IT-Reviews    

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Рекомендуем: Токио для вас
Источник:
Ульяновская С.А. Криштоп В.В. Статья в формате PDF 163 KB

Методика компьютеризации преподавания фундаментальных дисциплин сегодня является одной из ключевых проблем организации учебного процесса в медицинском ВУЗе. Бурное развитие средств информатики значительно опережает возможности общества по их эффективному использованию и, главное, по рациональному наполнению содержательной информацией. С. А. Христочевский (2000) в своей работе рассматривает одно из актуальных направлений - использование средств информатики в образовании для создания высокоэффективных мультимедийных электронных учебников, а также мультимедийных изданий энциклопедического типа. Компьютерные технологии облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения. (Якунин В.А.,1998).

По мнению С.А. Христочевского (2000), информационный ресурс как отчуждаемое знание может существовать в пассивной (книги, патентные описания, аудио-, видеозаписи и другие «рассеянные» знания) и активной (в виде электронной информации) формах. Одной из важнейших задач, стоящих перед информатикой,  наряду с проблемой создания информационного ресурса, становится извлечение максимума информации из накопленных за всю историю человечества знаний, сохраненных в пассивной форме и превращение ее в активно функционирующий ресурс.

С. А. Христочевский  констатирует, что на сегодняшний день практически отсутствуют работы, посвященные структуре электронных учебников и электронных энциклопедий. Возможная область применения электронных учебников  чрезвычайно широка: использование их эффективно и при самообразовании, и при дистанционном обучении; электронные учебники рекомендуются для людей со специальными потребностями в образовании. Следовательно, необходима методическая проработка процесса создания электронных учебников, которая должна проводиться как педагогами, так и специалистами в области информатики.

При подготовке электронного учебного пособия по теме «Эндокринные железы» мы старались структурировать материал, использовать интерактивные иллюстрации, а также учесть и нивелировать при создании пособия некоторые отрицательные моменты, отмеченные в своих работах С.А. Христочевским.

Предлагаемое пособие можно использовать студентам при изучении темы «Эндокринные железы», работа с материалом способствует закреплению и систематизации знаний, полученных при изучении морфологии эндокринных желез, характер изложения информации носит клиническую направленность. Поэтому методическое пособие полезно и для практических врачей. Электронное издание может быть использовано в качестве пособия для изучения курса анатомии человека и гистологии. Работа насыщенна иллюстративным материалом,  рисунки и схемы интерактивны.

Учебное пособие обеспечивает возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения раздела курса анатомии и гистологии «Эндокринные железы» с помощью компьютера. Мультимедийное пособие содержит несколько компонентов: презентационную составляющую, в которой изложена основная информационная часть темы, тесты и ситуационные задачи, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося, словарь-справочник.

Мультимедийная форма разработанного пособия обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности); помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; позволяет быстро, проверить знания по определенному разделу. Для студентов целесообразно использовать «твердую» копию текстовых разделов, контроль усвоения знаний проводить с помощью компьютера. 

Электронное издание содержит достаточно полную информацию по рассматриваемой теме, приводимые иллюстрации представляют дополнительную информацию или являются основным объектом рассмотрения. 

Электронное издание «Эндокринные железы» представляет собой мультимедийный продукт и должен обеспечить эффективное обучение студентов в режиме самообразования и в режиме, при котором преподаватель от обычного инструктирования переходит к консультированию студентов.

В целом мультимедийное пособие существенно экономит время обучающихся, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала при повторении или по отысканию неизвестных или забытых понятий.

Эффективным является использование иллюстраций вместе с подсказками при рассмотрении сложных схем или фотографий сложных объектов. Надпись появляется непосредственно рядом с элементом и только при наведении курсора на указанное место. Подсказка может быть полезной и при изучении макро- и микроскопического строения органа.

В заключение следует сказать о том, что преподаватель медицинского ВУЗа может рассчитывать на компьютер как на электронного ассистента в учебном процессе. Какие функции передать компьютеру, а какие оставить преподавателю, зависит от специфики изучаемой предметной области и от системы методических приемов конкретного преподавателя. Компьютерная поддержка традиционной методики преподавания морфологических дисциплин помогает в решении задач, возникающих на стыке различных предметов, таких как анатомия, гистология, физиология, эндокринология и др. клинических дисциплин. Электронные пособия подобного рода обеспечивают наглядность, научность, доступность, системность и последовательность и прочие дидактические принципы, что способствует формированию наглядно-образных знаний по выбранному предмету.

