ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы военного строительства и развития военной организации Российской Федерации на современном этапе приобрели определяющий характер для обеспечения национальной безопасности страны. Армия как один из важнейших социально-политических институтов занимает особое место в обществе. В настоящее время российские Вооруженные силы вступили в период глубокого реформирования. Это диктует и необходимость проведения соответствующих преобразований в системе подготовки военных кадров и военного образования.
В ходе начавшейся в начале 2006 года практической реализации реформы военного образования, систему предстоит привести в соответствие с реалиями военной организации государства и адаптировать к современным стандартам российской высшей школы, а в недалекой перспективе - и к единому европейскому пространству высшего образования. Его формирование к 2010 году предусмотрено Болонским процессом. К нему присоединилась и Россия.
Новая парадигма высшего образования как важной составляющей Болонского процесса предусматривает создание нового образовательного пространства, которое обеспечило бы качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной и научно-исследовательской деятельности, повышение успешности выпускников, их конкурентоспособности.
Интеграция России в общеевропейское образовательное пространство должна происходить, это естественный и разумный процесс, но надо не забывать, что интеграция это не слепое копирование предлагаемой модели и подразумевает сохранение лучшего из своего.
Определенная часть педагогов и научных деятелей, как у нас в стране, так и за рубежом, считают, что Болонское соглашение надо приветствовать для большей части специальностей, но не для всех. Такие специальности, например как, врач, авиастроитель и некоторые другие, требуют специальных углубленных знаний по профессии. По мнению автора, к этой категории можно отнести и военнослужащих. Тем более, что Болонский процесс, сейчас, практически не затрагивает военное образование.
Военное образование слишком специфично. Последнее утверждение имеет особое значение, так как российским офицерам не приходится быть участниками конкурентной борьбы на «международном рынке военного труда» в личном качестве, и их профессиональные качества никогда, и никто не будет оценивать по стандартам военного образования, к примеру, Вестпойнта.
Возложенные на армию обязанности по вооруженной защите государства, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни определяют специфические особенности правового статуса военнослужащих и вследствие этого должны определять специфичность военного образования.
Военное образование (В.о.), это подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и др.) и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности.
Опыт проводившихся в 1992-2001 годах преобразований показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения в 2002 году была принята отдельная Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».
Первый опыт проводимых реформ, в рамках вышеуказанной программы, изучение учебного процесса и социологические опросы, проведенные автором, в военных училищах Приволжско - Уральского ВО показали, что Федеральная программа не решает основных проблем военного образования. Несмотря на реформирование, военное образование до сих пор имеет экстенсивный характер.
Есть три проблемы, без решения которых все попытки реформирования системы военного образования останутся не более чем декларативными заявлениями.
Первая проблема - связана с совершенствованием правового поля обучения и воспитания офицерских кадров, прохождения ими военной службы. Молодые люди используют обучение в военных вузах, как способ получения бесплатного образования и одновременно как возможность уклониться от службы в армии. Ввиду несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7 - 8 тыс. курсантов покидают стены военных училищ и продолжают обучение в гражданских ВУЗах, а около 10 тысяч выпускников-лейтенантов оставляют военную службу сразу после получения диплома.
Вторая проблема - снижение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников, особенно их практических умений и навыков. Военные ВУЗы должны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских дисциплин с полным сохранением их объема и содержания независимо от степени значимости и необходимости для подготовки офицера. По существу, все высшие военные учебные заведения обязаны ныне готовить своих выпускников одновременно по двум принципиально различным профилям - гражданскому и военному.
Совмещение военных и гражданских специальностей в одном учебном плане обуславливает увеличение количества изучаемых дисциплин почти вдвое, следовательно, образовательный процесс в военных учебных заведениях неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишается свойства фундаментальности. Нарушается основополагающий принцип - учить тому, что необходимо на войне. Количество часов, выделенных на предметы «военного блока», не позволяет выполнить квалификационные требования по подготовке специалиста.
