МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В классической схеме образовательного процесса учебная программа каждой дисциплины представлена в виде некоторой схемы, имеющей вертикальную структуру (см. табл.1). Содержательно показанная структура полностью раскрывает методическое обеспечение дисциплины и формирует определенную последовательность изложения материала и, соответственно, его усвоения.
Таблица 1.
Учебная программа дисциплины |
|
Составляющие процесса изучения дисциплины |
Наполнение и обеспечение составляющих |
Теоретические занятия (лекции) |
|
Практические занятия и/или лабораторные работы
|
|
Контроль качества полученных знаний
|
|
Самостоятельная работа студентов
|
|
Переход к модульным технологиям предполагает, что весь материал изучаемой дисциплины тщательно структурируется, поскольку каждый модуль обязательно содержит все составляющие, перечисленные в табл.1, кроме того, меняется график учебного процесса, поскольку отсутствует двухсеместровая схема и, наконец, появляется новая дополнительная форма оценивания знаний, умений, навыков студентов - построение студенческих рейтингов.
В образовательном процессе существуют серьезные проблемы усвоения материала, поэтому содержательное наполнение каждого модуля дисциплины имеет решающее значение. Модульная система построения учебного процесса в рамках отдельной дисциплины предполагает системную проработку материала каждого модуля.
При подготовке модульной системы, следует помнить, что все составляющие конкретного модуля учебной программы должны разрабатываться, во-первых, с учетом уровня подготовки абитуриента, во-вторых, с учетом той конечной цели, которая прописана в модулях при изучении дисциплины, а это предполагает, что весь материал разбивается на тематически законченные блоки, тщательно согласуются теоретический материал и практические (лабораторные) работы, очень конкретно и обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала отдельного модуля. Для обеспечения качественного усвоения материала огромное значение имеет правильно организованная и методически поддержанная самостоятельная работа студентов. Все это позволит эффективно перенести центр тяжести с усвоения заданного объема знаний на получение практических навыков и профессиональных компетенций.
Если содержание лекционных занятий, лабораторных и/или практических работ требует соответствия образовательному стандарту дисциплины, и поэтому их наполнение содержательным материалом, как правило, не вызывает вопросов и трудностей (базовый уровень усвоения материала дисциплины), то организация контроля и самостоятельной работы - это исключительно творческий процесс, в котором преподаватель, студент, информационные компьютерные и методические технологии играют одинаково важную роль. Именно в этом процессе рождается профессионализм будущего специалиста, причем как на уровне практика, так и на уровне исследователя.
Оценка модуля строится на базе болонской шкалы и является интегральной по всем формам учебного процесса. Периоды пересдач строго ограничены во времени. При модульной организации изучения дисциплины все ее составляющие входят в оценку модуля.
Важным компонентом оценки качества полученных знаний является процесс контроля, позволяющий определить, в какой степени был усвоен учебный материал.
Организация контроля представлений, знаний, умений, навыков при модульной системе образовательного процесса предусматривает многоуровневое тестирование, где в понятие «тестирование» включены все широко известные и разработанные методики проверки усвоенного материала.
В общем случае тестирование рассматривается, разрабатывается и внедряется в соответствии с двумя основными принципами.
1. Поэтапное тестирование в рамках одной дисциплины
1.1.Тестирование начинается со вступительных экзаменов. По вступительным дисциплинам проводится предварительное тестирование, включающее и психологические аспекты выбора той или иной специальности. Цель такого тестирования - проверить начальный уровень подготовки, в том числе и психологической, будущих студентов. Здесь можно рассматривать не только вступительные экзамены, но и некоторые разновидности «входного контроля», определяющего степень общей эрудиции, компетентности и пр. студента, необходимые для успешного усвоения материала той или иной дисциплины.
1.2. Промежуточный контроль по темам конкретной дисциплины. Цель такого контроля для студентов - усвоение основных (базовых) понятий, определений, терминов теоретического курса, усвоение основных навыков и овладение ими в рамках практических и лабораторных работ.
1.3. Зачетное тестирование по отдельным разделам дисциплины. Цель такого тестирования - усвоение материала одного раздела перед изучением следующего.
1.4. Итоговое тестирование по дисциплине, цель которого усвоение материала дисциплины.
1.5. Контроль остаточных знаний по дисциплине, цель которого оценить эффективность преподавания дисциплины и ее информационной наполненности.
1.6. Тесты по дисциплине к междис-циплинарному экзамену.
При этом следует учитывать, что тесты для контроля остаточных знаний разрабатываются для основных, базовых дисциплин естественно-научного и профессионального циклов учебного плана, а тесты к междисциплинарному экзамену - для дисциплин профессионального и специального циклов.
