IT-Reviews    

ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Голенков В.А. Степанов Ю.С. Статья в формате PDF 144 KB

Основанный в 1954 году Орловский государственный технический университет (Орел-ГТУ) последние годы динамично развивается по всем направлениям: совершенствуется его инфраструктура, образовательная, научная и производственная деятельность, расширяется материально-техническая, учебно-лабораторная и социально-бытовая база.

На базе ОрелГТУ руководством Госкомвуза, в последующем Минобразования России, Администрацией Орловской области и ректоратом ОрелГТУ впервые в России был организован эксперимент по созданию глубоко интегрированного учебно-научно-производственного комплекса (УНПК) нового типа, который способен решать крупные научные, инновационные, экономические, производственные. И образовательные проблемы для отраслей и региона.

Предлагаемая модель деятельности вуза включает процесс создания новых научных знаний, реализацию новых идей в прикладных исследованиях и использование полученных новых знаний в процессе обучения.

Новизна подхода заключается в разработке концепции перехода на новую ступень интеграции образования, науки и производства., разработке, исследовании и обосновании организационно-экономической и финансово-правовой модели создания УНПК на базе университета с включением в его структуру юридически, организационно и экономически зависимых, значимых для отраслей и регионов промышленных, предприятий, НИИ, финансово-экономических фирм и других организаций, в которых вузу принадлежит вся или часть собственности, где процесс обучения непосредственно сопряжен. С выполнением научной, конструкторско-технологической, финансово-экономической И производственной работой на основе интенсификации и интеграции фундаментальных И прикладных научных исследований, инновационной деятельности, образовательного процесса И производства.

Реализована модель интегрированного УНПК на базе ОрелГТУ, опыт работы которого применим в других регионах страны. Создание УНПК позволило обеспечить качественно новый уровень подготовки специалистов, научных. И научно-педагогических кадров; в среднем в 5-10 раз сократить путь от научной разработки ДО выпуска опытной и серийной партии промышленной продукции; уменьшить финансовые расходы на процесс обучения специалистов, а также на разработку и внедрение в производство ноу-хау; получить возможность совместного использования уникального оборудования в учебных и научных целях; рационально использовать основные фонды вуза, НИИ и предприятий в учебных, научных и производственных целях; привлекать к исследованиям и разработкам нетрадиционные ранее для вуза источники финансирования: кредиты банков, инвестиционные средства. И др., создавать новые рыночные структуры, активно работать на рынке ценных бумаг; создать единую творческую среду для студента, аспиранта, докторанта, преподавателя, конструктора, технолога и специалистов производства; реорганизовать УНПК в центр подъема и стабилизации экономики региона, центр научно-технической культуры производства, центр духовного и культурного развития, притяжения и сплочения творческих сил региона.

Характеристика УНПК. Ядром УНПК является университет, имеющий развитую образовательную структуру, где ведется подготовка по 57 базовым специальностям в 4 филиалах в городах Карачев, Братск, Ливны, Мценск,, 3-х институтах и представительствах в ряде городов России и за рубежом.

На базе университета созданы и действуют региональный центр по подготовке и повышению квалификации антикризисных специалистов, региональный центр по подготовке специалистов для налоговой полиции, учебно-методический центр института профессиональных бухгалтеров, региональный центр охраны труда и окружающей среды, региональный центр энергосбережения, региональный центр качества, академцентр Российской академии архитектуры и строительных наук, центр итернет-образования, региональный центр логистики и др., а также 12 региональных подразделений отраслевых академий.

ОрелГТУ готовит специалистов для многих межотраслевых комплексов народного хозяйства: машиностроения и металлообработки, приборостроения, медицины, радиоэлектронной, пищевой и легкой промышленности, строительства, городского и автомобильного хозяйства, а также сфер бизнеса, экономики, банковской, социальной и правовой деятельности.

