IT-Reviews    

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

c78089d0 Источник:
Бутаева Н.В. Статья в формате PDF 136 KB

На сегодняшний день одними из наиболее острых, наверное, для всех субъектов Российской Федерации остаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защищенности населения.

Для Республики Татарстан поворотным в обоих областях стал 2005 год, когда было принято решение одновременно с реформой льгот, одним из факторов которой стала децентрализация ответственности и за правовое и за финансовое обеспечение социальной защиты населения от федерального уровня власти к регионам, повлекшая за собой значительное увеличение бюджетной нагрузки на последние и, как следствие, необходимость мобилизации бюджетных ресурсов, осуществить переход на 100%-ую оплату населением экономически обоснованной стоимости услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.

Основными составляющими реформирования стали:

1. Прекращение дотирования расходов всего населения республики при оплате жилищно-коммунальных услуг за счет компенсации организациям жилищно-коммунального комплекса разницы между экономически обоснованной стоимостью услуг и фактической оплатой гражданами.

2. Перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставлявшихся в виде скидки, на реальные денежные выплаты.

Результатом ухода от дотаций, с одной стороны, стали стабилизация финансового состояния поставщиков жилищно-коммунальных услуг, обеспечение соблюдения платежной дисциплины по отношению к контрагентам, повышение ответственности за качество предоставляемых услуг и реализация в полном объеме экономических механизмов управления организациями в рыночных условиях.

С другой - в среднем по республике рост тарифов в 2005 году составил более 20%, в ряде муниципалитетов размеры ежемесячных платежей населения выросли в несколько раз. С целью недопущения значительного снижения жизненного уровня населения, руководством республики было принято решение о дополнительном субсидировании граждан в зависимости от дохода.

На сегодняшний день в республике, дополнительно к субсидии по малообеспеченности, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, введены еще 2 субсидии - субсидия на ограничение роста платежа (максимально допустимый рост платежа за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году по сравнению с 2004 годом зависит от дохода семьи. Например, при среднедушевом доходе до 2000,0 рублей в месяц, рост платежа не мог составить более 20%, от 2000,0 до 2500,0 рублей - 30% и т.д.. Фактические начисления сверх максимально допустимых компенсируются гражданам из республиканского бюджета) и субсидия на отопление сверхнормативной жилой площади (при среднедушевом доходе до 3200,0 рублей в месяц затраты на отопление сверхнормативной жилой площади также компенсируются в установленном порядке).

Несмотря на то, что программа жилищных субсидий и сегодня занимает основное место в республиканской системе социальной защиты, как по охвату населения (получателями являются 9,4% семей республики), так и по затратам - в бюджете республики на 2007 год на реализацию программы жилищных субсидий предусмотрено  1,4 млрд.рублей или 28% от общего объема средств, направляемых республикой на финансирование социальных выплат, прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, привело и к снижению затрат бюджета на оказание поддержки населению в целом при оплате жилья и коммунальных услуг. За 6 месяцев 2004 года общая сумма затрат на предоставление субсидий по малообеспеченности гражданам и дотаций поставщикам жилищно-коммунальных услуг составила 879,2 млн.рублей, за тот же период 2005 года на выплату уже только субсидий по малообеспеченности, включая и республиканский сегмент, было направлено 730,0 млн.рублей (на 149 млн. или на 17% меньше), за аналогичный период 2006 года -538,0 млн.рублей, 2007 года - 460,5 млн.рублей.

Постоянное снижение объемов затрат обусловлено как опережающим в сравнении с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ростом доходов населения (за период с 1999 года реальные денежные доходы населения республики выросли на 55%), так и ужесточением требований к претендентам.   

Основная часть населения лишилась помощи от государства при оплате жилья, но в то же время, сэкономленные средства были перераспределены на обеспечение «республиканских» субсидий - увеличение помощи наименее социально незащищенной части татарстанцев.

На 1 января 2007 года из  258 тысяч человек, входивших в состав семей, получающих субсидии, 104 тысячи (40%) являлись пенсионерами, в том числе 75 193 человека - одинокими пенсионерами, более 59 тысяч - несовершеннолетними детьми. При этом, проведенный анализ показал, что 75,3% от общего числа получателей субсидий составляли семьи со среднедушевым доходом до 3 200 рублей в месяц (прожиточный минимум на душу населения 3 023,0 рубля в месяц). На них приходилось 82,4% общей суммы субсидий, 31% из которой составляли дополнительные «республиканские» гарантии. За счет применения поправочного коэффициента при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан снижался, в среднем, с 21%, установленного в республике, до 15%. А за счет дополнительных республиканских субсидий, реально, составлял для семей с доходом ниже прожиточного минимума, не более 9%. При этом 10% «самых бедных» не тратили собственные средства на оплату жилишно-коммунальных услуг вообще.