Третья проблема - устранение изъянов в организационном и экономическом механизме управления системой военного образования, оптимизация расходования средств, выделяемых на подготовку офицеров.
Современная система военного образования, наряду с позитивными опытом, традициями имеющимся педагогическим потенциалом несет в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствия растущим запросам общества и потребностям реформирующихся ВС РФ.
По мнению автора, все вышеперечисленные проблемы можно решить, изменив отношение к военному образованию, как к чему-то временному. В советские времена был такой, культовый для многих мальчишек, фильм - «Офицеры», и в нем прозвучала фраза: «Есть такая профессия - Родину защищать». Если взять за основу эту фразу, и отбросив все домыслы, сказать: «Военный - профессия», то можно простыми и конкретными предложениями, используя достижения современной научной мысли, определить направление реформирования военного образования. Для того чтобы реформы военного образования сдвинулись с места нужно, чтобы государство выполнило два условия.
Во - первых государство должно признать профессию защитника Родины социально значимой, для чего ввести стандарт высшего военного образования. Если труд военного так же необходим, как труд врача, учителя и т.д., и если представители гражданских профессий, изучая профессиональные предметы - медицину, педагогику и т.п., получают высшее образование, то и военнослужащий, изучая военно-профессиональные предметы, должен получать высшее образование.
Во - вторых государство должно создать такие социально - правовые и социально - экономиические условия для военнослужащих, что бы профессия военного стала смыслом жизни для молодого человека. Человек, выбравший профессию военного должен рассчитывать на 25 - 30 лет службы и достойную пенсию, а не ждать случая, уйти на «гражданку», при ближайшей благоприятной возможности.
Суть концепции заключается в следующем. В военные училища должны поступать граждане прошедшие профессиональный социологический отбор, считающие профессию защитника Родины смыслом своей жизни. Определенные стандарты Болонского соглашения, такие как образовательный модуль, в котором определяющим станет совокупность образовательных задач, решаемых посредством нескольких видов работ либо смежных предметов и предполагаемое обучение в течении четырех лет должны быть учтены в концепции. Основу подготовки военных специалистов (по аналогии с гражданским образованием - бакалавриат) должны составить, в первую очередь, знания, навыки и умения по узким отраслям военных знаний и во вторую очередь будущий офицер должен иметь определенный объем знаний по естественным и гуманитарным дисциплинам. За время обучения в военном училище курсант способен определиться с направлением своей дальнейшей службы и должен, помимо базовых знаний, выбрать самостоятельно, а училище должно помочь изучить те предметы, которые помогут ему в его профессиональной деятельности, будь то педагогический, командный или инженерный профиль.
При распределении офицеров - выпускников должен учитываться не только профиль их специальности, но и специализации. Выпускники будут иметь возможность не только убыть в войска, но и продолжить обучение. Способные к различным видам научной деятельности выпускники военных училищ, по представлению командования или по личной инициативе, смогут повышать свои знания не только в военных академиях и училищах, но и в профильных гражданских учебных заведениях (по аналогии с гражданским образованием - магистратура).
Социологические исследования автора показывают, что необходимо перевести подготовку офицеров по ряду специальностей (юрист, экономист, строитель и т.д.) на базу гражданских вузов. Это позволит сэкономить до 50% средств, затрачиваемых в настоящее время Минобороны. Эти средства могут быть использованы на совершенствование подготовки по специальностям сугубо военного профиля».
Принцип постоянного повышения своего образовательного уровня должен проходить через весь период службы офицера, по мере его карьерного роста. Получение профильного или не профильного гражданского высшего профессионального образования военнослужащим, должно осуществляться по желанию военнослужащего при полной поддержке государства.