На сегодняшний день в ОрелГТУ учатся свыше 14000 студентов. Профессорско-преподавательский состав и сотрудники ОрелГТУ насчитывают свыше 2500 человек.

В университете работают диссертационные советы по защите докторских (6) и кандидатских (1) диссертаций по 18 специальностям. Подготовка докторантов, аспирантов и соискателей ученой степени, общее количество которых составляет 500 человек, ведется более чем по 50 специальностям.

Университет имеет научные подразделения при кафедрах, факультетах, институтах, входящих в его структуру. На различных юридических основаниях (различные формы собственности), в соответствии с законодательством Российской Федерации, в правовое подчинение либо в структуру университета вошли промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро, испытательные лаборатории (около 30), тем самым, создавая единый учебно-научно-производственный комплекс, в который вошли:

 АОЗТ "Научприбор". ОрелГТУ является главным акционером предприятия, являясь владельцем наибольшего из всех акционеров пакета акций - 25 %, а также высотного корпуса предприятия. АО является базовым предприятием для факультетов электроники и приборостроения, новых технологий и автоматизации производства. Завод совместно с университетом разрабатывает и выпускает сложные аналитические приборы, основанные на методах химической и жидкостной хроматографии, рентгеновской спектрометрии. В последние годы предприятие переходит на производство приборов для медицины, экологических исследований, антенн спутникового телевидения и т.п. Совместная работа ученых университета и инженерно-технических работников завода позволило существенно повысить качество и конкурентоспособность многих изделий предприятия. Так, например, малодозная цифровая рентгеновская установка, производимая на заводе, обеспечивает уменьшение от 30 до 100 раз лучевой нагрузки на пациента по сравнению с ныне действующим оборудованием.

Созданные совместные учебно-научно-производственные центры и лаборатории, долевое финансирование работы которых с учетом вклада в создание интеллектуальной собственности осуществляют и вуз и завод, позволяют не только снизить затраты, привлечь потенциал ученых для решения научно-технических проблем предприятия, но и получить синергетический эффект. Работники предприятия работают над кандидатскими и докторскими диссертациями, при этом, активно участвуя в учебном процессе, а студенты, аспиранты и докторанты университета зачисляются на должности с получением зарплаты, работая по тематике предприятия, используя его уникальное оборудование, приборы и сервисное обслуживание.

Д Орловский научно-исследовательский институт легкого машиностроения входит в состав УНПК ОрелГТУ в качестве структурного подразделения, является головной организацией по созданию оборудования для отраслей легкой промышленности: обувной; кожгалантерейной; швейной, для охраны окружающей среды; для нанесения порошковых полимерных покрытий, для экологических мероприятий МЧС РФ, учебного, научного и лабораторного оборудования для системы образования. Институт занимается доведением объектов интеллектуальной собственности УНПК до опытных образцов и серийных партий с целью их дальнейшего вовлечения в хозяйственный оборот, активно занимается учебными, научными и инновационными работами, является базовым предприятием факультета легкой и пищевой промышленности.flfl НПО "Автограф ", известное ранее как разработчик периферийных устройств к ЭВМ, преобразовано в Учебно-научно-производственный центр ОрелГТУ - хозрасчетное структурное подразделение университета. Специализируется на проектно-конструкторских работах в области учебной техники и оборудования, а также выполнении заказов по проектированию нового оборудования, машин, механизмов, экспериментальных стендов ученых и аспирантов. Является базовым предприятием для факультета новых технологий и автоматизации производства, а также ряда кафедр других факультетов.

Д Завод "Металлоизделий", преобразовано в Учебно-производственный комбинат ОрелГТУ, который владеет сверхконтрольным пакетом акций - 78 %. Специализируется на изготовлении изделий и металлоконструкций средней тоннажности, школьной мебели, оборудования для предприятий перерабатывающей промышленности, проектировании и изготовлении технологической оснастки и др. Является базовым для факультета новых технологий и автоматизации производства, а также ряда кафедр факультета легкой и пищевой промышленности.

