ПОЛЯРОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПИЯ(II) И ЕВРОПИЯ(III) С ТРАНС-1,2- ДИАМИНОЦИКЛОГЕКСАН-N,N’-ДИЯНТАРНОЙ КИСЛОТОЙ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ПОЛЯРОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЯ ЕВРОПИЯ(II) И ЕВРОПИЯ(III) С ТРАНС-1,2- ДИАМИНОЦИКЛОГЕКСАН-N,N’-ДИЯНТАРНОЙ КИСЛОТОЙ

Источник:
Андреев С.В. Горелов И.П. Статья в формате PDF 158 KB В литературе имеются ограниченные сведения о комплексообразовании редкоземельных элементов (РЗЭ) с комплексонами, содержащими в качестве кислотных заместителей фрагменты дикарбоновых кислот [3, 4]. Информация же об устойчивости комплексов, образованных этими элементами в аномальных степенях окисления, представлена лишь единственной статьей [1].

В настоящей работе представлены результаты полярографического исследования комплексообразования Eu(III) и Eu(II) с транс-1,2- диаминоциклогексан-N,N´-диянтарной кислотой (ДАЦДЯК, H4L).

ДАЦДЯК была синтезирована нами с помощью метода, описанного ранее [2] и состоящего в конденсации транс-изомера 1,2-диаминоциклогексана с дикалиевой солью малеиновой кислоты в щелочной среде в течение 6 ч при 100°С (кипящая водяная баня) с последующим охлаждением реакционного раствора до 5°С и подкислением его 3 М HCl до рН 2-2,5. Через несколько часов стояния подкисленного раствора из него выпадала ДАЦДЯК в виде белого кристаллического осадка, который отсасывали на воронке Бюхнера, промывали ледяной водой и сушили на воздухе в течение суток.

Полярограммы были сняты на автоматическом полярографе ОН-102 с насыщенным каломельным электродом сравнения и ртутным капающим индикаторным электродом. Измерения рН производили с помощью рН-метра «Эксперт-0,001-3». Удаление растворенного кислорода осуществляли продувкой растворов очищенным азотом в течение 7-10 мин. Все опыты проводили при температуре 25°С и ионной силе 0,1 (KCl).

 Предварительные исследования показали, что растворы, содержащие ионы Eu3+ в отсутствие комплексона, демонстрировали появление обратимой катодной волны с потенциалом полуволны Е1/2 = -0,635 в, что объясняется обратимым восстановлением ионов Eu3+ до ионов Eu2+. Добавление ДАЦДЯК к этим растворам, имеющим рН > 3, вызывало смещение потенциала полуволны в область более отрицательных потенциалов, что указывает на комплексообразование между ионами Eu3+ и различными продуктами диссоциации молекул комплексона HnLn-4 (n = 0, 1, 2, 3 или 4). Так как все исследованные растворы содержали приблизительно 10-кратный избыток комплексона и вследствие этого обладали значительной буферной емкостью, вполне достаточной для поддержания заданных значений рН, никакие другие буферные добавки не использовались, чтобы не создавать условий для образования гетеролигандных комплексов.

Из полученных результатов можно было сделать вывод, что ионы Eu3+ образуют комплексы с H4L. Для установления обратимости полярографических волн, полученных в присутствии комплексона, были построены диаграммы зависимости lg I /(Id - I) = f{E). где Id - диффузионный ток, мкА; I - текущее значение тока, мкА, при потенциале Е, в, для серии растворов, содержащих переменные концентрации лиганда. Во всех случаях эта зависимость выражалась прямыми линиями с углом наклона 0,058-0,061, что хорошо соответствует теоретическому значению этой величины (0,0591 при 25°С) для одноэлектронной электродной реакции и указывает на обратимый характер восстановления всех образующихся в этих системах комплексов. Из полученных диаграмм были найдены потенциалы полуволн для всех полученных полярографических волн.(табл. 1).