Назревшие потребности общества в качественном изменении системы подготовки специалистов в военной области, не дают право людям, отвечающим за эту реформу, делать все впопыхах, игнорируя необходимость координации позиций социальной социологической теории военного образования с конкретно - социологическими исследованиями подготовки специалистов для армии, без осуществления диалектико - материалистического, структурно - функционального и системно - исторического анализа проблемы. Реформирование военного образования не должно напоминать погоню за уходящим поездом. Требуется переход на более высокий, не, сколько современный, сколько более перспективный уровень военного образования. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестко, системно увязаны по этапам обучения. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения.
Крайне важно, чтобы с военного училища выпускался офицер-профессионал способный на практике применить свои знания, навыки и умения, по профессии, в деле защиты Родины.
В результате преобразований системы военного образования на базе данной концепции будут созданы организационно-правовые и экономические условия эффективного функционирования системы военного образования в соответствии с потребностями военной организации государства в офицерах; оптимизируется сеть военно-учебных заведений; исчезнет текучесть офицерских кадров.
Система управления военным образованием в Российской Федерации в целом станет эффективнее.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации Болонских соглашений», 4-11 сентября 2007г. Великобритания (Лондон, Оксфорд, Эдинбург). Поступила в редакцию 10.08.2007г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 127 KB...
06 03 2021 19:27:55
Статья в формате PDF 314 KB...
04 03 2021 11:40:37
Статья в формате PDF 136 KB...
03 03 2021 16:30:47
Статья в формате PDF 264 KB...
02 03 2021 0:40:22
Статья в формате PDF 154 KB...
01 03 2021 2:45:36
Статья в формате PDF 111 KB...
28 02 2021 10:14:17
Статья в формате PDF 115 KB...
25 02 2021 2:37:56
Статья в формате PDF 281 KB...
24 02 2021 15:55:44
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
23 02 2021 6:59:24
Статья в формате PDF 152 KB...
21 02 2021 14:45:10
Статья в формате PDF 122 KB...
20 02 2021 17:10:32
Статья в формате PDF 99 KB...
19 02 2021 19:40:25
Статья в формате PDF 87 KB...
18 02 2021 20:36:19
Статья в формате PDF 113 KB...
17 02 2021 16:49:45
Статья в формате PDF 121 KB...
16 02 2021 4:18:22
Статья в формате PDF 126 KB...
14 02 2021 11:35:59
Статья в формате PDF 96 KB...
13 02 2021 16:20:28
Статья в формате PDF 172 KB...
12 02 2021 8:20:20
Статья в формате PDF 95 KB...
11 02 2021 4:42:53
Статья в формате PDF 104 KB...
10 02 2021 15:14:16
Статья в формате PDF 96 KB...
09 02 2021 13:32:51
Статья в формате PDF 135 KB...
08 02 2021 5:26:49
Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв. ...
07 02 2021 0:51:28
Статья в формате PDF 110 KB...
06 02 2021 0:56:35
Статья в формате PDF 108 KB...
05 02 2021 12:14:23
Изучен химический состав травы овса посевного. Качественными реакциями обнаружены аминокислоты, крахмал и флавоноиды. Разработана методика спекторофотометрического определения суммы аминокислот по реакции с нингидрином. Установлено, что в траве овса содержится до 1% аминокислот в пересчете на кислоту глютаминовую. ...
03 02 2021 21:38:12
Статья в формате PDF 119 KB...
02 02 2021 4:31:35
Статья в формате PDF 104 KB...
01 02 2021 0:22:13
Статья в формате PDF 119 KB...
31 01 2021 15:45:54
Статья в формате PDF 244 KB...
30 01 2021 0:16:33
Статья в формате PDF 133 KB...
27 01 2021 20:39:27
Статья в формате PDF 254 KB...
25 01 2021 12:33:37
Статья в формате PDF 396 KB...
24 01 2021 20:36:25
Статья в формате PDF 131 KB...
23 01 2021 17:44:31
Статья в формате PDF 554 KB...
