), образную творческость (способность создавать большое количество осмысленных идей; гибкость мышления; способность давать необычные, уникальные ответы, требующие творческого потенциала; способность детально разрабатывать придуманные идеи, дополнять, расширять их границы).
  • Структура способностей к изобразительной деятельности определяется уровнем их развития: у способных к рисованию испытуемых (студенты художественно-графического отделения) обозначенная структура включает в себя изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры и «вслепую», образную творческость; у менее способных к рисованию (студенты школьного отделения), соответственно, изобразительно-моторную чувствительность при рисовании с натуры, быстроту и гибкость разработки идей.
  • В выборке рисующих испытуемых в факторной структуре способностей к изобразительной деятельности отдельные компоненты усиливают друг друга, а в выборке менее способных к рисованию испытуемых обозначенные компоненты взаимно компенсируют друг друга.

Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.

Следует отметить, что сравнительный нализ полученных данных привел нас к пониманию актуальности новой проблемы: учитель начальных классов в силу особенностей своей профессии, должен обучать детей математике, требующей математических способностей; письму и чтению, требующим филологических способностей; природоведению, требующему биологических и химических способностей. Достаточно часто такой учитель ведет музыкальные занятия, требующие музыкальных (вокальных, исполнительских и т.п.) способностей; уроки физкультуры, изобразительного искусства, которые кроме специальных способностей требуют и анатомо-физиологического соответствия, особого развития слухового и зрительного анализаторов. В то же время, как показало наше исследование, способности к изобразительной деятельности у будущих учителей начальных классов выражены в значительно меньшей степени, чем у будущих учителей изобразительного искусства, получающих узкую специализацию. Можно предположить, что и другие профессионально значимые для учителя начальных классов способности также находятся на недостаточном уровне развития. И эта проблема требует своего дальнейшего изучения.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья в формате PDF 180 KB...

22 06 2020 10:34:44

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

Статья в формате PDF 66 KB...

20 06 2020 0:28:37

Статистические закономерности хронологии космонавтики

В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

15 06 2020 1:40:37

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

13 06 2020 18:36:45

ИСТОРИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ СТЕПЕЙ

Рассматриваются особенности изменения растительности и почв на протяжении пяти историко-экологических этапов трансформации восточноевропейских степей во второй половине голоцена. Получены оценки поступающей в почву фитомассы, величина изымаемой продукции (в массовом выражении и через энергетические эквиваленты), а также величины энергии, формируемой в процессе гумусообразования. Установлено, что за 5000 лет отношение энергии расхода-прихода растительного вещества изменилось от 1:28 до 1:0,4, а ежегодное поступление гумуса в почвы снизилось с 5,4 до 1,6 М Дж/кв. м. ...

12 06 2020 14:50:20

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

Статья в формате PDF 253 KB...

10 06 2020 18:44:32

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

05 06 2020 1:34:26

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

04 06 2020 14:23:51

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

30 05 2020 1:20:21

ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

Приводятся результаты исследования восстановления пашен, заброшенных при развитии негативных криогенных процессов и явлений и деформации поверхности. Этот опыт восстановления может использоваться и на долинных сельскохозяйственных угодьях, где распространены близкозалегающие подземные льды, вызывающие деформацию поверхности при мелиоративных воздействиях. ...

26 05 2020 9:16:42

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

16 05 2020 16:10:52

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Статья в формате PDF 136 KB...

15 05 2020 1:41:55

ГИСТОТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИСАХАРИДОВ И ЛИПИДОВ В ТКАНЯХ TRICHОCEPHALUS TRICHIURUS И TR.MURIS ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТРИХОЦЕФАЛЕЗА НЕКОТОРЫМИ АНТИГЕЛЬМИНТИКАМИ

В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...

09 05 2020 7:50:33

Новые виды рыбопродуктов

Статья в формате PDF 115 KB...

07 05 2020 4:10:11

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ DELPHI: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Статья в формате PDF 425 KB...

06 05 2020 11:39:11

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ

Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбраковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...

25 04 2020 5:25:20

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

23 04 2020 21:10:37

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ С УКУШЕННЫМИ РАНАМИ

Статья в формате PDF 121 KB...

18 04 2020 13:28:26

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера- Шубникова. ...

06 04 2020 8:44:39

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

05 04 2020 4:45:56

Регулирование отношений между государствами

Статья в формате PDF 112 KB...

04 04 2020 4:58:30

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБЛАСТИ ПОДВИЖНОЙ ПЛОСКОСТИ

Статья в формате PDF 944 KB...

20 03 2020 15:37:28

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

Статья в формате PDF 102 KB...

04 03 2020 5:53:22

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

03 03 2020 0:11:49

Загиров Умарасхаб Загирович

Статья в формате PDF 65 KB...

01 03 2020 5:28:22

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

28 02 2020 11:32:20

MANAGEMENT OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

Статья в формате PDF 133 KB...

17 02 2020 1:38:48

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!