Все этапы тестирования позволяют преподавателю оценить знания студентов, усвоение материала, внести необходимые коррективы в изложение материала, в методическое обеспечение дисциплины как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.
2. Тестирование в рамках циклов дисциплин: естественнонаучных, профессиональных, специальных и дисциплин специализаций.
Для реализации этого принципа существенную роль играют междисциплинарные тестовые задания, разработка которых внутри каждого цикла является достаточно трудоемкой задачей, но обеспечивает качественные межпредметные связи и в целом повышает результативность образовательного процесса.
В традиционной и отлаженной системе образования система тестовых заданий призвана проверять знания, которые предлагаются студентам в процессе обучения. Но в силу множества причин объем проверяемых знаний всегда оказывается меньше объема знаний, предлагаемых на занятиях.
Поэтому к перечисленным основным принципам следует добавить обучающее тестирование (ситуационное). Разработка и внедрение ситуационных тестов очень трудоемкая задача, но именно для ее решения можно и нужно создавать творческие коллективы преподавателей, студентов, экспертов (потенциальных работодателей) для создания, как самих тестовых заданий, так и для проектирования соответствующих оболочек. Нужно как можно раньше показать студенту, как могут быть использованы его представления, знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины.
Для целей тестирования знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые.
Предлагаемые знания даются студентам в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, в том числе, в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности.
Приобретаемые знания являются обычно только частью предлагаемых знаний, большей или меньшей, в зависимости от учебной активности студентов.
С внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих программ, направленных деловых игр, специальных мультимедийных курсов, появились условия для превышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний. Эта ситуация обеспечила эффективность занятий, эффективность самостоятельной работы и создала хорошую базу для организации качественного контроля знаний, умений, навыков.
Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины требует тщательной подготовки и разработки соответствующего методического сопровождения. Сюда относятся электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и среды, тренажеры и пр., но их содержание тесно связано с материалом, излагаемым на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности. Методики балльно - кредитных оценок самостоятельных работ и разработок студентов позволяют значительно повысить мотивацию студента на более творческое, а значит и более качественное освоение материала дисциплины.
И только профессионально организованная самостоятельная работа позволяет студентам знать и уметь больше того, что сообщается на занятиях.
Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться, например, программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Проверяемые знания - это часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой студентами подлежит обязательному контролю. Главным признаком проверяемых знаний является их актуальность, что означает готовность студентов к практическому применению знаний для решения заданий, используемых в момент проверки.
Некоторые элементы проверяемых знаний (например, по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле, в конце учебного семестра. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Достаточно трудно, но возможно организовать подобное многоуровневое тестирование практически по каждой дисциплине и этому способствует модульная система организации изучения материала дисциплины.
При проведении тестирования на каждом этапе обучения целесообразно использовать специальные программные продукты, которые позволяют создавать различные виды тестов, использовать их в нужной комбинации и последовательности, что дает возможность значительно расширить диапазон проверяемых знаний, а анализ результатов тестирования позволяет в рамках дисциплин специальности использовать новейшие образовательные технологии для расширения предлагаемых знаний, что в совокупности повышает уровень приобретаемых знаний. Тем самым, образовательный процесс становится результативным, а значит, эффективным.
Следует отметить, что уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей студентов, в то время как структура знаний заметно зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля - в общем, от всего того, чего обычно не хватает.
Более того, активно участвуя в образовательном процессе не только в роли обучаемого, но и в роли партнера, студент имеет возможность найти свое профессиональное место. Преподаватели кафедры со своей стороны могут достаточно четко и конкретно сформулировать проблемы, в том числе и профессиональные, решение которых может быть осуществлено совместно со студентами в рамках СНО, аспирантуре и/или для разработки проектов образовательных методик и сред.
Каждое учебное заведение должно стремиться, в первую очередь, к формированию правильных индивидуальных структур знаний, носящих комплексный характер, в которых не было бы пробелов (разрывов в знаниях), и на этой основе повышать качественный уровень подготовки специалистов.
Модульные технологии с одной стороны способствуют некоторой формализации процесса обучения в рамках конкретной дисциплины, с другой стороны, они в значительной степени делают процесс обучения «живым», творческим и каждый студент имеет все возможности для собственного самовыражения.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 92 KB...
18 01 2021 15:20:45
Статья в формате PDF 110 KB...
17 01 2021 22:35:10
Статья в формате PDF 151 KB...
16 01 2021 14:16:48
Статья в формате PDF 299 KB...
14 01 2021 22:49:54
Статья в формате PDF 119 KB...
13 01 2021 19:37:35
Статья в формате PDF 129 KB...
12 01 2021 21:14:14
Статья в формате PDF 263 KB...
