IT-Reviews    

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ МОРДВЫ В РЕЛИГИОЗНО-ОБРЯДОВОЙ СФЕРЕ

Корнишина Г.А. Статья в формате PDF 124 KB

В настоящее время, когда обострились проблемы, связанные с экологией человека и охраной окружающей среды, весьма актуальным представляется изучение адаптивной значимости традиционных систем природопользования этносов, которые проявлялись как в материальной, так и в духовной сферах. В этом отношении большой интерес представляет исследование экологических воззрений, отраженных в культуре мордвы.

Мордовский народ, постоянно живущий на территории Волго-Окского региона, выработал экологически оптимальные способы самоорганизации хозяйства, позволяющие обеспечивать равновесие с природой, поддерживать телесно-духовную целостность. Сложившийся уклад жизни народа по отношению к миру, окружающей среде был ориентирован не на модель господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Отсюда вытекает и традиционное мировосприятие: все, что окружает человека - растения, животные, люди - создание единой природы, в которой все находятся в постоянном взаимодействии. Это не механический набор явлений, а естественная система, способствующая достижению гармонии в отношениях человека и природы, способ его бытия. Основополагающие элементы этой системы заложены в мифологических представлениях, обрядах и этических нормах мордвы. Именно они регулировали взаимоотношения человека и природной среды.

В обрядовой культуре мордвы прослеживаются следы почитания стихий (огня, воды, земли), а также растительности, которых олицетворяли божества, в основном женские (Тол ава - покровительница огня, Ведь ава - покровительница воды, Вирь ава - покровительница леса и др.). В их честь проводились моления (озксы) на предполагаемых местах обитания духов-покровителей: в лесах, у рек, родников и т.д. Чтобы божества были милостивы к людям, им приносились различные дары и совершались жертвоприношения.

На основе почитания законов природы в лице богов вырабатывались общепринятые нормы поведения, включавшие в себя морально-этическую культуру, ряд требований и запретов, основанных на гуманистическом принципе отношения к окружающей среде. Они не задавались как божьи заповеди или требования закона, но осуществлялись под влиянием мистической боязни определенных явлений или существ. Отголоски подобных верований зафиксированы во многих произведениях устно-поэтического творчества мордвы (мифах, сказках, песнях и т.п.). Огромный пласт правил социального поведения по отношению к различным объектам природы заключен и в обрядовых церемониях. Они не только формировали традиции, но и способствовали приобщению к ним молодого поколения. Во время обрядов и праздников мордвы бытовало множество действий адресованных как абиотическим (вода, атмосфера, погодные явления), так и биотическим (человек, животные, растения) сферам окружающего мира. Часто участники ритуалов обращались сразу ко всем природным силам в совокупности. Таким образом, они хотели символически соединиться с природой и с помощью нее получить жизненную энергию (то есть здоровье и плодовитость) для людей, скота, земли, а также избежать опасности от чуждых сил. В этих целях в обрядности широко использовались и сами природные элементы (земля, огонь, вода, растительность), которые выполняли разнообразные ритуальные функции.

Например, многие обрядовые действия с огнем и его производными (углями, золой, головнями) принадлежат к магии плодородия. Широко распространенное удобрение почвы золой породило поверье, что костры несут в себе некую благодатную силу. Поэтому, люди стали разбрасывать головни или рассыпать искры по полям. Плодородие земли всегда соединялось в сознании человека с плодородием и здоровьем людей и животных (перепрыгивание через костры, окуривание дымом людей, скота).

Люди издревле использовали обеззараживающие, очищающие свойства огня, придавая им сверхъестественное значение. Поэтому он применялся в катартических (очистительных) обрядах, которые часто проводились в преддверии больших событий: перед началом годовых сезонов, важных моментов в хозяйственной и личной жизни людей. В эти периоды человек старался очиститься духовно и физически, отгородиться от всякого зла и несчастий. Это очищение иногда принимало реальные формы: сжигание старых вещей, различного мусора, а иногда  - иррациональные: уничтожение масок ряженых, ритуальных чучел, человеческих волос. С очистительными обрядами тесно соседствуют апотропеические и лечебные. Во время них с помощью пламени, или его производных (дыма, золы, углей), старались спугнуть и излечить болезни, прогнать смерть, колдунов и т.п.

Обрядовая роль огня в культуре мордвы не оставалась неизменной. Магические свойства, приписываемые пламени костров и домашнего очага постепенно перешли к церковным свечам, которые фигурируют во многих современных обрядах мордовского народа. Окуривание дымом людей, животных, помещений, производимое ранее пучками соломы, факелами, теперь в основном проводится ладаном или богородской травой. В тех же случаях, когда на каком-либо празднике жгут костры, это воспринимается уже не как ритуальное действо, а как зрелищный момент, который усиливает веселье.

