ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник:
Ушамирская Г.Ф. Сенникова Ю.А. Статья в формате PDF 118 KB

Смена тысячелетий ознаменовалась для нашей страны и для всего мира значительными изменениями, которые позволяют говорить о построении глобального общества и стирании межнациональных границ. Эти изменения сопряжены для России с необходимостью по новому осмыслить ее место и роль в формирующемся ныне новом мировом пространстве, без чего невозможно обеспечить успешного развития экономики и общества в современных весьма жестких конкурентных условиях. Все это можно назвать проблемой позиционирования на мировом рынке как России в целом, так и, в силу ее большой площади и своеобразия различных районов друг от друга, ее отдельных регионов. Эффективность подобного позиционирования во многом зависит от того, на сколько взвешенно органы управления и общество в целом смогут решить, возникающие при этом задачи и принять необходимые решения. При этом правильность подобных решений, безусловно, будет зависеть от того, как глубоко будет проведен анализ ситуации и выявлены факторы, которые в будущем будут играть ключевое значение.

В составе подобных факторов, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  • формирование единого мирового экономического и информационного пространства приведет к углублению специализации экономик различных стран или даже групп государств;
  • свобода перелива капитала обеспечит выравнивание жизненного уровня населения различных регионов мира, что даст возможность поднять и уровень образования в тех странах, в которых он к настоящему времени относительно низок;
  • в силу истощения природных богатств, лидирующие конкурентные позиции будут занимать страны способные обеспечить высокий уровень наукоемкости производства, благодаря чему станет возможным при незначительных ресурсах удерживать лидирующие позиции;
  • отмена ограничений на перемещение трудовых ресурсов между странами приведет к значительным миграционным процессам, которые в значительной мере изменять национальный и социальный состав населения традиционных стран.

Учет данных факторов позволяет выделить следующие наиболее значимые принципы, соблюдение которых позволит обеспечить устойчивое развитие стран в современном мире:

  • перспективность, то есть сознательное сосредоточение усилий на развитии тех аспектов экономического и общественного развития, которые определяют достижения научного, экономического и социального характера. Постиндустриальный характер современного общества диктует при этом акцентирование на таких направлениях как информационных технологиях, освоении космоса, генетике, микробиологии, микропроцессорной технике и других, отличающихся высокой наукоемкостью;
  • высокая степень интегрированности, что означает высокую степень специализации производства, формирование территориальных производственных комплексов, а также высокую степень товарного и информационного обмена между различными субъектами глобального рынка. Причем все это будет сопровождаться повышением роли и значения местных органов власти и развитием демократии.
  • обязательность минимальных социальных стандартов, подразумевающая обеспечение приемлемого уровня жизни для каждого члена общества, создание условий для гармоничного развития личности, защиты прав и свобод каждого гражданина;
  • сбалансированность потребления, позволяющая добиться выравнивания жизненных условий во всех странах, обеспечения населения достаточным комплексом материальных и духовных благ, а также рационального расходования природных ресурсов;
  • относительность пределов роста, характеризующаяся ограниченностью природных ресурсов, которая приводит к ситуации, когда лидирующие позиции занимают ресурсосберегающие технологии, основанные на наиболее передовых достижениях научно-технического прогресса.

В этих условиях решающее значение для обеспечения эффективного экономического и социального роста приобретает развитие человеческого фактора. Причем необходимо подчеркнуть, что на фоне отрицательного естественного прироста населения встает задача обратить самое пристальное внимание на обеспечение высокого профессионального и культурного уровня трудящихся, за счет которых они смогут занять достойное место в условиях современного рынка. Лишь те страны, которые в настоящее время осуществляют инвестирование в повышение культурного уровня и профессиональную подготовку своего населения на формирующемся мировом рынке, безусловно, в ближайшие десятилетия будут занимать ведущую роль. Образование становится долгосрочным ресурсом развития. Россия в этом вопросе не является исключением, но имеет свою ярко выраженную специфику, которая заключается в наличии двух особенностей:

  • традиционно Россия является государством, имеющим одно из лидирующих мест по развитию науки в мире;
  • в последние годы существует весьма выраженная тенденция оттока высококвалифицированных кадров за рубеж. Вследствие этой причины по данным А.И. Турчинова, только за последние десять лет Россия уже недосчитывается 1,5 млн. высококвалифицированных специалистов, из которых 12 - 15 % кандидатов и около 2 % докторов наук.[1]