22 01 2021 14:28:24
Статья в формате PDF 124 KB...
21 01 2021 9:34:34
Статья в формате PDF 115 KB...
20 01 2021 16:25:12
В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...
19 01 2021 20:22:22
Статья в формате PDF 251 KB...
18 01 2021 18:11:16
Статья в формате PDF 132 KB...
16 01 2021 9:19:43
Статья в формате PDF 137 KB...
15 01 2021 21:57:50
Статья в формате PDF 109 KB...
14 01 2021 22:50:36
Статья в формате PDF 321 KB...
13 01 2021 14:24:38
Статья в формате PDF 112 KB...
12 01 2021 5:31:54
Статья в формате PDF 110 KB...
11 01 2021 0:31:14
Статья в формате PDF 106 KB...
10 01 2021 5:23:36
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...
09 01 2021 9:48:57
Статья в формате PDF 293 KB...
08 01 2021 16:42:40
Статья в формате PDF 91 KB...
07 01 2021 7:22:49
Статья в формате PDF 352 KB...
06 01 2021 18:46:44
Статья в формате PDF 390 KB...
05 01 2021 15:23:17
Статья в формате PDF 250 KB...
04 01 2021 4:49:57
Статья в формате PDF 253 KB...
03 01 2021 1:11:32
Статья в формате PDF 94 KB...
02 01 2021 17:15:58
Приводится вывод уравнений для расчета координационного числа в неупорядоченных конденсированных системах: в зернистых материалах, в композитах с твердой монодисперсной фазой, в жидких металлах и при критическом состоянии вещества. В выводах этих уравнений используется основной их топологический параметр – средняя плотность упаковки структурных элементов дискретности. Знание координационного числа элементов дискретности неупорядоченных систем необходимо для определения многих их свойств: физических, механических, реологических и др., совокупность которых вытекает из их топологических состояний: твердого, псевдотвердого, жидкого, псевдожидкого и критического. ...
01 01 2021 11:15:56
Статья в формате PDF 104 KB...
31 12 2020 13:13:19
Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан ( Р Т). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу Р Т. ...
30 12 2020 13:24:22
Статья в формате PDF 85 KB...
29 12 2020 11:17:19
Статья в формате PDF 107 KB...
28 12 2020 1:52:21
Статья в формате PDF 107 KB...
26 12 2020 7:34:59
Статья в формате PDF 150 KB...
25 12 2020 6:21:21
Статья в формате PDF 136 KB...
24 12 2020 10:12:33
Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...
23 12 2020 8:59:23
Статья в формате PDF 101 KB...
22 12 2020 21:40:18
Статья в формате PDF 112 KB...
21 12 2020 3:59:30
Статья в формате PDF 111 KB...
20 12 2020 11:55:10
Статья в формате PDF 172 KB...
19 12 2020 1:52:31
Статья в формате PDF 120 KB...
17 12 2020 23:32:25
Статья в формате PDF 119 KB...
16 12 2020 9:16:54
Статья в формате PDF 102 KB...
15 12 2020 15:41:14
Статья в формате PDF 137 KB...
14 12 2020 12:10:14
Статья в формате PDF 253 KB...
12 12 2020 5:55:15
Статья в формате PDF 136 KB...
11 12 2020 4:37:22
Статья в формате PDF 115 KB...
10 12 2020 14:17:47
Статья в формате PDF 114 KB...
09 12 2020 16:13:32
Статья в формате PDF 140 KB...
08 12 2020 20:13:27
Статья в формате PDF 266 KB...
07 12 2020 19:25:49
Статья в формате PDF 147 KB...
06 12 2020 13:50:30
Статья в формате PDF 249 KB...
04 12 2020 15:26:27
Статья в формате PDF 129 KB...
03 12 2020 14:27:38
Статья в формате PDF 103 KB...
02 12 2020 21:44:41
Статья в формате PDF 98 KB...
