УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Экономический потенциал страны сегодня во многом определяется состоянием развития системы профессионального образования. По мнению многих специалистов, смысл образования в XX столетии не должен сводиться лишь к вооружению интеллекта все новыми операциональными возможностями, но и предполагать перестройку сознания, когда важное значение имеет формирование целостного мировосприятия, мироощущения. Большое значение в образовании будущего отводится формированию активных и самостоятельных людей, в числе качеств которых упоминаются: способность к творческому мышлению, историзм мышления, развитый интеллект, воля, сформированные нравственные качества и критерии и т. д.
Ситуация, возникшая на сегодняшний день в нашем обществе, характеризуется уникальностью, ибо общественный организм, а вместе с ним сознание каждого индивида проходит период разрушения и качественного обновления. Это коснулось и существующей в стране системы государственного образования, которая зачастую перестраивалась стихийно, без должной научной разработки и обоснования, методом проб и ошибок. В связи с чем, актуальное значение приобретает вопросы: Какова конечная цель образовательного процесса? Как изменить содержание образования и методы преподавания и воспитания, чтобы удовлетворить актуальную и назревающую потребность общества в качественном обучении? Только ответив на эти вопросы, мы сможем приблизиться к определению типов обучающих технологий, которые должны широко внедряться в вузовское и послевузовское профессиональное образование.
В качестве органа управления системой профессионального образования закон рассматривает Федеральное собрание Российской Федерации, в компетенцию которого входит:
- утверждение соответствующих статей бюджета и контроль за их исполнением, Федеральной программы развития профессионального образования;
- разработка и принятие Федеральных законов в области высшего и послевузовского образования, международных программ в области высшего и послевузовского профессионального образования, новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского образования, прогноза потребности в специалистах;
- изучение потребности рынка труда в специалистах;
- прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования;
- реализация мер по социальной защите работников высшего профессионального образования.
Чтобы понять нынешнее состояние современной системы образования, в особенности профессионального образования, необходимо выработать некие оценочные критерии, применимые в любую историческую эпоху к системе образования и дающие возможность оценить ее.
Система образования имеет исторический опыт, определенные традиции, из которых вырастает последующая система образования. В отрыве от прошлого новая система существовать не может.
Если вспомнить отечественную историю, то в наиболее сложный для страны период (1917-1920гг.), в момент экономического и политического кризиса, когда в стране не хватало средств, государство выделяет основные средства на развитие системы образования, т.к. для всех становится понятным, что кадровая политика решает проблему выхода из кризиса. Активная политика государства в сфере образования характерна и для переломных моментов в отечественной истории досоветского периода. Начиная с Петра I, каждый раз, как только страна пыталась решать глобальные задачи в экономике и внешней политике, она рассматривала развитие системы образования как мощное средство достижения своих стратегических целей, предпринимала реформы в данной сфере, роль государства в ее регулировании.
Во всех проанализированных нами концепциях реформирования системы образования, наряду с интересными идеями существует много спорных моментов и концептуальных нечеткостей. Так, при достаточно подробном описании кризисного состояния системы образования в стране, сложного финансового положения преподавателей и студентов, в самой концептуальной проработке реформ нет ответа на многие вопросы. Так непонятно под какую государственную стратегию проводится реформа профессионального образования? Какие профессиональные задачи стоят перед образованием? Какие специалисты, и в каком количестве необходимы? На какие социальные слои опирается данная реформа? А главное, ни одна из вышеприведенных концепций не рассматривает образование как средство выхода из экономического кризиса.
В связи вышесказанным, нам кажется уместным подчеркнуть, что сегодня, когда идеологической целью государства является идея свободного рынка и либерализации экономики, эти идеи проводятся одновременно с программой минимализации, при этом экономия государственных средств происходит главным образом за счет резкого сокращения государственной поддержки образования.
Если взглянуть на тенденции развития экономики в развитых странах, то становится очевидным, что там, во-первых, во всех сферах наблюдается тенденция к ограничению действия свободного рынка, и усилению роли государства. Во-вторых, наиболее развитые страны, рационально используя свои бюджеты, постоянно увеличивают ассигнования на образование.
Таким образом, любая концепция развития системы образования, особенно в ситуации затяжного общего экономического и политического кризиса, должна, по нашему мнению, рассматривать образование как средство выхода из создавшегося кризиса. Именно отсутствие рассмотрения образования, как средства выхода их кризиса, представляется нам одним из главных недостатков практически всех концепций реформирования системы образования.
