IT-Reviews    

РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

c78089d0 Источник:
Найденова Р.И. Статья в формате PDF 183 KB

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Оно, ведущее, в первую очередь, к приобретению знаний и навыков, способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитания человека и гражданина. Таким образом, образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей, выбору сценария развития общества. Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также целого ряда других задач, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.

Перестройка системы образования должна способствовать развитию у населения: навыков критического и творческого мышления, в сочетании с воспитанием:

-  взаимного уважения к неординарному мышлению,

 - толерантности,

-  понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов.

Предполагается ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, подходов и методов,  а также усилить междисциплинарные связи в обучении для того, чтобы научиться ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы.

Впервые необходимость развития образования в интересах устойчивого развития наиболее комплексно описана в главе 36 «Повестки дня на XXI век», основного документа, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., который стал программой перехода человечества к УР.

Далее идеи образовательного процесса в интересах устойчивого развития получили распространение в документах Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР ООН) и других международный соглашениях.

Совершенствование образования в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:

- обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;

- модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур, обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;

- введения технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;

- подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;

- обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;

- создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;

- проведения мониторинга кадрового потенциала  с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на федеральном, так и региональном уровне.

В различных странах ведущая роль в развитии образования в интересах устойчивого развития принадлежит разным секторам. Например, в Великобритании первостепенное значение имеет инициатива на местах, практическая работа, большую роль играет школа, дополнительное образование, взаимодействие между различными секторами общества, растет участие и вклад частного сектора.

В России ведущей остается высшая школа. Она, в свою очередь, готовит кадры для дальнейшей работы, выступает с различными инициативами, вовлекая в эту работу государственные структуры. Большую роль также играют научно-производственные объединения, не только работающие в области образования в интересах устойчивого развития, но и занимающиеся информированием и просвещением населения по вопросам устойчивого развития.

Экологическое образование является частью общей системы образования, эффективная система экологического образования - один из основных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики и общества. Тем не менее, только равнозначное развитие всех его компонент - экологической, социальной и экономической - позволяет говорить об образовании в интересах устойчивого развития.

В регионах Центрального федерального округа значительную работу по экологическому образованию ведут высшие учебные заведения. В Белгородском государственном университете (БГУ) и Белгородской государственной технологической академии (БГТА) готовят кадры инженеров, учителей-экологов. Однако многие выпускники-экологи в настоящее время не востребованы: экологические службы созданы и действуют лишь на 25 промышленных предприятиях и службах "Водоканал", на остальных эту работу ведут по совместительству главные инженеры, технологи, энергетики, механики и т. д. Все они получают консультации в ГУПР, но систематическая учеба не организована. В этих вузах проводятся научно-исследовательские работы по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, утилизации отходов производства и потребления. В БГУ успешно работает дружина охраны природы, регулярно проводятся межвузовские и научно-практические конференции по направлению "Региональные проблемы прикладной экологии".

В Белгородской сельскохозяйственной академии курсы дисциплин "Экология" и "Природопользование" читаются на всех факультетах и для всех специальностей дневной  и заочной форм обучения. На агрономическом факультете введен единственный в стране курс "Ландшафтные системы земледелия", в основу которого положена разработка комплекса мероприятий по повышению экологической устойчивости и продуктивности агроландшафтов. Экологические дисциплины есть в Белгородском университете потребительской кооперации, здесь также работает студенческий экологический кружок. В Белгородском юридическом институте МВД России преподают экологическое право.

В вузах Воронежа и Борисоглебска имеется ряд специализированных кафедр и лабораторий экологической направленности: так, в госуниверситете, на биолого-почвенном факультете функционируют: кафедра экологии и систематики беспозвоночных животных, биологии и экологии растений, на географическом факультете - кафедра рационального природопользования и охраны природы, на геологическом факультете - кафедра гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии, в педагогическом университете - кафедра экологического образования, в лесотехнической академии - кафедра защиты леса , экологии и лесного охотоведения, в аграрном университете - кафедра агроэкологии, в технологической академии - кафедра промышленной экологии, в медицинской академии - медицинской биологии и генетики с курсом экологии. В других вузах Воронежа с экологией тесно связаны кафедры безопасности жизнедеятельности. Подготовка специалистов по общей экологии с возможностью преподавания этого предмета в школах проводится в университете и педагогическом университете.

Наиболее разносторонняя подготовка проводится в университете, где читаются следующие курсы " Экология и природопользование", "Основы экологии", "Охрана окружающей среды", "Геоэкология", " Экология человека", "Экологическое право", "Эколого-географический прогноз", "Экологическая экспертиза", "Биогеоценология", "Геоэкологический мониторинг", "Компьютерное моделирование в геоэкологии", "Экология почв", "Биоиндикация", " Радиоэкология", "Геоэкологическое картирование", "Промышленная санитария", "Санитарная гидробиология", " Биосфера" и ряд спецкурсов.

Ввиду интегративности современной экологии необходимо объединение усилий различных областей наук и специальностей. Поэтому целесообразно создание банка данных, организация методической лаборатории, информационного центра, подготовка и издание учебной литературы. Современные методы преподавания включают компьютерные технологии, телекоммуникационные системы, аудио и видеоматериалы, практики по полевым методам исследования [1].

