IT-Reviews    

РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Найденова Р.И. Статья в формате PDF 183 KB

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Оно, ведущее, в первую очередь, к приобретению знаний и навыков, способствует также формированию взглядов, позиций, ценностей, воспитания человека и гражданина. Таким образом, образование непосредственно влияет на достижение долгосрочных целей, выбору сценария развития общества. Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также целого ряда других задач, должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.

Перестройка системы образования должна способствовать развитию у населения: навыков критического и творческого мышления, в сочетании с воспитанием:

-  взаимного уважения к неординарному мышлению,

 - толерантности,

-  понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов.

Предполагается ввести в учебный процесс целый ряд нетрадиционных тем, подходов и методов,  а также усилить междисциплинарные связи в обучении для того, чтобы научиться ставить и решать комплексные социальные и экологические проблемы.

Впервые необходимость развития образования в интересах устойчивого развития наиболее комплексно описана в главе 36 «Повестки дня на XXI век», основного документа, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., который стал программой перехода человечества к УР.

Далее идеи образовательного процесса в интересах устойчивого развития получили распространение в документах Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР ООН) и других международный соглашениях.

Совершенствование образования в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:

- обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;

- модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур, обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;

- введения технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;

- подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;

- обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;

- создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;

- проведения мониторинга кадрового потенциала  с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на федеральном, так и региональном уровне.

В различных странах ведущая роль в развитии образования в интересах устойчивого развития принадлежит разным секторам. Например, в Великобритании первостепенное значение имеет инициатива на местах, практическая работа, большую роль играет школа, дополнительное образование, взаимодействие между различными секторами общества, растет участие и вклад частного сектора.

В России ведущей остается высшая школа. Она, в свою очередь, готовит кадры для дальнейшей работы, выступает с различными инициативами, вовлекая в эту работу государственные структуры. Большую роль также играют научно-производственные объединения, не только работающие в области образования в интересах устойчивого развития, но и занимающиеся информированием и просвещением населения по вопросам устойчивого развития.

Экологическое образование является частью общей системы образования, эффективная система экологического образования - один из основных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики и общества. Тем не менее, только равнозначное развитие всех его компонент - экологической, социальной и экономической - позволяет говорить об образовании в интересах устойчивого развития.

В регионах Центрального федерального округа значительную работу по экологическому образованию ведут высшие учебные заведения. В Белгородском государственном университете (БГУ) и Белгородской государственной технологической академии (БГТА) готовят кадры инженеров, учителей-экологов. Однако многие выпускники-экологи в настоящее время не востребованы: экологические службы созданы и действуют лишь на 25 промышленных предприятиях и службах "Водоканал", на остальных эту работу ведут по совместительству главные инженеры, технологи, энергетики, механики и т. д. Все они получают консультации в ГУПР, но систематическая учеба не организована. В этих вузах проводятся научно-исследовательские работы по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, утилизации отходов производства и потребления. В БГУ успешно работает дружина охраны природы, регулярно проводятся межвузовские и научно-практические конференции по направлению "Региональные проблемы прикладной экологии".

В Белгородской сельскохозяйственной академии курсы дисциплин "Экология" и "Природопользование" читаются на всех факультетах и для всех специальностей дневной  и заочной форм обучения. На агрономическом факультете введен единственный в стране курс "Ландшафтные системы земледелия", в основу которого положена разработка комплекса мероприятий по повышению экологической устойчивости и продуктивности агроландшафтов. Экологические дисциплины есть в Белгородском университете потребительской кооперации, здесь также работает студенческий экологический кружок. В Белгородском юридическом институте МВД России преподают экологическое право.

В вузах Воронежа и Борисоглебска имеется ряд специализированных кафедр и лабораторий экологической направленности: так, в госуниверситете, на биолого-почвенном факультете функционируют: кафедра экологии и систематики беспозвоночных животных, биологии и экологии растений, на географическом факультете - кафедра рационального природопользования и охраны природы, на геологическом факультете - кафедра гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии, в педагогическом университете - кафедра экологического образования, в лесотехнической академии - кафедра защиты леса , экологии и лесного охотоведения, в аграрном университете - кафедра агроэкологии, в технологической академии - кафедра промышленной экологии, в медицинской академии - медицинской биологии и генетики с курсом экологии. В других вузах Воронежа с экологией тесно связаны кафедры безопасности жизнедеятельности. Подготовка специалистов по общей экологии с возможностью преподавания этого предмета в школах проводится в университете и педагогическом университете.

Наиболее разносторонняя подготовка проводится в университете, где читаются следующие курсы " Экология и природопользование", "Основы экологии", "Охрана окружающей среды", "Геоэкология", " Экология человека", "Экологическое право", "Эколого-географический прогноз", "Экологическая экспертиза", "Биогеоценология", "Геоэкологический мониторинг", "Компьютерное моделирование в геоэкологии", "Экология почв", "Биоиндикация", " Радиоэкология", "Геоэкологическое картирование", "Промышленная санитария", "Санитарная гидробиология", " Биосфера" и ряд спецкурсов.

Ввиду интегративности современной экологии необходимо объединение усилий различных областей наук и специальностей. Поэтому целесообразно создание банка данных, организация методической лаборатории, информационного центра, подготовка и издание учебной литературы. Современные методы преподавания включают компьютерные технологии, телекоммуникационные системы, аудио и видеоматериалы, практики по полевым методам исследования [1].