Таблица 1. Зависимость Е1/2 Eu(III) от концентрации ДАЦДЯК в растворе (CEu = 7,66·10-4 М ; рН 7,95; Т = 298,2 К)

СL, М·104

9,43

36,6

292

1330

-Е1/2, в

1,094

1,131

1,198

1,262

Так же, как от концентрации лиганда, вели чина Е1/2 зависит от рН растворов. В области рН 3,0-5,5 и при рН > 9,5 Е1/2 увеличивается с ростом рН, а в области рН 5,5-9,5 величина Е1/2 практически не зависит от рН. Очевидно, электродные процессы, протекающие в этой области рН, описываются уравнением: EuL- + e ↔ EuL2- (1).

В этом случае величина ΔЕ1/2, т.е. разность величин Е1/2 для Eu(III) в отсутствие комплексона и в его присутствии, связана с константами устойчивости комплексов Eu(III) и Eu(II) простым соотношением [6] : ΔЕ1/2 = (RT/F) · lg(K1/K2), (2)

где К1 и К2 - константы устойчивости комплексов Eu(III) и Eu(II), т.е.EuL- и EuL2-, соответственно. Так как R, T и F - известные константы, а величина К1 была определена ранее потенциометрическим методом (lg K1 = 14,36 ± 0,04 [6]), становится возможным вычислить величину lg K2, которая оказалась равной 5,08 ± 0,06.

Наконец, из данных о зависимости Е1/2 от рН в интервале рН 2,5-5,5, где сам факт существования подобной зависимости говорит об образовании не только средних, но и протонированных комплексов с общим составом EuHpLp-1 (для Eu(III)) и EuHqLq-2 (для Eu(II)). Было показано, что Eu(II) образует в системе кроме среднего также и протонированные комплексы EuHL- и EuH2L0, величины lg K которых равны 2,83 ± 0,09 и 1,7 ± 0,1, соответственно. Эти величины находятся между соответствующими величинами для ионов Sr2+ и Ba2+, образующими комплексы аналогичного состава [5]. Поскольку и сам ионный радиус Eu2+ лежит между ионными радиусами Sr2+ и Ва2+, можно сделать вывод о преимущественно ионном характере связей в комплексах Eu2+ c ДАЦДЯК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горелов И.П. Полярографическое исследование комплексообразования европия(III) и европия(II) с производными дикарбоновых кислот //Журн. неорган. химии, 1974, т. 29. № 8, с.1554-1557.
  2. Горелов И.П., Самсонов А.П., Никольский В.М. и др Синтез комплексонов, производных янтарной кислоты //Журн. общ. химии, 1979, т. 49, вып. 3б, с.659-664.
  3. Капустников А.И., Новикова Л.Б., Костромина Н.А., Горелов И.П. Исследование комплексообразовани РЗЭ с гидроксилсодержащими комплексонами методом протонного магнитного резонанса //Журн.. неорган. химии, 1980, т. 35, № 2, с.403-409.
  4. Козлов Ю.М., Тананаева Н.Н., Костромина Н.А., Горелов И.П. Спектрографиче ское изучение комплексообразования неодима (III) с 1,2-диаминопропановой-N,N´-дималоновой кислотой //Коорд. химия, 1984, т.10, № 2, с.186-189.
  5. Смирнова Т.И., Горелов И.П., Якубенок В.В. Исследование комплексообразования двухвалентных металлов с цис- и транс - изомерами 1,4 - диаминоциклогексан-N,N´- диянтарной кислоты //Журн. неорган. химии, 1982, т. 37, № 6, с.1584-1585..
  6. Eckardt D., Holleck L. Application of polarographic method for determination of stability constants //Z. Electrochem., 1965, v. 59. pp.202-207. 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

22 07 2021 18:55:13

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...

14 07 2021 18:33:40

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Статья в формате PDF 169 KB...

10 07 2021 20:35:23

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

03 07 2021 6:43:22

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья в формате PDF 310 KB...

01 07 2021 14:27:37

КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ

Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате пространственных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...

21 06 2021 5:20:51

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ПРОВОРОВ

Статья в формате PDF 87 KB...

18 06 2021 20:23:38

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской практике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

14 06 2021 9:43:24

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

12 06 2021 7:31:29

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!