Обычно государство, реформируя данную систему, преследует определенную стратегическую цель, под которую выстраивается вся государственная политика, в том числе и в области образования. Несмотря на то, что образование может быть и негосударственным, предполагается, что за созданием системы образования просматривается некая концепция, в которой формируется идеал личности и представления о типах специалистов, которых в рамках данной концепции, следует готовить в стенах вуза. Оценка системы образования, по мнению автора, должна решаться с позиций ее адекватности поставленным задачам.
В каждое конкретное время государство формулирует цели, задачи и стратегию развития, определяются базовые ценности. В соответствии с решаемыми задачами строится система образования. Определяются субъекты образовательного процесса и общее направление развития системы образования в целом. Т.е. система образования строится адекватно государственным целям и задачам.
Оценочными критериями системы образования мы считаем следующие:
- адекватность системы образования глобальным экономическим и политическим задачам, решаемым обществом, объективным условиям функционирования системы и наличным ресурсам;
- преемственность в отношении отечественных традиций развития профессиональной образовательной системы;
- повышение качества подготовки будущих специалистов;
- соответствие логики ее изменения общемировым тенденциям развития этой системы в передовых странах.
Необходимо рассмотреть два возможных сценария, связанные с реализацией двух противоположных взглядов на образование.
Традиционный сценарий. Проблема развития образования решается только на рыночной основе, целиком исходя из сегодняшних потребностей клиентского рынка (либеральный вариант реформы), т.е. образование полностью отдается на откуп рынку. Такая перспектива, по нашему мнению, ведет к тому, что еще недавно мощная отечественная система высшего профессионального образования в ближайшей перспективе потеряет весь накопленный веками педагогический опыт и научный потенциал образования.
Такое положение вещей неизбежно в данной ситуации, т.к.:
- во-первых, ориентация образования только на потребности клиентского рынка ведет к резкому сужению перечня подготавливаемых образовательной системой специальностей (сводя их ограниченному перечню престижных специальностей) и числа подготавливаемых специалистов;
- во-вторых, подготовка специалистов по этим специальностям не как не связана с перспективой развития общества и решением задач, связанных с выводом страны из кризиса;
- в-третьих, в условиях углубляющегося кризиса, очевидна перспектива сокращения числа клиентов, способных оплатить образовательные услуги;
- в-четвертых, очевидно, что финансирование обучения возможно только по специальностям, которые рассматриваются клиентом как престижные;
в-пятых, по мере нарастания кризиса доля лиц способных оплатить образование будет снижаться, а сама система образования ориентированная только на интересы клиента не будет средством выхода из кризиса, что, в свою очередь, усугубляет проблему поддержки образовательных учреждений со стороны государства.
Альтернативный сценарий предлагает решить проблему развития системы образования с опорой на сохранение в максимально возможном объеме системы государственного образования и государственного финансирования практически по версии советского периода существования этой системы. Сценарий предполагает сохранение, по возможности, всего потенциала системы вузов созданного в советский период. В этой ситуации в принципе была бы возможна ориентация системы высшего образования на обеспечения задач стратегического развития страны. Однако реализация этой стратегии практически невозможна, т. к.:
- полноценное финансирование всей ныне существующей системы государственных учебных заведений в принципе невозможно в условиях углубляющегося экономического кризиса;
- подготовка специалистов на государственной основе по всему перечню специальностей, потребность в которых существовала в СССР, но которые сегодня не востребованы обществом, не оправданы;
- развитие всей системы по данному принципу вряд ли будет оправданным в условиях, когда стратегические приоритеты, направления экономического и культурного развития страны, и ее экономики, целенаправленная государственная политика ориентированная на развитие, отсутствует.
Несмотря на массу принципиальных отличий общим недостатком всех проанализированных нами концепций реформы системы образования, как нам видится, являются следующие моменты:
- во всех концепциях реформирования системы образования проблема развития рассматривается в отрыве от стратегии развития и экономической политики государства;
- во всех документах просматривается отсутствие приоритетных специальностей, важных в развитии экономики на ближайшее будущее;
- для всех документов характерно игнорирование системы образования как мощного средства развития общества и экономики. Последняя везде рассматривается как зависимая от финансирования государства. В большинстве документов не учитывается или односторонне учитывается специфика экономических условий, в которых протекает реформа высшего образования;
- нигде не определены критерии развития системы высшего образования. Наблюдаются попытки в качестве критериев развития указать, например, наращивание числа учреждений и студентов в них, что является весьма странным условием объективного сокращения средств, которые могут быть выделены государством на образование сегодня и сокращения числа рабочих мест.