В Брянской государственной сельскохозяйственной академии создана Ассоциация "Академический научно-образовательный комплекс Брянщины", в состав которого входят Брянский центр "Агрохимрадиология", Новозыбковская опытная станция, Патолого-анатомический институт при Департаменте здравоохранения Брянской области, Брянская ветеринарная радиологическая лаборатория. Функционирует Брянский региональный научный центр ноосферных технологий Российской академии естественных наук (РАЕН). Вуз является соучредителем Брянского научного центра, объединяющего ученых г. Брянска, работающих в области экологии, проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа в академии связана с разработкой и внедрением технологий производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и проводится по следующим направлениям:

- повышение плодородия, продуктивности дерново-подзолистых почв и реабилитация радиационно-загрязненных сельскохозяйственных угодий;

- совершенствование систем биологизации земледелия, технологий производства и улучшения сортового состава сельскохозяйственных культур в юго-западной части России с целью получения экологически безопасной продукции растениеводства;

- совершенствование селекционно-племенной работы,  содержания и кормления, профилактики и лечения болезней сельскохозяйственных животных, в т.ч. в радиационно-загрязненных районах;

- разработка ресурсо- и энергосберегающих технологических процессов производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники;

- разработка концепции экономического развития, организационных моделей и систем управления АПК в условиях рыночной экономики, в т.ч. в регионах, загрязненных радионуклидами [2].

В настоящее время в регионах Центрального федерального округа идет процесс формирования организационных структур, обеспечивающих процесс экологического образования. Создание системы информационной поддержки  позволит обеспечить более быстрый и систематический сбор и обработку результатов исследований по окружающей среде и другой систематической информации, используемой при обучении.

Обеспечение условий формирования общественного экологического сознания в процессе перехода регионов ЦФО   на модель устойчивого развития требует повышения эффективности мероприятий в области экологического образования в рамках высшей школы, скоординированности усилий  на различных уровнях управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.Г.Артюхов, О.П.Негробов, Л.Н. Хицова. О постановке экологического образования в вузах Воронежской области. Воронежский университет [Электронный ресурс] - http:// www. olegmoskalev.ru/agro/eco/57.html
  2. О состоянии окружающей природной среды по Брянской области [Электронный ресурс]- http://www.eco/. scilib. debryansk.ru/ 2infres/ doklad_2004/txt/792.html



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Статья в формате PDF 154 KB...

15 02 2020 1:12:12

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

13 02 2020 1:15:15

О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...

12 02 2020 19:46:46

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Статья в формате PDF 124 KB...

05 02 2020 4:43:48

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

30 01 2020 17:52:32

Взаимодействие науки и технологии

Статья в формате PDF 267 KB...

27 01 2020 3:42:17

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

26 01 2020 17:12:43

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

22 01 2020 20:51:19

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

Статья в формате PDF 140 KB...

08 01 2020 6:16:23

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК САМОУПРАВЛЕНИЯ С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Проводился анализ изменений биоэлектрической активности головного мозга и сверхмедленной активности в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах в процессе адаптивного биоуправления с биологической обратной связью по параметрам церебральной гемодинамики и медитации. Осуществлялась регистрация сверхмедленной активности нервной и сердечно-сосудистой систем и локализация биоэлектрической активности нервной системы. Выявлено вовлечение различных мозговых структур в реализацию поведенческих стратегий в группах обучившихся различным видам самоуправления, что говорит о различии механизмов достижения конечного результата. Полученные результаты свидетельствуют о вовлечении кардиореспираторной синхронизации в изменение биоэлектрической активности только при релаксации с помощью адаптивного биоуправления. Осуществлена проверка резонансной гипотезы релаксации, согласно которой при совпадении частот изменения дыхания, биоэлектрической активности мозга, сердечного ритма и сосудистого тонуса происходит усиление активности в вовлекаемых в резонансный ответ структурах. ...

07 01 2020 23:49:46

АГАФОНОВ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 151 KB...

28 12 2019 5:37:13

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

27 12 2019 15:13:24

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

26 12 2019 6:35:41

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 277 KB...

19 12 2019 0:52:51

Методы лазеротерапии при астматическом бронхите

Статья в формате PDF 110 KB...

12 12 2019 16:24:47

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Статья в формате PDF 99 KB...

08 12 2019 2:14:31

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 315 KB...

05 12 2019 11:26:38

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

04 12 2019 3:15:52

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

28 11 2019 11:26:51

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...

26 11 2019 12:20:27

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья в формате PDF 180 KB...

24 11 2019 1:27:35

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

Статья в формате PDF 93 KB...

18 11 2019 10:54:40

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению. С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к раку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической характеристики. ...

12 11 2019 17:25:29

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Статья в формате PDF 165 KB...

10 11 2019 20:49:53

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

29 10 2019 7:50:23

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

27 10 2019 7:52:59

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

Статья в формате PDF 215 KB...

26 10 2019 22:26:50

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия характеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

23 10 2019 5:21:31

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

21 10 2019 21:17:30

СИМФОНИЯ УРОКА

Статья в формате PDF 142 KB...

16 10 2019 21:45:15

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Статья в формате PDF 128 KB...

13 10 2019 8:49:10

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

Статья в формате PDF 119 KB...

12 10 2019 21:11:51

Викулина Мария Анатольевна

Статья в формате PDF 381 KB...

07 10 2019 1:19:42

АВЕРЬЯНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Статья в формате PDF 82 KB...

03 10 2019 10:17:33

ПРИМЕНЕНИЕ МЕАТОТИМПАНАЛЬНОЙ НОВОКАИНОВОЙ БЛОКАДЫ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ОТИТОВ У СОБАК

В работе изучено состояние клинико-иммунологического статуса при хронических и инфекционно-аллергических отитах у собак. Дана сравнительная оценка сочетанного применения меатотимпанальной новокаиновой блокады с лекарственными препаратами при лечении отитов у собак с другими известными методами и изучено их влияние на клеточные и гуморальные звенья иммунной системы. ...

29 09 2019 21:58:43

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

22 09 2019 7:29:34

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!