11 01 2021 15:12:58
Статья в формате PDF 117 KB...
10 01 2021 20:47:30
Статья в формате PDF 106 KB...
09 01 2021 9:59:45
Статья в формате PDF 131 KB...
07 01 2021 23:36:39
Статья в формате PDF 108 KB...
05 01 2021 18:49:17
Статья в формате PDF 110 KB...
04 01 2021 4:11:31
Статья в формате PDF 125 KB...
02 01 2021 11:24:20
Статья в формате PDF 133 KB...
01 01 2021 2:52:10
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...
31 12 2020 13:39:40
Статья в формате PDF 142 KB...
30 12 2020 1:55:23
Статья в формате PDF 101 KB...
29 12 2020 13:38:14
Статья в формате PDF 216 KB...
26 12 2020 10:27:28
Статья в формате PDF 99 KB...
25 12 2020 17:26:47
В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...
24 12 2020 8:34:25
Статья в формате PDF 135 KB...
23 12 2020 0:52:45
Статья в формате PDF 267 KB...
21 12 2020 4:11:42
Статья в формате PDF 145 KB...
20 12 2020 6:12:28
Статья в формате PDF 117 KB...
19 12 2020 16:40:22
Статья в формате PDF 113 KB...
18 12 2020 10:42:11
В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...
17 12 2020 2:32:22
Статья в формате PDF 1235 KB...
16 12 2020 23:17:13
Статья в формате PDF 109 KB...
15 12 2020 8:58:35
Статья в формате PDF 108 KB...
13 12 2020 2:10:20
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены половые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
12 12 2020 1:22:28
Статья в формате PDF 113 KB...
11 12 2020 6:39:31
Статья в формате PDF 111 KB...
10 12 2020 5:52:55
Статья в формате PDF 162 KB...
09 12 2020 0:49:37
Статья в формате PDF 163 KB...
08 12 2020 0:11:27
Статья в формате PDF 124 KB...
07 12 2020 4:53:44
Статья в формате PDF 102 KB...
06 12 2020 7:26:26
Статья в формате PDF 376 KB...
05 12 2020 12:38:57
Статья в формате PDF 135 KB...
04 12 2020 10:19:33
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
02 12 2020 0:52:54
Статья в формате PDF 300 KB...
01 12 2020 11:44:52
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
29 11 2020 5:41:22
Статья в формате PDF 109 KB...
28 11 2020 2:12:52
Статья в формате PDF 96 KB...
27 11 2020 3:46:49
Статья в формате PDF 131 KB...
26 11 2020 5:56:15
Статья в формате PDF 263 KB...
25 11 2020 21:28:33
Статья в формате PDF 112 KB...
24 11 2020 12:58:16
Статья в формате PDF 112 KB...
22 11 2020 1:26:46
Статья в формате PDF 110 KB...
21 11 2020 13:23:52
Статья в формате PDF 85 KB...
20 11 2020 20:26:17
Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...
19 11 2020 7:37:25
Статья в формате PDF 315 KB...
18 11 2020 2:31:58
Статья в формате PDF 89 KB...
17 11 2020 5:38:20
Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...
15 11 2020 5:30:35
Статья в формате PDF 127 KB...
14 11 2020 8:16:53
Статья в формате PDF 452 KB...
13 11 2020 23:52:18
Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной. ...
12 11 2020 22:15:22
Статья в формате PDF 111 KB...
11 11 2020 13:15:30
Статья в формате PDF 110 KB...
10 11 2020 12:36:11
Статья в формате PDF 147 KB...
09 11 2020 4:17:42
Статья в формате PDF 110 KB...
08 11 2020 19:12:40
Статья в формате PDF 115 KB...
06 11 2020 21:57:14
Статья в формате PDF 146 KB...
05 11 2020 18:12:36
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...
04 11 2020 13:40:19
Статья в формате PDF 130 KB...
03 11 2020 11:54:49
Статья в формате PDF 251 KB...
02 11 2020 12:36:26
Статья в формате PDF 101 KB...
01 11 2020 17:56:42
Статья в формате PDF 117 KB...
30 10 2020 23:58:44
Статья в формате PDF 103 KB...
29 10 2020 8:16:32
Статья в формате PDF 130 KB...
28 10 2020 15:42:34
Статья в формате PDF 118 KB...
26 10 2020 10:32:29
Статья в формате PDF 717 KB...
25 10 2020 14:37:59
Статья в формате PDF 107 KB...
24 10 2020 8:23:42
Статья в формате PDF 304 KB...
23 10 2020 2:55:25
Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...
22 10 2020 21:39:17
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
21 10 2020 0:46:24
Статья в формате PDF 152 KB...
20 10 2020 1:56:20
Статья в формате PDF 94 KB...