В Брянской государственной сельскохозяйственной академии создана Ассоциация "Академический научно-образовательный комплекс Брянщины", в состав которого входят Брянский центр "Агрохимрадиология", Новозыбковская опытная станция, Патолого-анатомический институт при Департаменте здравоохранения Брянской области, Брянская ветеринарная радиологическая лаборатория. Функционирует Брянский региональный научный центр ноосферных технологий Российской академии естественных наук (РАЕН). Вуз является соучредителем Брянского научного центра, объединяющего ученых г. Брянска, работающих в области экологии, проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа в академии связана с разработкой и внедрением технологий производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и проводится по следующим направлениям:

- повышение плодородия, продуктивности дерново-подзолистых почв и реабилитация радиационно-загрязненных сельскохозяйственных угодий;

- совершенствование систем биологизации земледелия, технологий производства и улучшения сортового состава сельскохозяйственных культур в юго-западной части России с целью получения экологически безопасной продукции растениеводства;

- совершенствование селекционно-племенной работы,  содержания и кормления, профилактики и лечения болезней сельскохозяйственных животных, в т.ч. в радиационно-загрязненных районах;

- разработка ресурсо- и энергосберегающих технологических процессов производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники;

- разработка концепции экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК в условиях рыночной экономики, в т.ч. в регионах, загрязненных радионуклидами [2].

В настоящее время в регионах Центрального федерального округа идет процесс формирования организационных структур, обеспечивающих процесс экологического образования. Создание системы информационной поддержки  позволит обеспечить более быстрый и систематический сбор и обработку результатов исследований по окружающей среде и другой систематической информации, используемой при обучении.

Обеспечение условий формирования общественного экологического сознания в процессе перехода регионов ЦФО   на модель устойчивого развития требует повышения эффективности мероприятий в области экологического образования в рамках высшей школы, скоординированности усилий  на различных уровнях управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.Г.Артюхов, О.П.Негробов, Л.Н. Хицова. О постановке экологического образования в вузах Воронежской области. Воронежский университет [Электронный ресурс] - http:// www. olegmoskalev.ru/agro/eco/57.html
  2. О состоянии окружающей природной среды по Брянской области [Электронный ресурс]- http://www.eco/. scilib. debryansk.ru/ 2infres/ doklad_2004/txt/792.html



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического пространства путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...

23 11 2020 18:41:27

ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ВУЗЕ, КОЛЛЕДЖЕ, ШКОЛЕ

Статья в формате PDF 125 KB...

15 11 2020 20:55:11

АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА В АККУМУЛЯТОРАХ НКБН-25-У3

Статья в формате PDF 121 KB...

12 11 2020 5:43:53

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

07 11 2020 20:52:36

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

29 10 2020 21:35:16

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

25 10 2020 3:22:13

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...

20 10 2020 16:15:44

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ИНТЕРЛЕЙКИНА – 8 – 251 ТА СРЕДИ ЖЕНЩИН АЗЕРБАЙДЖАНА БОЛЬНЫМИ ЭНДОМЕТРИОЗОМ

Впервые было изучено интерлейкина – 8 – 251 Т А среди женщин Азербайджана больными эндометриозом. 50 практически здоровых и 70 женщин больных эндомертиозом находились под нашем наблюдением. Исследование показали что, генетический полиморизм интерлейкина – 8 А/ Т 251 играет роль в потогенезе эндометриоза. ...

10 10 2020 1:52:18

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

06 10 2020 15:14:53

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

19 09 2020 0:16:46

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

13 09 2020 17:29:40

РОЛЬ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО СТРЕССА В ПАТОГЕНЕЗЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ

В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких ( Х О Б Л). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при Х О Б Л. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза Х О Б Л. ...

11 09 2020 3:54:15

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Статья в формате PDF 122 KB...

31 08 2020 4:42:47

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

Статья в формате PDF 118 KB...

29 08 2020 20:25:23

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 252 KB...

27 08 2020 17:50:42

КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ

Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...

26 08 2020 16:54:55

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Статья в формате PDF 110 KB...

24 08 2020 22:10:10

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

Статья в формате PDF 271 KB...

21 08 2020 13:11:22

Хирургическое лечение острого холецистита

Статья в формате PDF 125 KB...

12 08 2020 10:21:44

ВТОРИЧНЫЕ ПЕЧЕНОЧНЫЕ ПОРФИРИИ У БОЛЬНЫХ С НАСЛЕДСТВЕННЫМ HLA-АССОЦИИРОВАННЫМ ГЕМОХРОМАТОЗОМ

Проведено исследование ведущих показателей метаболизма порфиринов и железа в сопоставлении с функциональным состоянием печени у 100 больных с гемохроматозом ( Г Х), в динамике. Дана объективная оценка их роли в своевременной и правильной постановке вторичной печеночной порфирии на ранних этапах развития патологического процесса. Порфириновый обмен при наследственном гемохроматозе ( Н Г Х) характеризуется глубоко нарушенными и нестабильными показателями, затрагивающими все этапы синтеза гема гемоглобина (Hb). У больных с Н Г Х и с сопутствующими поздней кожной порфирией ( П К П) и инфекционными вирусными гепатитами В и С, независимо от типа мутации гена HFE ( С289Y или H63D) изменения в обмене железа коррелируют с нарушенным синтезом аминолевулиновой кислоты ( А Л К) и порфобилиногена ( П Б Г). У больных диагностическую ценность в определении функционального состояния печени наряду с трансаминазами представляет исследование экскреции копропорфирина ( К П) с мочой. Выявленные изменения в порфириновом обмене при гомозиготной форме Н Г Х носят постоянный, часто необратимый характер, ухудшая прогноз заболевания. ...

11 08 2020 17:54:24

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

04 08 2020 13:43:42

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД НА АВТОМОЙКЕ

Статья в формате PDF 254 KB...

23 07 2020 20:54:30

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

22 07 2020 15:22:57

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДОЙ КАРЕЛЬСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...

20 07 2020 13:15:20

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стратегия социально-экономического развития Р Ф поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...

19 07 2020 15:28:38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ

Статья в формате PDF 246 KB...

15 07 2020 6:39:23

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПРУЖИННЫХ ТРАНСПОРТЕРОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

13 07 2020 22:55:42

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

09 07 2020 4:34:39

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!