IT-Reviews    

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рекомендуем: фильм Запрещенный прием (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры
Источник:
Гусева С.С. Павлова Е.А. Статья в формате PDF 169 KB

В классической схеме образовательного процесса учебная программа каждой дисциплины представлена в виде некоторой схемы, имеющей вертикальную структуру (см. табл.1).  Содержательно показанная структура полностью раскрывает методическое обеспечение дисциплины и формирует определенную последовательность изложения материала и, соответственно, его усвоения.

Таблица 1.

Учебная программа дисциплины

Составляющие процесса изучения дисциплины

Наполнение и обеспечение составляющих

Теоретические занятия (лекции)

  • Конспект лекций
  • Методическое пособие
  • Электронный учебник
  • Дополнительные источники информации

Практические занятия и/или лабораторные работы

 

  • Методическое пособие
  • Лабораторные работы
  • Типовые примеры
  • Комплексные проектные работы
  • Тренажеры

Контроль качества полученных знаний

 

  • Методическое пособие
  • Промежуточный контроль:
  • вопросы для самоподготовки, домашние задания, контрольные работы, тестовые задания
  • Экзамен/зачет

Самостоятельная работа студентов

 

  • Методическое пособие для выполнения домашних заданий и проектных работ
  • Электронный учебник
  • Дополнительные источники информации

Переход к модульным технологиям предполагает, что весь материал изучаемой дисциплины тщательно структурируется, поскольку каждый модуль обязательно содержит все составляющие, перечисленные в табл.1, кроме того, меняется график учебного процесса, поскольку отсутствует двухсеместровая схема и, наконец, появляется новая дополнительная форма оценивания знаний, умений, навыков студентов - построение студенческих рейтингов.

В образовательном процессе существуют серьезные проблемы усвоения материала, поэтому содержательное наполнение каждого модуля дисциплины имеет решающее значение. Модульная система построения учебного процесса в рамках отдельной дисциплины предполагает системную проработку материала каждого модуля.

При подготовке модульной системы, следует помнить, что все составляющие конкретного модуля учебной программы должны разрабатываться, во-первых, с учетом уровня подготовки абитуриента, во-вторых, с учетом той конечной цели, которая прописана в модулях при изучении дисциплины, а это предполагает, что весь материал разбивается на тематически законченные блоки, тщательно согласуются теоретический материал и практические (лабораторные) работы, очень конкретно и обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала отдельного модуля. Для обеспечения качественного усвоения материала огромное значение имеет правильно организованная и методически поддержанная самостоятельная работа студентов. Все это позволит эффективно перенести центр тяжести с усвоения заданного объема знаний на получение практических навыков и профессиональных компетенций.

Если содержание лекционных занятий, лабораторных и/или практических работ требует соответствия образовательному стандарту дисциплины, и поэтому их наполнение содержательным материалом, как правило, не вызывает вопросов и трудностей (базовый уровень усвоения материала дисциплины), то организация контроля и самостоятельной работы - это исключительно творческий процесс, в котором  преподаватель, студент, информационные компьютерные и методические технологии играют одинаково важную роль. Именно в этом процессе рождается профессионализм будущего специалиста, причем как на уровне практика, так и на уровне исследователя.

Оценка модуля строится на базе болонской шкалы и является интегральной по всем формам учебного процесса. Периоды пересдач строго ограничены во времени. При модульной организации изучения дисциплины все ее составляющие  входят в оценку модуля.

Важным компонентом оценки качества полученных знаний является процесс контроля, позволяющий определить, в какой степени был усвоен учебный материал.

Организация контроля представлений, знаний, умений, навыков при модульной системе образовательного процесса предусматривает многоуровневое тестирование, где в понятие «тестирование» включены все широко известные и разработанные методики проверки усвоенного материала.

В общем случае тестирование рассматривается, разрабатывается и внедряется в соответствии с двумя основными принципами.