УНПП «Наука» производит высококачественные погонажные изделия на уровне лучших европейских образцов, созданное совместно с немецкой фирмой "Weinig". Обеспечивает не только внутренние потребности области, но и многих других регионов, в первую очередь Москвы. Открыт торговый "Дом паркета" с полным объемом сервисных услуг. Стоимость установленного оборудования превышает один миллион долларов. Технологии производства паркета и других изделий из дерева разрабатываются учеными УНПК совместно с немецкими специалистами. Оно является базовым для специальностей строительного и экономического

Учебно-производственное предприятие «Индустрия образования» вновь создано и успешно функционирует. Специализируется на выпуске различного учебного, учебно-научного оборудования для специализированных школьных и вузовских лабораторий, ведет оснащение и сервисное обслуживание учебного и научного оборудования для школ, ПТУ, техникумов и вузов областей, входящих в ассоциацию «Черноземье».

«Орел-Технопарк» объединяет малые предприятия. Научно-производственной специализацией фирм в составе технопарка является: разработка и запуск информационных сетей и телекоммуникационных систем; исследование и разработка типоразмерных рядов гидроударников для разрушения горных пород, твердых покрытий, мерзлых грунтов и конструкционных материалов; исследование и разработка неразрушающих методов контроля и диагностирования технического состояния машин и механизмов; производство запасных частей для легковых и грузовых импортных и отечественных автомобилей и автобусов, изготовляемых по запатентованной импортозамещающей технологии; разработка, исследование и экспериментальное производство машин и аппаратов пищевых производств; разработка, исследование и производство хлебобулочных изделий со специальными добавками лечебно-профилактического назначения; разработка, исследование и производство пищевых продуктов лечебно-профилактического назначения для населения, проживающего в районах радиоактивного загрязнения; отработка новых технологий работы на фондовом рынке; консультационная деятельность на рынке ценных бумаг; научно-методическое обеспечение деятельности предприятий на основе финансового анализа) и др. разработка правового обеспечения процессов реструктуризации сельскохозяйственных предприятий; разработка правовых механизмов, финансово-экономических схем, кон-структорско-технологических решений, выполнение маркетинговых исследований в области «Индустрии образования» по Центральному региону России.

"Техавтотранс-ОрелГТУ" занимается производством тракторов на базе комплектующих, изготовляемых на предприятиях России и Украины, а также их сервисным обслуживанием. Является базовым предприятием для специальностей транспортного направления.

"Славянские окна" специализируется на изготовлении и монтаже евроокон в школах, вузах, колледжах и др. объектах города и села.

«СКВ текстильных машин» работы по профилю и разработка сельскохозяйственной техники.

Достигнутые результаты и эффективность работы УНПК

1. Интегрирование учебной, научной и производственной деятельности уже сейчас позволило университету осуществить широкопрофильную подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием на принципиально новом качественном уровне, создать условия для профессиональной адаптации выпускников к условиям современного рынка труда, более чем в 3 раза расширить перечень специальностей профессионального высшего образования и увеличить прием и контингент студентов.

2. УНПК стал центром формирования научно-технической политики региона, базой для ее реализации, начиная от разработки проектов региональных законов до строительства новых производств, в основе которых заложены новые технологии, разработанные в университетском комплексе.

3. В результате создания УНПК более чем в 170 раз увеличились основные фонды, более чем в 8,5 раза расширились площади учебно-лабораторной базы.

4. Объем выполняемой НИОКР возрос за последние 7 лет более 8 раз за счет улучшения материальной, научной и опытно-экспериментальной базы, кадрового потенциала, становления и развития научных школ и направлений, гибкой системы материального и морального стимулирования.