Особо при этом следует отметить, что в настоящее время россияне молодого поколения прекрасно осознают те перспективы и возможности, которые открываются для них в новом мире благодаря получению перспективной специальности и общему повышению социального статуса в результате повышения диплома об окончании высшей школы. Так данные проведенного нами социологического исследования «Состояние и развитие региональной системы образования в условиях реформ» наглядно свидетельствуют, что 45,3 % школьников; 41,2 % студентов и 44,8 % учащихся ПУ и лицеев заявили, что для уверенности в будущем необходима востребованная специальность. 49,1 % школьников; 55,0 % студентов и 58,8 % учащихся ПУ и лицеев связывают уверенность в своем будущем с полученным образованием. Для современной молодежи все более характерной становится установка на постоянное образование, на образование в течение всей жизни. Самообразованием постоянно занимаются, согласно этому же исследованию, 19,2 % школьников, а 54,9 % делают это время от времени. Среди студентов и учащихся ПУ и лицеев эти показатели, соответственно, составляют: 23 % и 63,6 %; 18,7 % и 61,5 %.

В ответ на эти тенденции в Росси в последние годы стал формироваться рынок образовательных услуг, позволяющий желающим приобрести необходимые знания на уровне, превышающем программу среднего образования. Судить об этом позволяют данные о том, что количество частных школ в РФ выросло с 7,2 тыс. в 1991 г. до 9,7 тыс. в 1997 г. и их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21 до 27 %.

Не остались в стороне от подобных тенденций и высшие учебные заведения. Стал формироваться целый спектр вузов, негосударственного характера. В их числе появились муниципальные учебные заведения, оказывающие образовательные услуги на коммерческой и бюджетной основе, позволяющие, как это бы ни выглядело парадоксально, давать высшее образование молодежи из относительно слабо защищенных слоев населения, которая не имея должной подготовки в средней школе, может продолжать свое обучение за умеренную плату. Значительное конкурентное преимущество подобных учебных заведений заключаются в том, что они нацелены на подготовку специалистов именно по тем специальностям, которые наиболее необходимы в соответствующих регионах. Помимо этого, муниципальные учебные заведения уже сейчас вносят ощутимую лепту в повышение квалификации персонала в виде непрерывного образования.

Исторические перемены, прошедшие в начале 90-х годов обусловили ситуацию, когда большинство специалистов в отечественной экономике старше 30-летнего возраста, хотя и занимают в настоящее время лидирующие позиции среди персонала, довольно слабо разбираются в рыночных процессах, поскольку получали высшее образование по старым, еще советским учебным программам, основанным на апологетике планового хозяйства. Не исключено, что это может являться одной из причин относительно слабых успехов отечественной экономики в последнее десятилетие. Исправление подобного положения лежит в сфере непрерывного образования, когда специалисты без отрыва от основного производства могут повысить свои теоретические знания в области маркетинга, менеджмента, финансового анализа, использовании информационных технологий и изучении английского языка.

Первоначально проведение подобных программ было инициировано зарубежными неправительственными организациями и высшими учебными заведениями, работающими под эгидой ООН. Именно эти программы во многом создали тот кадровый состав, который в настоящее время осуществляет реформы. Однако, они охватили лишь незначительную часть специалистов крупных городов и столицы. Поэтому перед отечественной системой образования в настоящее время стоит задача продолжить данный процесс в средних и малых городах Российской Федерации.

О том, что непрерывное образование имеет широкие перспективы для развития, позволяют судить данные о работе муниципальных учебных заведений за последнее время. Так, в МОУ «Волжский институт экономики и менеджмента - Высшая школа коммерции» (ВИЭМ-ВШК), у котором создан «Центр непрерывного образования и консультирования», только в прошедшем году выполнил 13 договоров на оказание платных услуг с предприятиями г. Волжского и г.Волгограда.

Кроме того, видное место в составе непрерывного образования в последние годы стала занимать заочная форма обучения по второму высшему образованию. Только по этой форме в 2002-2003 гг. в МОУ ВИЭМ - ВШК по специальности «Педагогика и психология» обучалось 77 человек, а для обучения в 2003-2004 гг. было зачислено 87 учащихся. Помимо этого по специальности «Бухгалтерский учет» в 2002-2003 гг. училось 35 студентов и было принято в 2003-2004 гг. дополнительно еще 60 человек.