Значительную роль в обрядности мордвы играла вода. Почитание воды, страх перед ней был вызван, в первую очередь, неспособностью понять и объяснить те или иные явления, связанные с ней. Вначале появились различные магические приемы, которые должны были оградить от водной стихии людей, их постройки, суда. Затем зарождаются верования в духов водоемов, породившие различные жертвоприношения (в том числе на ранних этапах и человеческие), которые должны были задобрить божеств. С развитием земледелия появляются молитвы и магические действия не только апотропеического, но и продуцирующего характера, направленные на повышение плодородия полей, скота, а также и людей. Наиболее распространенным магическим приемом при этом является обрызгивание водой посевов, животных и людей. Обливание водой имело и еще одну функцию - очистительную. В ее основе, вероятнее всего, лежат реальные очищающие свойства воды, которые человек возвел в сверхъестественную способность и пытался с ее помощью устранить влияние всякого зла. Впоследствии подобную роль стали преимущественно отводить воде, освященной в церкви.

С катартическими обрядами тесно переплеталась вера в целительные свойства воды. Действенным средством от многих болезней считалась ведь пря (ведь - вода, пря - голова, поверхность). Эта вода, которую брали из родника в полночь или рано утром, и к которой до этого никто не прикасался. Лечебной считалась и вода, взятая из трех источников. Особенно часто вода употреблялась при лечении глазных болезней, лихорадки, бесплодия.

Велика была вера народа и в мантическую (пророческую) силу воды. Широко было распространено использование заговоренной воды, которую, нередко, применяют и сейчас от сглаза, порчи и т.п. Ей умывают лицо, обмывают все тело, три раза обносят вокруг больного. При различных гаданиях на воду лили расплавленное олово или воск, сыпали золу.

После укрепления в быту мордвы православия, прежние языческие верования, связанные с водой, стали дополняться элементами христианского культа. В первую очередь, это широкое применение воды, освященной в церкви или каком-либо другом месте. Святую воду используют и в лечебных, очищающих целях. Ею умываются, поят больных людей, скот, окропляют дом и пр. По-прежнему существует вера и в сакральную силу заговоренной воды. При ее «получении», кроме вербальных средств, теперь часто используются культовые предметы христианства: иконы (их обмывание), кресты, ладан.

Что касается обрядов, связанных с растительностью, то их можно разделить на две большие группы: обряды с живыми растущими деревьями и с деревьями срубленными, а также с ветвями, цветами и прочей зеленью. Видимо, первая группа является более древней, она связана с культом священных рощ и деревьев. Это, в частности, выразилось в образе мирового дерева или древа жизни. Около него концентрировалась энергия солнца, воды и огня. К нему прикреплялись и штатолы (священные свечи). Под такими деревьями устраивали общественные праздники, совершали жертвоприношения, проводились поклонения силам земли и неба. Около них проводились народные собрания, протекал смотр общественных сил социума, жрецы судили людей.

Деревья были символами плодовитости и благополучия, поэтому до сих пор на эрзянской свадьбе в восточных районах Мордовии используется украшенная лентами и бумажными цветами ветка сосны или ели. Схожими причинами (обеспечение плодовитости людей и скота, благосостояния хозяев) был вызван и обычай сажать около места строительства нового дома какое-либо дерево, чаще всего яблоню, рябину, березу. Деревьям приписывалась и целительная сила. Вера в подобные их свойства, вероятно, берет свое начало от древнейших воззрений людей, которые видели в дереве «умирающем» зимой и «возрождающемся» весной средство для борьбы с болезнями, а также источник здоровья и физических сил.

В обрядовой культуре мордвы, помимо деревьев, широко была распространены также: ветви, травы, цветы. Из них во время весенне-летних праздников делали чучела людей и животных, их использовали в своих костюмах обрядовые персонажи (Спужалат, Калинат, Вирь ломать, Куклат). Зеленью и цветами, чаще всего венками, украшали себя девушки. Их применяли и в кулинарии, народной медицине, различных гаданиях.

Встречался у мордвы и обычай хлестанья людей и скота, так называемым, «прутом жизни» с целью передачи им живительных сил растений. Данный ритуал совершался на Вербное воскресенье, во время первого выгона скота, на свадьбе, при первом обмывании новорожденного.

Ветви деревьев, травы, цветы фигурировали и в качестве апотропеев (оберегов). Как правило, для этого использовались растения с сильным запахом или горьким вкусом (рябина, сирень, татарник, ладан), что и должно было, вероятно, отпугивать «нечистую» силу. Их клали в люльку младенца, ставили в передний угол избы или втыкали в дверные косяки. В катартических (очищающих) целях часто применяли богородскую траву, которую сейчас часто заменяют ладаном.

В зимний период живая зелень обычно заменялась распаренными березовыми ветвями или украшенным веником. Веник или метла служили атрибутами и некоторых обрядовых персонажей, которые использовали их в качестве «средств передвижения», «наказания» нерадивых хозяев и непослушных детей, а также оберегов.

