СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ > Научные обзоры
IT-Reviews    

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Источник:
Басиев З.Г. Басиева О.З. Статья в формате PDF 177 KB

Интенсивное развитие  отечественной  и  зарубежной медицинской  науки ставит  сложные  задачи перед системой последипломного образования  врачей. Современный специалист   должен  располагать новой информацией, обучен применению наиболее эффективных методов  диагностики, лечения и профилактики болезней, самостоятельно, а при  необходимости  коллегиально принимать  наиболее ответственные и адекватные решения в сложных  клинических ситуациях. Занимаясь актуальными  вопросами  последипломного образования  враче с  1978 года сначала  в Крымском  медицинской  университете  в течение  9  лет,  затем в  Северо-Осетинской  медицинской  академии  (опыт 18 лет) нами  накапливался  достаточно весомый  опыт  совершенствования педагогического  процесса  и  его  внедрения  в   практику  последипломного  образования. Если на начальном  этапе  в сферу нашей  деятельности  попадали  врачи  из  всех союзных  республик, то в  последующем  подобная  работа  стала  распространяться только  на  регион  Северного Кавказа. За  этот  период  нами были  апробированы  и  освоены  все  профили  обучения  - специализация, общее и  тематическое  усовершенствование, декадники, а  в  последние  годы курсы  сертификации  специалистов. Основным  объектом работы  кафедры  являются патология  органов дыхания (пульмонология, фтизиатрия  торакальная  онкология), аллергология и клиническая  иммунология и др. В  этом  аспекте  обучение врачей  в  основном  производилась  на  основе  унифицированных и  типовых  программ, утвержденных МЗ РФ. В  соответствии с ними  профессиональная переподготовка врачей производилась раз  в  пятилетие. При этом цикловыми  программами трафаретно  предусматривалось преподавание теории  и практики  строго  по  профилю  дисциплины. Однако  жизнь  и  развитие науки  вносили  в учебный  процесс  новые коррективы, потребовалась более углубленная  подготовка  специалистов с расширением  диапазона  врачебного  мышления, с  задачей  активного  внедрения более совершенных  способов  оказания  действенной  помощи больным  на  базе  достижений  современной  медицины. В практических  же условиях узкая  направленность клинического отделения  базового  лечебного учреждения  не  может  укладываться в  рамки одной патологии. В  связи  с  этим высококвалифицированная помощь  больным возможна  только  при  глубоком знании  профильной патологии,  а также  при  достаточной  компетентности в  понимании  сопутствующих болезней и состояниях, которые нередко  бывают взаимообусловленными. В этом  плане  требуется четкое  позиционирование в  сложных вопросах  дифференциальной  диагностики, понимание  прогноза  и  обоснованного  выбора  лекарственной и других  видов  нефармакологической  терапии  и реабилитации. Несмотря  на  оправданность разовых  консультаций  смежников  современный  врач  помимо достаточного  знания  своей  специальности  должен  квалифицированно  знать близкие  по  профилю  и  часто  встречающиеся   видов  патологии. От  современного  врача также требуется  знание   передовых,  достаточно апробированных лечебно- диагностических  и восстановительных пособий. В условиях  современных  средств продвижения  фармпрепаратов  малокомпетентный  врач  может легко  заблудиться  в  лекарственных  «джунглях». С учетом  этого помимо достаточного  знания  основного  профиля своей  профессии новацией  на  кафедре  признано  овладение  другой, наиболее актуальной для  лечебного и  педагогического  процесса  специальностью. Таким  образом, сотрудниками  кафедры  были  достаточно  емко  освоены на  центральных  базах общая  и  лабораторная  аллергология  и  иммунология,  лучевая  диагностика, клиническая  эндоскопия, физиотерапия, торакальная  хирургия, онкопатология  органов  дыхания,  лазеротерапия  и др. Практика  последних  лет  и  результаты  деятельности  кафедры подтвердили  правильность  избранной  тактики. Дополнительная  специализация  каждого  из  преподавателей и последующая их интеграция  в  лечебно-диагностическом  и  учебном  процессах значительно  повысили эффективность и  результативность  подготовки  слушателей, а также  приоритет  клинического отделения. В  реализации учебного процесса в виде семинар-конференций, семинар -дискуссий, мозгового  штурма, клинических  разборов и тематических обходов использовались также защита слушателями учебно-исследовательских работ,  симпозиумы  по  обмену  опытом  и др. Наряду с расширением диапазона  теоретической  подготовки достигалась масштабность  в  практическом  освоении  новых  методологий  необходимых  квалифицированному  специалисту. Повышению  качества обучения слушателей, как  показывает  опыт, также  способствуют технологически  более  совершенные  аудио-визуальные  средства  (дистанционная  проекция  рентгено- и  томограмм, сменная  графическая  информация и др.), а также  такие технические  средства, как тематические видеофильмы (часть собственного производства), мультимедийные  сюжеты, аудиосопровождения, видеоповтор и  обсуждение клинического обхода  и др. При этом следует отметить владение этими средствами обучения каждым преподавателем. В лечебно-диагностическую  работу  