Если анализировать ситуацию в целом, то расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупных доходах всего населения республики с учетом предоставления всех видов субсидий без льгот в 2004 году составляли 5,9%, в условиях оплаты услуг по экономически обоснованной стоимости данная доля увеличивается до 6,7%. В 2005 году, при условии роста совокупных доходов домохозяйств на 133% (по данным органов статистического учета среднереспубликанский размер денежных доходов населения в 2004 году составлял 5 345 рублей, в 2005 году - 7 111 рублей в месяц) доля расходов снизилась до 6,1%, а с учетом предоставления отдельным семьям субсидий по малообеспеченности, на ограничение роста платежа и на отопление сверхнормативной жилой площади составили 5,7%. Указанная тенденция сохранилась и в последующие годы.

Аналогичный экономический эффект дала и «монетизация» льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. До 2005 года, как уже отмечалось выше, льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи) предоставлялись в виде снижения платежа. Действовал порядок, в соответствии с которым льготник обращался в управляющую компанию (ЖКУ, правление ТСЖ), предъявлял удостоверение о праве на льготы и оплачивал жилищно-коммунальную квитанцию с учетом соответствующей скидки. Управляющие компании, в свою очередь, объемы выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, предъявляли к возмещению из соответствующего бюджета.

Поставщики услуг были напрямую заинтересованы в увеличении объемов компенсаций, что в целом ряде случаев приводило, мягко говоря, к искажению информации и о количестве получателей и о размерах предоставляемых им льгот.

С 2005 года порядок был кардинально изменен. Определение права на льготу и ее размера были переданы органам социальной защиты. В результате количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, в 2005 году по сравнению с 2004-м снизилось на 78 тысяч человек (10% от общего числа декларировавшихся льготников). При росте тарифов на оплату ЖКУ в 2005 году более чем на 60%, рост затрат на выплату субсидий-льгот не превысил 9,6%. Реальная экономия бюджетных средств в 2005 годом составила порядка 100 млн.рублей.

Следует отметить, что население восприняло изменения в системе предоставления льгот достаточно спокойно. Во многом это связано с тем, что объем субсидий-льгот (в денежном выражении) по оплате жилищно-коммунальных услуг не изменился при новом механизме предоставлении льгот. Подтверждением этого можно считать сохранившийся в 2005 году высокий уровень сбора платежей населения: в феврале 2005 года, сразу после введения нового механизма предоставлении мер социальной поддержки, он составил 96%.

Наверное, неправильно было бы судить об эффективности проведенных преобразований, не коснувшись затрат на их подготовку и реализацию.

Основным условием реализации «татарстанского» опыта является активное применение информационных технологий как в системе социальной защиты населения, так и в системе ЖКХ.

В республике функционирует автоматизированная система адресной социальной защиты (АСЗ) населения, уникальность  которой состоит  в реализации  взаимодействия  со многими министерствами и ведомствами, поставщиками услуг. Нормативно установлены  единые для всех участников взаимодействия требования, а также регламент обмена данными. Сегодня банк данных содержит информацию о гражданине (Ф.И.О., адрес, семейное положение и т.д.), о семье (состав, семейное отношение к заявителю),  о пенсионерах (вид пенсии, наличие инвалидности, размер ЕДВ у федеральных льготников), о помощи, оказанной гражданину (сумма, вид помощи), о занимаемой жилом помещении (удельные характеристики жилищного фонда, виды и объемы предоставляемых жилищно-коммунальных услуг).

Это позволяет органам социальной защиты с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна». Человек обращается только в орган социальной защиты, сотрудники которого осуществляют прием обращений, расчет и предоставление всех мер социальной поддержки. Существующая система позволяет существенно повысить и эффективность административных расходов. Общие затраты на обеспечение деятельности специалистов, включая расходы на заработную плату, на 2007 год определены в объеме 92,0 млн.рублей и составляет 1,3% от объема реализуемых ими мер социальной поддержки - 7,0 млрд.рублей в год. 

Итоги перехода на новую систему оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и монетизация всех видов государственной социальной поддержки граждан свидетельствуют о реальных положительных результатах проведения данных работ:

  • для бюджета республики - в рационализации бюджетных расходов и создании оптимальной системы социальной поддержки, позволяющей без ущемления прав граждан при росте стоимости коммунальных услуг не увеличивать расходы бюджета,
  • для организаций жилищно-коммунальной отрасли - в возможности стратегического развития в конкурентной среде независимо от бюджетной обеспеченности,
  • для населения - в гарантии государством своевременного и в полном объеме предоставления социальной помощи, позволяющей самостоятельно производить платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Действующая в республике система субсидирования малообеспеченных семей при оплате жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд достаточно эффективна. Тем более, что с 2006 года, в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации, республика перешла на предоставление субсидий с использованием региональных стандартов. Определение размера выплаты в зависимости от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (утверждаемой величины, расчет которой осуществляется с использование средних жилищно-коммунальных показателей для муниципалитета, а не фактического начисления конкретной семьи) не только упростил схему расчета, но и стал реальным стимулом для экономичного использования коммунальных услуг.