1. Поэтапное тестирование в рамках одной дисциплины

1.1.Тестирование начинается со вступительных экзаменов. По вступительным дисциплинам проводится предварительное тестирование, включающее и психологические аспекты выбора той или иной специальности. Цель такого тестирования - проверить начальный уровень подготовки, в том числе и психологической, будущих студентов. Здесь можно рассматривать не только вступительные экзамены, но и некоторые разновидности «входного контроля», определяющего степень общей эрудиции, компетентности и пр. студента, необходимые для успешного усвоения материала той или иной дисциплины.

1.2. Промежуточный контроль по темам конкретной дисциплины. Цель такого контроля для студентов - усвоение основных (базовых) понятий, определений, терминов теоретического курса, усвоение основных навыков и овладение ими в рамках практических и лабораторных работ.

1.3. Зачетное тестирование  по отдельным разделам дисциплины. Цель такого тестирования - усвоение материала одного раздела перед изучением следующего.

1.4. Итоговое тестирование по дисциплине, цель которого усвоение материала дисциплины.

1.5. Контроль остаточных знаний по дисциплине, цель которого оценить эффективность преподавания дисциплины и ее информационной наполненности.

1.6. Тесты по дисциплине к междис-циплинарному экзамену.

При этом следует учитывать, что тесты для контроля остаточных знаний разрабатываются для основных, базовых дисциплин естественно-научного и профессионального циклов учебного плана, а тесты к междисциплинарному экзамену - для дисциплин профессионального и специального циклов.

Все этапы тестирования позволяют преподавателю оценить знания студентов, усвоение материала, внести необходимые коррективы в изложение материала, в методическое обеспечение дисциплины как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.

2. Тестирование в рамках циклов дисциплин: естественнонаучных, профессиональных, специальных и дисциплин специализаций.

Для реализации этого принципа существенную роль играют междисциплинарные тестовые задания, разработка которых внутри каждого цикла является достаточно трудоемкой задачей, но обеспечивает качественные межпредметные связи  и в целом повышает результативность образовательного процесса.

В традиционной и отлаженной системе образования система тестовых заданий призвана проверять знания, которые предлагаются студентам в процессе обучения. Но в силу множества причин объем проверяемых знаний всегда оказывается меньше объема знаний, предлагаемых на занятиях.

Поэтому к перечисленным основным принципам следует добавить обучающее тестирование (ситуационное). Разработка и внедрение ситуационных тестов очень трудоемкая задача, но именно для ее решения можно и нужно создавать творческие коллективы преподавателей, студентов, экспертов (потенциальных работодателей) для создания, как самих тестовых заданий, так и для проектирования соответствующих оболочек. Нужно как можно раньше показать студенту, как могут быть использованы его представления, знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины.

Для целей тестирования знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые.

Предлагаемые знания даются студентам в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются, в том числе, в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности.

Приобретаемые знания являются обычно только частью предлагаемых знаний, большей или меньшей, в зависимости от учебной активности студентов.

С внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих программ, направленных деловых игр, специальных мультимедийных курсов, появились условия для превышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний. Эта ситуация обеспечила эффективность занятий, эффективность самостоятельной работы и создала хорошую базу для организации качественного контроля знаний, умений, навыков.

Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины требует тщательной подготовки и разработки соответствующего методического сопровождения. Сюда относятся  электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и среды, тренажеры и пр., но их содержание тесно связано с материалом, излагаемым на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности. Методики балльно - кредитных оценок  самостоятельных работ и разработок студентов позволяют значительно повысить мотивацию студента на более творческое, а значит и более качественное освоение материала дисциплины.

И только профессионально организованная самостоятельная работа позволяет студентам знать и уметь больше того, что сообщается на занятиях.

Проверяемые знания образуют основное содержание того документа, который может называться, например, программой экзамена или тестирования, в зависимости от избираемой формы контроля знаний. Проверяемые знания - это часть содержания учебной дисциплины, усвоение которой студентами подлежит обязательному контролю. Главным признаком проверяемых знаний является их актуальность, что означает готовность студентов к практическому применению знаний для решения заданий, используемых в момент проверки.