01 12 2020 9:22:38
Статья в формате PDF 116 KB...
30 11 2020 22:17:29
Статья в формате PDF 153 KB...
28 11 2020 13:49:17
Статья в формате PDF 161 KB...
27 11 2020 20:29:48
Статья в формате PDF 323 KB...
26 11 2020 9:54:10
Статья в формате PDF 119 KB...
25 11 2020 12:18:51
Статья в формате PDF 116 KB...
24 11 2020 11:53:47
Статья в формате PDF 119 KB...
23 11 2020 21:19:31
Статья в формате PDF 196 KB...
22 11 2020 16:15:33
Статья в формате PDF 119 KB...
21 11 2020 1:35:25
Статья в формате PDF 81 KB...
20 11 2020 11:10:37
Статья в формате PDF 87 KB...
19 11 2020 4:20:54
Статья в формате PDF 193 KB...
18 11 2020 2:41:18
Статья в формате PDF 107 KB...
17 11 2020 21:34:38
Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...
16 11 2020 6:46:53
Статья в формате PDF 640 KB...
15 11 2020 5:37:33
Статья в формате PDF 97 KB...
14 11 2020 10:26:53
Статья в формате PDF 102 KB...
13 11 2020 16:28:12
Статья в формате PDF 134 KB...
11 11 2020 11:59:31
Статья в формате PDF 219 KB...
10 11 2020 2:32:50
Статья в формате PDF 296 KB...
09 11 2020 11:49:53
Рассмотрены некоторые проблемы идентификации моделей распределения данных, при использовании современного математического аппарата для решения этой задачи. Показано, что использование методов нелинейной оптимизации для идентификации моделей приводит к улучшению результатов идентификации, но одновременно, изменяет формальную постановку задачи. Выделено три группы проблем, связанных с выбором критериев согласия, их критических значений и проверкой адекватности получаемых моделей. Проанализированы возможные подходы к решению этих проблем. ...
08 11 2020 7:33:51
Статья в формате PDF 441 KB...
07 11 2020 17:52:38
Статья в формате PDF 277 KB...
06 11 2020 9:35:53
Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...
05 11 2020 0:52:59
Статья в формате PDF 287 KB...
04 11 2020 1:24:38
Статья в формате PDF 115 KB...
03 11 2020 21:19:16
Статья в формате PDF 123 KB...
02 11 2020 19:17:35
Статья в формате PDF 98 KB...
01 11 2020 1:59:41
Статья в формате PDF 98 KB...
30 10 2020 6:31:24
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу « Барьерный бег». ...
29 10 2020 18:12:16
Статья в формате PDF 96 KB...
27 10 2020 8:42:48
Статья в формате PDF 132 KB...
25 10 2020 23:21:47
Статья в формате PDF 114 KB...
24 10 2020 16:15:10
Статья в формате PDF 156 KB...
23 10 2020 10:47:34
Статья в формате PDF 117 KB...
22 10 2020 5:59:28
Статья в формате PDF 115 KB...
21 10 2020 0:17:50
Статья в формате PDF 119 KB...
20 10 2020 19:25:18
Статья в формате PDF 105 KB...
19 10 2020 23:44:40
Статья в формате PDF 249 KB...
18 10 2020 7:54:39
Статья в формате PDF 109 KB...
17 10 2020 18:37:20
Статья в формате PDF 158 KB...
16 10 2020 22:48:45
Статья в формате PDF 262 KB...
15 10 2020 19:55:27
Статья в формате PDF 113 KB...
14 10 2020 6:22:32
Статья в формате PDF 101 KB...
13 10 2020 8:49:54
Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской практике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...
12 10 2020 4:56:28
Статья в формате PDF 142 KB...
11 10 2020 11:46:12
Статья в формате PDF 90 KB...
10 10 2020 11:13:27
В статье приведены спорные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу ( А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...
09 10 2020 2:23:14
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::