По нашему мнению, решение указанных проблем, на самом деле, в значительной степени упирается в отсутствие общей стратегии развития общества и государства. На сегодня очевидно, что рынок, сам по себе, не может вывести страну из кризиса, что экономикой и другими сферами жизни общества надо управлять:
- вложением средств предприятий на подготовку кадров, направляя их в соответствующие отрасли промышленности и народного хозяйства. Этот факт был отмечен Правительством и осознание Правительством этой проблемы, как нам представляется, является важной предпосылкой для выработки оснований концепции для вывода системы образования из кризиса. Хотя общегосударственная стратегия развития еще отсутствует, но в деятельности Правительства уже просматривается определенная позиция (намечаются общие цели и задачи развития, ясен потенциальный заказчик, которым является государство), при том, когда еще не определены основные направления развития экономики.
Исходя из данной посылки, опираясь на выше сформулированные критерии развития системы образования и с учетом сложных экономических условий, в которых должна протекать реформа, мы предлагаем следующие элементы концепции развития отечественной системы высшего образования в современных условиях.
Опираясь на идеи, изложенные выше считаем, что было бы оправдано более четко разделить две сферы образования:
1. Регулируемую и финансируемую из госбюджета сферу государственных учреждений.
2. Регулируемую и финансируемую частными лицами сферу негосударственных учреждений.
Первую сферу предлагается существенно сократить и финансировать государством исходя из конкретно определенных в стратегии приоритетов развития государства, общества, экономики на ближайшую и отдаленную перспективу. Эти вузы необходимо полноценно финансировать из госбюджета, что возможно в условиях резкого сокращения их численности. В сфере государственного финансирования может находиться ряд вузов, развитие которых не связано с решением приоритетных задач на ближайшую перспективу, но, сохранение которых государство считает важным на более длительную перспективу. Другую, негосударственную сферу образования, предлагается финансировать за счет обучающихся, частных лиц и т.д., при этом полностью лишить эту систему государственного финансирования.
Если задача государственно-финансируемых вузов будет связана с общегосударственной задачей развития экономики, то задача негосударственных будет лежать в плоскости частных интересов отдельных граждан. В условиях ограниченного бюджета и дефицита средств - это единственный способ сохранить в дееспособном состоянии систему государственного образования. Мы считаем, что при настоящем положении вещей надо отказаться от попытки рассмотрения тенденции к увеличению числа вузов и подготавливаемых специалистов, оплачиваемых из госбюджета, как к позитивному процессу. Поступление в государственные вузы, по нашему мнению, должно проводится на жесткой конкурсной основе. Желающие получить образование, но не выдержавшие конкурсного испытания по собственному усмотрению выбирают негосударственное учебное заведение и сами оплачивают обучение.
Таким образом, государственные средства, вкладываются в развитие определенных направлений экономики и соответствующую им кадровую политику, а все частные и личные интересы граждан решаются за счет собственных средств.
В данной концепции возможно сосуществование одновременно двух форм образования: государственной и частной. По такому пути идут многие развитые страны. Однако, при этом, по нашему мнению, государственной системе образования необходимо сохранить все лучшее, отличавшее российскую государственную систему образования, а именно ее фундаментальную базу. Но, в то же время, государственной системе образования необходимо обратить внимание на доведение полученных знаний до их практического применения.
В то же время, развитие отечественной системы образования, и ее лучших традиций не должно быть удалено от развития мировой системы образования. Реализации таких связей возможна по линии ЮНЕСКО, Совета Европы и др.
Представляется, что в условиях рыночной экономики, с ее постоянно меняющейся конъюнктурой, учебные заведения должны идти не по линии развития узкой специализации, а по линии расширении спектра возможного использования наших специалистов, когда молодые специалисты могли бы найти себе применение в различных сферах деятельности.
В этих условиях, наряду с информационными формами обучения, важную роль должны играть новые типы технологий, которые должны активизировать резервные возможности личности, развивать творческие способности, давать возможность использовать полученную информацию на уровнях: воспроизведения, применения и творчества. Именно к числу таких технологий мы и относим интенсивные обучающие технологии.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Италия, г. Рим, 4-8 декабря 2003г.)
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
26 02 2021 14:34:24
Статья в формате PDF 113 KB...
25 02 2021 0:57:41
Статья в формате PDF 137 KB...
24 02 2021 22:22:49
Статья в формате PDF 149 KB...
23 02 2021 11:58:44
Статья в формате PDF 129 KB...