клинического  отделения  и  в сам  учебный  процесс  внедряем  комплексирование на принципе постоянного  сотрудничества с высококвалифицированными  специалистами  базовой  клинической  больницы. Такое комплексирование с участием слушателей  всегда  обеспечивает достоверную диагностику и  дифференциальную диагностику в  наиболее  сложных случаях. Подобный вид рабочего комплексирования  в клинике  и  в  учебном  процессе  наиболее  часто нами  реализуется с эндоскопистами, гастроэнтерологами, специалистами по  ультразвуковой  диагностике, эхокардиографии, онкологами и др. В результате  повышается  фактическая  ценность обучения, качество, своевременность и  уровень  оказываемой  помощи  больным. Такое  комплексирование всегда  повышает информативность учебного  материала. Этому  способствуют  еженедельные конференции  по  обмену  опытом, а также  ежедневный  контроль  по  реализации методов  диагностики  и лечения. Как  правило,  в них активное  участие  принимают слушатели, лечащие  врачи  и кураторы. В  современных  условиях получение  новой  информации немыслимо  без  привлечения  интернет-материалов. Более  45%  слушателей  в подготовке к занятиям используют  интернет-сайты, несколько  реже  информацию  извлекают  из  системы  Медлайн. В  практику последипломного обучения  включаем  и очно-заочную  форму  организации  учебного  процесса. Ежегодное  проведения двух  таких  циклов расширило  сферу  вовлечения  врачей  в  учебный  процесс  без   ущерба  для  работы практического  учреждения. При  этом  четко  контролировалась  самостоятельная работа  слушателей  по  конкретным  заданиям  апробированной  нами  программе. С  целью  совмещения обучения  с  конкретными  условиями  работы  врачей, приближения  учебного  процесса к  реальной  ситуации  в лечебном  учреждении, а  также  внедрения новых  методик  нами проводятся   выездные  циклы  усовершенствования. Их перспективность несомненна и экономически  целесообразна. За последнее  время  подобные  циклы нами  были  проведены в больнично-поликлинических  Центрах  Беслана, Алагира, Октябрьской  ЦРБ  и др. Важное  значение  имеет также  факт  региональной  близости учебной  базы и лечебно-профилактических  структур,  знание ситуации по  здравоохранению  в  зоне  возможного  влияния,  оснащенности  аппаратурой практических  учреждений, возможности  выработки  совместных  мероприятий  по улучшению общей  и  специализированной медицинской  помощи  населению  и  как  конечная  цель повысить  эффективность работы врачей  и самого  лечебного  учреждения. Важно  также, что  подобная  организация последипломного  образования в  регионе  экономически  целесообразна (значительно сокращаются  командировочные  расходы, нет  отрыва  от  производственной базы,  сохраняется  семейный комфорт  и др.). Следует  отметить и  высокую  эффективность  участия  преподавательского  звена в международных и российских  конгрессах, съездах и  конференциях. Комплексирование  в научной работе  позволяет  представлять на  таких  форумах  результаты  научной  работы. Кроме того, участники  этих  мероприятий  получают  новую весьма необходимую информацию, которая реализуется как в научно-исследовательской  работе, так и  в учебном  процессе. По  нашему мнению, такая  форма  получения  ценных  научных  сведений  должна  поощряться  и быть обязательной  для  преподавателей  кафедр. В  резюме следует отметить, что по  разработанным  учебным  программам  и  с учетом  перспектив  и  потребностей  практического  здравоохранения  ежегодно  нами  подготавливается до  300  слушателей. Только  за  последние 5 лет  последипломное  образование  на кафедре получило около  1500  слушателей. При  этом  значительное  внимание  уделяется  обучению клинических  ординаторов и интернов  всех  профилей. Исходное и  заключительное  тестирование знаний врачей достоверно  подтверждает  перспективность избранной  нами  тактики  по  специализации  и интеграции в  учебном  процессе. По мере накопления  опыта  возможно  выработать новые  стандарты  повышения  квалификации врачей  и  такая  педагогическая  модификация  должна  совершенствоваться и  дополняться с  учетом  достижений  медицины  и научно-технического  прогресса.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Статья в формате PDF 301 KB...

22 07 2021 10:42:11

КРУГОВОРОТ УГЛЕРОДА И КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ

Статья в формате PDF 566 KB...

17 07 2021 15:43:33

ХЛОР КАК ТОКСИЧЕСКИЙ АГЕНТ

Статья в формате PDF 256 KB...

05 07 2021 23:57:25

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ

Статья в формате PDF 113 KB...

03 07 2021 23:43:21

Системный анализ онтогенеза надпочечников человека

Статья в формате PDF 102 KB...

16 06 2021 20:39:31

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

15 06 2021 22:32:18

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

13 06 2021 10:57:53

ШЕРСТНЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 125 KB...

12 06 2021 5:36:26

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

09 06 2021 20:19:49

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний ( И Д С), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

08 06 2021 21:17:25

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

06 06 2021 5:29:47

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!