IT-Reviews    

К ПРОБЛЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ТИП ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ А. ПЛАТОНОВА И Л. ЛЕОНОВА)

Дырдин А.А. Статья в формате PDF 104 KB

Восстановление подлинной картины литературного процесса прошедшего века требует  методологии,  соответствующей представлению о литературе как о саморазви-вающейся системе с устойчивым национально-историческим ядром. На первоначальном этапе  необходимо глубокое постижение  творчества художников-мыслителей, близких к  русской классической литературе и сохраняющих единство народного и всечеловеческого.

После 1917 года отечественная литература с ее многовековыми духовными ценностями   испытывает жесточайшее давление со стороны новой идеологии. Под влиянием ложного пафоса  интернационализма она начинает  терять одну из своих важнейших функций: роль существенного фактора национального самосознания. В этих условиях особую значимость приобретают  идейно-эстетические поиски писателей,  которые отразили в своих произведениях духовные традиции русской жизни,  отстаивая   принципы национального своеобразия, самобытности художественной философии  «<...> с выделением более чистого продукта национальной мысли» [1, 529].  

Г. Д. Гачев, разработавший методологию анализа  этнического фактора в художест-венной сфере,  ставит в его основу национально-характерный опыт мышления   о мире.  Для изучения   индивидуального  видения жизни  необходимо выделить сюжетные звенья, образные знаки и элементы, выражающие национально-символический колорит повествования. Эти  «скрепы»   художественного пространства в их органическом единстве  и воплощают  специфику  национального  в отдельно взятом произведении. Такие тексты  становятся    носителями   исторического мышления этноса: «Художественное произведение дает особые преимущества для исследования как раз национального восприятия и преображения мира. Ибо в нем художник - эта живая призма, отграненная народной жизнью, - вновь обращается на эту  же народную жизнь и космос,   в котором она протекает, и строит из этого второй мир. <...> Художественное произведение - это как бы национальное устройство мира в удвоении»  [2, 52-53].

В данном ракурсе  мы   рассматриваем национально-типические аспекты     образного  мышления А. П.  Платонова (1899-1951)  и Л. М. Леонова (1899-1994).  Философское качество  образной системы  связано у этих писателей с обретением   национальной   тождественности, с ярко выраженной национальной мировоззренческой позицией.  Художественные  миры Платонова и Леонова с самых первых произведений  ориентированы на раскрытие духовных глубин русского человека (рассказы и повести 1920-х гг.).   На этом пути объективируются   ведущие принципы  психологического склада нации,  а также  вероисповедальные и культурные идеалы.  Философская структура прозы Платонова и Леонова напрямую зависит от восприятия мира в контексте русской истории, ее нравственных  основ, метафизики  национальной жизни.

Сферу выражения национальных начал  принято связывать со стилем или творческим своеобразием.  Именно национально-художественный стиль - наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой культурного  самоопределения художника.  Стилевое единство возникает в момент освоения автором устойчивых  идей, кодов национального самосознания. В таком синтезе рождается живая ткань писательской мысли, которая разворачивается   в системе национальных координат. Впитанная писателем духовно-эстетическая традиция открывает новые горизонты смыслопорождения. Наиболее показательны в этом смысле главные книги Платонова («Чевенгур») и Леонова («Пирамида»).              

Те же самые традиционные  феномены и архетипы правдоискательства, веры в чудо, сердечной сокровенности человека, странничества и юродства, которые составляют начала народного мировоззрения,  становятся у Платонова и Леонова ведущими концептами  картины мира.  Так  сращивается   индивидуальный  стиль  с национальным языком и системой символов,  с совокупностью образов, умонастроений и чаяний, воспроизводящих лицо народа, его жизненные цели и задачи.

Выстраивая национальный образ мира, проза Платонова и Леонова - двух крупнейших представителей философского жанра в русской  пореволюционной литературе  -  вобрала в себя все основные интуиции отечественной культуры. Их произведения в той же степени глубоко отображают мировоззрение народа (нации),  в какой  его запечатлела классика ХIХ века. Тип творческой мысли Платонова и Леонова  далек и  от  национально нейтральной образности модернизма, и от духовно безликой  стилистики советского литературного официоза. Это -  глубинно-национальный тип мышления, притязающий на всеобъемлющее миропонимание и разгадку трагедии  русской судьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Леонов Л.М. Достоевский и Толстой // Л.М. Леонов. Собр. соч.: В 10 т. Т. 10. - М., 1984.
  2. Гачев Г. Д.  Национальные образы мира. - М., 1988.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...

16 02 2020 0:41:39

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического пространства путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...

14 02 2020 22:26:38

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

Статья в формате PDF 119 KB...

06 02 2020 11:39:31

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

04 02 2020 16:40:15

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

28 01 2020 9:14:57

Медико-экологическая оценка состояния здоровья населения г. Сатпаев по данным обращаемости

Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочеполовой системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека. ...

26 01 2020 8:40:32

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Статья в формате PDF 104 KB...

25 01 2020 13:17:56

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

22 01 2020 19:36:57

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В&#8239;ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

17 01 2020 0:49:59

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ИЗОЛЯЦИИ ТРАНСФРМАТОРОВ

Статья в формате PDF 152 KB...

16 01 2020 19:22:33

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

13 01 2020 7:15:21

ПРОБЛЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ФАРФОРА

Статья в формате PDF 113 KB...

12 01 2020 7:57:42

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

09 01 2020 10:45:11

ВИДЫ ПАРАДЕЙСТВИЙ В ЯЗЫКЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

В статье говорится о видах парадействий в языке и исследованиях невербальных элементов в языкознании. ...

04 01 2020 22:18:51

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРА МАЭС

Существующие методы атомной эмиссионной спектроскопии для исследования состава металлов и сплавов используются во всех отраслях машиностроения. По мнению авторов, современные методы уже не обеспечивают необходимых точностей измерений. В данной работе авторами проведены исследования влияния внешних факторов на точность измерений прибора атомно-эмиссионной спектроскопии. ...

02 01 2020 12:42:21

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассмотрен кластерный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения. ...

23 12 2019 21:18:35

ПРОКОПЕНКО ПЁТР ГЕОРГИЕВИЧ

Статья в формате PDF 318 KB...

20 12 2019 5:41:59

ВОДА – НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ВОЛНОВОЙ ГЕНЕТИКЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

07 12 2019 18:24:47

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

25 11 2019 4:22:10

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

17 11 2019 19:58:47

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

16 11 2019 1:42:46

ЖИЗНЬ ЭТО...

« Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут странствовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

15 11 2019 10:41:45

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

14 11 2019 19:45:44

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

1. Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2. Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3. Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

11 11 2019 14:47:32

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Статья в формате PDF 154 KB...

05 11 2019 0:29:21

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

Статья в формате PDF 115 KB...

26 10 2019 7:25:12

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

22 10 2019 1:20:27

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

21 10 2019 6:26:16

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Статья в формате PDF 215 KB...

19 10 2019 7:54:49

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

10 10 2019 21:19:32

Гиперболическая модель задачи о фазовом переходе

Статья в формате PDF 117 KB...

09 10 2019 12:12:33

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

08 10 2019 3:44:25

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯДЕРНОМ ТЭК РОССИИ

Статья в формате PDF 108 KB...

28 09 2019 9:33:36

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...

23 09 2019 7:49:12

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

22 09 2019 13:26:32

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!