22 02 2021 0:22:35
Для определения возможности использования кристаллографического метода в оценке нарушений сперматогенеза при действии химических факторов были изучены кристаллограммы лизата сперматозоидов крыс после введения Н Д М Г в дозах 5, 25, 40 и 70 мг/кг. Экспериментальные исследования проводились на белых крысах-самцах. Анализ тезиограмм показал превалирование нарушений с увеличением введенной дозы Н Д М Г, начальные нарушения выявляются на ранних сроках, во всех диапазонах доз Н Д М Г. Максимальные нарушения прослеживаются при острой интоксикации в дозе 70 мг/кг и сроке 24 часа, о чем свидетельствует увеличение центров кристаллизации, формированием грубых монокристаллов и поликристаллов. Изменения кристаллоографической картины в тезиограммах лизата спермы крыс свидетельствуют о метаболических изменениях в сперматозоидах, развивающихся в ответ на действие Н Д М Г, что позволяет рекомендовать кристаллографические методы для оценки действия репродуктивных токсикантов и они могут служить индикаторами функционального состояния организма. ...
21 02 2021 15:14:51
Статья в формате PDF 140 KB...
20 02 2021 8:33:32
Статья в формате PDF 323 KB...
19 02 2021 22:22:50
Статья в формате PDF 257 KB...
18 02 2021 7:41:28
Статья в формате PDF 81 KB...
16 02 2021 16:18:41
Статья в формате PDF 120 KB...
15 02 2021 5:31:51
Статья в формате PDF 338 KB...
14 02 2021 14:49:44
Статья в формате PDF 110 KB...
13 02 2021 21:32:36
Статья в формате PDF 125 KB...
11 02 2021 20:20:10
На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...
10 02 2021 0:11:53
Статья в формате PDF 312 KB...
09 02 2021 14:45:54
Статья в формате PDF 138 KB...
08 02 2021 13:40:17
Статья в формате PDF 135 KB...
07 02 2021 19:44:23
Статья в формате PDF 87 KB...
06 02 2021 6:16:54
Статья в формате PDF 294 KB...
04 02 2021 23:58:57
Статья в формате PDF 158 KB...
03 02 2021 8:12:33
Статья в формате PDF 100 KB...
02 02 2021 16:22:48
Статья в формате PDF 160 KB...
01 02 2021 3:55:37
Статья в формате PDF 119 KB...
31 01 2021 2:42:10
Статья в формате PDF 311 KB...
30 01 2021 23:31:19
Статья в формате PDF 124 KB...
28 01 2021 4:57:45
Статья в формате PDF 119 KB...
27 01 2021 14:34:59
Статья в формате PDF 300 KB...
25 01 2021 16:29:39
Статья в формате PDF 264 KB...
24 01 2021 18:39:43
Статья в формате PDF 132 KB...
22 01 2021 18:58:42
Статья в формате PDF 119 KB...
21 01 2021 19:40:51
Статья в формате PDF 127 KB...
20 01 2021 22:33:17
Статья в формате PDF 206 KB...
19 01 2021 17:35:56
Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...
17 01 2021 5:46:13
Статья в формате PDF 123 KB...
16 01 2021 18:21:21
Статья в формате PDF 110 KB...
15 01 2021 8:37:54
Статья в формате PDF 263 KB...
14 01 2021 14:49:57
Статья в формате PDF 109 KB...
12 01 2021 7:34:49
Статья в формате PDF 111 KB...
11 01 2021 21:21:31
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...
10 01 2021 22:27:48
Статья в формате PDF 92 KB...
09 01 2021 13:26:51
Статья в формате PDF 127 KB...
08 01 2021 21:48:46
Статья в формате PDF 293 KB...
07 01 2021 20:52:29
Статья в формате PDF 284 KB...
06 01 2021 17:14:55
Статья в формате PDF 103 KB...
05 01 2021 16:51:20
Статья в формате PDF 128 KB...
04 01 2021 12:15:56
Статья в формате PDF 155 KB...
02 01 2021 3:15:29
Статья в формате PDF 129 KB...
31 12 2020 10:59:54
Статья в формате PDF 464 KB...
30 12 2020 12:55:58
Статья в формате PDF 688 KB...
29 12 2020 3:30:20
Статья в формате PDF 95 KB...
28 12 2020 14:26:21
Статья в формате PDF 123 KB...
27 12 2020 14:57:39
Статья в формате PDF 131 KB...
26 12 2020 18:54:28
Статья в формате PDF 120 KB...
23 12 2020 5:16:41
Статья в формате PDF 113 KB...
22 12 2020 7:37:16
Статья в формате PDF 89 KB...
21 12 2020 6:59:49
Статья в формате PDF 100 KB...
20 12 2020 0:10:47
Статья в формате PDF 114 KB...
19 12 2020 7:44:48
Статья в формате PDF 100 KB...
18 12 2020 23:20:32
Статья в формате PDF 143 KB...