19 10 2020 13:26:27
Статья в формате PDF 100 KB...
18 10 2020 0:48:59
Статья в формате PDF 116 KB...
17 10 2020 18:52:21
Статья в формате PDF 111 KB...
16 10 2020 21:57:20
Статья в формате PDF 114 KB...
15 10 2020 8:29:35
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
14 10 2020 12:55:35
Статья в формате PDF 277 KB...
13 10 2020 19:45:11
Статья в формате PDF 255 KB...
12 10 2020 5:12:15
Статья в формате PDF 196 KB...
11 10 2020 3:54:51
Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с В У И. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками В У И. ...
10 10 2020 0:27:22
Статья в формате PDF 262 KB...
09 10 2020 23:54:32
Статья в формате PDF 162 KB...
08 10 2020 1:23:17
Статья в формате PDF 250 KB...
07 10 2020 6:37:50
риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...
06 10 2020 15:54:33
Статья в формате PDF 145 KB...
05 10 2020 17:54:45
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...
04 10 2020 7:47:48
Статья в формате PDF 141 KB...
03 10 2020 22:25:45
Статья в формате PDF 109 KB...
02 10 2020 2:20:16
Статья в формате PDF 119 KB...
01 10 2020 17:50:11
Статья в формате PDF 303 KB...
30 09 2020 21:53:16
Статья в формате PDF 119 KB...
29 09 2020 21:51:33
Статья в формате PDF 118 KB...
28 09 2020 20:21:42
Статья в формате PDF 308 KB...
27 09 2020 13:29:10
Статья в формате PDF 95 KB...
26 09 2020 23:23:36
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
25 09 2020 12:55:58
Статья в формате PDF 127 KB...
24 09 2020 5:49:26
Статья в формате PDF 120 KB...
23 09 2020 2:20:56
Статья в формате PDF 119 KB...
22 09 2020 1:29:10
Статья в формате PDF 132 KB...
21 09 2020 2:15:16
Статья в формате PDF 110 KB...
19 09 2020 14:13:12
Статья в формате PDF 96 KB...
18 09 2020 15:44:50
Статья в формате PDF 324 KB...
17 09 2020 10:20:19
Статья в формате PDF 117 KB...
16 09 2020 9:41:26
Статья в формате PDF 87 KB...
15 09 2020 10:56:48
Статья в формате PDF 188 KB...
14 09 2020 6:22:29
Статья в формате PDF 132 KB...
13 09 2020 12:14:32
Статья в формате PDF 111 KB...
12 09 2020 7:33:25
Статья в формате PDF 110 KB...
11 09 2020 9:36:31
Статья в формате PDF 121 KB...
10 09 2020 2:56:44
Статья в формате PDF 226 KB...
09 09 2020 6:27:12
Статья в формате PDF 302 KB...
08 09 2020 19:48:17
Статья в формате PDF 103 KB...
07 09 2020 15:25:27
Статья в формате PDF 117 KB...
06 09 2020 2:20:21
Статья в формате PDF 262 KB...
05 09 2020 10:22:39
Статья в формате PDF 130 KB...
03 09 2020 21:43:39
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
02 09 2020 13:16:41
Статья в формате PDF 96 KB...
31 08 2020 18:10:41
Статья в формате PDF 104 KB...
30 08 2020 8:52:31
Статья в формате PDF 101 KB...
29 08 2020 11:21:52
Статья в формате PDF 1728 KB...
28 08 2020 8:12:10
Статья в формате PDF 116 KB...
27 08 2020 14:39:29
Статья в формате PDF 2874 KB...
26 08 2020 1:34:46
Показана возможность использования электрохимически активированной воды (в виде анолита и католита) для повышения урожайности зерновых и овощных (картофеля) культур и улучшения фитосанитарной ситуации с помощью модуля активации оросительной воды. Наиболее энтомоцидным действием в отношении пшеничного трипса обладал анолит с окислительно-восстановительным потенциалом +600 и +900 м В. Католит с О В П – 700 м В способствовал увеличению всхожести до 96%. Хороший результат в борьбе против колорадского жука давала предпосевная обработка клубней картофеля вначале анолитом, а потом католитом. Заселенность кустов колорадским жуком и проволочником снизилась на 37–83%. Наиболее эффективно в плане оптимизации фитосанитарного состояния посевов сочетание предпосевной обработки семян с последующим опрыскиванием стеблестоя католитом или анолитом. ...
25 08 2020 13:30:40
Статья в формате PDF 107 KB...
24 08 2020 0:10:54
Статья в формате PDF 94 KB...
23 08 2020 19:19:19
Статья в формате PDF 98 KB...
22 08 2020 2:47:23
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::