Использование мультимедийных пособий в преподавании анатомии человека и гистологии направлено на структурирование и систематизацию теоретических и практических знаний и умений, для формирования личности учащегося, развития его мировоззрения и интеллекта, изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. С. А. Христочевский. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. - № 2.-2000.-    С.71-76.
  2. Т. А. Матвеева. Компьютерный практикум по математике // Информатика и образование. - № 2.-2000.- С.91-94.
  3. В. А. Стародубцев.  Использование информационных технологий на лекциях по  естественно-научным дисциплинам // Информатика и образование. -№ 1. -2003.- С.77-81.
  4. Якунин В.А. педагогическая психология: Учебное пособие/ Европ. Институт экспертов.- СПб.:Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. - 639с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Гиперболическая модель задачи о фазовом переходе

Статья в формате PDF 117 KB...

04 05 2021 2:16:56

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

21 04 2021 7:10:41

ЖАК СЕРГЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ

Статья в формате PDF 115 KB...

15 04 2021 3:48:11

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

13 04 2021 18:41:32

Заживление суставного хряща при имплантации минерального компонента костного матрикса

В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...

02 04 2021 18:35:36

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 117 KB...

31 03 2021 4:40:15

The Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

Статья в формате PDF 320 KB...

22 03 2021 10:35:39

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ

Статья в формате PDF 376 KB...

21 03 2021 9:45:22

НОВООБРАЗОВАНИЯ ТОЛСТОЙ КИШКИ

Статья в формате PDF 105 KB...

19 03 2021 11:30:23

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. КУРС В СХЕМАХ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 114 KB...

16 03 2021 17:18:51

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

14 03 2021 14:47:14

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

12 03 2021 16:24:40

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

11 03 2021 20:31:57

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

Статья в формате PDF 161 KB...

10 03 2021 4:11:59

ИНЖЕНЕР НА РЫНКЕ ТРУДА

Статья в формате PDF 242 KB...

07 03 2021 1:39:58

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

Статья в формате PDF 120 KB...

03 03 2021 0:55:29

ОПЫТ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Статья в формате PDF 91 KB...

01 03 2021 17:13:50

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КРОВИ

Статья в формате PDF 113 KB...

16 02 2021 9:24:41

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний ( И Д С), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

15 02 2021 5:49:46

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАКЦИЯ НА ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...

13 02 2021 18:20:17

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

11 02 2021 14:14:17

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

09 02 2021 9:15:30

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 85 KB...

07 02 2021 22:42:56

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

02 02 2021 22:38:27

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ (учебник)

Статья в формате PDF 107 KB...

29 01 2021 16:42:18

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

17 01 2021 5:24:34

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 114 KB...

12 01 2021 21:54:54

АНАЛИЗ ГИДРОГЕОХИМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья в формате PDF 140 KB...

08 01 2021 14:20:54

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

07 01 2021 6:14:20

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

30 12 2020 22:35:10

ШОШОНИТОВЫЕ ГРАНИТОИДЫ ТИГИРЕКСКОГО МАССИВА АЛТАЯ: ГЕОХИМИЯ, ПЕТРОЛОГИЯ И РУДОНОСНОСТЬ

риведены геологические, геохимические и петрологические данные по шошонитовым гранитоидам Тигирекского массива Алтая. В составе массива выделены 5 фаз: 1 – габбро; 2 – диориты, монцодиориты; 3 − сиениты, гранодиориты, граносиениты; 4 – граниты, умеренно-щелочные граниты; 5 – лейкограниты, умеренно-щелочные лейкограниты с флюоритом. Породные типы массива отнесены к нормальной известково-щелочной и высококалиевой шошонитовой сериям. Сиениты и монцодиориты тяготеют по составу к банакитам. В процессе становления массива проихсодила диффреренциация глубинного очага с фракционированием редкоземельных элементов, что отразилось на соотношении в породах элементов групп LILE и HFSE со значительной деплетированностью последних. В породах происходила смена типа тетрадного фракционрования редкоземельных элементов, что связано с различной насыщенностью расплавов флюидами и летучимим компонентами. С массивом связаны месторождения и проявления железа, вольфрамаа, молибдена, бериллия, аквамарина, горного хрусталя и раухтопаза. ...

25 12 2020 13:33:45

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Статья в формате PDF 119 KB...

23 12 2020 17:50:13

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

19 12 2020 11:56:24

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!