5. Количество патентов увеличилось по сравнению с 1993 г. в 5 раз, ежегодно УНПК ОрелГТУ создает около 100 изобретений, защищенных патентами, количество публикаций в центральных издательствах увеличилось за последние три года в 10 раз, составляя в год около 900-1000 статей по направлениям работы УНПК.

6. Выполненные НИОКР позволили предприятиям УНПК обновить номенклатуру серийно выпускаемой конкурентоспособной на рынке продукции более чем на 50 наименований, куда входят наукоемкие приборные комплексы, медицинское оборудование, приборы для экологических исследований, учебные классы и лаборатории, строительные материалы, трактора, паркет и др.

7. За счет полученных в результате деятельности УНПК финансовых ресурсов ведется реорганизация существующих производств, строительство новых предприятий, создаются новые учебные лаборатории и модернизируются существующие, заканчивается строительство жилого поселка на 33 коттеджных двухуровневых дома, покупаются для профессорско-преподавательского коллектива квартиры строятся спортивные комплексы, корпуса общежития и др.

8. Университет стал и социально культурным центром региона. В структуре УНПК имеются радиостудия и радиостанция, телестудия и телеканал круглосуточного вещания, пей-джинговая компания, народный театр сатиры, театр моды, дом моделей, институт эстетического воспитания, многочисленные спортивные команды и художественные коллективы и др. Создана информационная сеть и центр дистанционного образования, объединяющие все филиалы университета. Исполнителем и одним из источников финансирования этих и других социально культурных и информационных программ и объектов является УНПК ОрелГТУ.

9. Создание УНПК и его функционирование стало реальным вкладом в модернизацию высшего профессионального образования в России.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Италия, г. Рим, 4-8 декабря 2003г.)




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

27 03 2020 2:15:52

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ

В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и Я М Р1 Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...

16 03 2020 20:13:13

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

14 03 2020 11:55:51

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

06 03 2020 7:26:34

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

04 03 2020 12:32:57

ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ (учебник)

Статья в формате PDF 107 KB...

27 02 2020 21:34:25

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

26 02 2020 4:21:20

«КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Статья в формате PDF 344 KB...

25 02 2020 2:19:11

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

24 02 2020 4:35:10

БИОХИМИЯ КРОВИ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 106 KB...

18 02 2020 9:24:32

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «4-АММОНИЙ ПИРИДИН ТЕТРАХЛОРПАЛЛАДИТ»

Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...

02 02 2020 21:23:26

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСПИРАЦИОННОЙ ПЫЛИ

Статья в формате PDF 255 KB...

31 01 2020 21:52:19

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ШОЛОХОВА «РОДИНКА»

Статья в формате PDF 311 KB...

16 01 2020 8:18:54

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 248 KB...

03 01 2020 16:40:51

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Статья в формате PDF 182 KB...

22 12 2019 6:23:32

НАШ ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ ПОЛИПОЗНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Статья в формате PDF 309 KB...

19 12 2019 22:45:59

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

Статья в формате PDF 120 KB...

15 12 2019 12:33:37

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕВОГО ЯРЕМНОГО ЛИМФАТИЧЕСКОГО СТВОЛА У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...

07 12 2019 17:44:39

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ В ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»

Статья в формате PDF 244 KB...

01 12 2019 6:47:37

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

28 11 2019 0:20:20

НПВС В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ РОЖИ

Статья в формате PDF 121 KB...

27 11 2019 11:49:43

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 174 KB...

23 11 2019 12:52:39

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

Статья в формате PDF 110 KB...

20 11 2019 23:45:30

ИКСОДОВЫЕ КЛЕЩИ И ЖИВОТНОВОДСТВО КУЗБАССА

Статья в формате PDF 117 KB...

12 11 2019 10:37:36

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья в формате PDF 276 KB...

11 11 2019 13:43:43

ХЕМОКИНЕТИКОТРОПНЫЕ СВОЙСТВА АТФ

Статья в формате PDF 88 KB...

07 11 2019 21:51:12

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!