Вместе с тем, рассматривая перспективы развития непрерывного образования в Российской Федерации можно отметить следующие аспекты, которые позволят обеспечить его совершенствование:

Характеристика деятельности «Центра непрерывного образования и консультирования» МОУ ВИЭМ-ВШК в 2003 г.

№ п/п

Наименование предприятий

Программа курса

1

2

3

4

5

 

6

7

8

 

9

10

11

12

13

ОАО «ВАТИ»

ОАО «ВАТИ»

ОАО «Поволжье»

ОАО «Поволжье»

ООО «СтарДистрибьюшн-Компани»

ОАО «ВТЗ»

Индивидуальный курс

МДОУ д/с № 59

 

МДОУ д/с № 36

 

МДОУ д/с № 63

ОАО «ВАТИ»

Консалтинговая фирма «Отечество»

Волгоградский Сбербанк

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Обучение работе в Microsoft Word

Обучение работе в Microsoft Excel

Английский язык

 

Обучение по программе развития персонала "Резерв"

Логопедия

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми"

"Сюжетно-ролевая игра: организация и руководство"

Обучение оператора-пользователя ПЭВМ

Психология делового общения

Психология делового общения

- с точки зрения государственных учебных стандартов необходимо предусмотреть увеличение часов изучения иностранных языков. Современная учебная нагрузка является недостаточной для свободного владения ими. При всем том практика показывает, что специалисты владеющие хотя бы одним иностранным языком легче находят работу и имеют значительно более быстрый карьерный рост;

- исходя из анализа развития глобализационных процессов наибольший удельный вес в мировой экономике имеет Китай. Темпы его роста позволяют говорить, что уже через 25 - 30 лет он займет место безусловного лидера. Принимая во внимание, что наша страна имеет с ним весьма протяженную границу, которая делает неизбежными теснейшие экономические связи, необходимо предусмотреть введение в высшей школе России изучения китайского языка;

- высокий динамизм современной экономики обуславливает необходимость систематической подготовки и оценки персонала. Следует более широко развивать систему аттестации кадров, в особенности в государственных организациях, а для их подготовки использовать систему непрерывного образования.


[1] Турчинов А.И. Актуальные проблемы государственной кадровой политики Российской Федерации // Формирование управленческого кадрового потенциала в регионе. Сборник матералов международной научно-практической конференции, состоявшейся в г.Белгороде 24 мая 2002 г. - Белгород, 2002


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ИЛЬМУШКИН ГРИГОРИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 102 KB...

23 07 2021 4:16:51

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

20 07 2021 9:45:19

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Статья в формате PDF 300 KB...

19 07 2021 6:36:37

МЕХАНИЗМЫ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА. ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Исследовано влияние вегетативной нервной системы на нелинейную динамику сердечного ритма. С этой целью рассмотрены две модели: первая основана на изучении нелинейных показателей у лиц с различным вегетативным балансом, который является важнейшим показателем состояния вегетативной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы. Вторая модель – это возрастные особенности нелинейной динамики сердечного ритма. Показано, что наибольшая сложность и «хаотичность» ритма сердца наблюдается у лиц с преобладающим влиянием парасимпатического отдела В Н С. Наоборот, смещение вегетативного баланса в сторону симпатического отдела приводит к упорядочению последовательности кардиоинтервалов, Однако конечный результат не является просто суммой данных воздействий, поскольку интегрированные влияния обеих отделов В Н С имеет форму нелинейных взаимосвязей. ...

09 07 2021 2:17:22

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Статья в формате PDF 199 KB...

08 07 2021 15:15:17

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

06 07 2021 12:49:59

Американский студенческий сленг начала 21 века

Статья в формате PDF 249 KB...

04 07 2021 9:39:41

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

28 06 2021 3:53:50

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

27 06 2021 13:19:16

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

20 06 2021 5:21:32

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

19 06 2021 17:51:39

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

18 06 2021 3:48:15

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...

13 06 2021 15:56:28

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

Статья в формате PDF 301 KB...

12 06 2021 18:48:59

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

Статья в формате PDF 111 KB...

08 06 2021 22:56:54

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

07 06 2021 12:32:33

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

Статья в формате PDF 224 KB...

06 06 2021 14:27:59

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!