17 12 2020 9:14:42
Статья в формате PDF 293 KB...
16 12 2020 22:48:34
Статья в формате PDF 115 KB...
15 12 2020 20:37:10
Статья в формате PDF 110 KB...
13 12 2020 13:27:58
В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...
11 12 2020 8:54:30
Статья в формате PDF 124 KB...
10 12 2020 2:46:33
Статья в формате PDF 327 KB...
09 12 2020 19:26:59
Статья в формате PDF 302 KB...
08 12 2020 21:49:12
Статья в формате PDF 122 KB...
07 12 2020 1:40:35
В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотракторной техники из алюминиевых сплавов. ...
05 12 2020 3:30:59
Статья в формате PDF 115 KB...
02 12 2020 12:31:53
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...
30 11 2020 15:59:36
Статья в формате PDF 111 KB...
29 11 2020 3:56:33
Статья в формате PDF 266 KB...
28 11 2020 7:50:40
Статья в формате PDF 110 KB...
27 11 2020 22:38:58
Статья в формате PDF 120 KB...
26 11 2020 10:14:17
Статья в формате PDF 329 KB...
25 11 2020 0:49:26
Статья в формате PDF 129 KB...
24 11 2020 4:56:19
Статья в формате PDF 109 KB...
22 11 2020 0:39:17
Статья в формате PDF 100 KB...
21 11 2020 16:10:17
Статья в формате PDF 96 KB...
20 11 2020 19:15:46
Статья в формате PDF 129 KB...
19 11 2020 17:47:17
Статья в формате PDF 108 KB...
18 11 2020 23:23:12
В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...
17 11 2020 9:41:25
Статья в формате PDF 196 KB...
15 11 2020 14:27:10
Статья в формате PDF 104 KB...
14 11 2020 14:29:42
Статья в формате PDF 82 KB...
13 11 2020 16:44:38
Статья в формате PDF 264 KB...
12 11 2020 4:36:36
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...
10 11 2020 4:57:25
Статья в формате PDF 115 KB...
09 11 2020 17:20:29
Статья в формате PDF 251 KB...
07 11 2020 11:54:20
Статья в формате PDF 108 KB...
06 11 2020 16:51:23
Статья в формате PDF 112 KB...
05 11 2020 16:15:17
Статья в формате PDF 114 KB...
04 11 2020 11:22:21
Статья в формате PDF 116 KB...
03 11 2020 0:17:36
Статья в формате PDF 100 KB...
02 11 2020 20:55:24
Статья в формате PDF 116 KB...
01 11 2020 21:33:29
Статья в формате PDF 196 KB...
31 10 2020 5:30:11
Статья в формате PDF 96 KB...
30 10 2020 23:34:30
Статья в формате PDF 99 KB...
29 10 2020 6:58:23
Статья в формате PDF 206 KB...
28 10 2020 11:54:10
Статья в формате PDF 253 KB...
27 10 2020 7:35:10
Статья в формате PDF 113 KB...
26 10 2020 9:10:22
Статья в формате PDF 364 KB...
25 10 2020 21:24:19
Статья в формате PDF 132 KB...
24 10 2020 19:16:26
Статья в формате PDF 116 KB...
23 10 2020 16:52:21
Статья в формате PDF 250 KB...
22 10 2020 14:32:56
Статья в формате PDF 295 KB...
20 10 2020 11:30:40
Статья в формате PDF 86 KB...
19 10 2020 4:32:40
Статья в формате PDF 101 KB...
18 10 2020 4:39:37
Статья в формате PDF 308 KB...
17 10 2020 2:11:49
Статья в формате PDF 123 KB...
16 10 2020 9:56:50
Статья в формате PDF 165 KB...
14 10 2020 18:24:13
Статья в формате PDF 130 KB...
13 10 2020 4:19:46
Статья в формате PDF 86 KB...
12 10 2020 14:51:18
Статья в формате PDF 116 KB...
11 10 2020 19:45:29
Статья в формате PDF 145 KB...
10 10 2020 9:34:36
Статья в формате PDF 137 KB...
09 10 2020 12:52:22
В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...
08 10 2020 1:24:26
Статья в формате PDF 124 KB...
07 10 2020 19:40:29
Статья в формате PDF 107 KB...
06 10 2020 17:53:41
Статья в формате PDF 110 KB...
04 10 2020 23:11:57
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
03 10 2020 8:32:49
Статья в формате PDF 117 KB...
02 10 2020 12:38:37
Статья в формате PDF 96 KB...
01 10 2020 4:43:27
Статья в формате PDF 116 KB...
30 09 2020 16:35:31
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::