Система льгот на сегодняшний день менее эффективна, и, в первую очередь, это связано с тем, что нормы, устанавливающие меры социальной поддержки  по оплате жилья и коммунальных услуг, содержаться практически во всех законах, затрагивающих интересы отдельных льготных категорий граждан. Вместе с тем, их формулировки значительно отличаются друг от друга.  В одних содержаться  ограничения нормами потребления коммунальных услуг, установленными органами местного самоуправления. В других, например, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»   подобные ограничения отсутствуют. В результате инвалид,  зарегистрированный один в коттедже большой площади, чаще всего ему не принадлежащем, получает  льготу в размере 50% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг.  В то время, как малообеспеченный инвалид, проживающий в стесненных условиях, получает льготу в значительно меньшем размере. Тем самым нарушается принцип социальной справедливости в отношении граждан, отнесенных к одной и той же категории.

Кроме того «зеркальный» перевод натуральной льготы в денежную выплату не стимулирует население к экономии коммунальных услуг (чем меньше платеж, тем меньше размер льготы).

На наш взгляд было бы целесообразно перейти на расчет льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги также исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по аналогии с расчетом адресных жилищно-коммунальных субсидий. Но решение данного вопроса находится, в первую очередь, в поле правового регулирования федеральных органов власти.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При неблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

26 11 2020 3:45:10

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА ИЗ ЦЕЛОГО ЗЕРНА

Разработан способ производства хлеба из целого зерна. Снижение микробиологической обсеменненности зерна осуществляется с помощью природных консервантов, которые можно вносить на стадии замачивания зерна или приготовления теста. Для повышения качества хлеба, сокращения продолжительности замачивания зерна, повышения степени его дисперсности при получении теста целесообразно использовать цитолитические ферментные препараты. ...

20 11 2020 6:25:43

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

Статья в формате PDF 121 KB...

06 11 2020 16:29:56

О ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Лимфатическая система с момента закладки является частью единой сердечно-сосудистой системы и образуется в эмбриогенезе путем выключения части первичных вен и их притоков с эндотелиальными стенками из кровотока. Неравномерный рост первичного лимфатического русла с эндотелиальными стенками, в т.ч. путем его частичной магистрализации и редукции, лежит в основе морфогенеза вариабельной дефинитивной лимфатической системы у плодов в прямой связи с закладкой лимфатических узлов. ...

31 10 2020 4:23:23

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Статья в формате PDF 161 KB...

27 10 2020 9:11:24

ПРИБОР “ZEPPER” ПРОТИВ ПАРАЗИТОФАУНЫ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 134 KB...

11 10 2020 3:42:11

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

03 10 2020 8:24:32

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Статья в формате PDF 309 KB...

27 09 2020 17:29:10

УСТАНОВЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПЕРИОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 264 KB...

26 09 2020 13:51:24

Изомерия и гомеостаз популяций

Статья в формате PDF 102 KB...

16 09 2020 4:46:27

В ГОД КРОЛИКА – О КРОЛИКЕ!

Статья в формате PDF 244 KB...

09 09 2020 12:24:56

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

07 09 2020 11:47:53

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

06 09 2020 21:58:13

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

02 09 2020 2:23:23

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 126 KB...

31 08 2020 12:14:15

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

29 08 2020 23:56:55

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

11 08 2020 2:50:32

Максимальная скорость окисления оксида азота

Статья в формате PDF 344 KB...

08 08 2020 1:33:12

СТАНОВЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Статья в формате PDF 145 KB...

03 08 2020 13:21:50

О НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Получены сведения о начальных стадиях развития. Согласно профильно-генетической классификации почв техногенных ландшафтов [5] морфологически выделены элювиоземы инициальные, эмбриоземы инициальные и органо-аккумулятивные. Экспериментально показано, что выделение этих типов почв вследствие низкой скорости почвообразования пока возможно только по почвенно-биологическими показателями. Установлено, что микробное сообщество молодых почв на отвалах Мирнинского Г О К имеет характерные черты для начальной стадии почвообразования: более высокую в сравнение зональной почвой численность; низкую активность утилизации целлюлозы; низкую инвентарную. Последнее свидетельствует о низкой скорости формирования органо-минерального комплекса почвы. Выявлено, возможности дифференциации типов молодых техногенных ландшафтов по способу субстратов поддерживать начальный рост тест растений. ...

02 08 2020 20:32:34

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

21 07 2020 18:34:45

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

19 07 2020 20:29:12

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ

Статья в формате PDF 113 KB...

14 07 2020 10:11:44

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

02 07 2020 8:50:37

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!