Полевые материалы автора и других исследователей, изучающих обрядность мордвы, свидетельствуют, что в настоящее время ритуалы, связанные с культом священных деревьев и рощ, почти не сохранились. Второй же вид обрядовых действий, где фигурируют ветви, цветы, травы довольно широко распространен и сейчас. Хотя постепенно забываются такие их функции, как апотропеическая, продуцирующая и др., а на первый план выдвигается эстетическая роль зелени. И в наше время на многие праздники, особенно в весенне-летний период, для украшения домов, улиц, церквей из цветов и веток деревьев плетут гирлянды, девушки надевают на голову венки. На Троицу зеленью и венками убирают могилы. Широко распространенным стал обычай дарения букетов цветов.

Таким образом, обрядовая культура мордвы являвшаяся, по сути, универсальной формой регламентации общественной жизни, концентрировала в себе мировоззренческие установки этноса, в том числе и представления об окружающем мире. Мифологические воззрения и обряды регулировали такие взаимоотношения человека и природной среды, которые позволяли обеспечивать равновесие с природой, вместе с тем давая возможность полноценного функционирования этноса в хозяйственной сфере.

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 07-01-23103 а/В




c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

01 06 2020 6:26:18

МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАРТОГРАФИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

30 05 2020 20:55:58

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

29 05 2020 17:18:17

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРУЙНОЙ АЭРАЦИИ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 115 KB...

24 05 2020 15:38:24

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Статья в формате PDF 104 KB...

17 05 2020 16:24:30

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

10 05 2020 5:51:16

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

Статья в формате PDF 105 KB...

30 04 2020 17:18:28

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

26 04 2020 1:57:41

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...

24 04 2020 6:16:59

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

18 04 2020 7:48:38

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

16 04 2020 7:15:36

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

15 04 2020 18:51:58

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

09 04 2020 15:37:43

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 104 KB...

05 04 2020 12:14:47

ЭКОЛОГИЧНАЯ ДРЕНАЖНАЯ ТЕХНИКА

Статья в формате PDF 266 KB...

04 04 2020 21:10:31

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

Статья в формате PDF 83 KB...

03 04 2020 7:11:34

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

Статья в формате PDF 110 KB...

02 04 2020 23:37:14

ИССЛЕДОВАНИЕ ОНКОЛОГИИ

Статья в формате PDF 379 KB...

31 03 2020 15:10:26

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

30 03 2020 9:14:25

Арт-объект как специфичная художественная форма

Статья в формате PDF 314 KB...

28 03 2020 21:47:25

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в Ф Т Л № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...

25 03 2020 4:31:16

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

24 03 2020 3:25:27

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

21 03 2020 22:45:54

Клонирование М-сегмента вируса ГЛПС в вектор рGEM-T EASY

Статья в формате PDF 105 KB...

16 03 2020 18:59:37

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

15 03 2020 15:58:12

ФУНКЦИИ АПОПТОЗА В РАЗВИТИИ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ

Статья в формате PDF 96 KB...

12 03 2020 10:29:59

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

03 03 2020 3:12:42

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

02 03 2020 14:34:56

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

01 03 2020 7:42:27

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

Статья в формате PDF 120 KB...

29 02 2020 1:40:16

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

28 02 2020 8:51:15

«ПОСЛЕДСТВИЯ МОДЕРНОСТИ» В ФИЛОСОФИИ А. ГИДДЕНСА

Статья в формате PDF 125 KB...

27 02 2020 17:49:29

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

Статья в формате PDF 118 KB...

26 02 2020 7:36:43

ЛЕД И ЛЕДНИКИ

Статья в формате PDF 279 KB...

22 02 2020 7:56:45

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

19 02 2020 17:33:23

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

18 02 2020 22:54:10

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Статья в формате PDF 113 KB...

16 02 2020 13:34:42

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

14 02 2020 23:36:24

СОБСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА

Статья в формате PDF 112 KB...

10 02 2020 10:12:38

ЛИЧНОСТНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ

Статья в формате PDF 118 KB...

09 02 2020 12:14:52

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

В статье приведены спорные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу ( А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

05 02 2020 15:15:11

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

01 02 2020 15:28:49

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 224 KB...

30 01 2020 11:17:52

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ

Статья в формате PDF 114 KB...

29 01 2020 10:38:38

СТОЙКОСТЬ ПРОМЫШЛЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья в формате PDF 102 KB...

24 01 2020 22:48:16

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Статья в формате PDF 124 KB...

23 01 2020 4:28:51

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

18 01 2020 12:52:16

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья в формате PDF 123 KB...

17 01 2020 10:53:43

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

16 01 2020 7:33:22

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

09 01 2020 1:29:28

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!