Некоторые элементы проверяемых знаний (например, по отдельным темам) используются только в текущем контроле. Другие элементы, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле, в конце учебного семестра. И, наконец, в итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года. Достаточно трудно, но возможно организовать подобное многоуровневое тестирование практически по каждой дисциплине и этому способствует модульная система организации изучения материала дисциплины.

При проведении тестирования на каждом этапе обучения целесообразно использовать специальные программные продукты, которые позволяют создавать различные виды тестов, использовать их в нужной комбинации и последовательности, что дает возможность значительно расширить диапазон проверяемых знаний, а анализ результатов тестирования позволяет в рамках дисциплин специальности использовать новейшие образовательные технологии для расширения предлагаемых знаний, что в совокупности повышает уровень приобретаемых знаний. Тем самым, образовательный процесс становится результативным, а значит, эффективным.

Следует отметить, что уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей студентов, в то время как структура знаний заметно зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля - в общем, от всего того, чего обычно не хватает.

Более того, активно участвуя в образовательном процессе не только в роли обучаемого, но и в роли партнера, студент имеет возможность найти свое профессиональное место. Преподаватели кафедры со своей стороны могут достаточно четко и конкретно сформулировать проблемы, в том числе и профессиональные, решение которых может быть осуществлено совместно со студентами в рамках СНО, аспирантуре и/или для разработки проектов образовательных методик и сред.

Каждое учебное заведение должно стремиться, в первую очередь, к формированию правильных индивидуальных структур знаний, носящих комплексный характер, в которых не было бы пробелов (разрывов в знаниях), и на этой основе повышать качественный уровень подготовки специалистов.

Модульные технологии с одной стороны способствуют некоторой формализации процесса обучения в рамках конкретной дисциплины, с другой стороны, они в значительной степени делают процесс обучения «живым», творческим и каждый студент имеет все возможности для собственного самовыражения.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Краснощекова Галина Алексеевна

Статья в формате PDF 177 KB...

12 06 2021 13:41:59

Взаимодействие науки и технологии

Статья в формате PDF 267 KB...

11 06 2021 21:42:30

ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Статья в формате PDF 321 KB...

08 06 2021 21:26:15

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

03 06 2021 1:20:53

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

25 05 2021 11:35:12

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

22 05 2021 23:20:44

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

Статья в формате PDF 90 KB...

20 05 2021 3:18:40

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...

15 05 2021 5:36:16

Влияние фонового квч излучения на биологические объекты и циркадные ритмы больных гипертонической болезнью

Ф Р И-терапия ( С Е М-терапия) основана на использовании материалов с управляемой энергетической структурой (CEM – Controlled Energy Material). Излучателем сверхслабых излучений К В Ч-диапазона при интенсивности 10–16–10–20  Вт/см2 является диод Ганна. Представлена оценка влияния фонового миллиметрового излучения на стафилококки, на нативную кровь, а также на вегетативный статус пациента гипертонической болезнью в сравнительном аспекте по графикам циркадных ритмов пульса при приеме: препаратов, не влияющих на ритм сердца; структурированной воды, активированной посредством аппарата «Cem-Tech»; полной дозы препарата лодоза; воды, содержащей информацию о порошкообразном лодозе. Рассмотренная индивидуальная динамика параметров ритмограммы, вычисленных на основе регистрации 500 межпульсовых интервалов, оценивалась с вычислением показателей уровня статистической значимости различий. Показано, что прием препарата Лодоз и воды содержащей информацию о препарате Лодоз сопровождается сходными изменениями, как частоты пульса, так и внутренней структуры информационного паттерна HRV. Динамика параметров ритма сердца свидетельствует о мобилизации холинергических механизмов регулирования. ...

08 05 2021 14:38:30

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!